Обоснование педагогики как науки и искусства. Связь педагогической теории и опыта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование педагогики как науки и искусства. Связь педагогической теории и опыта.



Педагогика как наука. В «Пед-кой антропологии» Уш-кий подчеркивает, что в педагогике необх-мо выделить два пласта:

-педагогику в «обширном смысле» — как собрание знаний, необходимых и полезных воспитателю;

-педагогику в «тесном смысле» — как собра­ние воспитательных правил.

В целом же можно сделать заключ-е, что педагогика в понимании Уш-кого — это наука о законах разв-я человека и способах его восп-я на основе этих законов.

При опр-нии науч. содерж-я пед-ки важно выявить роль в нем теории и практики. В общ-ве 2 точки зрения: 1 – пед-ка как теория об абстрактных началах восп-я, 2 — как практика восп-я, не имеющая никакого отн-ния к фил-ким теориям, ее чаще всего выск-ют практики. Разницу между этими крайностями заполняет теоретико-практическая педагогика. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно. Призывая пед-гов изучать пед.теорию, Уш-й предостерегал от стремл-я получить готовый рецепт восп-я.

Педагогика как искусство. Только знания ос­нов наук о человеке недостаточно для достижения успеха в воспита­нии, необх-мо быть творцом в созидании лич-ти ребенка. По­этому пед. деят-ть — это искусство. Оно опирается на мн-во обширных и сложных наук; как и любое иск-во, оно требует, кроме знаний, наличия сп-тей и наклонностей и, как любое иск-во, стремится к идеалу. Пед. деят-ть — это высшее иск-во потому, что она стремится удовлетворить стремл-е чел-ка к усовершен-ям в самой чел-кой природе. Поэтому педагогика — это и наука, и искусство воспитания.

Антропологический принцип. Предмет воспитания. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - так назвал К.Д. Ушинский свой труд в двух томах (1868г.-1й том, 1869 -2й том).

Антропологию Уш-кий понимал широко, как совок-сть ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии и др., изучающих чел-ка и его деят-ть. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете восп-я. Особое знач-е имеют физиология и психология, т. к. они могут объяснить по возм-сти те психофизиол-кие явл-я, с кот-ми имеет дело воспитатель.

Предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики посвящена рас­смотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.

В «Педагогической антропологии» Уш-кий исследовал физиоло­гические стороны организма чел-ка и обусловленные ими психичес­кие явл-я. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой че­л-кой природе отыскать средства и резервы воспитания, получить возможность влиять на развитие ума, чувств, воли. На основании изуч-я природных задатков и особ-тей пси­хики Уш-кий определил пед-кие закон-сти, позволя­ющие открыть приемы, методы, ср-ва восп-я и обр-ния. Пед. антропология призвана осуществить задачу це­лостного рассмотрения чел-ка, т. к. пед. деят-ть требует многосторонних знаний о предмете восп-я.

С позиций антропологии Уш-кий решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в разв-и чел-ка. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти сост-щие одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деят-ти.

Но стержневая идея Уш-го — необходи­мость для педагога знания предмета воспитания — человека, — и сегодня остается актуальной. Более того, эта идея лежит в основе современного профессионально-педагогического образования, опре­деляя его направление и содержание.

Идея народности восп-я (опр-ние народности, отн-ние к зарубежным системам воспитания, план создания народной школы, роль родного языка) К.Д. Ушинского. Центральной идеей всей пед. систе­мы Уш-го является идея народности. В основе этой идеи лежало признание творч. сил народа в историч. пр-се, отражение в лит-ре и искусстве психологии народа, его нац. хар-ра.

Уш-кий первым поднял проблему народности в восп-нии, дал ей теоре­тич. обоснование и реально воплотил в практике. Осн. ее положения:

● Единой для всех системы восп-я не сущ-ет, у каждого народа она своя. По­этому невозможно заимствовать у другого народа систему восп-я.

● Каждый народ имеет свой идеал чел-ка, кот-й опр-ся общ-ной жизнью и разв-ся вместе с ним. Этот иде­ал воплощается в восп-и.

● Невозможно воспиты­вать по чужой пед.системе. М/б заимствованы лишь отд-ные пед. идеи, но в практике они перераб-ся творчески в духе данного народа.

