Тема 1. Воспитание как часть педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Воспитание как часть педагогического процесса



ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Часть 1

Учебное пособие

 

Дзержинск – 2008

 

ББК 74.00

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Дзержинского педагогического колледжа

Научный руководитель М.А.Тарасов, директор ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледжа», кандидат педагогических наук

 

Учебное пособие «Основы воспитания» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 0300 Образование среднего профессионального образования. Цель представленного пособия – создание условий для успешной организации самостоятельной работы студентов колледжа при изучении учебной дисциплины «Педагогика», для формирования профессиональных компетенций, для развития педагогического кругозора. Пособие составлено на основе действующей программы учебной дисциплины «Педагогика», является продолжением пособия «Общие основы педагогики» и включает вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в современной школе. Каждая тема включает в себя план изучения, список основной и дополнительной литературы, лекционный материал, вопросы для самоконтроля. Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

 

 

Составители: Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина

Рецензент О.А.Костенко

 

 

© Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина, 2008

© ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», 2008

 

 

Основы воспитания

Часть 1

Учебное пособие

 

 

Составители: Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина

 

 

Редактор Е.Н.Кознова

 

 

Подписано в печать 20.12.2008 Заказ 058 Усл.печ.листов 5

Формат 60х90 ½ Тираж 100 экз.

 

Полиграфический участок ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», ул.Грибоедова, 10

 

 

Введение………………………………………………………

1.Воспитание как часть педагогического процесса............................... 2. Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания.................................................................................................3. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.......

4. Воспитательная система школы..........................................................

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

Данное пособие предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 050000 Образование и педагогика среднего профессионального образования и является единым для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.

Пособие составлено на основе действующей программы учебной дисциплины «Педагогика», является продолжением пособия «Общие основы педагогики» и включает вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в современной школе.

Пособие «Основы воспитания» состоит из двух частей. В первую часть включены темы: «Воспитание как часть педагогического процесса», «Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания», «Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников», «Воспитательная система школы».

Темы, включенные в раздел «Основы воспитания», изложены в пособии по следующей схеме:

· План изучения темы,

· Задания для самостоятельной работы студентов,

· Лекционный материал,

· Вопросы для самоконтроля,

· Литература (основная и дополнительная).

Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

Тема 1. Воспитание как часть педагогического процесса

План изучения темы

1. Сущность процесса воспитания, его особенности.

2. Структура (этапы) воспитательного процесса.

3. Диалектика процесса воспитания.

4. Воспитание как компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

5. Закономерности процесса воспитания.

6. Принципы воспитания, их характеристика.

 

Самостоятельная работа № 1

Составить конспект по вопросу «Структура воспитательного процесса»

Литература:

1. Ильина Т. Педагогика. М., 1984. С. 374.

2. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.2: Процесс воспитания. - С. 18.

 

Самостоятельная работа № 2

Составить конспект по вопросу «Закономерности воспитания»

Литература:

1. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

2. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998. С. 402.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.2: Процесс воспитания. С. 22.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

 

Самостоятельная работа № 3

Подготовить доклад (индивидуальное задание) на тему «Воспитание как педагогический компонент социализации. Влияние СМИ на процесс воспитания»

 

Самостоятельная работа № 4

Найти определения и раскрыть сущность понятий «перевоспитание», «самовоспитание».

 

Сущность процесса воспитания, его особенности.

Исторически сложились разные подходы к определению понятия воспитания.

Различают:

1.Воспитание в широком социальном смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта.

2.Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности, взглядов, убеждений

 

Сущность воспитательного процесса

 

С позиции психологии – воспитание есть процесс интериоризации, т.е. перевода внешнего по отношению к личности – опыта, ценностей, норм, правил поведения - во внутренний план личности, т.е. ее убеждения, установки.

С позиции естественных наук – воспитаниеесть процессобразования стереотипов (условных рефлексов) поведения, устойчивых привычных реакций, которые закрепляются и объединяются, ведут к образованию характера.

С позиции педагогики процесс воспитания – это сознательно-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование деятельности детей по овладению социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

В данном определении подчеркивается личностно-деятельностный подход к воспитанию.

Процесс воспитания является частью целостного педагогического процесса.

Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями

 

Обучение – овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности   Воспитание в узком смысле - формирование социальных, нравственных и эстетических отношений

Выделение в общем воспитательном процессе его сторон – обучения и воспитания в узком смысле – носит условный характер. В реальной деятельности они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга.

