Нет сознательного конструирования системы в интересах народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нет сознательного конструирования системы в интересах народа.



 

Как мы создаем себе наши социальные системы? На уровне общества – власть, экономику, культуру? И на уровне групп людей – предприятия, школы, поселения, учреждения?

 

Вообще нет сознательного, осмысленного конструирования систем (ни какого-либо НИИ, ни референдума, ни даже министра по этим вопросам, ни органа, ни процесса. Никакого – даже неэффективного – механизма). «Конструкторская власть» в явном виде отсутствует.

 

Когда чего-то НЕТ – это тоже фактор. Существующая система в основном и характеризуется тем, чего в ней нет, поскольку она сложилась исторически, а не сознательно.

 

В конструировании основных общественных институтов и сфер жизни не участвует практически никто. Люди приведены в состояние, при котором они неспособны к такому участию, и отсутствуют механизмы, с помощью которых люди могли бы участвовать.

Участие в конструировании и участие в реформах – вещи разные. В первом случае люди выступают архитекторами, а во втором – строительным материалом (и вот такого у нас, увы, достаточно).

Конструирование социальных структур ведется не на системной, научной основе. При обсуждении (если оно вообще есть) рассматривается в основном красивая аргументация, но практической, экспериментальной работы в основу не положено.

Отсутствует целенаправленный поиск и опробование новых форм, а также их сравнение между собой.

 

 

И потому конструирование о тдано на откуп более активным участникам и силам: решает тот, кто сильнее, или тот, кто громче орет, или у кого больше денег, или еще как (вообще совпадение большой пробивной силы, удачного рождения, хороших ораторских навыков, и системного мышления, знания многих предметных областей, и высоких моральных качеств – очень редкое). Поэтому они это делают не в интересах народа.

Да, в принципе таким способом может появиться и полезная реформа, но одна на 100? 1000? А полезная реформа могла бы появиться и другим, более эффективным способом.

Из-за отсутствия сознательности, научного подхода и нацеленности на интересы народа в системе, например, отсутствуют защитные механизмы от искажений.

Отсюда и следствия: неподотчетная народу власть, формирующая сама себя, обладающая необоснованными привилегиями, которые привлекают людей с определенными потребностями; отсюда своеобразный социальный отбор, часто приближающийся к отрицательному. Другая ветка следствий – это бюрократия и коррупция – как средство преодоления бюрократии. (Можно много нарыть в этой области, но не это главное.)

Как следствие, у получившейся системы управления нет цели управлять экономическими и социальными процессами в интересах народа. Эти процессы пущены на самотек, либо управление ими ведется, опять же, в корыстных интересах отдельных групп людей, или симулируется, или ведется формально, для вида.

Например, работа с экономикой путем регулирования денежных эмиссий. Образно говоря, двигатель течет, и мы в него подливаем масло. Возможно, это и нужно делать. Но ведь нельзя сказать, что так мы управляем двигателем, или что так мы его чиним!

 

Разобщенность людей

По сути, у нас нет добровольного и осознанного объединения людей. Нет общей цели на уровне страны, идеологии или других крупных объединений. Ни даже на территориальном уровне (района, например, или даже на местном уровне).

· Нет общей, совместной цели (такой цели, которую не констатируют устно, а вкладывают в ее достижение хотя бы небольшие усилия).

· Выживание и решение проблем раздельное, «каждый сам за себя» (например, если грязно – отгородиться забором, и за забором будет чисто, а вокруг грязь).

· Поощряется преследование каждым личного интереса, в том числе в ущерб другим, ставится цель – «обогащайся», люди ставятся в ситуацию конкуренции.

· Объединение людей скорее вынужденное, чем добровольное (вынужденное экономически – альтернативы-то нет, ее создать себе могут единицы, но тогда они скорее станут одиночками).

 

Ограничение и затруднение развития людей

· Управление построено на разобщении и ограничении развития людей.

· Подавляющее большинство людей не участвует в управлении, принятии решений (либо принимают ложное, мнимое участие) и они приведены в такое состояние, в котором не способны к этому.

