Три уровня технологий обучения: общедидактический, частнометрический, локальный.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три уровня технологий обучения: общедидактический, частнометрический, локальный.



В образовательной практике понятие «ПТ» используется на трех иерархически соподчиненных уров­нях (Г. К. Селевко):

1) Общепедагогический уровень: характеризуетцелостный образоват. процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь ПТ синонимична пед. си­стеме: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов

процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспита­ния в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (ме­тодика преподавания предметов, методика компенсирующего обу­чения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: отдельные частиучебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспита­тельных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторе­ния и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Г.К.Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

научный: ПТ — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательный: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для дости­жения планируемых рез-товобуч-я;

процессуально-действенный: осуществление пед. процесса, функционирование всех личнос­тных, инструментальных и методологических пед.средств.

М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагоги­ческая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

Любая ПТ должна удовле­творять основным методологическим требованиям:

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию.

Системность - наличие признаков системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.

Управляемость - диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностики, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность.

Воспроизводимостьподразумевает возможность применения (по­вторения, воспроизведения) педагогической технологии в дру­гих однотипных образовательных учреждениях, другими субъек­тами.

Основные технологии обучения начальном образовании (традиционная, развивающая, личностно-ориентированная, игровая).

Традиционное обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

· учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

· класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

· основной единицей занятий является урок;

· урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

· работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

· учебники применяются в основном для домашней работы.

Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским: научность; природосообразность; последовательность и систематичность; доступность; прочность; сознательность и активность; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:

· систематический характер обучения;

· упорядоченную, логически правильную подачу материала;

· организационную четкость;

· оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деят-ти.

Они базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

В этих целях разрабатываются:

· индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

· организуется групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

· учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интелектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации пед. процесса в форме различных пед. игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

· учебная деятельность подчиняется правилам игры;

· учебный материал используется в качестве ее средства;

· в учебную деят-ть вводится элемент соревн-я, который переводит дидактич. задачу в игровую;

Наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры: социокультурная; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации человека в игре; коммуникативная; диагностическая; игротерапевтическая; функция коррекции; развлекательная.

Технологии развивающего обучения. Умственное развитие - сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деят-ти чел-ка в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики.

Об умственном развитии свидетельствует не столько наличие знаний, сколько возможность оперировать ими, применять их на практике. Наряду с этим в структуру умственного развития входит обучаемость. Обучаемость - это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях: наличии исходного минимума знаний, положительной мотивации и др.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

· проблемность обучения;

· оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

· индивидуализация и дифференциация обучения;

· специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

· специальная организация анемической деятельности.

Существует система учебных приемов, способствующих разв-ю лич-ти учащ-ся:

· перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

· поиск новых приемов учебной работы;

· управление своей учебной деятельностью;

· приемы обобщения.

Понятие «ПТ» шире, чем понятие «ме­тодика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилуч­шим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на прак­тике заранее спланированного процесса обучения. Проектирование ПТ предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы ПТ. Оно требует изучения индивидуальных особенностей лич­ности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

4 Метод изучения и обобщения передового опыта. Передовой опыт начального образования школ республики Татарстан.

В Российской педагогической энциклопедиипедагогический опыт определяется как «совокупность практических ЗУН, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-вос­питательной работы; один из источников развития педагогической науки».

По мне­нию Э. И. Моносзона, педагогический опыт — это практическая пе­дагогическая деят-ть и рез-тат этой деят-ти, выража­ющийся в качестве личности воспитуемого, обучаемого. М. Н. Скаткин различает понятие педагогического опыта в широком смысле, определяя его как практику обучения и воспитания, и в узком — как мастерство педагога, приобретенное в результате более или менее длительной работы (синоним опытности). И. К. Журавлевразводит понятия передового педагогического опытаипедагогической практи­ки, считая второе более широким понятием, т. к. передовой опыт содержится в практике. В. И. Загвязинский различает такие понятия, как положительный опыт и передовой: «Положительный опыт — это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать рез-ты, отвечающие совр. треб-ям. Он, как прави­ло, опережает тот уровень, который достигнут в массовой педаго­гической практике. Передовой опыт — это опыт, реализующий про­грессивные тенденции развития восп-я и социальной помощи, опирающийся на науч. достижения, создающий нечто новое в со­держ-и, ср-вах, сп-бах социально-пед-го пр-са, в силу этого позволяющий достигать оптимально возможныхв кон­кретных условиях и ситуациях результатов».

Критерии (требования, признаки, показатели и т. д.), которым должен удовлетворять, по мнению В. И. Загвязинского, передовой педагогический опыт:

• актуальность и перспективность;

• новизна в постановке целей, отборе содерж-я, выборе ср-в и форм орг-ции пед. процесса;

• соответствие основным положениям современных социальных наук;

• устойчивость и стабильность достижения положительных резуль­татов;

• возм-сть тв-кого применения опыта в сходных усл-ях, его переносимость на др. объекты;

• оптим-ое расходов-е сил, ср-в и времени пед-гов и обу­ч-хся для достиж-я положит-х рез-тов.

