Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль семьи, детских объединений и школы в социальном воспитании и социализации личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность основных понятий: социализация, социальное воспитание. Характеристика семьи как универсального института социального воспитания. Роль детских объединений в социальном воспитании и социализации личности. Школа как связующий и направляющий орган социального воспитания. Ребенок как личность формируется в социальной среде, которая определяет особенности его социального статуса, обеспечивает накопление социального опыта, социализацию в целом. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек. Социализация личности осуществляется как под влиянием стихийных факторов, так и педагогически управляемых. Одной из функций социальных институтов является организация социального воспитания. Социальное воспитание – это планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Социальное воспитание организуется в семье, детских сообществах и школе. Семья как универсальный социальный воспитательный институт способна воздействовать на ребенка на протяжении всей его жизни, поэтому очень велика роль семьи в социальном воспитании и социализации ребенка. Глубокий вклад в разработку теории семейного воспитания внесли И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. В их работах определяется сущность, функции семьи, раскрыты условия эффективного семейного воспитания. Категория семьи понимается в литературе неоднозначно. С точки зрения социализации, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Но в последнее время воспитательный потенциал семьи значительно снизился, что связано с общей экономической нестабильностью, в том числе и нестабильностью семьи, а это усложняет процесс социализации детей. В семье человек проходит стихийную и относительно социально контролируемую социализацию. В большинстве семей социализация имеет стихийный характер. Семья выполняет следующие функции в социализации: 1) обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка; 2) влияет на формирование психологического пола; 3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка; 4) имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами; 5) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека; 6) играет большую роль в процессе социального развития человека. В подростковом возрасте усиливается роль детских объединений в социальном воспитании и социализации личности ребенка. Стремление к объединению – это естественная потребность детей. Они объединяются с целью самоутверждения и самозащиты, для реализации личных запросов и интересов. Детское объединение оказывает значительное влияние на воспитание, развитие личности, так как ребенок добровольно избирает объединение, организацию, принимает ее законы, традиции, включается в ее деятельность. Детские и юношеские объединения выполняют следующие функции в социализации ребенка: социальную, профориентационную, информативную, развивающую и др. В детском движении выделяют «формальные» и «неформальные» детские объединения и организации. «Формальными» организациями и объединениями называют такие, которые имеют официальный статус: устав, программу, структуру, органы управления, руководство осуществляется подготовленными, квалифицированными людьми. В настоящее время существует международная организация «Союз пионерских организаций – федерация детских организаций» (СПО – ФДО), включающая сотни детских организаций и объединений: пионерская организация, союз российских скаутов, детский орден милосердия, клубы по интересам и др. «Неформальные» – не имеют официального статуса, они объединяют детей, в основном, по интересам. Их можно подразделить на две основные группы: группы «образа жизни» (хиппи, панки и др.) и группы досуга (фанаты, рокеры, байкеры, металлисты и др.). Школа является социальным институтом, осуществляющим государственную политику в области социального воспитания и социализации личности. Она является связующим и направляющим органом социализации. Работая с родителями (семьей), школа решает следующие задачи: привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми, помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей. Для решения этих задач используются следующие формы и средства: привлечение родителей в качестве руководителей кружков и секций, консультирование родителей, родительские собрания, лектории, вечера вопросов и ответов и др. Школа, не являясь единственным источником информации и субъектом воспитания, должна знать педагогический потенциал окружающей среды и использовать его для достижения целей воспитания. Учитывая потребность детей в объединении, она должна создавать условия для создания таких объединений внутри самой школы. В связи с тем, что деятельность «неформальных» объединений может носить и асоциальную направленность, педагоги должны знать такие объединения, контактировать с ними, снимать их отрицательное воздействие и использовать их в управляемом педагогическом процессе. Вопросы и задания: 1. Дайте определение социального воспитания и социализации. В чем сходство и различие этих понятий? 2. Какую роль играет школа в оказании помощи семье для полноценной реализации ее функций? 3. Охарактеризуйте деятельность одного из «формальных» и «неформальных» объединений, в чем их положительное и отрицательное влияние на социальное становление личности? 4. Какие еще факторы влияют на социальное воспитание и социализацию личности? 5. Почему в настоящее время именно школе принадлежит приоритетное значение в социальном воспитании детей? Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 2. Безрукова В. С. Педагогика. – Екатеринбург, 1994. 3. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984. 4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. 5. Борытко М. Н. Теория и методика воспитания: Семинарско-практ. Занятия: Учеб. пособие для спецв высш. учеб. заведений и системы повышения квалификации работников образования /Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО; Изд-во «Учитель», 2002. 6. Будущему учителю о проблемах педагогики: Курс лекций. – Волгоград: Перемена, 1996. 7. Воронов В.В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей.- М., 1995. 8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общей ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998. 10. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999. 11. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2003. 12. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. 13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 14. Лихачев Б. П. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений. – М.: Пед. общество России, 1999. 15. Макаренко А. С. Педагогические соч. В 8 т. /Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984. 16. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 17. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. 18. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л. А. Байкова и др. – Рязань: Ряз. пед. институт, 1993. 19. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 20. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Педагогика, 1978. 21. Педагогика /Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1984. 22. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2001. 23. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский и др.; Под ред. А. И. Кочетова.- Мн.: Нар. асвета, 1987. 24. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. 25. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х ч. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 26. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 27. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш пед учеб. заведений / Под ред. В. А. Слестенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. 28. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1999. 29. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. 30. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 31. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. 32. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. 33. Шилова М. И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды. – Красноярск: Универс, 2003. 34. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
III. Теория обучения. Технологические основы образовательного процесса
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.012 с.) |