![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Функции семьи по отношению к обществу: • физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства; • воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; . производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40—45 млн человек; • организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение). Функции семьи по отношению к человеку: супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку; родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле. Особенности развития современной семьи. К таким особенностям относятся: • специфика социального уклада в городской и сельской семье. Н-р, отн-ния в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе такой контроль практически отсутствует; • существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже; • происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитаниидетей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. В семье с большим доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отн-ние к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, кот-е проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам; • идет процесс разукрупнения семьи — выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психол-й климат для восп-я детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества; • уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая 1-2 детей. Причины сокращения рождаемости многообразны: занятость на работе; недостаточная обеспеченность дошк-ми учр-ями; рост затрат на восп-е ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; • увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод — плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. • увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников, нет и подопечных. Однодетная семья суживает опыт коллективных отн-ний. Ребенок становится центром семьи, кот-я отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Психолого-педагогических правила взаимодействия учителей с родителями: Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного рук-ля, т. к. это м/б источником обид, раздражения. Чаще всего родители знают свои обязанности, но у них не всегда получается. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психол-ки родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, кот-е не имеют пед. подг-ки и высокого обр-ния, с поним-ем и ответст-тью относятся к восп-ю детей. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.Хорошо известно, что сущ-ют десятки способов решения пед. задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому д/б взгляд на пед-ку как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель. Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. (Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. К посещению нужно готовиться). Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. (Периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию). Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Виды пед. поручений. Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми — руководство кружком по интересам, детским клубом; Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю — содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками. Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, в благоустройстве школы. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся Вся работа школы с семьей делится на 2 осн. группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторийпреследует цель привлечения внимания родителей к совр. проблемам восп-я. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Проводятся научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Опр-ся наиболее назревшая проблема семейного восп-я. В течение года проводится ее теор. и практич. изуч-е в школе и в семье. День открытых дверей, или родительский день в школе. Классные родительские собрания. Один из подходов к их орг-ции — проблемная формулировка тем собраний и заинтересованное их проведение. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Индивидуальным формам работы: посещение семьи, педагогическое поручение. А так же педагогические консультации.В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.007 с.) |