Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые попытки создания синтетического курса школьного естествознания. Э.А. Россмеслера (1806-1867).

Поиск

В 1845 г. Вышел 1-й том «Космоса» Гумбольдта. Немецкий натуралист Россмеслер был большим поклонником Гумбольдта. Поэтому он попытался положить в основу построения курса школьного естествознания идеи, выраженные Гумбольдтом в его «Космосе». До Р-ра школьное естествознание полностью строилось на основе анализа, отдельные предметы (ботаника, зоология, минералогия) в школе ничем друг с другом не были связаны. Каждый из этих предметов представлял собой описание ряда явлений. Поэтому подвести учащихся к природе как к чему-то единому показалось новыми открытием в построении и преподавании школьного естествознания.

Р-р был противником изучения отдельных предметов. Он разработал не только теоретическое обоснование предложенной им «нераздельной науки о природе», но и подробный её план (методику), сопровождаемый примерными уроками.

Воспитание мировоззрения - цель школьного естествознания. Р-р ставил перед школьным естествознанием цель воспитания мировоззрения.

Содержание, намеченное им для достижения этой цели указывает на то, что он стремится к материалистическому мировоззрению.

Р-р требует, чтобы природа рассматривалась как «единый организм» и чтобы учащимся были ясны связи и отношения между главнейшими явлениями природы, но для достижения этих целей Р-р рекомендует средства, которое ни в коей мере не могли и не могут привести к «+» результатам:

-всё преподавание естествознания сводит только к объяснению, полагая, что оно само по себе приведет к пониманию.

-непосредственное восприятие явлений учащимся стоит на заднем плане.

Слабость методических концепций Россмеслера объясняется следующими причинами:

-Россмеслер не учел «+» завоеваний психологии своего времени, которая обладала уже целым рядом верных выводов и заключений о восприятии, мышлении, воспроизведении и других психологических функциях.

-Россмеслер игнорировал работы Коменского, Руссо, Песталоцци и др. педагогов, у которых он мог найти ценные методические указания.

-Россмеслер не воспользовался теоретическими и практическими достижениями в области методики естествознания, с которыми в его время нельзя было не считаться.

Влияние учения Ч.Дарвина на преподавание школьного естествознания. А.Я. Герд (1841-1888).

В 1859 г вышла книга Дарвина «Происхождение видов». Маркс, Ленин и др. мыслители высказывались о значительности работ Дарвина.

Но среди прогрессивных ученых биологов и среди представителей буржуазного общества наблюдалось совершенно иное. Представители буржуазной науки стремились уничтожить учение Дарвина, утверждая, что это ложь. Многие ученые, пользовавшиеся мировой известностью, которые как будто бы развивали и углубляли учение Дарвина, на самом деле создавали теории, опровергавшие это учение.

С момента появления «Происхождения видов» около имени Дарвина была напряженная борьба, и причина ее лежит в том, что он уничтожил как религиозные, так и идеалистические учения.

В 60-е годы появляется учебник по зоологии для средней школы Богданова, который стремится продвинуть идеи Дарвина в школу. В высшую школу дарвинизм начал проникать планомерно, систематически. Замалчивать там Дарвина оказалось невозможным, поскольку студенчество требовало, чтобы профессора знакомили их с учением Дарвина. Церковь была против преподавания естествознания и вообще не хотела иметь какую-либо связь с дарвинизмом.

В 1877 г преподавание естествознания в гимназиях было признано излишним. Всё внимание правительства было обращено прежде всего на то чтобы уберечь учащихся от какого либо влияния дарвинизма.

В конце 19 – нач. 20 учащиеся начинали изучение естествознания в 3 классе с описательно систематическим курсом ботаники и зоологии «по Любену», а заканчивали в 5 классе кристаллографией и минералогией. Позвоночные в 3 классе изучаются исключительно с описательно-систематической точки зрения. В объяснительных записках к учебным планам 1898 ярко проявляется боязнь, что анатомические сведения могут привести к выводам и построениям, связанным с именем ненавистного Дарвина. Но, несмотря на все запреты, с момента выпуска книги «Происхождение видов» вопрос о том, чтобы сделать эволюционное учение определяющим и ведущим в преподавании школьного естествознания не исчезал. Обычно он проявляется в виде опытов и педагогических построений, хотя в процессе работы они не упоминали имени Дарвина.

Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом

Методика преподавания ИЗО как предмет.

Много трактатов по воспитанию детей появилось в эпоху возрождения. В 15 веке под Мантуей (в Италии) была организована школа «радостный дом». Леонардо Давинче написал трактат о живописи, где он приветствовал влияние искусства и науки. Руссо выдвинул тезис, который гласил: «искусство должно быть в повседневном труде и в быту народа» (искусство должно стать наукой; и наука должна стать искусством).

В начале 20 века сформировались ведущие школы по методике ИЗО: американская, Немецкая, Русская.

америк.: Джон Дьюи, Либерти-тот, янжу.

Приспособление личности к окружающей среде.

немец: Георг Кершенштейнер, Кульман, Баумгард,

Бейер, Шаррельман и др.

свободное творчество основано на памяти.

русская: Липилов, Горбунова, Дичков-Тарасов. вобрала обе системы и индивидуальную.

Австрия: развитие способности притворять в конкретной форме результаты проведения своих опытов. рисование по воображению, сюжеты из реальной жизни. Развивает критический анализ.

Бельгия: рисование и ручной труд. Способствовать воображению детей средствами графики, иллюстрации, декоративные рисунки и т.д.

