Технологии развивающего обучения в начальной школе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии развивающего обучения в начальной школе.



В рез-те разумно орг-ного обучения ребенок б/ иметь разв-е, поэтому понятие разв-щего обуч. возникло в связи с тем, что в истор-кой педагогики выделились школы, кот. Наз-ся инновац-ыми.Поэтому трад-ое обуч-е делится на:

1)объяснительно-иллюстрац-е(цель-знания,умен.,навык)

2)разв-щее обуч. (цель–разв-е, а ЗУН яв-ся средством в достижении цели).

1й вид обучения был заложен Я.А. Коменским, а 2й вид обуч-я - в 50-60 годы 20 века. В основе теории разв-щего обуч-я лежит психол-ая теория Л.С. Выготского. Он считал, что разв-е связано с психол-ми новообраз-ями в любой сфере деят-сти ребенка (трудовое, умственное, физическое). Поэтому обуч-е д/ соответ-вать уровню разв-я ребенка, опираться на этот ур-нь и обгонять его.Л.С. Выготский обосновал 2-е зоны:

1. Зона актуального развития (обученность) т.е., ученик самостоятельно справляется с заданием. 2. Зона ближайшего развития (обучаемость) - уровень нового, который ученик должен освоить.

Орган-ция работы в школе д/б построена след. Обр.: ближ. Разв-е опирается на актуальное разв-е, обгоняет его и тянет за собой все разв-е ребенка. Это ведет к тому, что «обучение ведет за собой разв-е» (Л.С. Выготский), т.е. чем больше доля обучения, тем скорее движется разв-е. Образование – это тот потенциал, кот. обязан обеспечить нужное разв-е индивида, его функц-ных органов. Разв-е индивида связанно с разв-ем его спос-тей, кот-е реал-ся в процессе обуч-я. И как только ребенок начинает осмысливать свои функции, так с этого момента обучение становится разумным, что усиливает ход развития психики. Разв-щее обуч. (РО) основ-ся на этом сознат-м подходе. Новообраз-е возникает как в содержательной стороне психики (понятие, суждение, представ-е), так и в способах этой деят-сти (умств-е, эмоц-но-волевое, практическое).

Развитие – это возникн-е и углубл-е новообр-ий, кот характ-ют культуру личности и ее социальный опыт.

В рез-те процесс обуч-я д/ подчиняться следующим закономерностям:
1. Обучение необх-о вести на повыш-м ур-не сложности.

2.Необх-мо делать содерж-е образ-я содержат-го обобщения.
3. В каждом учебном предмете исходить из такого уровня абстракции, кот. дает основания для разв-я системы соответствующих знаний.

Психологические принципы развив-его обучения

- проблемность обучения;

-оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

-специальная организация анемической деятельности.

Виды технологии разв обуч. :РО Занкова, РО Эльконина-Давыдова.

Осн-я направленность системыдостижение оптимального общего разв-я мл. шк-в. Для все-стороннего разв-я одинаково важны все учебные предметы. Рез-т достигается использ-ем новой, по сравн-ю с традиц-ной школой, разв-щей методикой – открытие нового знания ч/з пробл-ую ситуацию (коллизию), исп-ние многообразия методов.

Основные принципы и особенности организации учебного процесса в дид-ой сист-е Занкова

1. Принцип более выс-го уровня трудностей в обучении.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания процесса учения. Пр-п сознат-сти связан с пон-ем сообщаемых зн-й в изуч-м предмете.

4. Принцип прохождения мат-ла более быстр. темпами.

5.Принцип работы над разв-ем всех учащихся, как сильных, так и слабых.

Цель обучения – достижение оптимального общего разв-я кажд. ребенка при сохр-нии его психического и физического здоровья

Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, лит-ры, искусства и непосредственного познания.

Типические свойства, присущие всем учебным предметам:многогранность,процессуальность, коллизии.

Формы организации обучения:проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др.

Характер взаимоотношений: особая доверительная атмосфера обучения

результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника.

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности -теория разв-я теор-го мышления мл. шк. и форм-я учебной деят-сти, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Авторы (В. В. Давыдов, Д. Б. Элъконин) выступали против концентрического построения программы в начальной школе, отрицали универсальность использ-ия конкретной нагл-сти. Ход обучения: знакомство с предл-ой науч-й ситуацией или задачей, ориентировка в ней; образец преобр-ия мат-ла; фиксация выяв-ых отн-ий в виде предметной или знаковой модели; опр-ие свойств выдел-го отн-ия, благодаря к-рым выводятся усл-я и сп-бы реш-я исходной задачи, формул-ся общие подходы к реш-ю; наполнение выдел-ной общей формулы, вывода конкретными примерами.

Концепт-е положения системы Эльконина-Давыдова

В основу этой системы РО легли рез-ты исслед-ний психол-ких особ-стей детей мл. шк. и подросткового возраста Л.С. Выготского.

Принципы РО Эльконина-Давыдова

1. Принцип субъектности ребенка в учебном процессе.

2. Принцип опережающего обучения

Цель - формирование способов умственных действий.

Главные особенностисистемы:

1. Изм-е предметного содерж-я обуч-я. Обуч-е проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиц-й, эмпирической педагогической системы здесь в основу изуч-х дисциплин положена система научных понятий

2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью яв-ся наличие у чел-ка основ теоретического мышления

3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

4. Переход на коллективно-распределенный тип деят-сти м-у учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися.

5. Откр-ие в детях потенц-х интел-ых и личн-х спос-тей.

Развивающее чтение как интегральное понятие возникло в конце 90-х годов (20 века) на пересечении РО и разв-я речи. В техн. Разв-щего чтения выд-ся послед-но фазы зрелости читающего: Слого-аналитическая- Словесная - Фразовая - Сверхфразная -- Панорамная.Они отражают послед-ое усложнение читат-х навыков. М/ гов-ть, о постепенном расшир-и границ воспр-я реч-х ед-ц текста и об осмыс-е прочит-го – углуб-ся пон-е и повыш-ся кач-во переработки инф-ции. В овладении навыками чтения условно выделяют Пять Шагов:

1) Предчтение-форм-е навыков звукобуквенного воспр-я.

2) Словесное чтение – происх. существенная прибавка к мех-змам речи-мысли-к ассоциациям слова слышимого.

3) Фразовое чтение – Вкл-ся приемы познав-го чтения; тренировка работы с целостным текстом проводится по мет-ке активизации ответов на вопросы к тексту.

4) Сверхфразное чтение - умение выд-ть ключ-е слова и воспр-ть целые предло-я и абзацы - считывать мысли и лог-ки развертывать сужд-я; в индив-ое пон-е темы;

5) Панорамное чтение - это высшее мастерство при работе с текстом. Обычно не реализуется в начальной школе.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

Игра - это вид деят-сти в усл-ях ситуа-ций, направ-х на воссоздание и усвоение общ-ного опыта, в кот склад-ся и совершен-ся самоуправление поведением.

Большинству игр присущи (по С.А.Шмакову):

свободная развивающая деятельность,

творческий характер

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

наличие прямых или косвенных правил.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

Педагогическая игра – вид деят-сти, характ-щийся четко поставленной целью обуч-я и соответ-щим ей педагог-м рез-том, учебно-познав-ной направл-тью.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.009 с.)