Воспитание всегда включает самовоспитание и перевоспитание.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Перевоспитание – перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.

Воспитанность – умение себя вести в обществе. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение, отличающееся хорошими манерами, правильной речью, умением правильно себя вести с людьми в различных ситуациях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы существенные черты процесса воспитания?

2. Назовите и раскройте основные закономерности воспитания.

3. Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое к ней отношение.

Литература:

1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004

2. Педагогика / Под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998. С.367-423.

3. Педагогика /Под ред.Ю.К.Бабанского. М., 1983. С.268-306.

4. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 429-486.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

6. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М., 2006.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.

 

 

Тема 2. Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания

 

План изучения темы

1. Понятие о цели воспитания, её обусловленность общественно-историческим развитием. Система целей воспитания.

2. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.

3. Понятие содержания воспитания. Зависимость содержания воспитания от целей и задач.

4. Содержание основных сторон воспитания школьника:

а) умственное воспитание и формирование мировоззрения;

б) нравственное воспитание;

в) воспитание эстетического отношения к действительности;

г) трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся;

д) физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

5. Современные подходы к воспитанию.

6. Современные концепции и программы воспитания.

 

Самостоятельная работа № 1

Составить конспект по вопросу «Проблемы содержания воспитания»

1. Общечеловеческие ценности как основа воспитания.

2. Ролевой подход к определению содержания воспитания

 

Литература:

1. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

2. Педагогика. /Под редакцией П.И. Пидкасистого. М., 1998.

С. 426-435.

3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. С. 429-486.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001. С. 265-268.

5. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. С. 356-360.

6. Караковский В.А. Воспитательная система школы. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников. 1993. № 2, 3, 4.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.,ТЦ Сфера. 2002. С. 8-11.

Самостоятельная работа № 2

Подготовить устные сообщения (по группам) о современных концепциях воспитания: концепции Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана и др.

 

Литература:

1. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт освобождённого классного руководителя и воспитателя. (Методические рекомендации). М., 1992.

2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., ТЦ Сфера, 2002.

Самостоятельная работа № 3

Изучить и проанализировать программу воспитания Н.Е. Щурковой:

  • Основная цель воспитательной деятельности;
  • Задачи воспитания;
  • Основные разделы программы, их содержание.

Используя программу Н.Е. Щурковой, конкретизируйте содержание воспитательной деятельности по одному из разделов

Литература:

1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 1998.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

 

Система целей в воспитании

Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании еще индивидуальная цель для каждого воспитанника. У каждого человека есть свои возможности, свои устремления. Но тем не менее – он член общества. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной цели воспитания – есть важное условие решения проблемы цели в педагогике.

В течение жизни человека цель не может быть все время неизменной, т.е. нельзя не видеть разницы в целях воспитания в зависимости от возраста, уровня сформированности личности.

Достижение цели складывается из множества различных по своему вкладу в ее достижение деятельностей воспитателей и целых организаций: семьи, учебно-воспитательных учреждений, отдельных учителей. У каждого из них есть своя цель.

Все вышесказанное определяет систему целей в воспитании:

1. Система целей с определенной иерархической структурой:

ü Общая цель воспитания

ü Цель воспитания детей определенного возраста

ü Цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения

ü Цель изучения отдельной дисциплины

ü Воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий

2. Т.Ильина рассматривает 3 вида целей:

ü Общая, или генеральная цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений, характер педагогической деятельности вообще)

ü Педагогические цели на определенном этапе формирования личности

ü Оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или внеклассного мероприятия.

3. В педагогике всегда существовало смешение идеальных и реальных целей. В связи с эти важна и данная система целей:

ü Идеальная цель, т.е. ориентация на идеал человека, гармонично развитого, сочетающего в себе моральную чистоту и физическое совершенство. Идеальная цель – ориентир для определения реальных целей.

ü Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. По сути реальная цель – это цель – результат., и она не может быть поставлена перед всеми учащимися.

Подход

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности Эта цель является идеальной.

Важнейшими составными частями всестороннего развития сегодня являются:

ü Умственное воспитание

ü Трудовое воспитание

ü Нравственное воспитание

ü Физическое воспитание

ü Эстетическое воспитание

Ряд исследователей выделяют так же: гражданское воспитание, половое воспитание, экологическое воспитание и др.

