Билет 3. Особенности в воспитании в государстве древн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 3. Особенности в воспитании в государстве древн

Поиск

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками -- философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики -- общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

Билет 2. Особенности воспитания и обучения в первобытном обществе. 300-200 тыс. до 45-35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов – собирателей и охотников, когда начинается постепенное становление человека. Начали складываться относительно более благоприятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. В результате этого детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых с взрослыми осуществлялась, по-видимому, в таких видах трудах, как поддержание огня, приготовление пищи и т.д. Ранее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших. Воспитание в постепенно складывающихся первобытных общностях людей, по необходимости было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. Специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины. Можно предполагать, что в раннеродовых общинах традиционная практика включения подрастающих поколений в общей быт общины и подготовка их к будущей взрослой жизни первоначально не разделялись. Период взросления, по-видимому, был короткий: к 10-12 годам подростки приобретали необходимые умения и знания, которые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали уже во взрослую жизнь. Необходимость заботы о физическом развитии детей и передачи им опыта хозяйственной деятельности была очевидной потребностью в борьбе за существование. Не случайно именно в этом направлении наметился, прежде всего, педагогический прорыв - накопление бытовых средств обучающее - воспитательной направленности. Некоторые из них включались в ритуальные обряды, в систему магических действий. Характерным в этом отношении было использование игрушек-талисманов, фигурок животных у людей, изготовленных из различных материалов. Можно предположить, что с помощью таких игрушек - талисманов дети знакомились с правилами совместной охоты, что можно рассматривать в качестве средства наглядного обучения. В совместной деятельности с взрослыми, дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Об этом говорят сохранившиеся, изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода(маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы и т.д.). Предоставленные детям в родовых общинах свобода и самостоятельность в действиях проявляется в их играх, которые служили своеобразным средством выработки у них навыков социального поведения. Применялись ритуальные запреты - всякого рода табу, устрашение и одобрение. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому надо подражать. В них содержались также религиозно – мифические представления о происхождении мира и среде обитания. Следует заметить, что равная для всего подрастающего поколения физическая, трудовая и нравственная подготовка была неотделима от примитивного умственно – мировоззренческого воспитания, представляя в совокупности единый комплекс. В семье стали закладываться основы для как бы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики – преимущественно мужскими родственниками со стороны матери. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и начинали воспитываться в общине, в группах своих сверстников. В родовом обществе наметились существенные изменения. Ранее возникшие инициации - обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения. Подготовка к инициации осуществлялась, как можно предположить, раздельно для мальчиков и девочек, что определялось организацией общества. Общественными центрами подготовки к инициациям служили специальные «дома», или лагеря, молодежи – мужские (дома холостяков) и женские. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициационных обрядов делала их своего рода прообразом школы. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, земледельцу, воину и т.д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло – плетение, ткачество и т.п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально – нравственного воспитания. Молодежь должна была усвоить общий порядок жизни, необходимые знания, практические умения и навыки, знать родовые предания, мифы, соблюдать различные обряды. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая готовность подростков к вхождению во взрослую жизнь. В практике проведения инициаций складывались и зачатки обучающей деятельности. В обучении движениям танца, например, использовалось повторения и запоминания, за ошибки подростков наказывали. Так, для фиксации в памяти подростка какого – либо наставления или закрепления определенного мускульного движения, за ошибки при их повторении использовали болевые воздействия – удар, щипок, укол и т.д. Старая система инициаций выполняла совершенно определенную педагогическую функцию: она способствовала преемственности все более усложнявшихся культурно – исторических, бытовых и хозяйственных традиций. В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов. Внутри содержания инициационной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений. В новых инициационных учреждениях стало осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей. Они представляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие на базе функционированных ранее домов молодежи. В результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Помимо практических, трудовых – физических и социальных – нравственные подготовки подрастающее поколение начинало приобщаться к начаткам специальных знаний. Все это создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе этого зарождались предпосылки для возникновения специального организованного обучения и воспитания, начинается процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики.

Билет 25. БРАТСКИЕ ШКОЛЫ

на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных. Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон-рях, в к-рых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католич. школ на западнорус. землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), правосл. шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Б. ш. было наиболее действенной мерой в противостоянии правосл. об-ва насаждению инославия, унии и полонизации правосл. шляхты. (Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся»).

Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском

Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща (Сильвестр (Коссов), Исаия Козловский) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

Судьба Б. ш. на западнорус. землях была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, оказавшаяся в сер. XVII в. в составе России. Однако большинство Б. ш. потеряли свое значение, упадок братского просвещения начался в сер. XVII в., в кон. XVII - нач. XVIII в. мн. братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До кон. XVIII - нач. XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте.

Билет 30.

