Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей.



Основу содержания воспитания составляют не просто ценности, а ценностные отношения. Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «человек», «жизнь», «труд», а также совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость». Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни. (П.И.Пидкасистый)

В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структурированию содержания воспитания.

1 подход - Традиционный, который сложился в советский период школы. Содержание воспитания определялось целью воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности – и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. В 90-х годах такой подход был подвергнут критике за внеличностную направленность. Критики утверждают, что процесс воспитания личности тем самым искусственно разбивался на части, направления, хотя можно возразить, что такой подход был уже в Афинах, и что это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики.

Однако главное, что вызывало отторжение данного подхода – это его идейная направленность, государственно-политическая идеология, ориентация содержания на интересы государства, наряду с отсутствием направленности на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности. Это делало и человека, и процесс воспитания отчужденным от реальности действительной жизни.

2 подход Содержание воспитания направлено на формирование базовой культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура включает в себя: культуру жизненного самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую и культуру семейных отношений и общения.

Без труда можно увидеть здесь те направления воспитания, которые определяются и в традиционном подходе. Разница состоит в том, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают здесь как цель воспитания, а культура общества (знания, опыт, ценности, виды деятельности) являются содержанием и средством воспитания.

В таком описании содержания воспитания подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность».

3 подход Содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор (Н.Е.Щуркова) называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. «Отношения – это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания, и состояния) и практически-действенной (поведения, действия, деятельности).

Прожить отношения – это значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего Я и объекта действительности. Установить отношение – это значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая ее личностный смысл для жизни Я. Такой подход можно разделить, только надо четко разделить ценности как часть психологической структуры личности в виде личностной системы взглядов, идей, отношений, с одной стороны, и ценности как общественные нормы, идеалы, правила, которые принимаются и усваиваются человеком. Личностные ценности являются результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе.

Трудность состоит в том, что любой набор ценностей как предмет содержания воспитания носит субъективный характер и может вызывать справедливые возражения. Н.Е.Щуркова выделила 5 фундаментальных ценностных отношений: к человеку, к жизни, обществу, труду, природе. Однако при конкретизации этих ценностей выясняется, что речь идет примерно об одном и том же: культура умственного труда, нравственная, экономическая, правовая, эстетическая и т.д.

Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания – по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлениям, основным воспитательным задачам – не отрицают, а дополняют друг друга.

В традиционном подходе содержание воспитание представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников. Это может восприниматься как насилие над личностью. В современных подходах делается попытка описать содержание с позиции личностно-ориентированной, гуманистической педагогики. Однако в любом случае растущий человек усваивает, принимает информацию о культуре, ее эталонах и требованиях, и благодаря этому становится личностью.

Таким образом, содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений.

 

Содержание воспитания это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Подходы к описанию структуры содержания воспитания
  1. Традиционный Цель воспитания: всестороннее и гармоничное развитие личности. Основные направления содержания воспитания: - умственное воспитание; - нравственное воспитание; - трудовое воспитание; - физическое воспитание; - эстетическое воспитание
2. Современный   1. О.С.Газман Цель воспитания: формирование базовой культуры личности (система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни). Содержание воспитания включает совокупность культур: - культуру жизненного самоопределения, - политическую и правовую культуру, - экономическую и трудовую культуру, -интеллектуальную, -нравственную, -художественную, -физическую - культуру семейных отношений и общения. 2. Н.Е.Щуркова Цель: формирование личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека. Содержание воспитания составляют ценностные отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям: к человеку, к жизни, обществу, труду, природе. 3. Н.М.Таланчук Цель: Формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно выполнить систему социальных ролей. Содержание воспитания составляют социальные роли: -Семья: супружеская, отцовско-материнская, сыновне-дочерняя - Коллектив: профессионально-трудовая, экономическая, организаторская, коммуникативная - Общество: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая Мир: геосоциальная, интерсоциальная Я-сфера: материально-потребительская, субъект учения, духовно-потребительская, субъект творчества, самовоспитательная, целеутверждающая, психосаморегулятивная

 

4. Содержание основных сторон воспитания школьника:

а) умственное воспитание и формирование мировоззрения

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже).

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение.

Задачи умственного воспитания:

формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения.

Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты. чертежи и т.п. к общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач умственного воспитания - это обучение и внеклассная работа с учениками. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др.

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И.П.Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.011 с.)