И. К. Журавлев доп-ет названные критерии еще тремя:

- созда­ние целостной системы всестороннего развития личности обуча­ющегося;

- открытие новых пед-ких фактов и явлений

- созда­ние новых педагогических ценностей.

Особого внимания заслуживают две полярные разновидности пе­дагогического опыта: передовойи отрицательный. Передовой педагогический опыт м/б рез-том творчества отдельного педагога, группы, пед. коллектива, а иногда — коллективов вузов и школ районов, горо­дов, областей. Передовой опыт не следует понимать только как опережающий массовую практику. Передо­вой — это одновременно и эффективный, позволяющий достигать хороших рез-тов в учебно-восп-ной работе при сравни­тельно невысоких затратах сил, средств и времени.

При изучении передового педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и ре­зультатами работы конкретных людей. Во внимание принимаются следующие осн. компоненты передового пед. опыта:

• конкретные задачи учебно-восп-ной работы, которые успеш­но решаются авторами опыта;

• реальная деятельность, действия, операции преподавателей, уч-хся и др.участников пед. процесса — авторов передового пед. опыта;

• новизна, преимущество их работы перед работой других;

• осн. идеи опыта и условия его реализации;

• обусловленность опыта личностными качествами авторов, усло­виями, созданными в образовательных учреждениях;

• пути и средства передачи, освоения и внедрения данного передо­вого пед-кого опыта.

Целостное рассмотрение пед. практики обязывает исследователя изучать не только передовое, эффективное, но и то, что ему противо­стоит.

Фактически передовой опыт в своем развитии и массовом освое­нии пересекается с отрицательным опытом. С одной стороны, он обязан ему своим возникновением, ибо, как известно, новое прихо­дит на смену старому, преодолевает его, чтобы занять место того, что перестало удовлетворять. С другой стороны, после общественного признания передового педагогического опыта происходит его столк­новение с опытом отрицательным, устаревшим.

Группируя пед. опыт по разным основаниям, В. И. Жу­равлев предлагает след. его классификацию:

- по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффек­тивный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отри­цательный, в свою очередь, может быть устаревшим, негативным, отстающим, ошибочным;

- по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, группо­вой, коллективный, массовый;

- по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий.

Н-р, критерий новизны и значимости. Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых пед. систем обуч-я и восп-я или систем, содержащих существенные элементы новизны. Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, ме­нее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усо­вершенствовании, развитии существующих форм и подходов, одна­ко полезен и относительно легче распространяется.

Источники изучения передового пед. опыта:

1группа - зафиксированные в письменной форме;

2 группа- зафиксированные в памяти лиц, способных устно освещать его содержание;

3 группа- незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, под­дающийся визуальному наблюдению и описанию.

1 группа: рукописные (.машинописные) формы отражения; специальные издания, метод-кие разработки, отчеты, описани­я, иллюстрации, образцы дид-ких наглядных форм, схем, моделей, технических средств, и т. д.; картотеки передового пед. опыта, создаваемые в метод-ких кабинетах учебных заве­дений; банки педагогического опыта, кот-е ведутся в ряде учебных заведений (содержит тексты с кратким изложением сути опыта); системы пакетного хранения текстов (в памяти компьютера).

2группа: выступления авторов передового опыта на различного рода совещаниях, мастер-классах, методических межвузовских и межшкольных конференци­ях, семинарах и т. д.

3группа: непосредственная профессиональная деятельность преподавателей, т. е. конкретные процессы учебной и воспитательной работы. Ведущим методом накопления фактов пере­дового опыта выступает наблюдение, т. е. непосред-ное воспр-е пед. ситуаций.

Этапы изучения и обощения передового пед.опыта:

1)обнаружение ценного в практике деятельности педагогиче­ского коллектива

2) фиксация опыта, т. е. отражение его содержание

3)обработка всех имеющихся в распоряжении исследователя материа­лов (цель - превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действия­ми педагога и результатами его деятельности).

3)обобщениепередового пед. опыта неоднозначно. (нахождение общего, типичного, того, что м/б доступно для исполнения др. педагогами, а не обусловлено талантом конкретного педагога). Под обобщением понимается выведение из конкретных методических, организационных, образовательных ре­шений своеобразной общей идеи, которая может стать основой про­дуктивного осуществления ряда педагогических задач. Итогом обоб­щения передового педагогического опыта может стать тенденция, закономерная связь явлений, установленная исследователем.

Подводя итоги проделанной работы, полезно оценить опыт по уровню его обобщения (например, новаторский или модифициру­ющий), но адресной направленности (для кого пригоден опыт, усло­вия его использования), а также внести предложения по корректи­ровке опыта, его совершенствованию и развитию.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.019 с.)