Блок 1. Возрастная и педагогическая психология



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 1. Возрастная и педагогическая психология



Блок 1. Возрастная и педагогическая психология

Возрастная периодизация. Понятие кризиса в возрастной психологий. Основные возрастные кризисы.

Периодизацияосновывается на выделении возрастных особен­ностей. Возрастными особенностяминазываются характерныедля определенного периода жизни анатомо-физиологические и пси­хические качества.

В практике отечественной педагогической науки широко принята следующая периодизациявозрастов: Младенческий возраст- 0-1 год жизни; Ранний возраст- 1-2 года жизни; Дошкольный возраст- 3-6 лет; Младший школьный возраст- 7-10 лет; Подростковый возраст – 11-14 лет; Ранняя юность–15-18 лет.

Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психич. новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.

Переход от одного периода развития к другому может протекать спокойно и с кризисом. Кризисы- переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. 1 год, 7 лет – кризисы мировоззр-я, 3 года и 11 лет - отношений.

Кризис новорожд-ти (от рожд-я до 1,5мес.). Ребенок теряет в весе, происходит становление и привыкание к новому виду дыхания, терморегуляции, происходит активное становление не только биол., но и психич. процессов. Ведущ. тип деят-ти – общение(эмоц-но-непосредственное). В 3мес.«комплекс оживления». Ребенок начинает бурно радоваться взрослому человеку. Отсутствие общения приводит к частичной или полной депривациипсихич. разв-я.

Стадия младенчества.В первом полугодии жизни в основном развивается сенсорная сфера (восприятие). Поэтому в этом возрасте полезно, чтобы ребенка окружал богатый сенсорный мир. Прислушивается к человеческому голосу, к музыке.

После 6 мес. у ребенка начинают разв-ся моторные функции. В этом возрасте ребенок начинает сидеть, увеличивается точность восприятия. К 1 году ребенок учится ходить. Увелич-ся его поле зрения, появл-ся большое колич-во предметов, с кот-ми ему хотелось бы действовать. В первом году жизни начинает формир-ся пассивная речь (слушает, но не говорит), развив-ся память. Реб-к нач-ет узнавать близких людей. В 6-7 мес. – сп-бность к припоминанию. В этом возрасте дети быстро отвлекаются, внимание непроизвольное.

На границе младенч-ва и раннего возр-тапроисх-т пе­реход к собственно предметным действиям, к началу формир-я сенсомоторного ин­теллекта. Интенсивно разв-ся вербальные формы общ-я ребенка со взрослым.

В дошкольномвозрастеведущей деят-тью стан-ся ролевая игра. Реб-к моделирует в игре отнош-я между людьми. Ролевая игра объединяет общ-е и предметную деят-ть и оказывает сильное влияние на разв-е реб-ка.

Течение кризиса трех лет связано с первоначальным осозна­нием малышом своей «самости», осознанием себя отдельным че­ловеком. Он к этому времени много знает и умеет и требует самостоят-ти: «Я сам».

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.К 6 годам реб-к в основном уже готов к шк. обуч-ю. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с дру­гими. К концу дошк-го периода формируется ряд новых пси­хических образований:

— стремление к общественно значимой деятельности;

— способность управлять своим поведением;

— умение делать простые обобщения;

— практическое овладение речью;

— умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

В 6—7-летнем возр-те реб-ка ждет перваякрупная перемена в жизни. Ведущей деят-тью станов-ся учение, изменяется уклад жизни, появл-ся новые обязанности, новыми становятся и отно­ш-я реб-ка с окр-щими.

Хар-ка учеб. деят-ти в мл.шк. возрасте.

Учебная деят-ть имеет опред. стр-ру. Ее комп-тами явл-ся: 1) учебные сит-ции, 2) учебные действия, 3) контроль, 4) оценка.

