Диагностика развития личности и контроль результатов обучения в начальной школе. Виды, формы и методов контроля знаний, умений и навыков. Оценка и отметка в практике начальной школы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика развития личности и контроль результатов обучения в начальной школе. Виды, формы и методов контроля знаний, умений и навыков. Оценка и отметка в практике начальной школы.



Диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. Пед.диагностика явл-ся активно оспариваемой и неопределенной программой.пед. диагностика призвана 1) оптимизировать процесс индив-го обуч-я,2) в интересах общества обеспечить правильное определение рез-тов обуч-я,3)свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной группы в другую. В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связив процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их разв-я служат главной информацией для анализа прошлого пед-го опыта и конструирования дальнейшего пед-го процесса.

Оценочнаяфункция вып-ет несколько аспектов: Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через пед-кую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект пед-кой оценки закл-ся в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Управленческая функция пед-кой диагностики связана с основными этапами управления разв-ем ученического коллектива и личности школьника.

В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом.Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе.Обобщающая диагностика - дает основные данные для коррекции пед-кого воздействия в течение следующего учебного года.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций.

Контроль — это также способ получения информации о каче­ственном состоянии учебного процесса.

В процессе проверки уча­щиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не толь­ко воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и уме­ния в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.

Образ-ая функция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень ЗУН учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы.

Развивающая функцияконтроля состоит в стимулировании по­знавательной активности учащихся, в развитии их творческих спо­собностей.

Воспитывающая функцияконтроля состоит в воспитании у уча­щихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккурат­ности, честности.

В современной педагогике разл-т следующие виды контроля:

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а так­же перед изучением отдельных тем дисциплины. Цель его — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету.

Текущий контроль осущ-ся в повседневной учебной работеи выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке.

Тематический (периодический) контроль.Выявление и оценка зна­ний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспеч-ся периодическим контролем. Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части учебного материала — темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса.

Рубежный контроль— проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учеб­ного материала, усвоение которого невозможно без усвоения преды­дущей части.

Итоговый контроль— экзамены по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность уче­ника к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль— выпускные экзамены в школе, за­щита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов. Формы контроля:

1)Индивидуальный контроль считается наиболее объективной,т.к. свид-ет о достижении каждого ученика.

2)Фронтальный контроль. Протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

3)Групповой контроль. Проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений.

Матричный контроль — первенец нетрадиционных форм конт­роля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответа осуществляется произвольно. Тестовый контроль.Тест — это задание на деятельность и эталон ответа или реше­ния. Оценка вып-я теста производится путем сравнения ответа ученика с эталоном. Различают два вида тестов на выборку: Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только 2 варианта ответа: «да» или «нет».

Избирательный тестпредставляет собой вопрос, на который пред­лагается несколько (обычно 4-5) вариантов ответа, из которых уче­ник должен выбрать правильный.

Кроме тестов на выборку (альтернативных и избирательных), су­ществуют 2 типа тестов на воспроизведение: Конструктивный тестпредставляет собой обычный теор-­кий вопрос, четко сформул-ный, но без вариантов ответа.

Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конст­руктивная деталь).

Методы контроля:

Методы устного контроля — это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформир-ти знаний, умений и других результатов обучения.

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Целью оценочной деятельности учителя является контроль ус­певаемости учащихся и формирование у них адекватной самооцен­ки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и уме­ний учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учеб­ной деятельности школьника является оценка.

Под оценкой качества знаний и умений школьников может по­ниматься «констатация определенной связи между планом (целе­вым представлением) и отраженной информацией».

На современном этапе развития нач. шк. определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных зун, их со­ответствие требованиям гос. стандарта нач. обр-ия;

- степень сформированности уч. деят-сти младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, ху­дожественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифици­ровать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отно­шения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Рассмотрим так называемую «торжественнуюпятерку». Это радостное переживание успеха. Есть и более глубокий, личностный пласт: чувство собственной полноценности — оно очень важно для детей. Далее — позиционный пласт — отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Затем — социально-психологический пласт: родители и родствен­ники переживают чувство гордости, делятся им со знакомыми и сослуживцами.

«Обнадеживающая четверка».Переживания учащегося зависят от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. явля­ется достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Но если эта четверка следует за пятеркой, то это воспринимается как снижение результата. Учащийся испытывает чувство ущемленного престижа.

«рав­нодушная тройка» здесь нет окрыляющей радости, нет переживания успеха, и негативных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе.

«Уничтожающая двойка»у учащегося вызывает негативное пе­реживание, начиная с непосредственного переживания собствен­ной несостоятельности, угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и по­вышением требований.

Рассмотрев негативную сторону отметок, необходимо сказать не­сколько слов о том, что дает всем нам безотметочное обучение детей.

• У учащихся отсутствует прежде всего страх. На уроках царит свобода мысли детей, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Отметка как мотив учения исчезает и по­степенно формируется главный познавательный мотив. Созда­ется имидж знания.

• Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о сво­ем «незнании», а для мотивированного обучения ученику край­не необходимо самому определить качество его знаний.

• Отсутствие отметок дает возможность сформировать полно­ценную учебную деятельность.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.011 с.)