Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование педагогики как науки и искусства. Связь педагогической теории и опыта.
Педагогика как наука. В «Пед-кой антропологии» Уш-кий подчеркивает, что в педагогике необх-мо выделить два пласта: -педагогику в «обширном смысле» — как собрание знаний, необходимых и полезных воспитателю; -педагогику в «тесном смысле» — как собрание воспитательных правил. В целом же можно сделать заключ-е, что педагогика в понимании Уш-кого — это наука о законах разв-я человека и способах его восп-я на основе этих законов. При опр-нии науч. содерж-я пед-ки важно выявить роль в нем теории и практики. В общ-ве 2 точки зрения: 1 – пед-ка как теория об абстрактных началах восп-я, 2 — как практика восп-я, не имеющая никакого отн-ния к фил-ким теориям, ее чаще всего выск-ют практики. Разницу между этими крайностями заполняет теоретико-практическая педагогика. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно. Призывая пед-гов изучать пед.теорию, Уш-й предостерегал от стремл-я получить готовый рецепт восп-я. Педагогика как искусство. Только знания основ наук о человеке недостаточно для достижения успеха в воспитании, необх-мо быть творцом в созидании лич-ти ребенка. Поэтому пед. деят-ть — это искусство. Оно опирается на мн-во обширных и сложных наук; как и любое иск-во, оно требует, кроме знаний, наличия сп-тей и наклонностей и, как любое иск-во, стремится к идеалу. Пед. деят-ть — это высшее иск-во потому, что она стремится удовлетворить стремл-е чел-ка к усовершен-ям в самой чел-кой природе. Поэтому педагогика — это и наука, и искусство воспитания. Антропологический принцип. Предмет воспитания. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - так назвал К.Д. Ушинский свой труд в двух томах (1868г.-1й том, 1869 -2й том). Антропологию Уш-кий понимал широко, как совок-сть ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии и др., изучающих чел-ка и его деят-ть. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете восп-я. Особое знач-е имеют физиология и психология, т. к. они могут объяснить по возм-сти те психофизиол-кие явл-я, с кот-ми имеет дело воспитатель. Предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.
В «Педагогической антропологии» Уш-кий исследовал физиологические стороны организма чел-ка и обусловленные ими психические явл-я. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой чел-кой природе отыскать средства и резервы воспитания, получить возможность влиять на развитие ума, чувств, воли. На основании изуч-я природных задатков и особ-тей психики Уш-кий определил пед-кие закон-сти, позволяющие открыть приемы, методы, ср-ва восп-я и обр-ния. Пед. антропология призвана осуществить задачу целостного рассмотрения чел-ка, т. к. пед. деят-ть требует многосторонних знаний о предмете восп-я. С позиций антропологии Уш-кий решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в разв-и чел-ка. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти сост-щие одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деят-ти. Но стержневая идея Уш-го — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека, — и сегодня остается актуальной. Более того, эта идея лежит в основе современного профессионально-педагогического образования, определяя его направление и содержание. Идея народности восп-я (опр-ние народности, отн-ние к зарубежным системам воспитания, план создания народной школы, роль родного языка) К.Д. Ушинского. Центральной идеей всей пед. системы Уш-го является идея народности. В основе этой идеи лежало признание творч. сил народа в историч. пр-се, отражение в лит-ре и искусстве психологии народа, его нац. хар-ра. Уш-кий первым поднял проблему народности в восп-нии, дал ей теоретич. обоснование и реально воплотил в практике. Осн. ее положения: ● Единой для всех системы восп-я не сущ-ет, у каждого народа она своя. Поэтому невозможно заимствовать у другого народа систему восп-я. ● Каждый народ имеет свой идеал чел-ка, кот-й опр-ся общ-ной жизнью и разв-ся вместе с ним. Этот идеал воплощается в восп-и. ● Невозможно воспитывать по чужой пед.системе. М/б заимствованы лишь отд-ные пед. идеи, но в практике они перераб-ся творчески в духе данного народа. ● Народность предст-ет собой общ. закон-сть восп-я у любого народа, опр-ет цели восп-я и содерж-е пед. идей. Если восп-е хочет б/действенным, оно д/быть народным.
