Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классный руководитель (КР) – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Сейчас имеется несколько типов классного руководства: • учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; • классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель); • в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку. Функции классного руководителя. В cоответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций: 1. педагогические и социально-гуманитарные ф-ции направлены на создание условий для соц-ного развития уч-ся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятел-сти КР: воспитание уч-ся; соц-ая защита ребенка от неблагоприятных воздействий окр. среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка. 2. социально-психологические ф-ции, к кот-ым относится прежде всего организаторская. Решают ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих шк-ков. Важной на этом уровне представляется ф-ция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач КР явл-тся развитие ученического самоуправления. 3. управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции. Выражают требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Реализация диагностической ф-ции предполагает выявление КР исходного уровня и отслеживание изменений в воспитанности уч-ся. Функцию целеполагания м/рассматривать как совместную с уч-ся выработку целей воспитательной деятельности. Логика целеполагания отражается в пр-се планирования деят-сти КР. Планирование - это помощь КР самому себе и коллективу кл. в рациональной организации деятельности. Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы. Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право: • получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; • контролировать успеваемость каждого ученика; • контролировать посещаемость учебных занятий детьми; • координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога); • организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; • выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса; • приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся; • получать помощь от педагогического коллектива школы; • определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации); • отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. КР имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он явл-тся еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспит-льной работы) деятел-сти. Обязанности КР заключаются в следующем: • организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога); • установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога). Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями КР осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: • по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; • по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные; • по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); • по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; • по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; • по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; • по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов). Классный руководитель и педагогический коллектив. КР реализует свои функции в тесном сотрудничестве с др. членами пед. коллектива и в первую очередь с теми педагогами, кот-ые работают с уч-ками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, КР выполняет роль организатора и координатора пед. работы с уч-ся и коллективом. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. Одной из форм взаимодействия КР и учителей-предметников явл-тся пед. консилиум. Здесь дается целостная характеристика ребенка. Основной формой работы КР с учителями-предметниками явл-тся индивидуальные беседы, кот-ые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы. Т. о., КР, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности. Критерии эффективности работы классного руководителя. Две группы критериев (показателей) эффективности работы КР: 1. результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии. 2. процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции КР: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.235 (0.008 с.) |