Учебные ситуации. 1. Шк-ки усваивают общие способы реш-я задач. 2. Воспроизв-е образцов этих способов выступает как основная цель учебной работы. Содерж-е и форма учебных сит-ций опред-ся ср-вами пед.психологии, дидактики и частных методик. Одно из основныхтреб-й психологии - так организовать начальное обучение, чтобы препод-е больш-ва тем проходило на основе учебных ситуаций, сразу ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или решения задач определенного класса.

Учебные действия. Работа детей в учебных ситуациях складывается в основном из учебных действий. Посредством их школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Одни учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала, другие - для работы внутри данного учебного предмета, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов. У младших школьников нужно специально и настойчиво формировать систему требуемых учебных действий. Без них усвоение материала будет происходить вне рамок учебной деятельности, а это значит - формально.

Работа в учебных ситуациях требует вып-ния еще одного типа действия - действия контроля, т.е. соотнесения учебных действий и их рез-тов с заданными образцами. Первонач-но осн. роль в орг-ции контроля принадл-т уч-лю. Постепенно дети начинают самост-но соотносить рез-ты своих действий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия.

Контроль тесно связан еще с одним комп-том учеб.деят-ти - с оценкой. Оценка фиксирует не просто факт усвоения или неусвоения, но и показывает причины последнего, точно направляя школьника к устранению недостатков и побуждая его к работе до тех пор, пока работа не станет положительной. На первых порах оценку дает в основном учитель, поскольку он организует и контроль, но, по мере формир-я у детей самоконтроля, ф-ция оценки также переходит к ним.

Разв-е мотивов учения. Мотивация — общее название для процес­сов, методов, средств побуждения учеников к активной познаватель­ной деятельности. Мотивация основывается на мотивах, т.е. конкретных по­буждениях, причинах, заставляющих ученика учиться, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи по­требности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы всегда взаимосвязаны, и в пед. процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а со многими.

Обуч-е мл. шк-ка оп­ределяют и направляют различные мотивы: чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду. Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет глав­ным, ведущим, остальные — сопутствующими. Учитель будет вы­делять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исхо­дят от педагогов, родителей, класса и приобретают форму подсказок, требований, указаний или даже принуждений. Их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:

обогащать содержание личностно ориентированным интерес­ным материалом; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам;удовлетв-ть познават-ные потреб-ти учков; организовать интересное общ-е детей м/у собой; обогащать мышление чувствами; развивать любознательность; формир-ть активную самооц-ку своих возмож-тей; утверждать стремление к саморазв-ю; использ-ть эффективную поддержку дет. инициатив; воспитывать ответственное отн-е к учебному труду.

Блок 2. Педагогика. Общие основы педагогики

1.Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к компетентности учителя начальной школы.

Основные понятия педагогики

К педагогическим категориям от­носятся воспитание, обучение, образование. Педагогика широко опе­рирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс фор­мирования личности. В пед-ке понятие восп-я употреб-ся в соц-ном и пед-ком значении.

В социальном смысле воспитание — это передача накоплен­ного опыта от старших поколений младшим.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенапр-ное и управляемое возд-вие на уч-ка с целью форм-я у него заданных кач-в, осуществляемое в семье и учебно-восп-ных учреж-ях. В узком педагогическом смысле восп-е — это пр-сс и ре­з-тат восп-ной работы, напр-ной на реш-е конкр-х восп-ных задач.

Обучение специально орг-ный, целенапр-ный и управляемый пр-сс взаим-вия уч-лей и уч-ков, рез-том кот-го яв-ся усвоение ЗУН, фор­м-е мировоззрения, разв-е умственных сил, дарований и воз­м-тей уч-ков в соот-вии с поставленными целями.

Основу обуч-я сост-ют зн-я, ум-я, навыки. Знания— это отражение чел-ком объективной действит-сти в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллек­тивный опыт чел-ва, рез-тат познания объективной дей­ствит-сти. Умения — готовность сознательно и самост-но выполнять практич. и теор. дейс-я на осно­ве усвоенных зн-й, жизненного опыта и приобретенных нав-в. Навыки- комп-ты практич. деят-ти, прояв-ся в автоматизированном вып-нии необх-мых дейс-й, доведенных до соверш-ва путем многократного упр-ния.