Всестороннее развитие органически включает в себя развитие творческих задатков, склонностей и способностей.

Всестороннее развитие как идеал должно быть гармоничным. Это значит, что все стороны и свойства личности необходимо формировать одновременно и в тесной взаимосвязи.

Задачи воспитания в данном случае определяются в соответствии с каждым направлением воспитания. Например:

ü Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека

ü Формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни

ü Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения

ü Воспитание гражданских качеств, чувств и поведения.

ü Приобщение к общечеловеческим ценностям и традициям

ü Формирование положительного отношения к труду и готовности к трудовой деятельности

ü Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни

Подход

Дать каждому школьнику базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. ( концепция О.С.Газмана)

Базовое образование включает в себя то необходимое, что дает возможность включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя.

Базовая культура включает в себя пусть и немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной культуры, традиционные и современные их образцы.

Основные направления базовой культуры:

ü Культура жизненного самоопределения

ü Экономическая культура и культура труда

ü Интеллектуальная, нравственная и культура общения

ü Экологическая культура

ü Художественная культура

ü Физическая культура

ü Культура семейных отношений

Задачи воспитания в данном случае определяются в соответствии с каждым направлением базовой культуры.

В данном подходе можно увидеть те направления воспитания, которые имеются в вышеназванном традиционном подходе. Но в данном подходе подчеркивается ориентация на личность, ее активность, самостоятельность, «самоценность», что подчеркивают сторонники концепции гуманистического воспитания.

Подход

Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. (концепция Н.Е.Щурковой).

Смысл этого подхода состоит в том, что здесь упор делается на ценностные отношения, которые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно важным явлениям: к человеку, жизни, обществу, труду, природе.

Задачи воспитания:

ü Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества

ü Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни

ü формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле

ü Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни

ü Формирование образа жизни, достойного Человека

ü Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути

Подход

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение слов «цель воспитания», «содержание воспитания», определите подходы к ним.

2. Опишите подходы и пути решения нравственного и эстетического воспитания школьников.

3. Опишите особенности трудового воспитания современных подростков и возможности их профессиональной ориентации.

4. В чем состоят проблемы физического воспитания, формирования здорового образа жизни детей?

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. С. 356-360, 361-387.

2. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт освобождённого классного руководителя, воспитателя (методические рекомендации). М., 1992.

3. Караковский В.А. Воспитательная система школы. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса. //Воспитание школьников, 1993. № 2, 3, 4.

4. Педагогика. /Под редакцией И.П. Пидкасистого. М., 1998. С.367-440.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

6. Подласый И.В. Педагогика. М. 2001. Кн.2; С. 37-38.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

8. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М., 2006.

9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000 С. 73-79, 126-130

10. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. М., 2004.

11. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001. С. 276-299.

12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. 2002.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск. 1988. С. 41-54.

14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 1998.

 

Самостоятельная работа №1

Конспектирование литературы по вопросам: «Взаимодействие участников воспитательного процесса», «Организация коллективной деятельности детей»

Литература:

  1. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. Л.,1982.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. С.190.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999.

4. Педагогика: Хрестоматия/ Сост. А.Е.Дмитриев. М., 1985. С.245.

Самостоятельная работа №2

Подготовка к семинару по теме «Детские общественные объединения как институт воспитания»

Литература:

1. Разноцветный мир детства. М., 2001.

2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Воспитательная работа

· Воспитание в процессе обучения

· Внеучебная деятельность

· - внеклассная воспитательная работа

· - внешкольная воспитательная работа

· - взаимодействие школы с семьей

· - организация взаимодействия в социуме

· Стиль, тон отношений, морально-психологический климат в коллективе

 

Как видно из схемы, система воспитательной работы в школе включает воспитание учащихся в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация воспитательной работы включает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного психологического климата.

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации ребенка.

Требования к внеклассной работе

1.Обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм.

2.Перед началом необходимо определить желаемые результаты.

3.Необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

4.Педагог должен обладать высокими личностными качествами. Дети оценивают педагога как личность и не прощают фальши, отсутствия бескорыстного интереса к людям.

5.Педагог должен быть в постоянном творческом поиске.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение слов «внеклассная воспитательная работа», «внешкольная воспитательная работа».

2. Опишите воспитательные возможности деятельности, определите требования к ней.

3. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

Литература:

1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. С.56-77.

