Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи и общие условия семейного воспитания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главнейшим усл-ем семейного восп-я Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их восп-е. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деят-ти в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деят-ти, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. Игра как фактор восп-я. У каждого реб-ка есть тяга к игре, и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива. Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответ-ность за каждого своего члена, а каждый человек ответ-венен перед своим коллективом. Однин из важных факторов реализации этого закона – обществ-ое мнение, кот-е может служить действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инст-т устрашения, подавления). Закон движ-я коллектива – «Формы бытия своб-го челов-го коллектива – движ-е вперед, остановка – форма его смерти» Принцип перспективных линий – суть закл-ся в организации новых перспектив, в испол-нии уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных перспектив. Педагог д/ уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов опред-ной целью. Принцип пед-кой целесообразности. Отбор содержания жизни, деят-сти и общения коллетива д/быть обусловлен целями и задачами воспитания. Принцип активной целеустремленности – Макаренко настаивает на том, что к достижению цели перспектив разв-я «мы д/ стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе треб-ся решительная и активная энергия устремления к цели…». Принцип ответственной зависимости. Положения, связанные с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»[1] Значит, игра, ее организация – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удоволь-ю. Преодоление самого себя в усл-ях игры приносит реб-ку истинное удовл-ие и разв-ет его личность. Большое знач-е уделял труд-у восп-ю А. С. Макаренко. Он считал, что трудовое восп-е нужно начинать в семье. Первое, о чем должны помнить родители, - это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Второе - трудиться можно и по принуждению. Но принудительный труд не приносит радости. Если же труд яв-ся жизненной необх-стью чел-ка, то отношение к нему совсем иное. Третье - в труде важно взаимоотн-е между людьми, умение устанавливать необхо-е контакты, взаимодействовать, работать в коллективе. 4)в труде чел-к мужает как физически, так и нравственно. Пятое - труд имеет и большое личное значение. Счастливы люди, кот-е многое умеют делать своими руками, и несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик. 7. Государственный образовательный стандарт и его функции. Одной из совр. тенденций разв-я содерж-я обр-ния яв-ся его стандартизация, кот-я вызвана 2 обстоят-ми: 1) необх-тью созд-я в стране единого пед-го пространства, бл-ря кот-му будет обеспечен единый ур-нь общ. обр-ния, получаемого молодыми людьми в разных типах обр-ных учр-ний. 2) вхождение России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций разв-я содерж-я общ. обр-ния в международной обр-ной практике. Понятие стандарт от англ. - норма, образец, мерило. Осн. назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отн-ний и деят-ти людей, кот-я направлена на произв-во продукции с опр-ными св-вами и кач-вами, удовлетворяющими потребности общества. Стандартизация, под кот-й пон-ся разработка и исп-ние стандартов, яв-ся объективно необх-мой деят-тью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие потребностям общества. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (B.C.Леднев). В этом смысле стандартизация обр-ния в развитых странах мира давно осуществляется поср-вом разработки учеб.планов и программ, установления опр-ного уровня обр-ния и др. Наряду с законом «Об образовании» стандарт обр-ния яв-ся осн. нормативным док-том, несущим толкование опр-ной части Закона. Он разв-ет и конкрет-ет такие хар-ки обр-ния, как содерж-е, его ур-нь и форму, ук-ет методы и формы измерения и интерпретации рез-тов обуч-я. Поср-вом стандарта осущ-ся обесп-ие стабильности требуемого уровня обр-ния, его постоянное воспроизв-во и совершенст-е, отвечающее перспективам разв-я общ-ва. Важным показателем системы обр-ния служит степень демократичности его стандарта, кот-я хар-ется соотношением доли обр-ния, нормируемой органами власти, с долей обр-ния, самост-но опр-мой уч. заведениями. В законе РФ «Об образовании» в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что гос. органами власти нормируется лишь минимально необх-мый ур-нь образованности. Опред-е же содерж-я обр-ния сверх этой нормы находится в компетенции обр-ных учреж-й. Вот почему в гос. стандарте общ. сред. обр-ния выделяются 3 уровня: федеральный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент опр-ет те нормативы, соблюдение кот-х обесп-ет ед-во пед. пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и лит-ры, истории, географии, искусства, трудовой подг-ки. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содерж-я обр-ния, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреж-я. Итак, стандарт обр-ния, с одной стороны, отражает обязат-ва гос-ва перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед гос-вом в области обр-ния. Гос-во требует от своего гражданина достижения опр-ного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необх-мый для этого уровень образ-ных услуг. Федеральный и национально-региональный комп-ты стандарта образования включают: - опис-е содерж-я обр-ния на каждой из его ступеней; - требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; - максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. Функции стандарта общего среднего образования: -социального регулирования, - гуманизации образования, -управления,- повышения качества образования. Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой мех-зм, кот-й предотвратил бы разрушение ед-ва обр-ния. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль. Прог-мы по своему содерж-ю м/существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подг-ки уч-хся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое опр-ние минимальных треб-й к общеобразовательной подг-ке уч-хся открывает возможности для дифференциации обуч-я. Такой подход позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника. Функция управления связана с возм-тью реорганизации сущ-щей системы контроля и оценивания кач-ва рез-тов обуч-я. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества обр-ния шк-ков, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Функция повышения качества образования. Стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания обр-ния и задавать нижнюю допустимую границу уровня обр-ния. Введение стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником опр-ного, заранее заданного уровня базовой культуры лич-ти, сп-ет повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом. Т. о., реализация осн-х функций стандарта общего обр-ния способствует обеспечению единства образовательного пространства в усл-ях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей обр-ния; формированию у уч-хся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного мат-ла, нормализации учеб. нагрузки, знанию предъявляемых треб-й к уровню обр-ния и критериям его оценки; переходу к оценке рез-тов труда учителя на основе соответствия учебных достижений шк-ков стандарту обр-ния; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями. До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и треб-й к уровню подготовки шк-ков по отдельным учеб. предметам. Общая стр-ра содержания обр-ния определялась типовым учеб. планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих базовое ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы. Блок 3. Управление образовательными системами 1. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственная и общественная система управления образованием. Управление и педагогический менеджмент. Под управлением вообще понимается деят-ть, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления м/б биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управлениясистемой образования в данном случае выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами яв-ся целостный пед. процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстет. восп-я уч-хся, система профориентационой работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного пед. процесса на основе познания его объективных закон-тей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного пед. процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или ф-ций: пед. анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направл-тью, когда деят-ть менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Основные признаки государственного управления образовательными системами. Одной из отличительных особ-тей разв-я совр. системы обр-ния яв-ся переход от государственного к государственно-общественному управлению обр-нием. Осн. идея государственно-общественного управления обр-нием - объединить усилия гос-ва и общ-ва в решении проблем обр-ния, предоставить уч-лям, уч-мся, род-лям больше прав и свобод в выборе содерж-я форм и методов организации учеб. процесса, в выборе различ. типов обр-ных учреждений. Гос-ный хар-р системы обр-ния означает прежде всего, что в стране проводится единая гос-ная политика в области обр-ния, зафиксированная в законе РФ «Об образовании». В соот-вии с Законом сфера обр-ния в РФ провозглашается приоритетной, что предпол-ет первостепенное реш-е материальных, финансовых проблем системы обр-ния. Организационной основой гос-ной политики в области обр-ния яв-ся Федеральная программа разв-я обр-ния, принимаемая высшим органом законодательной власти России — Федеральным Собранием на опр-ный промежуток времени. Программа содержит 3 раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деят-ти, и организационный, определяющий осн. мероприятия и критерии их эффективности. Гос-ный хар-р управления обр-нием проявляется также в соблюдении органами управления гос-ных гарантий прав граждан России на обр-ние независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Органы управления обр-нием на местах проводят гос-ную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально - региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления обр-нием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для проведения гос-ной политики в сфере обр-ния в стране создаются соответствующие государственные органы управления обр-нием: федеральные (центральные); ведомственные; республиканские (республик в составе российской Федерации); краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов. Гос-ные органы управления — министерства обр-ния, управления обр-нием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка гос-ных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об обр-нии; гос-ная аккредитация образовательных учреж-й, расширение границ общественной аккредитации; аттестация пед-х кадров; форм-е системы обр-ния в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется проф-ная подготовка; финансирование образовательных учреждений; контроль исполнения законодательства РФ бюджетной и финансовой дисциплины в системе обр-ния. Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного хар-ра управления обр-нием является деят-ть коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Высшим руководящим органом школы является конференция ( учащиеся II и III ступеней, учителя и др. работники учебного заведения, родители, представители общественности).Она проводится не реже 1 раза в год. (избираются совет школы, его председатель, определяется срок их деят-ти). Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Общая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. Совет школы утверждает осн. напр-ния развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным напр-ям работы и устанавливает их права, обязанности, полномочия. В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы. Совет школы: организует выполнение решений конференций; обеспечивает социальную защиту учащихся; устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс; рассматривает отчеты расходования бюджетных ср-в; заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления обр-нием яв-ся разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами гос-го аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп. Диверсификация (лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений — гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов — как государственных, так и негосударственных.Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет. Общие принципы управления образовательными системами: - демократизация и гуманизация управления пед. системами; - системность и целостность в управлении; - рациональное сочетание централизации и децентрализации; - единство единоначалия и коллегиальности; - объективность и полнота информации в управлении пед. системами. Демократизация и гуманизация управ-я обр-ными системами. Демократизация предполагает: открытость обсуждения и принятия управленческих решений; выборность рук-лей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе пед. кадров; гласность в управлении, доступность инф-ции. Гуманизация предполагает обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему; предполагает сотрудничество, соуправление, самоуправление; утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в пед. деят-ти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.012 с.) |