Предмет методика обучения ИЗО тесно связан со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под методикой понимается совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебного процесса.

Цель курса – формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО.

Задача курса – знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:

- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)

- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)

- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)

- по типу занятий

Три типа обучения:

1)характерный для средневековья произвольный, чисто эмперический;

2)научно-практический тип, основанный на изучении культурных достижений своего времени, лег в основу обучения всех академий художеств,

3) индивидуальная школа, кот-я является рез-том осознания одним художником собственного пути, и которую потом он делает доступной для других художников.

Содержание занятий по ИЗО в школе, виды занятий, их сущность, учебно-воспитательные задачи

Программой по ИЗО в школе предусмотрены 4 осн. вида работрисование с натуры, на тему, декоративное рисование, беседы об ИЗО, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Ведущим видом рисования по ИЗО является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, во время рисования с натуры у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Содержание рисования на темы – изображение явлений окружающего мира и иллюстрирование лит. произведений, играют большую роль в развитии творческого воображения. Большинство рисунков на тему сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Декоративное рисование развивает эстетический вкус, знакомит учащихся с ролью ДПИ в жизни и быту. Специфической особенностью ДПИ является декоративная переработка форм, изображаемых с натуры. При проведении работ необходимо помнить о двух методических положениях:

- необходимо следить за аккуратностью рисунка

- следить чтобы в рисунке предметы не мельчились и не дробились.

В беседах по ИЗО преподаватель знакомит учащихся с произведениями ИЗО искусства, развивает эстетическое восприятие, художественный вкус. Учащиеся получают начальные знания по зарубежному и русскому искусству. Программа предусматривает примерный перечень произведений для каждого класса, демонстрируются репродукции, фильмы, следует учитывать так же время года. Занятие на уроках рисование воспитывает художественный вкус.

МП изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуч-я, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

МП изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Кубышкина, Кузин, Комарова, Неменский, Рожкова, Ростовцев, Соколь­никова, Шорохов, Хворостов, Шпикалова. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» являет­ся частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее худо­жественное образование, кот-е направлено на духовно-нравственное и эс­тетическое разв-е шк-ков. Обучение изобр. иск-ву зани­мает важное место в системе эстетического восп-я и способствует развитию творч-го потенциала личности.

Цель ИЗО :

— приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемле­мой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;

- формирование художественно-образного мышления как основы разви­тия творч. личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально- этического облика;

- развитие творческих сп-тей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления худож-ной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование прак­тических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;

- систематическое разв-е зрительного восприятия, чувства цвета, ком­позиционной к-ры, пространственного мыш-я, умения воплощать в худож-ных образах творч. задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

Один из принципиальных вопросов в различных программах — вопрос о значении фантазии, воображения в художественном творчестве. Некоторые авторы переоценивают их роль, противопоставляя изобразительной грамоте. В то же время художественное творчество рассматривается как чувственное и эмоциональное начало самовыражения.

Посещения различных выставок художественного и дизайнерского направ­ления дополняют учебный процесс и помогают в осуществлении целей обуче­ния изобразительному, народному, декоративно-прикладному искусству и ди­зайну.

Материалы и инструменты художественной деят-ти, которые реко­мендуются для исп-ния на занятиях ИЗО:

- Бумага (белая и цветная). Картон.

- Карандаши (графитные и цветные).

- Акварель. Гуашь.

- Пастель.

- Восковые мелки.

- Тушь.

- Пластилин.

- Природные материалы (шишки, листья, соломка и др.)

- Художественные инструменты (кисти — мягкие беличьи, щетинные, ручка с пером, палочка).

Художественные техники:

-Коллаж.-Аппликация.-Бумажная пластика.-Монотипия.

Практическая работа:

1)Выполнение набросков и эскизов.

2)Выполнение длительных учебных и творческих работ (графических, жи­вописных, лепка и конструирование, декоративные работы, изготовление из­делий традиционных художественных промыслов в доступных техниках).

Основы теории и краткая история изобразительного искусства:

1)Виды и жанры изобразительного искусства.

2)Русское классическое и современное искусство (творчество выдающихся художников).

3)Изделия традиционных художественных промыслов России.

4)Зарубежное классическое и современное изобразительное искусство (твор­чество выдающихся художников).

5)Взаимосвязь видов искусства.

6)Ведущие худ-ные и архитектурные музеи России.

В результате освоения обязательного минимума по ИЗО в нач. школе уч-еся будут иметь представления:

- об изобр-ном искусстве, народном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

- об основных понятиях изобразительной грамоты;

- о взаимосвязи видов искусства;

- о наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искус­ства и иных культурных регионов, традиционных худ-ных народных промыслов России;

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

При выполнении учебных и творческих работ школьники начальных классов смогут использовать:

- образный язык пластических искусств; знания по основам цветоведения (три основных цвета, черный, белый, цветовые оттенки, теплые и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс); по основам изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении); по основам изображе­ния лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движе­ния). Ученики освоят осн. средства художественной выразительности образа: ритм, силуэт, цвет, композицию.

На уроках изобразительного искусства дети приобретут опыт:

- работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выпол­нении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и констру­ированию;

- работы с такими мат-лами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезанная и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гра­вюры);

- коллективной творческой работы.

Обучение изобразительному искусству позволяет применять творч. опыт в практической работе по оформлению класса, школы, при создании изделий декоративно-прикладного искусства из доступных материалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.011 с.)