Функции и основные направления деятельности классного руководителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и основные направления деятельности классного руководителя.



Классный руководитель (КР) – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

• классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

• в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Функции классного руководителя.

В cоответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций:

1. педагогические и социально-гуманитарные ф-ции направлены на создание условий для соц-ного развития уч-ся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятел-сти КР: воспитание уч-ся; соц-ая защита ребенка от неблагоприятных воздействий окр. среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

2. социально-психологические ф-ции, к кот-ым относится прежде всего организаторская. Решают ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих шк-ков. Важной на этом уровне представляется ф-ция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач КР явл-тся развитие ученического самоуправления.

3. управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции. Выражают требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Реализация диагностической ф-ции предполагает выявление КР исходного уровня и отслеживание изменений в воспитанности уч-ся. Функцию целеполагания м/рассматривать как совместную с уч-ся выработку целей воспитательной деятельности. Логика целеполагания отражается в пр-се планирования деят-сти КР. Планирование - это помощь КР самому себе и коллективу кл. в рациональной организации деятельности. Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

• получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

• контролировать успеваемость каждого ученика;

• контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

• координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

• организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

• получать помощь от педагогического коллектива школы;

• определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

• отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

КР имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он явл-тся еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспит-льной работы) деятел-сти.

Обязанности КР заключаются в следующем:

• организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

• установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями КР осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

• по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

• по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

• по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

• по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

• по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

• по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

• по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).

Классный руководитель и педагогический коллектив.

КР реализует свои функции в тесном сотрудничестве с др. членами пед. коллектива и в первую очередь с теми педагогами, кот-ые работают с уч-ками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, КР выполняет роль организатора и координатора пед. работы с уч-ся и коллективом. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Одной из форм взаимодействия КР и учителей-предметников явл-тся пед. консилиум. Здесь дается целостная характеристика ребенка.

Основной формой работы КР с учителями-предметниками явл-тся индивидуальные беседы, кот-ые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

Т. о., КР, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Критерии эффективности работы классного руководителя. Две группы критериев (показателей) эффективности работы КР:

1. результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

2. процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции КР: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.279 с.)