Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура процесса обучения. Движущие силы и логика учебного процесса в начальной школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проц.обучения — это целенапр-е, послед-но измен-еся взаимодействие препод-ля и уч-ся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. Движущие силы- проц обуч как специф-й пр-сс познания надо рассм-ть в его противоречивости — как пр-сс постоянного движения и развития. Логика учеб процесса - Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. В соч-ях древних и средневековых мыслителей под пон-ем «обучение» пон-ли глав. образом препод-е, цель кот. – ученик. В нач. XXв. в пон-е обуч-я стали вкл-ть уже две состав-щие этого процесса – препод-е и уч-е. Преп-ие пон-ся как деят-сть учителей по орг-ции усвоения учеб-го мат-ла, учение – как деят-сть уч-ков по усв-ю предлаг-ых им знаний. Неск-ко позже в понятии обуч-я нашли отражение управ-ая деят-сть учителя по форм-ию у учеников способов познав-й деят-сти и совместная деят-сть учителя и учеников. Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В совр-ом пон-нии для обуч-я характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деят-сть учителей и учеников; 3) рук-ство со стороны учителя; 4) планомерная орг-ция и управ-е; 5) целостность и ед-во; 6) соответствие закономерностям возрастного разв-я учеников; 7) управ-е их разв-ем и воспитанием. Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, орг-ции, достиг-х результатах. Основные категории дидактики: Преподавание – упорядоченная деят-сть педагога по реализации цели обуч-я (образовательных задач), обесп-е информ-я, восп-я, осозн-я и практ-го прим-я зн-й. Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе кот на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возн-ют новые формы поведения и деят-сти, изменяются ранее приобретенные. Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Основными структурными элементами обучения как системы яв-ся: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) организационные формы, 5) результаты. Образование – система приобрет-х в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.Струк-е эл-ты обучения: Знание – совок-сть идей, в кот-х выр-ся теор-е овлад-е предметом. Отражение в созн-и уч-ка окр-щей его действ-сти в виде понятий, схем, конкретных образов. Умения – овладение спос-ми (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Субъект обучения-учитель. Субъект учения – Ученик. Содержание (обучения, обр-ния) – система научных знаний, практ-х умений и навыков, Сп-бов деят-сти и мышл-я, кот.ми ученики овлад-ют в процессе обучения. Форма – СП-б сущест-ния учеб. Проц., оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связана с количеством учеников в классе, временем и местом обуч-я, порядком его осущ-я и т.п. Метод – путь достиж-я (реализации) цели и задач обуч. Средства – предметная поддержка учебного процесса. Ими являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборуд-е и т.д. Результаты (продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, сте-нь реализации намеченной цели. Три принципиально отличающихся между собой дидактических системы: 1) систему (дидактику) И. Гербарта; 2) дидактическую систему Дж. Дьюи; 3) современную систему обучения. По Гербарту, гл-я задача школы – забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи. По Дж. Дьюи, впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблем». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным. Нынешняя дидактика основывается на системном подходе к процессу обучения, согласно кот. чувственное воспр-е, пон-е и усвоение зн-й, практ-ая проверка приобрет-х зн-й и ум-й органически соед-ны в познав-ном процессе, учеб-й деят-сти. Реализовано треб-е одноврем-го взаимодействия чувств, мышления и практ-ой деят-сти в познании. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее цель – выводить учеников на заданный уровень обучения с разумными затратами времени, сил, средств, без перегрузок и ухудшения их здоровья. Сегодня широко используются дифференцированные учебные планы, программы, курсы. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к потребностям и интересам учеников. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характ-ся полнотой, системностью, осознан-тью и действенностью. Это значит, что в процессе обуч-я ученики получают необх-ые фундам-ые сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в опр-ной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин "развивающее обучение". Всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что д/ находить реализацию и в отборе содержания обр-я, и в дидактической организации учебного процесса. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования. Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития. Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения – развивает умение и нравственно-волевые силы школьников. Противоречия проц. Обуч.: 1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. 2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. 3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. 4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в процессе обучения выглядят примерно так: 1, Учитель - Информирует о новых знаниях, объясняет, обнаруживает. Ученик - Воспринимает информацию. 2. Учитель-Орг-ет осмыс-е поним-е учеб-й инф-ции. Орг-ет обобщ-е, поним-е учеб-го мат-ла. Орг-ет закр-е. Ученик – Осмыс-т, обобщает усвоен. Мат-л, применяет. 3. Ученик - Закрепляет изученное путем повторения. Учитель - оценивает степень усвоения. 5.Ученик – Прим-ет изуч-е в упр-ях, заданиях и пр. 6. Диагностика - качества усвоенных знаний, умений — важное звено учебного процесса. Оно в повседневной учебной деятельности преподавателя является способом обратной связи, выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.013 с.) |