· Низкая сознательность отдельного человека (следует тому, что легче, инстинктам, и т.п.) и это поощряется.

· Формирование потребителя и вся жизнь, организованная для формирования потребителя.

Возможности изменить ситуацию, оставаясь в этих рамках

Если эти рамки не менять, все достигнутые успехи будут лишь временными, так как эти факторы вернут нас в то же состояние. У системы такого вида шансы скатиться в «болезнь» значительно выше, чем создать что-либо путное.

 

Альтернатива

Но с другой стороны – а что если поработать именно с этими условиями, с этими рамками? Может быть, можно изменить именно их?

 

  Сейчас Нужно
Откуда все это берется исторически сложилось создается сознательно путем поиска и опробования вариантов
Конструктор кто сильнее не несет ответственности все участники либо те, кому это доверено и с кого спросят за результат
Мотив (Цель общества) нет Главная цель

 

Дадим несколько пояснений к схеме.

Чтобы избежать негативных последствий, которые описаны выше, нужно опираться на сознательное конструирование социальных систем, основных общественных институтов и сфер жизни (власти, экономики, системы на уровне общества в целом и др.). Конструирование на основе поиска, эксперимента, и с накоплением опыта.

Забегая вперед, скажу, что не надо сразу начинать с чего-либо в масштабе страны, а нужно идти от меньшего к большему – в самом деле, мы не знаем, как наладить работу 10 человек, а говорим о стране! (подробнее см. Конструкторский отдел).

 

Необходимо обращать внимание, в чьих интересах создается система или подсистема. Изначально и всегда конструирование системы должно вестись в интересах народа (под народом нужно понимать всех, кто живет сейчас, и кто родится в будущем). Такую задачу нужно ставить, отслеживать результат и вовремя вносить коррективы.

 

Каким бы людям ни поручить этим заниматься, остается риск искажения ими системы в своих интересах. Поэтому лучшим вариантом будет широкое участие людей в конструировании. Все люди должны стать конструкторами, инженерами общественной жизни.

Само научное изучение, подготовка вариантов для принятия решений может быть поручено специализированным организациям, но принятие решений должно принадлежать народу, во всяком случае, в тех областях, которые он захочет за собой оставить.

Значит, необходимы механизмы для такого конструирования (с помощью которых люди будут обладать конструкторской властью), и подготовка людей, чтобы они были способны в этом участвовать.

 

Это подразумевает определенный уровень знаний, умений, сознательности.

Отсюда – общество должно быть «заточено» на повышение сознательности отдельного человека. Совершенно неправильно все сводить к воспитанию в школе.

Необходимо общественное содействие в развитии человека, повышении сознательности, уровня знаний, навыков, умения управлять собой и др.

Конструкторская власть дает человеку силу. В чьих руках будет эта сила? Поэтому важна ориентация на созидателя, поощрение высоких потребностей, создание условий для проявления этих потребностей, новой культуры общения и др.

Чем свободнее и четче мы мыслим, чем лучше умеем общаться и понимать друг друга, чем быстрее мы учимся и осваиваем новое, чем лучше мы как организаторы, управленцы и как исполнители – тем лучше у нас получается.

И наоборот – чем больше мы потребители, чем меньше мы самостоятельны, чем больше следуем инстинктам, – тем мы более управляемы и внушаемы, тем сложнее нам построить сильную организацию, тем легче нам навязать ложные цели, тем выше риск не разглядеть угроз и т.п.

 

Также в новом обществе должно поощряться сознательное и добровольное объединение людей вокруг общих целей различного уровня, начиная от общей цели на уровне страны, общества в целом – и до общих целей на уровне двора, улицы, рабочего коллектива и т.п.

 

Устройство организаций может стать не искусством, а технологией.

Отсюда возникнет тенденция к организованности как нормальное состояние общества. То есть не разобщенность, а стремление к объединению: где бы ни оказались люди – они структурируются и начинают совместную деятельность. (И этот процесс не отдается на откуп властолюбцам:))

И еще один, очень значимый элемент новой «рамки»:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.01 с.)