Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль семьи, детских объединений и школы в социальном воспитании и социализации личности

Поиск

Сущность основных понятий: социализация, социальное воспитание. Характеристика семьи как универсального института социального воспитания. Роль детских объединений в социальном воспитании и социализации личности. Школа как связующий и направляющий орган социального воспитания.

Ребенок как личность формируется в социальной среде, которая определяет особенности его социального статуса, обеспечивает накопление социального опыта, социализацию в целом.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек. Социализация личности осуществляется как под влиянием стихийных факторов, так и педагогически управляемых. Одной из функций социальных институтов является организация социального воспитания. Социальное воспитание – это планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Социальное воспитание организуется в семье, детских сообществах и школе.

Семья как универсальный социальный воспитательный институт способна воздействовать на ребенка на протяжении всей его жизни, поэтому очень велика роль семьи в социальном воспитании и социализации ребенка. Глубокий вклад в разработку теории семейного воспитания внесли И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. В их работах определяется сущность, функции семьи, раскрыты условия эффективного семейного воспитания.

Категория семьи понимается в литературе неоднозначно. С точки зрения социализации, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Но в последнее время воспитательный потенциал семьи значительно снизился, что связано с общей экономической нестабильностью, в том числе и нестабильностью семьи, а это усложняет процесс социализации детей. В семье человек проходит стихийную и относительно социально контролируемую социализацию. В большинстве семей социализация имеет стихийный характер.

Семья выполняет следующие функции в социализации:

1) обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;

2) влияет на формирование психологического пола;

3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;

4) имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;

5) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека;

6) играет большую роль в процессе социального развития человека.

В подростковом возрасте усиливается роль детских объединений в социальном воспитании и социализации личности ребенка. Стремление к объединению – это естественная потребность детей. Они объединяются с целью самоутверждения и самозащиты, для реализации личных запросов и интересов.

Детское объединение оказывает значительное влияние на воспитание, развитие личности, так как ребенок добровольно избирает объединение, организацию, принимает ее законы, традиции, включается в ее деятельность. Детские и юношеские объединения выполняют следующие функции в социализации ребенка: социальную, профориентационную, информативную, развивающую и др.

В детском движении выделяют «формальные» и «неформальные» детские объединения и организации. «Формальными» организациями и объединениями называют такие, которые имеют официальный статус: устав, программу, структуру, органы управления, руководство осуществляется подготовленными, квалифицированными людьми. В настоящее время существует международная организация «Союз пионерских организаций – федерация детских организаций» (СПО – ФДО), включающая сотни детских организаций и объединений: пионерская организация, союз российских скаутов, детский орден милосердия, клубы по интересам и др.

«Неформальные» – не имеют официального статуса, они объединяют детей, в основном, по интересам. Их можно подразделить на две основные группы: группы «образа жизни» (хиппи, панки и др.) и группы досуга (фанаты, рокеры, байкеры, металлисты и др.).

Школа является социальным институтом, осуществляющим государственную политику в области социального воспитания и социализации личности. Она является связующим и направляющим органом социализации.

Работая с родителями (семьей), школа решает следующие задачи: привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми, помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей. Для решения этих задач используются следующие формы и средства: привлечение родителей в качестве руководителей кружков и секций, консультирование родителей, родительские собрания, лектории, вечера вопросов и ответов и др.

Школа, не являясь единственным источником информации и субъектом воспитания, должна знать педагогический потенциал окружающей среды и использовать его для достижения целей воспитания. Учитывая потребность детей в объединении, она должна создавать условия для создания таких объединений внутри самой школы. В связи с тем, что деятельность «неформальных» объединений может носить и асоциальную направленность, педагоги должны знать такие объединения, контактировать с ними, снимать их отрицательное воздействие и использовать их в управляемом педагогическом процессе.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение социального воспитания и социализации. В чем сходство и различие этих понятий?

2. Какую роль играет школа в оказании помощи семье для полноценной реализации ее функций?

3. Охарактеризуйте деятельность одного из «формальных» и «неформальных» объединений, в чем их положительное и отрицательное влияние на социальное становление личности?

4. Какие еще факторы влияют на социальное воспитание и социализацию личности?

5. Почему в настоящее время именно школе принадлежит приоритетное значение в социальном воспитании детей?

Литература

 

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Безрукова В. С. Педагогика. – Екатеринбург, 1994.

3. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

5. Борытко М. Н. Теория и методика воспитания: Семинарско-практ. Занятия: Учеб. пособие для спецв высш. учеб. заведений и системы повышения квалификации работников образования /Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО; Изд-во «Учитель», 2002.

6. Будущему учителю о проблемах педагогики: Курс лекций. – Волгоград: Перемена, 1996.

7. Воронов В.В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей.- М., 1995.

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общей ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

10. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

11. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2003.

12. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

14. Лихачев Б. П. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений. – М.: Пед. общество России, 1999.

15. Макаренко А. С. Педагогические соч. В 8 т. /Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984.

16. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.

17. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

18. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л. А. Байкова и др. – Рязань: Ряз. пед. институт, 1993.

19. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

20. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Педагогика, 1978.

21. Педагогика /Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1984.

22. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2001.

23. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский и др.; Под ред. А. И. Кочетова.- Мн.: Нар. асвета, 1987.

24. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

25. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х ч. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

26. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

27. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш пед учеб. заведений / Под ред. В. А. Слестенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

28. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1999.

29. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.

30. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.

31. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988.

32. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997.

33. Шилова М. И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды. – Красноярск: Универс, 2003.

34. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

 

 

III. Теория обучения. Технологические основы образовательного процесса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.011 с.)