3. Введение в педагогическую деятельность./ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. С.91-97.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987. С.96-108.

5. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. С.205.

6. Подласый И.В. Педагогика. М., 2001. Книга 2.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000.

8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические системы и технологии. М., 2001.

9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

10. Разноцветный мир детства. М., 2001.

 

 

План изучения темы

1. Понятие о воспитательной системе. Компоненты воспитательной системы.

2. Этапы становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательных систем.

3. Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе

 

Самостоятельная работа №1

Сообщение об отечественных и зарубежных системах воспитания. Составление таблицы «Отечественные системы воспитания»

Литература:

1. Воспитательные системы школы: Проблемы и поиски. М., 1989.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 1998.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.

4. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. М., 2006. С. 56-68.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «воспитательная система школы» в теоретическом плане и на примерах.

2. Каковы отличительные признаки воспитательной системы школы?

3. Назовите этапы становления воспитательной системы школы.

4. Дайте характеристику наиболее известным зарубежным и отечественным воспитательным системам.

 

Литература:

1. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. М., 1989.

2. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова. Псков, 1998.

3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 1998.

4. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.

5. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.

7. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н.Степанова. М.2000.

 

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Часть 1

Учебное пособие

 

Дзержинск – 2008

 

ББК 74.00

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Дзержинского педагогического колледжа

Научный руководитель М.А.Тарасов, директор ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледжа», кандидат педагогических наук

 

Учебное пособие «Основы воспитания» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 0300 Образование среднего профессионального образования. Цель представленного пособия – создание условий для успешной организации самостоятельной работы студентов колледжа при изучении учебной дисциплины «Педагогика», для формирования профессиональных компетенций, для развития педагогического кругозора. Пособие составлено на основе действующей программы учебной дисциплины «Педагогика», является продолжением пособия «Общие основы педагогики» и включает вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в современной школе. Каждая тема включает в себя план изучения, список основной и дополнительной литературы, лекционный материал, вопросы для самоконтроля. Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

 

 

Составители: Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина

Рецензент О.А.Костенко

 

 

© Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина, 2008

© ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», 2008

 

 

Основы воспитания

Часть 1

Учебное пособие

 

 

Составители: Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина

 

 

Редактор Е.Н.Кознова

 

 

Подписано в печать 20.12.2008 Заказ 058 Усл.печ.листов 5

Формат 60х90 ½ Тираж 100 экз.

 

Полиграфический участок ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», ул.Грибоедова, 10

 

 

Введение………………………………………………………

1.Воспитание как часть педагогического процесса............................... 2. Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания.................................................................................................3. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.......

4. Воспитательная система школы..........................................................

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

Данное пособие предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 050000 Образование и педагогика среднего профессионального образования и является единым для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.

Пособие составлено на основе действующей программы учебной дисциплины «Педагогика», является продолжением пособия «Общие основы педагогики» и включает вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в современной школе.

Пособие «Основы воспитания» состоит из двух частей. В первую часть включены темы: «Воспитание как часть педагогического процесса», «Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания», «Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников», «Воспитательная система школы».

Темы, включенные в раздел «Основы воспитания», изложены в пособии по следующей схеме:

· План изучения темы,

· Задания для самостоятельной работы студентов,

· Лекционный материал,

· Вопросы для самоконтроля,

· Литература (основная и дополнительная).

Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

Тема 1. Воспитание как часть педагогического процесса

План изучения темы

1. Сущность процесса воспитания, его особенности.

2. Структура (этапы) воспитательного процесса.

3. Диалектика процесса воспитания.

4. Воспитание как компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

5. Закономерности процесса воспитания.

6. Принципы воспитания, их характеристика.

 

Самостоятельная работа № 1

Составить конспект по вопросу «Структура воспитательного процесса»

Литература:

1. Ильина Т. Педагогика. М., 1984. С. 374.

2. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.2: Процесс воспитания. - С. 18.

 

Самостоятельная работа № 2

Составить конспект по вопросу «Закономерности воспитания»

Литература:

1. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

2. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998. С. 402.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.2: Процесс воспитания. С. 22.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

 

Самостоятельная работа № 3

Подготовить доклад (индивидуальное задание) на тему «Воспитание как педагогический компонент социализации. Влияние СМИ на процесс воспитания»

 

Самостоятельная работа № 4

Найти определения и раскрыть сущность понятий «перевоспитание», «самовоспитание».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.15.34 (0.182 с.)