Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся.

Поиск

Речевая деят-ть описана многими психологами и лингвистами (А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Н.И.Жинкин и др.) Она складывается из желания и умения говорить и слушать, то есть общаться. В школе формируются такие коммуникативные умения, как умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста инфор-цию в соответствии с коммун-ной задачей.

Одно из решающих условий успешного формирования коммуникативных действий — овладение уч-лями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик). По своей мотивац-ной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

В порождении высказывания различается несколько этапов. Доязыковой этап (звено ориентировки) харак-тся наличием мотива и общего смысла будущего высказывания. Мотив исходит из потребности чел-ка разрешить некую речевую ситуацию и образует "сплав" с коммуникативным намерением (интенцией), т.е. целью будущего коммуникативного акта. Этап программирования и отбора языковых средств зависит от таких условий, как речевой контекст (реплики собеседника или исходный текст), степень владения языком (правильность, темп, владение единицами), соответствие ситуации, опыт коммуникации, аффективное состояние и т.д. Этап реализации высказывания состоит из 2х частей: а) лексическое и грамматическое структур-ние во внутренней речи (отбор тематической лексики), б) моторная реализация во внешней речи, зашифровка в звуковые комплексы-слова, кот-ые с помощью речевого аппарата определяются в виде акустических сигналов или графических знаков. Этап контроля (говорящий оценивает результат своей речи, ее эффективность).

В 1 классе коммуникативно-речевые ситуации наглядно показывают, как происходит пр-сс общения, какими вербальными (словесными) или невербальными средствами он обеспечивается. Уч-ся получают 1-ые представления о речевом этикете, устной и письм-ной речи, получают элементарные сведения о тексте. Текст рассматривается как речевое произв-ние, как результат общения. Дети учатся отличать текст от предложения, упражняются в составлении текста на определенную тему по вопросам.

Во 2 кл. уделяется внимание практическому освоению интонационно-выразительной стороны речи, формируется культура речевого общения. В учебники включаются упр-ния, помогающие уч-ся в пр-ссе общения решить ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.).

В 3-4 кл. уч-ся ориентируются в речевой ситуации (кто говорит, кому говорит, что говорит). Особое внимание детей привлек-ся к смысловой стороне речи, к различным формам ее выражения, развивается умение ребенка поддерживать разговор с партнером, проявлять к нему должное внимание и уважение. Уч-ся наблюдают за функцион-ем языковых единиц (слов и предл-ий) в речи.

В 4 кл. уч-ся, пользуясь моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит и как говорит), размышляют над целью и мотивами общения (зачем говорит, почему говорит), используют формулы речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 кл. акцент делается на вопросах совершенствования письм-ой речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и худож-ый текст, находить средства выразит-сти для создания худож-ных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.

Совершенствование речевой деятел-ти уч-ся осуществляется и в работе над текстом. Уже в 1 кл. дети учатся отличать текст от набора слов или предлож-ий. Текст – это объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Выделяют три типа текстов: описание; повествование; рассуждение.

Повествование - это рассказ о событиях, развив-хся действиях или состояниях. Повест-ие изображает динамические ситуации. Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Речевое (коммуникативное) умение - это способность чел-ка осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммун-ных задач и на основе выработанных навыков и приобретенных знаний. Как показали исследования Т.В.Ладыженской, чтобы создать высказывание, ученик д/владеть вполне определёнными умениями, кот-ые перечислены в соответствии со структурой речевой деятел-сти. Эти умения явл-тся общими как для мл. шк-ков, так и для взрослого чел-ка. Поэтому в шк. надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр.

Речевые умения. I. Умение ориент-ться в ситуации и содержании речи. Дети д/научиться отвечать на след-ие вопросы: Зачем говорю и пишу? (задача речи), Каковы особенности адресата? К кому я обращаюсь?, Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать?, Что я хочу донести, какова основная мысль?

II Умение план-ть высказывания. Дети д/научиться:

Намечать ход развития мысли, последовательность, Намечать ведущий тип речи, Намечать жанр речи, Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и т. д.

III Умение создавать устные или письменные высказывания, т. е.:

• Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам.

• Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи.

IV Умение осуществлять контроль за речью, то есть

• Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения.

• Воспринимать или предполагать реакцию партнёра.

• Совершенствовать высказывания.

Методы и приемы совершенствования речевой деятельности:

1.Имитативные методы: (обучение по образцам): анализ образцовых текстов, синтез собственных языковых конструкций, моделирование образцовых текстов, обобщение, вывод правил, пересказ, письменное изложение с творческими дополнениями, художественное чтение, рассказывание и т.п.

2.Коммуникативные методы: ролевые игры, походы, экскурсии, наблюдения, ведение записей, дневников, создание сюжетов и т.п.

