Место педагогики в системе гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место педагогики в системе гуманитарных наук



 

Педагогика как наука и область культуры, ее предмет и задачи. Основные этапы развития педагогики. Категории педагогики. Структура педагогики, ее связь с другими науками.

 

Все науки делятся на естественные и гуманитарные. Отличительной чертой естественных наук является однозначность истины, четкость повторяемых экспериментов. Гуманитарные науки обращены, прежде всего, к личностным проявлениям человека, поэтому истины в них неоднозначны. Педагогика относится к гуманитарным наукам. Она характеризуется тем, что опосредованно или непосредственно рассматривает взаимодействие людей, в процессе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности и т.д.

Слово «педагогика» имеет греческие корни и буквально означает «детовождение». В настоящее время педагогика рассматривается в широком смысле как область культуры и в узком – как наука о воспитании (образовании) человека. Специфика педагогики как гуманитарной науки заключается в том, что в ней имеются различные точки зрения на педагогические явления и процессы, неоднозначно рассматриваются базовые понятия.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения и социализации человека.

Педагогика решает широкий круг задач:

• вскрытие закономерностей обучения и воспитания;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование образования;

• организация научных исследований и внедрение их результатов в практику и др.

Основными функциями педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная, прогностическая, воспитательная.

Педагогика является сравнительно молодой наукой. В ее развитии можно выделить следующие этапы:

1) «стихийная» педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);

2) педагогика как часть философского знания (древние цивилизации, античный период);

3) педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);

4) педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);

5) экспериментальная педагогика (конец ХIХ – начало ХХ вв.);

6) новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);

7) современный этап развития педагогики как интегративной науки.

Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований.

Педагогика как наука оперирует системой педагогических категорий. К основным педагогическим категориям относят воспитание, образование, обучение, образовательный (учебно-воспитательный) процесс, педагогическую систему, социализацию и др.

Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта.

Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.

Образование – процесс и результат обучения и воспитания.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.

Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.

Педагогика имеет сложную структуру. С развитием педагогики выделяются все новые ее отрасли. В структуре педагогики выделяют: общую педагогику, историю образования и педагогической мысли, теорию и методику воспитания, дидактику (теорию обучения), частные дидактики, возрастную педагогику, специальную, коррекционную педагогику, педагогический менеджмент и др.

Педагогика не может развиваться без связи с другими науками, такими как: философия, психология, экономика, анатомия, физиология и школьная гигиена, социология, этнография, кибернетика и др.

 

Вопросы и задания:

1. Дискуссионным является положение о рассмотрении педагогики как науки. Найдите аргументы, подтверждающие и опровергающие это утверждение.

2. Чем объясняется тот факт, что педагогика как самостоятельная наука сложилась только к середине ХIХ века?

3. Сравните разные подходы к определению сущности основных категорий педагогики, что в них общее, а в чем принципиальное отличие?

4. Какие научные дисциплины входят в систему педагогических наук? В чем выражается расширение границ исследования педагогики?

5. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками для разработки теории воспитания и обучения, в чем конкретно выражаются эти связи?

 

 

Методология педагогики и методологическая культура

Будущего учителя

Понятие методологии, основные методологические положения отечественной педагогики. Методологическая культура учителя. Система методов научно-педагогического исследования. Логика научного исследования.

Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач. Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

В основу методологии отечественной научной педагогики положено диалектико-материалистическое понимание мира и места человека в нем. К основным методологическим положениям можно отнести следующие:

• воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный характер;

• источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе и воспитания;

• активность самой личности играет определяющую роль в собственном развитии и формировании и др.

Иные методологические представления и знания лежат в основе религиозной педагогики, педагогики прагматизма, бихевиоризма и других педагогических учений.

Методология педагогики указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Каждый педагог должен обладать методологической культурой, то есть знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций.

В содержание методологической культуры учителя входят: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Важным признаком методологической культуры учителя является востребованность научно-педагогических знаний для анализа и совершенствования своей работы, владение методами исследования, умелое их применение в практической работе.

Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. Можно выделить две основные группы методов научно-педагогического исследования: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы – это анализ, синтез, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование. Они служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

К эмпирическим методам относят наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросные методы и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Эмпирические методы служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов.

В научном исследовании необходимо использовать всю совокупность методов для получения разносторонних и достоверных данных об изучаемом явлении. Современная педагогика в организации научных исследований достаточно широко использует и математические методы, что позволяет уйти в науке от одностороннего качественного описания педагогических явлений, обеспечить большую объективность результатов исследования.

Логика научно-педагогического исследования такова:

• выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявление в практике работы школы;

• оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования;

• формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотеза исследования;

• предложения о возможных способах усовершенствования явления, процесса, системы на основе изучения проблемы, а также результатов первоначальных наблюдений взаимодействия различных частей изучаемой системы;

• разработка методики проверки истинности гипотезы или разработка предложений по решению проблемы;

• опытно-экспериментальная проверка их действенности и результативности;

• анализ полученных данных, обработка результатов эмпирических методов исследования;

• формулировка выводов о результатах исследования;

• рекомендации по более широкой проверке.

 


Вопросы и задания:

 

1. Раскройте смысл основных методологических положений отечественной педагогики.

2. Подготовьте сообщение о методологических основах одного из зарубежных педагогических направлений (прагматизм, бихевиоризм и др.).

3. Дайте характеристику методам педагогического исследования.

4. Выделите одну из актуальных проблем современной педагогики, выстройте логику ее исследования.