Принцип народности воспитания Ушинского Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания, который стал ядром педагогической концепции Ушинского. В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должны строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. Резко критикуя сторонников механическогозаимствования зарубежного опыта, К. Д. Ушинский писал: «Мы... усваиваем те и другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим преобразовывать и устраивать наше народное образование. Редко мы даем себе отчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила», и наивно удивляемся, когда, прилагая их у себя, находим, что они друг другу противоречат. Между тем если дать себе труд извлечь эту основную, общую идею, то вывод, по мнению Ушинского, будет вполне определенным.«Воспитательные идеи каждого народа, - формулировал он этот вывод, - проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». Заимствуя безоглядно эти идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненныйтруп, а не их живое и оживляющее содержание».«Вникнув в воспитательные идеи западных народностей, - замечал Ушинский, - мы увидим еще, что часто хотим привить к нам то, что не есть собственно даже идея, а только оставшийся иногда бессознательно след истории того или другого западного народа».Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования, русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессеассимиляции педагогических идей. Идея народности воспитания, всесторонне обоснованная Ушинским иполучившая в 60-х годах большой общественный резонанс, была одним из ярких проявлений роста национального самосознания. «Общественное воспитание, - писал педагог, - которое укрепляет и развивает в человеке народность, могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает«сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю. Народность в воспитании - это педагогическое преломление ведущего социального лозунга эпохи падения крепостного права - идеи служения народу. Требование народности воспитания, народности школы выступало у Ушинского как требование демократизации образовании, приведения его в соответствие синтересами и потребностями народа. Школа, по глубокому убеждению педагога, должна быть не только доступна народу, народ сам должен ею управлять.«Народная школа, - писал Ушинский, - может широко и беспрепятственно развиваться только тогда, когда о развитии ее будет заботиться тот самый народ, которому она нужна...». Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет всамых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». «Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».Принцип народности воспитания лежал в основе учения К. Д. Ушинского о родном языке как центральном предмете школьного образования. Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского, имеет три цели: развитие той «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и объяснение им «логики этого языка, т. е. грамматических законов в их логической системе». Эти три цели, замечал Ушинский, «достигаются не однапосле другой, но совместно». Чтобы вполне уяснить способы и средства их достижения, педагог должен «прежде понять, хорошо, что такое язык народа, которому мы хотим учить».Язык народа, писал Ушинский, «создан самим пародом». Это «лучший, никогда не увядающий и вечно вновь, распускающийся цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение; за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».«В постройке миросозерцания» учащихся, отмечал Ушинский, преподавание родного языка имеет особое значение. «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания». Вводя ребенка в мир народного языка, педагог вводит его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, народного духа», и «чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер».К. Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языка должно являться одной из основных задач школы, если эта школа служит интересам народа. Он решительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемого самодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучение осуществлялось на родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, - заявлял Ушинский, - как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков». Мысли Ушинского о родном языке еще при его жизни приобрели действенную общественную силу, найдя свое выражение в широком национальном движении за народную школу с обучением на родном языке, в движении, которое охватило все народы России. Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Это учение стало крупным достижением русской педагогической мысли и получило впоследствии всестороннее развитие в советской педагогической науке. Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского, должна осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовой деятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому народу, который является создателем материальных и духовных ценностей.«Воспитание, - писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с однойстороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда».

 

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками -- философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики -- общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

