Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три уровня технологий обучения: общедидактический, частнометрический, локальный.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В образовательной практике понятие «ПТ» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г. К. Селевко): 1) Общепедагогический уровень: характеризует целостный образоват. процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь ПТ синонимична пед. системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. 2) Частнометодический (предметный) уровень: совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень: отдельные частиучебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). Г.К.Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта: • научный: ПТ — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; • процессуально-описательный: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых рез-товобуч-я; • процессуально-действенный: осуществление пед. процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических пед.средств. М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения. Любая ПТ должна удовлетворять основным методологическим требованиям: Концептуальность - опора на определенную научную концепцию. Системность - наличие признаков системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность. Управляемость - диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностики, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Основные технологии обучения начальном образовании (традиционная, развивающая, личностно-ориентированная, игровая). Традиционное обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии: · учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; · класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; · основной единицей занятий является урок; · урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; · работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; · учебники применяются в основном для домашней работы. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским: научность; природосообразность; последовательность и систематичность; доступность; прочность; сознательность и активность; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести: · систематический характер обучения; · упорядоченную, логически правильную подачу материала; · организационную четкость; · оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деят-ти. Они базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываются: · индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; · организуется групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; · учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками. Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований. Образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интелектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования. Понятие " игровые педагогические технологии " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации пед. процесса в форме различных пед. игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: · дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; · учебная деятельность подчиняется правилам игры; · учебный материал используется в качестве ее средства; · в учебную деят-ть вводится элемент соревн-я, который переводит дидактич. задачу в игровую; Наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры: социокультурная; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации человека в игре; коммуникативная; диагностическая; игротерапевтическая; функция коррекции; развлекательная. Технологии развивающего обучения. Умственное развитие - сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деят-ти чел-ка в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики. Об умственном развитии свидетельствует не столько наличие знаний, сколько возможность оперировать ими, применять их на практике. Наряду с этим в структуру умственного развития входит обучаемость. Обучаемость - это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях: наличии исходного минимума знаний, положительной мотивации и др. Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: · проблемность обучения; · оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического); · индивидуализация и дифференциация обучения; · специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности; · специальная организация анемической деятельности. Существует система учебных приемов, способствующих разв-ю лич-ти учащ-ся: · перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую; · поиск новых приемов учебной работы; · управление своей учебной деятельностью; · приемы обобщения. Понятие «ПТ» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Проектирование ПТ предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы ПТ. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. 4 Метод изучения и обобщения передового опыта. Передовой опыт начального образования школ республики Татарстан. В Российской педагогической энциклопедии педагогический опыт определяется как «совокупность практических ЗУН, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; один из источников развития педагогической науки». По мнению Э. И. Моносзона, педагогический опыт — это практическая педагогическая деят-ть и рез-тат этой деят-ти, выражающийся в качестве личности воспитуемого, обучаемого. М. Н. Скаткин различает понятие педагогического опыта в широком смысле, определяя его как практику обучения и воспитания, и в узком — как мастерство педагога, приобретенное в результате более или менее длительной работы (синоним опытности). И. К. Журавлев разводит понятия передового педагогического опыта и педагогической практики, считая второе более широким понятием, т. к. передовой опыт содержится в практике. В. И. Загвязинский различает такие понятия, как положительный опыт и передовой: «Положительный опыт — это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать рез-ты, отвечающие