Образование — рез-тат обуч-я. В буквальном смысле оз­начает форм-е образа хорошо обученного, воспитанного, ин­теллигентного человека. Образование система накопленных в пр-се обучения ЗУН, способов мышления, ко­торыми овладел ученик. Именно система, а не объем (набор) раз­розненных сведений характеризует образованного человека.

Весьма важно понимать, что образование — это не то, что дается, а то, что берется, добывается каждым самостоятельно.

В завис-ти от объема полученных зн-й и достигнутого уров­ня самост-сти мыш-я различают начальное, среднее и выс­шее обр-ние. По характеру и направленности обр-ние под­разделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Начальное (элементарное) образование имеет своей целью заложить основы для будущего образования чел-ка, кот-е в совр. усл-ях продолжается всю жизнь. Реб-­ка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выра­жать свои мысли, логически рассуждать. Обуч-е грамоте сопровож-ся интенсивным восп-ем — нравственным, физич-им, эстет-ким, трудовым, правовым, экон-ким, экол-ким.

Общее образование дает знание основ наук о природе, общ-ве, чел-ке, форм-ет мировоззрение, разв-ет познав. сп-сти, позволяет понять осн. закон-ти пр-сов в окр.мире, приобрести необх-мые каждому чел-ку учеб. и трудовые ум-я, разнообр-е прак­тические навыки.

Профессиональное образование вооружает ЗУН в определенной, избранной чел-ком области. В проф-ных учеб. заведениях готовят рабочих, а в средних и высших проф-ных учеб. заведе­ниях — специалистов средней и высшей квалификации для раз­лич. отраслей нар. хоз-ва.

Политехническое образование знакомит с осн. пр-пами совр. произв-ва, вооружает навыками об­ращения с простейшими орудиями труда, кот-е применяются в быту и повседневной жизни.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под возд-ем всех без исключения факторов: экол-ких, соц-ных, экон-ких, идеологических, психол-ких и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единствен­ный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие — это пр-сс и рез-т колич-ных и кач-ных изм-ний чел-ка. Оно связано с постоянными, непрекра­щающимися изменениями, переходами из одного состояния в дру­гое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Они взаи­мосвязаны между собой. В реальном пед. пр-се одно­временно присутствует все: обучая — восп-ем, воспитывая — формируем лич-ть, в пр-се образования обесп-ем разв-е всех необх-мых кач-в.

Эффективность.

Воспроизводимостьподразумевает возможность применения (по­вторения, воспроизведения) педагогической технологии в дру­гих однотипных образовательных учреждениях, другими субъек­тами.

Основные технологии обучения начальном образовании (традиционная, развивающая, личностно-ориентированная, игровая).

Традиционное обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

· учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

· класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

· основной единицей занятий является урок;

· урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

· работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

· учебники применяются в основном для домашней работы.

Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским: научность; природосообразность; последовательность и систематичность; доступность; прочность; сознательность и активность; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:

· систематический характер обучения;

· упорядоченную, логически правильную подачу материала;

· организационную четкость;

· оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деят-ти.

Они базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

В этих целях разрабатываются:

· индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

· организуется групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

· учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интелектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации пед. процесса в форме различных пед. игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

· учебная деятельность подчиняется правилам игры;

· учебный материал используется в качестве ее средства;

· в учебную деят-ть вводится элемент соревн-я, который переводит дидактич. задачу в игровую;

Наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры: социокультурная; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации человека в игре; коммуникативная; диагностическая; игротерапевтическая; функция коррекции; развлекательная.

Технологии развивающего обучения. Умственное развитие - сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деят-ти чел-ка в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики.

Об умственном развитии свидетельствует не столько наличие знаний, сколько возможность оперировать ими, применять их на практике. Наряду с этим в структуру умственного развития входит обучаемость. Обучаемость - это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях: наличии исходного минимума знаний, положительной мотивации и др.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

· проблемность обучения;

· оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

· индивидуализация и дифференциация обучения;

· специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

· специальная организация анемической деятельности.

