Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика правописания и культуры письмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Орфография – это система правил написания слов. Она определяет выбор между возможными вариантами букв. Орфография представляет компромисс нескольких принципов: 1.фонематический пр-п – сущность этого пр-па заключается в том, что фонемы на письме обознач-ся тем знаком, кот-ый испол-тся для ее обозначения в основной сильной позиции; 2. морфологический пр-п – сущность этого пр-па заключается в соблюдении единообразного написания одних и тех же морфем; 3. фонетический пр-п – согласно этому пр-пу некоторые слова пишутся так, как они произносятся (например, в соответствии с фонетическим принципом пишется «а, о» в приставках слов «розыск» и «разыскивать», а также Ы в корне этого слова и И в слове «искать»). 4. традиционный пр-п – заключ-тся в том, что те написания, кот-ые соответствовали произношению в далеком прошлом языка, сохраняются, хотя далеки от его современных норм: правописание жи-ши, ча-ща, правописание окончаний прил-ных –ого/-его, -ага/ -яго, собака, молоко и т.д. 5. пр-п дифференцированного написания – применяется тогда, когда с помощью правописания разгран-тся понятия, обозначаемые омофонами: поджог-поджег. В русском письме фонематический пр-п является ведущим. Именно с этим пр-пом связано большинство правил, изучаемых в мл. кл.: безударные гл., сомнительные согл., непроизносимые согл. и т.п. Для всех этих и других случаев вводится понятие «орфограмма». Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), кот-ое не устанавливается на слух. Орфограмма опред-тся как "написание слова в том месте, где пишущий должен сделать выбор буквы для обозначения того или иного звука (фонемы)". Существует две группы орфограмм: связанные с обозначением звуков (фонем) буквами и не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем. В первой группе выделяют 2 вида орфограмм: - орфограмма на месте слабых позиций звуков (фонем); - орфограмма на месте сильных позиций (например, правописание жи-ши); Во второй группе выделяют 4 вида орфограмм: - прописная буква; - слитное или раздельное написание; - перенос; - сокращение слов. Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфограф-ого навыка. Орфограф-кий навык – это автоматизир-ный компонент сознательной речевой деятел-ти чел-ка в условиях протекания ее в письменной форме. Орфограф-кий навык создается в пр-се длительных упр-ий и основывается на более простых навыках и умениях. Психологи и методисты подчеркивают, что формирование орфограф-кого навыка в решающей степени зависит от его первоначального этапа, т.е. от того, развито ли у учащ-ся способность обнаруживать места, кот-ые надо писать по правилам. Способность обнаруживать орфограмму принято называть орфографической зоркостью. Многие психологи (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, В. В. Репкин и др.) и методисты (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев и др.) считают, что важнейшей причиной орфограф-ких ошибок является отсутствие или несформиров-ность орфограф-кой зоркости. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Орфограф-кая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфограф-кого действия. Орфографическое действие – это деятельность пишущего после осознания наличия орфограммы в слове. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, 1) какие знания и умения составляют его фундамент, 2) какими частными операциями доложен владеть ученик. М. Р. Львов выделяет шесть этапов, кот-ые д/пройти шк-к, решая орфографические задачи: 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид; 3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; 4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения; 5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму. Ошибки уч-ся классиф-тся по причинам допускаемой ошибки: 1. ошибки, которые объясняются непониманием или неточным пониманием значения слов; 2. ошибки, обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем; 3. ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм; 4. ошибки, возникающие в ходе неправильного ориентирования в структуре предложения; 5. ошибки, идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны); 6. ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью; 7. ошибки памяти; 8. ошибки от неточного владения правилами и нарушения алгоритма проверки; 9. ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья; 10. ошибки из-за невнимания. Классиф-ия ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения. Диагностика – это исследование причин как индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учениками. В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам. 1-ый способ исправления – индивидуал-ая работа, т.к. сами ошибки носят личностный, индивидуал-ый хар-р. Уч-к и уч-ль вместе проверяют написанное, находят ошибку. 2-ой вариант: уч-ль проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. 3-ий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм. Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими и толковыми словарями. Особ-сть словарной работы в школе состоит в том, что она проводится не только на уроках чтения, но и во всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Словарная работа складывается из 4 направлений: 1) обогащение словаря; 2) уточнение словаря; 3) активизация словаря; 4) устранение нелитер-ных слов, исправление ошибочных ударений, произношений. Источники обогащения словаря мл. шк-ка (по степени влияния на речь детей): речевая среда в семье, среди друзей, речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, учебная работа в школе, словари, справочники. Наилучший источник обогащения словаря - живое обще-ние, речь, устная и письменная, литература. Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстрации. Многие слова м/б объяснены с помощью развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда — из нескольких предл-ний. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе худож-ных текстов, т. к. он позволяет сохранить непринужденность беседы. Некоторые новые слова м/стать понятными, если ввести их в предл-ние. Многие слова м/б объяснены через анализ их морфологической стр-ры и словообр-ния. Такой прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообраз-ния, его законов и способствует усвоению орфографии. Этапы работы: а) обнаруживание слова, нуждающегося в толковании, в тексте; (так возн-ет мотивация) б) семантизация; в) выполнение ряда упражнений со словом; г) введение нового слова в текст, в свою речь, т.е. его ак-тивизация, употр-е в комм-ных целях. Слово считается активизированным, если уч-к использовал его хотя бы 1 раз в свободной, неподсказанной речи, без за-дания уч-ля: в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях. Упр-ния для активизации словаря: -составление предл-я; подбор синонимов, антонимов; -составление неск-ких словосоч-й с изучаемым словом; -составление предл-й на определ-ную тему, по картине; -словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; -орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование; -перевод на изучаемый иностранный язык; -составление и запись различ. текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употреб-я в тексте избранных слов; поиск и замена слов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.007 с.) |