3.Метод конструирования: толкование значений слов и оттенков их значений, работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами,

работа со словарями, составление словосочетаний с конкретными словами, составление предложений заданного типа по схемам-моделям, распространение предложений и т.п.

Оптимальной класс-цией к обуч-ю речи как деят-ти признана класс-ция И.Я. Лернера, 3 гр. м-дов:

- рецептивные,

- репродуктивные,

-продуктивные: - частично- поисковый (эвристич.); - исследовательский; - творческий.

По такому же пр-пу класс-цируют и типы упр-ний. Н-р, упр-ие эвристич. хар-ра м/б след.: заполнить таблицу своими примерами; упр-ие исслед-го хар-ра: самост-но составить обобщ. таблицу, схему, выявить языковые факты в речи и сформ-ть выводы по теме; упр-ие тв-кого хар-ра: составить текст, написать соч-е.

1.Рецептивный м-д (объяснит.- иллюстр-й). Приемы: рассказ уч-ля, беседа, чт-е правил и памяток, набл-е над языком и речью(работа с текстами-образцами), показ алг-мов порожд-я и воспр-я текстов, применение правила, чтение словарной статьи. Этот м-д исп-ся для форм-ия зн-й о речи и речеведч-х пон-й (план, осн. мысль, тема текста, тип речи). важн. рецептивный прием разв-я речи – заучив-е наизусть, кот-е обечп-ет насыщение тв-кой память уч-хся образцами речи.

2. Репродуктивный м-д. Приемы: излож-е и пересказ текста; работа с деформир-ным предл-ем и текстом; ан-з слова, ан-з текста по памятке; подбор синонимов, антонимов, однокор. слов; подбор и вставка слов по смыслу, толкование слов по словарю.

С пом. этого м-да форм-ся навыки и ум-я. Уч-ся реализ-ют на практике полученные зн-я о речи (сост-т словосоч-я, предл-я, переск-т текст). Репродуктивн. м-д м/б полным и неполным. Полностью воспроиз-ся язык-е модели в тех случаях, если грамм. конструир-е и знач-е сохр-ся, а лексич. на-полнение меняется. Среди м-дов РР преобл-ют приемы не-полного репрод. м-да. (Н-р, в упр-ях вставка слов по смыслу в предл-и; преобр-е деформир-х предл-й, выбор лексич. и грамм. синонимов). Особ-тью данного м-да яв-ся показ образцовых текстов, подражание, кот-е должно стимул-ть потр-ть созд-я собст. текста подоб-го ур-ня.

3.Продуктивный м-д.Приемы: Исслед-кий: проблемное излож-е зн-й, эвристич. беседа, самот. Толков-е знач-й слов, словесное рисование; опр-е темы, осн. мысли, ан-з текста; сост-е плана, заголовка, подбор языкового и фактического мат-ла; моделир-е язык-х ед-ц различ. ур-ня. Тв-кий:соч-е по теме и плану; подбор текстов на одну тему, но разных стилей, типов; созд-е текста на аналогич. Тему, но иного стиля, типа речи; соч-е загалок, историй по псловице; соч-е продолж-я извест. сказки или исх. текста. Для нач. шк. Хар-рен в бол. Степени эвристич. м-д. Продуктивные м-ды реал-ся на эвристич. ур-не при вып-ии след. упр-ий: составить план текста; опр-ть тему, осн. мысль текста, озаглавить; сост-е текста по опред. плану, редактир-е текста. Под тв-ким м-дом пон-ся словесное тв-во на уроке (созд-е реб-ком собств. монологич. выск-й). Продуктивн. м-д признается на сегодняшний день ведщим м-дом РР. Усл-ем эфф-ного разв-я речи яв-ся активное вкл-ние уч-ся в пр-сс словесного тв-ва. При этом 2 осн. дейст-ями, кот-е форм-ся у уч-ся, д/стать дейс-е порожд-я смыслового содер-я текста (смысла и цели обр-ния) и дейст-е по словесному его выр-нию. Прод. м-д направлен, прежде всего, на обуч-е детей смыслу обр-ния и выр-ю дан. замысла. а сит-ция словесного тв-ва яв-ся наиб. адекватной задачей форм-я данных дейс-й. В этом случае работа над словосоч-ем, предл-ем, словом приобретает конкретный смысл – сделать свою речь понятной для других, точно передать то, что хотел, отсюда следует и выс. ур-нь мотивации реч. деят-ти. Рецептивный и репрод-й м-ды обесп-ют форм-е обобщен. речеведч-го пон-я (тема, идея, микротемы, заголовок) и на этой основе выработку ум-й и нав-в. Продуктивн. м-ды обесп-ют не т-ко форм-е и разв-е ум-й и нав-в реч. деят-ти, но и способствуют разв-ю реч. способностей уч-ся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.012 с.)