Существует система учебных приемов, способствующих разв-ю лич-ти учащ-ся:

· перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

· поиск новых приемов учебной работы;

· управление своей учебной деятельностью;

· приемы обобщения.

Понятие «ПТ» шире, чем понятие «ме­тодика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилуч­шим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на прак­тике заранее спланированного процесса обучения. Проектирование ПТ предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы ПТ. Оно требует изучения индивидуальных особенностей лич­ности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

4 Метод изучения и обобщения передового опыта. Передовой опыт начального образования школ республики Татарстан.

В Российской педагогической энциклопедиипедагогический опыт определяется как «совокупность практических ЗУН, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-вос­питательной работы; один из источников развития педагогической науки».

По мне­нию Э. И. Моносзона, педагогический опыт — это практическая пе­дагогическая деят-ть и рез-тат этой деят-ти, выража­ющийся в качестве личности воспитуемого, обучаемого. М. Н. Скаткин различает понятие педагогического опыта в широком смысле, определяя его как практику обучения и воспитания, и в узком — как мастерство педагога, приобретенное в результате более или менее длительной работы (синоним опытности). И. К. Журавлевразводит понятия передового педагогического опытаипедагогической практи­ки, считая второе более широким понятием, т. к. передовой опыт содержится в практике. В. И. Загвязинский различает такие понятия, как положительный опыт и передовой: «Положительный опыт — это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать рез-ты, отвечающие совр. треб-ям. Он, как прави­ло, опережает тот уровень, который достигнут в массовой педаго­гической практике. Передовой опыт — это опыт, реализующий про­грессивные тенденции развития восп-я и социальной помощи, опирающийся на науч. достижения, создающий нечто новое в со­держ-и, ср-вах, сп-бах социально-пед-го пр-са, в силу этого позволяющий достигать оптимально возможныхв кон­кретных условиях и ситуациях результатов».

Критерии (требования, признаки, показатели и т. д.), которым должен удовлетворять, по мнению В. И. Загвязинского, передовой педагогический опыт:

• актуальность и перспективность;

• новизна в постановке целей, отборе содерж-я, выборе ср-в и форм орг-ции пед. процесса;

• соответствие основным положениям современных социальных наук;

• устойчивость и стабильность достижения положительных резуль­татов;

• возм-сть тв-кого применения опыта в сходных усл-ях, его переносимость на др. объекты;

• оптим-ое расходов-е сил, ср-в и времени пед-гов и обу­ч-хся для достиж-я положит-х рез-тов.

И. К. Журавлев доп-ет названные критерии еще тремя:

- созда­ние целостной системы всестороннего развития личности обуча­ющегося;

- открытие новых пед-ких фактов и явлений

- созда­ние новых педагогических ценностей.

Особого внимания заслуживают две полярные разновидности пе­дагогического опыта: передовойи отрицательный. Передовой педагогический опыт м/б рез-том творчества отдельного педагога, группы, пед. коллектива, а иногда — коллективов вузов и школ районов, горо­дов, областей. Передовой опыт не следует понимать только как опережающий массовую практику. Передо­вой — это одновременно и эффективный, позволяющий достигать хороших рез-тов в учебно-восп-ной работе при сравни­тельно невысоких затратах сил, средств и времени.

При изучении передового педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и ре­зультатами работы конкретных людей. Во внимание принимаются следующие осн. компоненты передового пед. опыта:

• конкретные задачи учебно-восп-ной работы, которые успеш­но решаются авторами опыта;

• реальная деятельность, действия, операции преподавателей, уч-хся и др.участников пед. процесса — авторов передового пед. опыта;

• новизна, преимущество их работы перед работой других;

• осн. идеи опыта и условия его реализации;

• обусловленность опыта личностными качествами авторов, усло­виями, созданными в образовательных учреждениях;

• пути и средства передачи, освоения и внедрения данного передо­вого пед-кого опыта.

