Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках труда.



Конструирование — латинское слово, constructio означает «построе­ние». В работе с детьми — это деятельность, в процессе которой создаются разнообразные игрушки — самоделки из таких материалов, как бумага, картон, шишки, желуди, коробки, катушки и др. Изготовление игрушек из разных материалов открывает большие возможности для развития творчества, фантазии. Работа с каждым материалом, будь то бумага, кар­тон, шишки или коробки, требует использования таких инструментов, как ножницы, нож, шило, линейка. Здесь нужны определенные навыки и умения. Не меньшее значение приобретает и умение организовать свое рабочее место.

Конструирование имеет общее с изобразительной деятельностью. Созда­вая любую конструкцию, приходится обдумывать замысел, выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге, решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета.

В зависимости от использования того или иного материала можно выделить три вида: конструирование из бумаги и картона, природного ма­териала, конструирование из готовых форм (картонных коробок, катушек, шпулек и т.д.). Каждый из видов имеет свою специфику использования инструментов и обработки самих материалов. Например, для скрепления бумажных деталей можно использовать клейстер и казеиновый клей, а для скрепления шишек лучше взять столярный клей, тонкую проволоку и нитки.

Конструирование из бумаги

Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоско­го листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибания и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных ком­бинациях; при помощи выкроек.

Сгибание листа бумаги пополам. В зависимости от того, какой предмет предполагается выполнить, берут квадратный или прямоугольный лист плотной альбомной или настольной бумаги. Она легко сгибается. Из квад­ратного листа бумаги можно сделать шалаш, палатку, из прямоуголь­ного — тетрадь, дом, вагон.

Сгибание полос бумаги. Этим способом можно сделать мебель для кукол, стол, стул, скамейку, кровать. Для большей прочности в некоторых местах полосу желательно склеить (например, укрепить спинку стула, кровати).

Сгибание, надрезание и склеивание. Этот способ дает возможность выполнить перечисленные выше предметы, но более сложной и прочной конструкции. Например, из квадрата можно склеить кубик, стул, стол, дом. Квадратный лист бумаги сгибают на определенное количество равных час­тей, в нужных местах делают надрезы, что дает возможность прочнее скреплять части.

Складывание бумаги в разнообразных комбинациях. Сложный, но очень увлекательный способ конструирования, включающий в себя мно­жество этапов работы, строго следующих один за другим. Этим способом можно делать разнообразные игрушки для игры с водой (лодочки, ко­раблики), для подвижных игр (вертушки, стрелы, голуби, самолеты), для настольных игр (петуха, пингвина, лягушки), как дополнение к сюжетным играм (стакан, кошелек, шапку, фотоаппарат). В изготовлении этих игру­шек лучше всего использовать тонкую цветную глянцевую или писчую бумагу.

Использование выкроек при конструировании дает возможность созда­вать сложные, объемные игрушки. По выкройкам выполняются некоторые елочные игрушки: скворечник, почтовый ящик, самолет с объемным кор­пусом, разнообразные коробочки с крышками, домики и т. п. Особенности работы состоят в том, что необходимо знать условные обозначения: сплош­ная линия — разрез, пунктирная — линия сгиба. Там, где игрушка склеи­вается, на выкройке делают припуски, которые аккуратно отгибают, нама­зывают клеем и присоединяют к одной из сторон изделия.

В других случаях склеиваются основные, большие части выкройки, а меньшие сохраняются несоединенными, они отгибаются в разные сто­роны. Например, у рыбы не склеиваются плавники. Соединить детали можно, вставив одну часть в другую. Для этого на выкройке делают надрезы. Так можно сконструировать дерево, якорь, круглый фонарик, самолет, птицу и т. д. Для игрушек по выкройкам используют плотную бумагу — глянцевую, настольную, полукартон.

Конструирование из готовых форм

Готовые формы — коробки, катушки, шпульки, пробки и др. В качестве дополнительного материала используются: цветная бумага, нитки, ку­сочки ткани, тонкая проволока. Все детали скрепляются казеиновым клеем. Можно выделить несколько способов работы:

Соединение готовых форм без изменения их с добавлением неболь­ших деталей. Например, по-разному склеивая коробки, можно сделать пись­менный стол, пианино, тележку, вагон и т. д. Затем готовые формы об­клеивают тонированной бумагой.