совр. треб-ям. Он, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой педагогической практике. Передовой опыт — это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития восп-я и социальной помощи, опирающийся на науч. достижения, создающий нечто новое в содерж-и, ср-вах, сп-бах социально-пед-го пр-са, в силу этого позволяющий достигать оптимально возможныхв конкретных условиях и ситуациях результатов». Критерии (требования, признаки, показатели и т. д.), которым должен удовлетворять, по мнению В. И. Загвязинского, передовой педагогический опыт: • актуальность и перспективность; • новизна в постановке целей, отборе содерж-я, выборе ср-в и форм орг-ции пед. процесса; • соответствие основным положениям современных социальных наук; • устойчивость и стабильность достижения положительных результатов; • возм-сть тв-кого применения опыта в сходных усл-ях, его переносимость на др. объекты; • оптим-ое расходов-е сил, ср-в и времени пед-гов и обуч-хся для достиж-я положит-х рез-тов. И. К. Журавлев доп-ет названные критерии еще тремя: - создание целостной системы всестороннего развития личности обучающегося; - открытие новых пед-ких фактов и явлений - создание новых педагогических ценностей. Особого внимания заслуживают две полярные разновидности педагогического опыта: передовой и отрицательный. Передовой педагогический опыт м/б рез-том творчества отдельного педагога, группы, пед. коллектива, а иногда — коллективов вузов и школ районов, городов, областей. Передовой опыт не следует понимать только как опережающий массовую практику. Передовой — это одновременно и эффективный, позволяющий достигать хороших рез-тов в учебно-восп-ной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. При изучении передового педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и результатами работы конкретных людей. Во внимание принимаются следующие осн. компоненты передового пед. опыта: • конкретные задачи учебно-восп-ной работы, которые успешно решаются авторами опыта; • реальная деятельность, действия, операции преподавателей, уч-хся и др.участников пед. процесса — авторов передового пед. опыта; • новизна, преимущество их работы перед работой других; • осн. идеи опыта и условия его реализации; • обусловленность опыта личностными качествами авторов, условиями, созданными в образовательных учреждениях; • пути и средства передачи, освоения и внедрения данного передового пед-кого опыта. Целостное рассмотрение пед. практики обязывает исследователя изучать не только передовое, эффективное, но и то, что ему противостоит. Фактически передовой опыт в своем развитии и массовом освоении пересекается с отрицательным опытом. С одной стороны, он обязан ему своим возникновением, ибо, как известно, новое приходит на смену старому, преодолевает его, чтобы занять место того, что перестало удовлетворять. С другой стороны, после общественного признания передового педагогического опыта происходит его столкновение с опытом отрицательным, устаревшим. Группируя пед. опыт по разным основаниям, В. И. Жу равлев предлагает след. его классификацию: - по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отрицательный, в свою очередь, может быть устаревшим, негативным, отстающим, ошибочным; - по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый; - по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий. Н-р, критерий новизны и значимости. Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых пед. систем обуч-я и восп-я или систем, содержащих существенные элементы новизны. Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и относительно легче распространяется. Источники изучения передового пед. опыта: 1группа - зафиксированные в письменной форме; 2 группа- зафиксированные в памяти лиц, способных устно освещать его содержание; 3 группа- незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению и описанию. 1 группа: рукописные (.машинописные) формы отражения; специальные издания, метод-кие разработки, отчеты, описания, иллюстрации, образцы дид-ких наглядных форм, схем, моделей, технических средств, и т. д.; картотеки передового пед. опыта, создаваемые в метод-ких кабинетах учебных заведений; банки педагогического опыта, кот-е ведутся в ряде учебных заведений (содержит тексты с кратким изложением сути опыта); системы пакетного хранения текстов (в памяти компьютера). 2группа: выступления авторов передового опыта на различного рода совещаниях, мастер-классах, методических межвузовских и межшкольных конференциях, семинарах и т. д. 3группа: непосредственная профессиональная деятельность преподавателей, т. е. конкретные процессы учебной и воспитательной работы. Ведущим методом накопления фактов передового опыта выступает наблюдение, т. е. непосред-ное воспр-е пед. ситуаций. Этапы изучения и обощения передового пед.опыта: 1) обнаружение ценного в практике деятельности педагогического коллектива 2) фиксация опыта, т. е. отражение его содержание 3) обработка всех имеющихся в распоряжении исследователя материалов (цель - превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности). 3 )обобщение передового пед. опыта неоднозначно. (нахождение общего, типичного, того, что м/б доступно для исполнения др. педагогами, а не обусловлено талантом конкретного педагога). Под обобщением понимается выведение из конкретных методических, организационных, образовательных решений своеобразной общей идеи, которая может стать основой продуктивного осуществления ряда педагогических задач. Итогом обобщения передового педагогического опыта может стать тенденция, закономерная связь явлений, установленная исследователем. Подводя итоги проделанной работы, полезно оценить опыт по уровню его обобщения (например, новаторский или модифицирующий), но адресной направленности (для кого пригоден опыт, условия его использования), а также внести предложения по корректировке опыта, его совершенствованию и развитию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.01 с.) |