Целостное рассмотрение пед. практики обязывает исследователя изучать не только передовое, эффективное, но и то, что ему противо­стоит.

Фактически передовой опыт в своем развитии и массовом освое­нии пересекается с отрицательным опытом. С одной стороны, он обязан ему своим возникновением, ибо, как известно, новое прихо­дит на смену старому, преодолевает его, чтобы занять место того, что перестало удовлетворять. С другой стороны, после общественного признания передового педагогического опыта происходит его столк­новение с опытом отрицательным, устаревшим.

Группируя пед. опыт по разным основаниям, В. И. Жу­равлев предлагает след. его классификацию:

- по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффек­тивный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отри­цательный, в свою очередь, может быть устаревшим, негативным, отстающим, ошибочным;

- по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, группо­вой, коллективный, массовый;

- по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий.

Н-р, критерий новизны и значимости. Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых пед. систем обуч-я и восп-я или систем, содержащих существенные элементы новизны. Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, ме­нее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усо­вершенствовании, развитии существующих форм и подходов, одна­ко полезен и относительно легче распространяется.

Источники изучения передового пед. опыта:

1группа - зафиксированные в письменной форме;

2 группа- зафиксированные в памяти лиц, способных устно освещать его содержание;

3 группа- незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, под­дающийся визуальному наблюдению и описанию.

1 группа: рукописные (.машинописные) формы отражения; специальные издания, метод-кие разработки, отчеты, описани­я, иллюстрации, образцы дид-ких наглядных форм, схем, моделей, технических средств, и т. д.; картотеки передового пед. опыта, создаваемые в метод-ких кабинетах учебных заве­дений; банки педагогического опыта, кот-е ведутся в ряде учебных заведений (содержит тексты с кратким изложением сути опыта); системы пакетного хранения текстов (в памяти компьютера).

2группа: выступления авторов передового опыта на различного рода совещаниях, мастер-классах, методических межвузовских и межшкольных конференци­ях, семинарах и т. д.

3группа: непосредственная профессиональная деятельность преподавателей, т. е. конкретные процессы учебной и воспитательной работы. Ведущим методом накопления фактов пере­дового опыта выступает наблюдение, т. е. непосред-ное воспр-е пед. ситуаций.

Этапы изучения и обощения передового пед.опыта:

1)обнаружение ценного в практике деятельности педагогиче­ского коллектива

2) фиксация опыта, т. е. отражение его содержание

3)обработка всех имеющихся в распоряжении исследователя материа­лов (цель - превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действия­ми педагога и результатами его деятельности).

3)обобщениепередового пед. опыта неоднозначно. (нахождение общего, типичного, того, что м/б доступно для исполнения др. педагогами, а не обусловлено талантом конкретного педагога). Под обобщением понимается выведение из конкретных методических, организационных, образовательных ре­шений своеобразной общей идеи, которая может стать основой про­дуктивного осуществления ряда педагогических задач. Итогом обоб­щения передового педагогического опыта может стать тенденция, закономерная связь явлений, установленная исследователем.

Подводя итоги проделанной работы, полезно оценить опыт по уровню его обобщения (например, новаторский или модифициру­ющий), но адресной направленности (для кого пригоден опыт, усло­вия его использования), а также внести предложения по корректи­ровке опыта, его совершенствованию и развитию.

Три типа обучения:

1)характерный для средневековья произвольный, чисто эмперический;

2)научно-практический тип, основанный на изучении культурных достижений своего времени, лег в основу обучения всех академий художеств,

3) индивидуальная школа, кот-я является рез-том осознания одним художником собственного пути, и которую потом он делает доступной для других художников.

Содержание занятий по ИЗО в школе, виды занятий, их сущность, учебно-воспитательные задачи

Программой по ИЗО в школе предусмотрены 4 осн. вида работрисование с натуры, на тему, декоративное рисование, беседы об ИЗО, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Ведущим видом рисования по ИЗО является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, во время рисования с натуры у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Содержание рисования на темы – изображение явлений окружающего мира и иллюстрирование лит. произведений, играют большую роль в развитии творческого воображения. Большинство рисунков на тему сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Декоративное рисование развивает эстетический вкус, знакомит учащихся с ролью ДПИ в жизни и быту. Специфической особенностью ДПИ является декоративная переработка форм, изображаемых с натуры. При проведении работ необходимо помнить о двух методических положениях:

- необходимо следить за аккуратностью рисунка

- следить чтобы в рисунке предметы не мельчились и не дробились.

