Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках труда.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конструирование — латинское слово, constructio означает «построение». В работе с детьми — это деятельность, в процессе которой создаются разнообразные игрушки — самоделки из таких материалов, как бумага, картон, шишки, желуди, коробки, катушки и др. Изготовление игрушек из разных материалов открывает большие возможности для развития творчества, фантазии. Работа с каждым материалом, будь то бумага, картон, шишки или коробки, требует использования таких инструментов, как ножницы, нож, шило, линейка. Здесь нужны определенные навыки и умения. Не меньшее значение приобретает и умение организовать свое рабочее место. Конструирование имеет общее с изобразительной деятельностью. Создавая любую конструкцию, приходится обдумывать замысел, выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге, решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета. В зависимости от использования того или иного материала можно выделить три вида: конструирование из бумаги и картона, природного материала, конструирование из готовых форм (картонных коробок, катушек, шпулек и т.д.). Каждый из видов имеет свою специфику использования инструментов и обработки самих материалов. Например, для скрепления бумажных деталей можно использовать клейстер и казеиновый клей, а для скрепления шишек лучше взять столярный клей, тонкую проволоку и нитки. Конструирование из бумаги Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибания и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях; при помощи выкроек. Сгибание листа бумаги пополам. В зависимости от того, какой предмет предполагается выполнить, берут квадратный или прямоугольный лист плотной альбомной или настольной бумаги. Она легко сгибается. Из квадратного листа бумаги можно сделать шалаш, палатку, из прямоугольного — тетрадь, дом, вагон. Сгибание полос бумаги. Этим способом можно сделать мебель для кукол, стол, стул, скамейку, кровать. Для большей прочности в некоторых местах полосу желательно склеить (например, укрепить спинку стула, кровати). Сгибание, надрезание и склеивание. Этот способ дает возможность выполнить перечисленные выше предметы, но более сложной и прочной конструкции. Например, из квадрата можно склеить кубик, стул, стол, дом. Квадратный лист бумаги сгибают на определенное количество равных частей, в нужных местах делают надрезы, что дает возможность прочнее скреплять части. Складывание бумаги в разнообразных комбинациях. Сложный, но очень увлекательный способ конструирования, включающий в себя множество этапов работы, строго следующих один за другим. Этим способом можно делать разнообразные игрушки для игры с водой (лодочки, кораблики), для подвижных игр (вертушки, стрелы, голуби, самолеты), для настольных игр (петуха, пингвина, лягушки), как дополнение к сюжетным играм (стакан, кошелек, шапку, фотоаппарат). В изготовлении этих игрушек лучше всего использовать тонкую цветную глянцевую или писчую бумагу. Использование выкроек при конструировании дает возможность создавать сложные, объемные игрушки. По выкройкам выполняются некоторые елочные игрушки: скворечник, почтовый ящик, самолет с объемным корпусом, разнообразные коробочки с крышками, домики и т. п. Особенности работы состоят в том, что необходимо знать условные обозначения: сплошная линия — разрез, пунктирная — линия сгиба. Там, где игрушка склеивается, на выкройке делают припуски, которые аккуратно отгибают, намазывают клеем и присоединяют к одной из сторон изделия. В других случаях склеиваются основные, большие части выкройки, а меньшие сохраняются несоединенными, они отгибаются в разные стороны. Например, у рыбы не склеиваются плавники. Соединить детали можно, вставив одну часть в другую. Для этого на выкройке делают надрезы. Так можно сконструировать дерево, якорь, круглый фонарик, самолет, птицу и т. д. Для игрушек по выкройкам используют плотную бумагу — глянцевую, настольную, полукартон. Конструирование из готовых форм Готовые формы — коробки, катушки, шпульки, пробки и др. В качестве дополнительного материала используются: цветная бумага, нитки, кусочки ткани, тонкая проволока. Все детали скрепляются казеиновым клеем. Можно выделить несколько способов работы: Соединение готовых форм без изменения их с добавлением небольших деталей. Например, по-разному склеивая коробки, можно сделать письменный стол, пианино, тележку, вагон и т. д. Затем готовые формы обклеивают тонированной бумагой. Частичное изменение готовых форм. Так, чтобы придать поделке более реальный вид, форму коробок предварительно изменяют: надрезают ножницами и удаляют часть. Например, так выполняются вагончик, кормушка (используется пакет из-под молока). 3. Изготовление и присоединение подвижных частей. Некоторые игрушки будут более интересными, если каким-либо частям придать подвижность (вагону, машине приделать колеса; шлагбаум, весы можно также сделать подвижными). Конструирование из природного материала В качестве природного материала используются шишки (еловые, сосновые), желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, кора, мох, солома, перышки птиц, яичная скорлупа, ветки, ракушки. Дополнительным материалом служит картон, бумага. Для скрепления частей используется казеиновый, столярный клей, нитки, тонкая проволока1. В работе с природным материалом нужны инструменты: ножницы, молоток, шило, иголки. Типы уроков ручного труда. Систематизация уроков труда возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д; Если исходить, например, из дидактической цели, то типология уроков ручного труда будет такой же, как и любых других уроков: уроки изучения нового материала, уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений, уроки обобщения, контрольные уроки, и, вероятно, самым распространенным типом (как и по другим учебным предметам в начальных классах) будет комбинированный урок труда. Безусловно, к этим урокам применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные. Существует еще одна классификация уроков ручного труда: по образцу, по модели, по условиям, по схеме. Эта классификация зависит от того какие задачи ставятся перед учащимися: обучающие, закрепляющие и творческие. Так например, урок по образцу носит обучающий характер. Учитель предлагает образец, например дом, для прямого следования: анализ предмета, выбор материала, выбор способа деятельности. Уроки по условиям носят закрепляющий характер с элементами развития, т.е. применение знаний с частично изменившимися условиями, например, нужно построить дом в два этажа или с двумя подъездами, детям необходимо предложить вариант надстраивания и пристраивания дома. Уроки по модели и по схеме носят развивающий характер, т.к. в случае с моделью дети видят саму постройку, но не видят из чего она состоит. Им нужно из имеющихся материалов создать аналогичную модель. И самое сложное это строительство по схеме или чертежу, дети должны представить объемную фигуру и построить ее. Так же, можно еще выделить три основные типа уроков: а) рационально-логические (решение логических задач); б) эмоционально-художественные (создание художественного образа); в)формирующие приемы и навыки практической работы. Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному. Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: например, аппликации-головоломки (так называемое плоскостное конструирование), объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления и пр. Многие из них построены по аналогии с математическими задачами или психодиагностическими заданиями, направленными на проверку пространственного конструктивного мышления, аналитических способностей. Главное в подобных работах - проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем. Творчество, которое здесь проявляют ученики, будет преимущественно интеллектуального свойства. Основным содержанием работы на таких уроках является, как правило, логический анализ устройства изделия. В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных из пластилина, скульптуры из природных материалов и т.п. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества. Каждое такое изделие «сочиняется» путем творческого комбинирования материалов, и по ходу работы направление поиска может меняться. Вообще на таких уроках все средства (включая материалы, способы их обработки и пр.) выступают для детей чаще всего во множестве вариантов, поскольку они соотносятся с особым художественным содержанием, которое каждый ученик стремится выразить в своей работе. Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого смысла. Выполняя задания эмоционально-художественного плана, ребенок по возможности самостоятельно определит цвет, форму отдельных деталей своего изделия, их общую композицию. Он также может самостоятельно подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки. Всеми этими средствами он пытается выразить какую-то идею, передать настроение, отношение, создать образ. Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.01 с.) |