● Не следует смешивать науку, которая является общей для всех народов, с воспитанием. ● Необх-мо разв-е общественной инициативы в деле восп-я; успешное реш-е проблем нац. восп-я возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общ-ва. Воплощение идеи народности возможно при наличии народной школы, участие в орг-ции кот-й должен принять сам народ. Восп-е, созданное самим народом имеет ту воспитательную силу, кот-й нет в самых лучших системах. Те люди, кот-м народ поручает орг-цию дела обр-ния, д/исходить из потреб-тей народа, из поним-я закон-тей его разв-я, помогая народу прокладывать дорогу вперед. Однако Уш-й понимал и то, что простой народ беден и безграмотен, поэтому многие крестьяне не видят и нужды в школах. Следоват-но, без экономич. улучш-я положения народа невозможен подъем обр-ния; но в то же время, хорошо поставленное народное обр-е будет влиять на поднятие уровня экономич. жизни. Уш-й твердо верил, что разв-е любого гос-ва зависит от степени обр-ния народа. Важным являлся вопрос о том, чему учить в народной школе. В статье «О необх-сти сделать русские школы русскими» (1867) Уш-й писал, что ни гимназии, ни ун-ты не озабочены изуч-ем отеч. истории и к-ры, что образованная часть общ-ва ориентирована на изуч-е иностр. языков. Подлинная народность в восп-и и обр-нии выраж-ся и проявл-ся, прежде всего, в родном языке. Вместе с языком усваиваются и духовные ценности, созданные предшествующими покол-ями, познается окр-щая жизнь, история. Образцом изуч-ая род. языка стали книги Уш-го «Детский мир. Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Они содержат пр-ния уст. нар. творч-ва, фрагменты из классич. лит-ры: Тютчев, Фет, Некрасов, Никитин, рассказы о природе, жизни крестьян. Кроме рус. языка в народной школе необх-мо изучать основы истории, географии, ест-ния. Идея народности в восп-и еще при жизни Уш-го приобрела общ-ную поддержку и стала воплощаться в практику шк-го обр-ния. Цели и вытекающее из них содержание образования. Одной из целей обр-ния, как ее понимает Уш-кий, можно назвать развитие мышления, общих умственных сп-тей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Решая задачу подг-ки для жизни нов. покол-й, школе необх-мо отобрать такое содерж-е обуч-я, при кот-м будет возможным осуществить гл. цели обуч-я: • разв-е психики уч-ка, в том числе умств. сп-бностей; • подготовка ученика к настоящей и будущей жизни; • развитие мировоззрения и нравственных убеждений. Школьные дисциплины. Необх-ми для изуч-я в школе Уш-й считает те дисциплины, которые дают многообразные знания о природе и общ-ве, сп-ют всестороннему разв-ю и подготавливают к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего разв-я уч-ка д/б подчинена вся деят-ть школы и уч-ля. Мат-лами, необх-мыми для такого разв-я, обладают род. язык, география, история отечества, ест-ние, матем-ка, лит-ра. Общечеловеческое обр-ние, в отличие от узкоспециального, ведет к гармоничному, целостному разв-ю лич-ти, объясняет жизнь и вводит человека в нее. При отборе содерж-я школьных дисциплин необходимо отдавать предпочт-е тем, кот-е разв-ют мировоззр-е. Особую роль в этом пр-се вып-ют науки гуманитарные, помогающие уч-ку осознать назнач-е человеч. жизни и деят-ти. Хорошо продуманное и организованное обуч-е содействует цели нравственного разв-я реб-ка. Учебный труд. Серьезный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), и предлагает средства, способные развить привычку к труду. 1.Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть. 2.Не надрывать сил ребенка в умст-ной работе. Но и не давать им засыпать. 3.Приучать к труду постепенно. 4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело (игра).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.008 с.) |