В беседах по ИЗО преподаватель знакомит учащихся с произведениями ИЗО искусства, развивает эстетическое восприятие, художественный вкус. Учащиеся получают начальные знания по зарубежному и русскому искусству. Программа предусматривает примерный перечень произведений для каждого класса, демонстрируются репродукции, фильмы, следует учитывать так же время года. Занятие на уроках рисование воспитывает художественный вкус.

МП изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуч-я, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

МП изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Кубышкина, Кузин, Комарова, Неменский, Рожкова, Ростовцев, Соколь­никова, Шорохов, Хворостов, Шпикалова. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» являет­ся частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее худо­жественное образование, кот-е направлено на духовно-нравственное и эс­тетическое разв-е шк-ков. Обучение изобр. иск-ву зани­мает важное место в системе эстетического восп-я и способствует развитию творч-го потенциала личности.

Цель ИЗО:

— приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемле­мой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;

- формирование художественно-образного мышления как основы разви­тия творч. личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально- этического облика;

- развитие творческих сп-тей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления худож-ной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование прак­тических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;

- систематическое разв-е зрительного восприятия, чувства цвета, ком­позиционной к-ры, пространственного мыш-я, умения воплощать в худож-ных образах творч. задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

Один из принципиальных вопросов в различных программах — вопрос о значении фантазии, воображения в художественном творчестве. Некоторые авторы переоценивают их роль, противопоставляя изобразительной грамоте. В то же время художественное творчество рассматривается как чувственное и эмоциональное начало самовыражения.

Посещения различных выставок художественного и дизайнерского направ­ления дополняют учебный процесс и помогают в осуществлении целей обуче­ния изобразительному, народному, декоративно-прикладному искусству и ди­зайну.

Материалы и инструменты художественной деят-ти, которые реко­мендуются для исп-ния на занятиях ИЗО:

- Бумага (белая и цветная). Картон.

- Карандаши (графитные и цветные).

- Акварель. Гуашь.

- Пастель.

- Восковые мелки.

- Тушь.

- Пластилин.

- Природные материалы (шишки, листья, соломка и др.)

- Художественные инструменты (кисти — мягкие беличьи, щетинные, ручка с пером, палочка).

Художественные техники:

-Коллаж.-Аппликация.-Бумажная пластика.-Монотипия.

Практическая работа:

1)Выполнение набросков и эскизов.

2)Выполнение длительных учебных и творческих работ (графических, жи­вописных, лепка и конструирование, декоративные работы, изготовление из­делий традиционных художественных промыслов в доступных техниках).

Основы теории и краткая история изобразительного искусства:

1)Виды и жанры изобразительного искусства.

2)Русское классическое и современное искусство (творчество выдающихся художников).

3)Изделия традиционных художественных промыслов России.

4)Зарубежное классическое и современное изобразительное искусство (твор­чество выдающихся художников).

5)Взаимосвязь видов искусства.

6)Ведущие худ-ные и архитектурные музеи России.

В результате освоения обязательного минимума по ИЗО в нач. школе уч-еся будут иметь представления:

- об изобр-ном искусстве, народном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

- об основных понятиях изобразительной грамоты;

- о взаимосвязи видов искусства;

- о наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искус­ства и иных культурных регионов, традиционных худ-ных народных промыслов России;

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

При выполнении учебных и творческих работ школьники начальных классов смогут использовать:

- образный язык пластических искусств; знания по основам цветоведения (три основных цвета, черный, белый, цветовые оттенки, теплые и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс); по основам изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении); по основам изображе­ния лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движе­ния). Ученики



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.035 с.)