Билет 2. Особенности воспитания и обучения в первобытном обществе. 300-200 тыс. до 45-35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов – собирателей и охотников, когда начинается постепенное становление человека. Начали складываться относительно более благоприятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. В результате этого детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых с взрослыми осуществлялась, по-видимому, в таких видах трудах, как поддержание огня, приготовление пищи и т.д. Ранее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших. Воспитание в постепенно складывающихся первобытных общностях людей, по необходимости было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. Специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины. Можно предполагать, что в раннеродовых общинах традиционная практика включения подрастающих поколений в общей быт общины и подготовка их к будущей взрослой жизни первоначально не разделялись. Период взросления, по-видимому, был короткий: к 10-12 годам подростки приобретали необходимые умения и знания, которые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали уже во взрослую жизнь. Необходимость заботы о физическом развитии детей и передачи им опыта хозяйственной деятельности была очевидной потребностью в борьбе за существование. Не случайно именно в этом направлении наметился, прежде всего, педагогический прорыв - накопление бытовых средств обучающее - воспитательной направленности. Некоторые из них включались в ритуальные обряды, в систему магических действий. Характерным в этом отношении было использование игрушек-талисманов, фигурок животных у людей, изготовленных из различных материалов. Можно предположить, что с помощью таких игрушек - талисманов дети знакомились с правилами совместной охоты, что можно рассматривать в качестве средства наглядного обучения. В совместной деятельности с взрослыми, дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Об этом говорят сохранившиеся, изготовленные специально для детей орудия труда и предметы обихода(маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы и т.д.). Предоставленные детям в родовых общинах свобода и самостоятельность в действиях проявляется в их играх, которые служили своеобразным средством выработки у них навыков социального поведения. Применялись ритуальные запреты - всякого рода табу, устрашение и одобрение. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому надо подражать. В них содержались также религиозно – мифические представления о происхождении мира и среде обитания. Следует заметить, что равная для всего подрастающего поколения физическая, трудовая и нравственная подготовка была неотделима от примитивного умственно – мировоззренческого воспитания, представляя в совокупности единый комплекс. В семье стали закладываться основы для как бы преднамеренного физического и духовного развития детей. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики – преимущественно мужскими родственниками со стороны матери. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и начинали воспитываться в общине, в группах своих сверстников. В родовом обществе наметились существенные изменения. Ранее возникшие инициации - обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения. Подготовка к инициации осуществлялась, как можно предположить, раздельно для мальчиков и девочек, что определялось организацией общества. Общественными центрами подготовки к инициациям служили специальные «дома», или лагеря, молодежи – мужские (дома холостяков) и женские. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициационных обрядов делала их своего рода прообразом школы. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, земледельцу, воину и т.д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло – плетение, ткачество и т.п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально – нравственного воспитания. Молодежь должна была усвоить общий порядок жизни, необходимые знания, практические умения и навыки, знать родовые предания, мифы, соблюдать различные обряды. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая готовность подростков к вхождению во взрослую жизнь. В практике проведения инициаций складывались и зачатки обучающей деятельности. В обучении движениям танца, например, использовалось повторения и запоминания, за ошибки подростков наказывали. Так, для фиксации в памяти подростка какого – либо наставления или закрепления определенного мускульного движения, за ошибки при их повторении использовали болевые воздействия – удар, щипок, укол и т.д. Старая система инициаций выполняла совершенно определенную педагогическую функцию: она способствовала преемственности все более усложнявшихся культурно – исторических, бытовых и хозяйственных традиций. В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов. Внутри содержания инициационной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений. В новых инициационных учреждениях стало осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей. Они представляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие на базе функционированных ранее домов молодежи. В результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Помимо практических, трудовых – физических и социальных – нравственные подготовки подрастающее поколение начинало приобщаться к начаткам специальных знаний. Все это создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе этого зарождались предпосылки для возникновения специального организованного обучения и воспитания, начинается процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики.

Билет 3. Особенности в воспитании в государстве древн

Древний Египет. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал". Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".

Древняя Индии. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), 4 физическое совершенство (закаливание, владение собственным [ телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.
Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так,, в сказании индоарийцев "Бха-гавата-пурана" дано. подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.
Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: "Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всехпревзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

Месопотамия. Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций без особых изменений. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как следует, например, из "Кодекса Хаммурапи", за подготовку сына к жизни и научение его ремеслу отвечал прежде всего отец. Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей. Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На |глиняные таблички наносилась клинопись.. Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шумерском "Сказании о сотворении мира" и Законах Хаммурапи ^подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.

Древний Китай. В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.
Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев.Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей" упомянутым "шести Искусствам".

 

Билет 4. Античная система образования (на примере афинской и спартанской системы) Афинская система: в Афинах до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. По достижении 7-летнего возраста для части афинских детей начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях попечение о маленьких школьниках возлагалось на раба-воспитателя, педагога (вел ребенка в школу). Афинские учебные учреждения – «дидаскалеоны» - первые учебные заведения были частными и платными. В Афинах существовало 2 типа школ – мусические и гимнастические (палестры). В мусической школе обучали детей учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь дети должны были научиться искусству читать и писать, а также счету, используя для этого специальное счетное приспособление – абак. Обучение грамоте велось буквослагательным методом. Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительством муз, по греческой мифологии – дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество в целом. В мусических школах дети заучивали отрывки из классической литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Еврипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно связаны, что обучать им мог один учитель, параллельно обучая детей игре на кифаре. Игре на флейте в афинских школах не обучали, потому что она не сочеталась с устной речью, а тем самым с интеллектуальным развитием детей. В палестрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, метании диска и копья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях. Юноши из благородных семей, завершившие курс обучения в мусических школах и палестрах, в возрасте от 16 до 18 лет продолжали совершенствоваться в государственных учреждения – гимнасиях, где выдающиеся ораторы и поэты вели с юношами наставительные беседы. С 18-летнего возраста афинские юноши должны были состоять в эфебии (государственная организация для подготовки свободнорожденных молодых людей к военной и гражданской службе). Здесь юноши проходили 2-годичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года обучения они приносили клятву на верность афинскому государству. В Афинах и других городах Эллады в конце 5 – начале 4вв. до н.э. свои школы имели и странствующие учителя мудрости – софисты, обучавшие прежде всего красноречию и логике. Важно отметить, что софисты положили начало развитию риторики и логики, понимаемых как искусство речи, включающее использование поэтических, художественных и научных сочинений. Развивая риторику, софисты способствовали повышению общего уровня образования юношей, приучая их мыслить, правильно говорить, следовать образцам поведения великих людей. Способы обучения были весьма разнообразны: р<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.03 с.)