● Народность предст-ет собой общ. закон-сть восп-я у любого народа, опр-ет цели восп-я и содерж-е пед. идей. Если восп-е хочет б/действенным, оно д/быть народным.

● Не следует смешивать науку, которая является общей для всех на­родов, с воспитанием.

● Необх-мо разв-е общественной ини­циативы в деле восп-я; успешное реш-е проблем нац. восп-я возможно тогда, когда они станут семейными вопро­сами для каждого члена общ-ва.

Во­площение идеи народности возможно при наличии народной школы, участие в орг-ции кот-й должен принять сам народ. Восп-е, созданное самим народом имеет ту воспитательную силу, кот-й нет в самых лучших системах. Те люди, кот-м народ по­ручает орг-цию дела обр-ния, д/исходить из потреб-тей народа, из поним-я закон-тей его разв-я, помогая народу прокладывать дорогу вперед.

Однако Уш-й понимал и то, что простой народ беден и безграмотен, поэтому многие крестьяне не ви­дят и нужды в школах. Следоват-но, без эко­номич. улучш-я положения народа невозможен подъем обр-­ния; но в то же время, хорошо поставленное народное обр-е будет влиять на поднятие уровня экономич. жизни. Уш-й твердо верил, что разв-е любого гос-ва зависит от степени обр-ния народа.

Важным являлся вопрос о том, чему учить в народной школе. В статье «О необх-сти сделать русские школы русскими» (1867) Уш-й писал, что ни гимназии, ни ун-ты не озабочены изуч-­ем отеч. истории и к-ры, что образованная часть общ-ва ориентирована на изуч-е иностр. языков. Подлинная народность в восп-и и обр-нии выраж-ся и проявл-ся, прежде всего, в родном языке. Вместе с языком усваиваются и духовные ценности, созданные предшествующими поко­л-ями, познается окр-щая жизнь, история.

Образцом изуч-ая род. языка стали книги Уш-го «Детский мир. Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Они содержат пр-ния уст. нар. творч-ва, фрагменты из классич. лит-ры: Тютчев, Фет, Некрасов, Никитин, рассказы о природе, жизни крестьян.

Кроме рус. языка в народной школе необх-мо изучать основы истории, географии, ест-ния. Идея народности в восп-и еще при жизни Уш-го приоб­рела общ-ную поддержку и стала воплощаться в практику шк-го обр-ния.

Цели и вытекающее из них содержание образования.

Одной из целей обр-ния, как ее понимает Уш-кий, можно назвать развитие мышления, общих умственных сп-тей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Решая задачу подг-ки для жизни нов. покол-й, школе необх-мо отобрать такое содерж-е обуч-я, при кот-м будет возможным осуществить гл. цели обуч-я:

• разв-е психики уч-ка, в том числе умств. сп-бностей;

• подготовка ученика к настоящей и будущей жизни;

• развитие мировоззрения и нравственных убеждений.

Школьные дисциплины. Необх-ми для изуч-я в школе Уш-й считает те дисциплины, которые дают многообразные знания о при­роде и общ-ве, сп-ют всестороннему разв-ю и подготавлива­ют к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего разв-я уч-ка д/б подчинена вся деят-ть школы и уч-ля. Мат-лами, необх-мыми для такого разв-я, обладают род. язык, география, история отечества, ест-ние, матем-ка, ли­т-ра. Общечеловеческое обр-­ние, в отличие от узкоспециального, ведет к гармоничному, целостному разв-ю лич-ти, объясняет жизнь и вводит человека в нее.

При отборе содерж-я школьных дисциплин необходимо отдавать предпочт-е тем, кот-е разв-ют мировоззр-е. Особую роль в этом пр-се вып-ют науки гуманитарные, помогающие уч-ку осознать назнач-е человеч. жизни и деят-ти. Хорошо продуманное и организованное обуч-е содействует це­ли нравственного разв-я реб-ка.

Учебный труд. Серьезный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), и предла­гает средства, способные развить привычку к труду.

1.Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю уче­ника необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть.

2.Не надрывать сил ребенка в умст-ной работе. Но и не давать им засыпать.

3.Приучать к труду постепенно.

4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело (игра).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.008 с.)