Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Функции семьи по отношению к обществу: • физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства; • воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; . производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40—45 млн человек; • организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение). Функции семьи по отношению к человеку: супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку; родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле. Особенности развития современной семьи. К таким особенностям относятся: • специфика социального уклада в городской и сельской семье. Н-р, отн-ния в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе такой контроль практически отсутствует; • существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже; • происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитаниидетей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. В семье с большим доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отн-ние к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, кот-е проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам; • идет процесс разукрупнения семьи — выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психол-й климат для восп-я детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества; • уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая 1-2 детей. Причины сокращения рождаемости многообразны: занятость на работе; недостаточная обеспеченность дошк-ми учр-ями; рост затрат на восп-е ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; • увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод — плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. • увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников, нет и подопечных. Однодетная семья суживает опыт коллективных отн-ний. Ребенок становится центром семьи, кот-я отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Психолого-педагогических правила взаимодействия учителей с родителями: Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного рук-ля, т. к. это м/б источником обид, раздражения. Чаще всего родители знают свои обязанности, но у них не всегда получается. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психол-ки родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, кот-е не имеют пед. подг-ки и высокого обр-ния, с поним-ем и ответст-тью относятся к восп-ю детей. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Хорошо известно, что сущ-ют десятки способов решения пед. задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому д/б взгляд на пед-ку как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель. Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. (Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. К посещению нужно готовиться). Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. (Периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию). Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Виды пед. поручений. Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми — руководство кружком по интересам, детским клубом; Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю — содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками. Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, в благоустройстве школы. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся Вся работа школы с семьей делится на 2 осн. группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к совр. проблемам восп-я. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Проводятся научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Опр-ся наиболее назревшая проблема семейного восп-я. В течение года проводится ее теор. и практич. изуч-е в школе и в семье. День открытых дверей, или родительский день в школе. Классные родительские собрания. Один из подходов к их орг-ции — проблемная формулировка тем собраний и заинтересованное их проведение. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Индивидуальным формам работы: посещение семьи, педагогическое поручение. А так же педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.01 с.) |