6. Закон РФ «Об образовании». «Концепция модернизации

российского образования до 2010 года»

Социально-экономическая обусловленность принятия Закона «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Система образования. Основные направления модернизации российского образования.

К 90-м годам XX века в России в связи с вхождением в рыночные отношения произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны, ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека.

В Законе «Об образовании» (принят в 1992 г., новая редакция – 1996 г.) содержатся основные принципы и положения, на которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России в новых социально-экономических условиях.

Прежде всего, Закон определяет принципы государственной политики в области образования как требования общества к образованию. К ним относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений (Закон «Об образовании», ст. 2).

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики, характер системы образования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления.

Система образования России включает следующие типы образовательных учреждений:

Дошкольные: ясли, детский сад.

Общеобразовательные, со ступенями (начальное, основное, среднее): школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональные (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.

Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.

Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.

В связи с вхождением России в мировое образовательное пространство происходит пересмотр позиций в области образования. Это привело к необходимости разработки специальных документов, направленных на модернизацию российского образования. К таким основополагающим документам относится «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».

Модернизация образования – это придание ему современного вида, «выращивание» собственного опыта с учетом национальных традиций страны и мировых тенденций развития образования.

В основе идеологии Концепции лежат следующие позиции: качество образования (его соответствие требованиям международных стандартов); доступность образования; эффективность использования имеющихся ресурсов (финансовых, материально-технических).

В связи с этим планируется ряд мероприятий, направленных на структурную и содержательную перестройку деятельности всех учреждений системы образования.

Так, например, планируется расширение сети дошкольных учреждений, укрепление их материальной базы. Дошкольные учреждения призваны прежде всего развивать мелкую моторику, волевые усилия, умение работать в коллективе, а не тренировать ребенка в области школьного обучения.

Значительные изменения должны произойти и в общем образовании. К основным задачам модернизации общего образования относят: 1) построение возрастосообразной школы (начальная школа – «школа радости»; основная – проб, поиска, общения; старшая – профильная); 2) построение здоровьесберегающей школы; 3) усиление деятельностного, практикоориентированного характера обучения; 4) переосмысление целей школьного образования на основе компетентностного подхода (овладение информационной, языковой и социально-правовой компетенциями).

Как следствие, должно быть модернизировано и профессиональное образование, в том числе, и педагогическое. Главная задача модернизации педагогического образования – оперативное реагирование на задачи модернизации общего образования.

Пристальное внимание обращается на ситуацию воспитания. Воспитанию отдается приоритет на всех ступенях системы образования. Ключевыми становятся следующие направления содержания воспитания: воспитание гражданина России, формирование духовности, общей воспитанности личности.

 

Вопросы и задания:

1. Сопоставьте Закон «Об образовании» (1992 г.) с предыдущим законом. В чем их принципиальное отличие?

2. В чем заключается конкретный смысл принципов государственной политики в области образования?

3. Проанализируйте сложившуюся в отдельном городе (другом населенном пункте) систему образования. Какими образовательными программами и учреждениями образования она представлена?

4. Какие проблемы в сфере российского образования обусловили необходимость его модернизации?

 

 

Образование как общественное явление и педагогический процесс

 

Образование как явление общественной жизни. Социокультурные функции образования. Образовательный и педагогический процессы. Структура образовательного процесса. Движущие силы образовательного процесса.

 

Согласно последним государственным документам, понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.

Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики. Однако, среди ученых нет единства в его трактовке. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». Однако, оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно без участия или даже вопреки участию педагога. В данном понимании образовательный и педагогический процессы не тождественны.

В рамках же курса педагогики, рассматривая профессионально организованный, то есть целенаправленный процесс, мы получаем в качестве объекта познания единое явление (не только по сути, но и по форме), которое вправе называть либо образовательным, либо педагогическим процессом в зависимости от точки зрения, избранной для анализа.

Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

 

 

Образование (воспитание в широком смысле слова)

как функция человеческого общества –

овладение совокупностью общественного опыта

       
   

 

 


Обучение– овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями Воспитаниев узком смысле слова – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек, поведения

 

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Основными компонентами структуры образовательного процесса являются:

• целевой (определение целей образования);

• содержательный (разработка содержания образования);

• операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования);

• стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании);

• оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

В образовательном процессе имеет место множество противоречий, выявление и управление разрешением которых может выступать в качестве движущих сил развитиякак образовательного процесса, так и личности. Существуют внешние и внутренние противоречия.

Основным внешним противоречием является противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы.

К внутренним противоречиям относятся следующие:

• между требованиями к ребенку и реальными возможностями по их удовлетворению, уровнем развития ребенка:

• между знаниями и их применением;

• между коллективным, фронтальным преподаванием (деятельность учителя) и индивидуальным характером усвоения (деятельность ученика):

• между общей скоростью процесса образования и темпом продвижения каждого ученика;

• между целенаправленным педагогическим воздействием и стихийными влияниями;

• между внешними требованиями и внутренними стремлениями ребенка и т.д.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

• двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

• направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие лич­ности;

• единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

• взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

• реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие челове­ка - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

 

Вопросы и задания:

1. Какие функции выполняет образование как явление общественной жизни?

2. Сравните понятия «образовательный процесс» и «педагогический процесс».

3. Что общего и в чем специфика процессов обучения и воспитания как компонентов образовательного процесса?

4. Выделите структуру образовательного процесса.

5. Что является движущей силой развития образовательного процесса?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.065 с.)