Частичное изменение готовых форм. Так, чтобы придать поделке более реальный вид, форму коробок предварительно изменяют: надрезают ножницами и удаляют часть. Например, так выполняются вагончик, кор­мушка (используется пакет из-под молока).

3. Изготовление и присоединение подвижных частей. Некоторые игруш­ки будут более интересными, если каким-либо частям придать подвиж­ность (вагону, машине приделать колеса; шлагбаум, весы можно также сделать подвижными).

Конструирование из природного материала

В качестве природного материала используются шишки (еловые, сосно­вые), желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, кора, мох, солома, перышки птиц, яичная скорлупа, ветки, ракушки. Дополнительным материалом служит картон, бумага. Для скрепления частей используется казеиновый, столярный клей, нитки, тонкая проволока1. В работе с природным материа­лом нужны инструменты: ножницы, молоток, шило, иголки.

Типы уроков ручного труда.

Систематизация уроков труда возможна по разным ос­нованиям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д;

Если исходить, например, из дидактической цели, то типология уроков ручного труда будет такой же, как и любых других уроков: уроки изучения нового материала, уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений, уроки обобщения, контрольные уроки, и, вероят­но, самым распространенным типом (как и по другим учебным предметам в начальных классах) будет комбини­рованный урок труда. Безусловно, к этим урокам приме­нима и любая другая принятая в дидактике классифика­ция, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные.

Существует еще одна классификация уроков ручного труда: по образцу, по модели, по условиям, по схеме. Эта классификация зависит от того какие задачи ставятся перед учащимися: обучающие, закрепляющие и творческие. Так например, урок по образцу носит обучающий характер. Учитель предлагает образец, например дом, для прямого следования: анализ предмета, выбор материала, выбор способа деятельности. Уроки по условиям носят закрепляющий характер с элементами развития, т.е. применение знаний с частично изменившимися условиями, например, нужно построить дом в два этажа или с двумя подъездами, детям необходимо предложить вариант надстраивания и пристраивания дома. Уроки по модели и по схеме носят развивающий характер, т.к. в случае с моделью дети видят саму постройку, но не видят из чего она состоит. Им нужно из имеющихся материалов создать аналогичную модель. И самое сложное это строительство по схеме или чертежу, дети должны представить объемную фигуру и построить ее.

Так же, можно еще выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в)формирующие приемы и навыки практической работы.

Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному.

Рационально-логические задания предполагают доста­точно жесткий и однозначный анализ конструкции и уста­новление совершенно определенной, единой логики рабо­ты. К таким заданиям можно отнести все, что по преиму­ществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: например, аппликации-головоломки (так называемое плоскостное конструирование), объемное кон­струирование, задачи на симметричное вырезание, пере­плетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления и пр. Многие из них построены по аналогии с математическими задачами или психо­диагностическими заданиями, направленными на провер­ку пространственного конструктивного мышления, анали­тических способностей.

Главное в подобных работах - проанализировать кон­струкцию, выявить, какому принципу подчинено взаимо­расположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, черте­жей, схем. Творчество, которое здесь проявляют ученики, будет преимущественно интеллектуального свойства. Основным содержанием работы на таких уроках явля­ется, как правило, логический анализ устройства изделия.

В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального худо­жественного образа, выражающего эмоциональное со­стояние или какую-либо художественную идею. Это, на­пример, различные художественные композиции на плос­кости, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных из пластилина, скульптуры из природных материалов и т.п. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее ха­рактеру и психологической природе художественного творчества. Каждое такое изделие «сочиняется» путем творческого комбинирования материалов, и по ходу рабо­ты направление поиска может меняться. Вообще на таких уроках все средства (включая материалы, способы их об­работки и пр.) выступают для детей чаще всего во множест­ве вариантов, поскольку они соотносятся с особым художе­ственным содержанием, которое каждый ученик стремится выразить в своей работе. Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого смысла. Выполняя задания эмоционально-художественного плана, ребенок по возможности самостоятельно определит цвет, форму отдельных деталей своего изделия, их общую композицию. Он также может самостоятельно подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки. Всеми этими средствами он пытается выразить какую-то идею, передать настроение, отношение, создать образ. Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.006 с.)