Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи



Социология рассматривает семью как часть целого обществен­ного организма, как клетку общества, как социальный воспита­тельный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в се­мье.

Функции семьи по отношению к обществу:

физическое воспроизводство населения. Для смены поколе­ний необходимо соответствующее число детей в рамках опреде­ленного государства;

воспитательная функция — передача знаний, умений, навы­ков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

. производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготов­ление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется допол­нительно 40—45 млн человек;

организация досуга, так как значительная часть времени про­водится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:

супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они вза­имодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную под­держку;

родительская функция семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;

организация быта. Известно, что семейный быт — самый ком­фортный быт в психологическом смысле.

Особенности развития современной семьи. К таким особенно­стям относятся:

специфика социального уклада в городской и сельской семье. Н-р, отн-ния в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контро­лем односельчан. В городе такой контроль практически отсут­ствует;

существует прямая зависимость: чем выше образование роди­телей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее об­разование. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значитель­но ниже;

происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспи­таниидетей, характер взаимоотношений между родителями и деть­ми. В семье с большим доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пре­сыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отн-ние к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, кот-е проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым бла­гам;

идет процесс разукрупнения семьи — выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психол-й климат для восп-я детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и трудности: бытовая неустроенность, осложне­ние с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества;

уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспи­тывающая 1-2 детей. Причины сокращения рождаемости многообразны: занятость на работе; недоста­точная обеспеченность дошк-ми учр-ями; рост затрат на восп-е ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи;

увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не вся­кий развод — плохо, поскольку устраняется источник негативно­го воздействия на психику ребенка.

увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ста­вит ребенка в затруднительное положение в плане общения, по­лучения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников, нет и под­опечных. Однодетная семья суживает опыт коллективных отн-ний. Ребенок становится центром семьи, кот-я отдает ему всю ласку, внимание, заботу.

Психолого-педагогических пра­вила взаимодействия учителей с родителями:

Первое правило. В основе работы школы и классного руко­водителя с семьей и общественностью должны быть действия и ме­роприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного рук-ля, т. к. это м/б источником обид, раздражения. Чаще всего родители знают свои обязанности, но у них не всегда получается.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и актив­ности в воспитании. Психол-ки родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, ко­т-е не имеют пед. подг-ки и высокого обр-­ния, с поним-ем и ответст-тью относятся к восп-ю детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость не­осторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброже­лательным. Все знания о семье он должен обращать на утвержде­ние добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный на­строй в решении проблем воспитания, опора на положительные ка­чества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориен­тация на успешное развитие личности. Хорошо изве­стно, что сущ-ют десятки способов решения пед. задачи, но только один из них является верным в данных конк­ретных условиях. И поэтому д/б взгляд на пед-ку как на науку об общих законах эффективного воздействия на лич­ность, а не как на рецептурный указатель.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установ­ления контактов с семьей является посещение семьи школьника. (Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. К посещению нужно готовиться).

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. (Пе­риодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию).

Одна из форм установления контактов с родителями — педаго­гические поручения. Виды пед. поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную пози­цию, непосредственно работу с детьми — руководство кружком по интересам, детским клубом;

Поручения, предполагающие оказание организационной по­мощи учителю — содействие в проведении экс­курсий (обеспечение транспортом, путевками.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укрепле­нии материальной базы школы, в решении хозяйственных за­дач, — участие в оборудовании кабинетов, в благоустрой­стве школы.

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Вся работа школы с семьей делится на 2 осн. группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внима­ния родителей к совр. проблемам восп-я. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Проводятся науч­но-практические конференции родителей по проблемам воспита­ния. Опр-ся наиболее назревшая проблема семейного вос­п-я. В течение года проводится ее теор. и практи­ч. изуч-е в школе и в семье.

День открытых дверей, или родительский день в школе.

Классные родительские собрания. Один из подходов к их орг-ции — проблемная формулировка тем собраний и заинтересованное их проведение. Этому может помочь заранее составленный вопросник.

Индивидуальным формам работы: посещение семьи, педагогическое поручение. А так же педагогические консультации. В основе кон­сультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педа­гогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готов­ности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.003 с.)