Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основу содержания воспитания составляют не просто ценности, а ценностные отношения. Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «человек», «жизнь», «труд», а также совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость». Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни. (П.И.Пидкасистый) В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структурированию содержания воспитания. 1 подход - Традиционный, который сложился в советский период школы. Содержание воспитания определялось целью воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности – и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. В 90-х годах такой подход был подвергнут критике за внеличностную направленность. Критики утверждают, что процесс воспитания личности тем самым искусственно разбивался на части, направления, хотя можно возразить, что такой подход был уже в Афинах, и что это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики. Однако главное, что вызывало отторжение данного подхода – это его идейная направленность, государственно-политическая идеология, ориентация содержания на интересы государства, наряду с отсутствием направленности на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности. Это делало и человека, и процесс воспитания отчужденным от реальности действительной жизни. 2 подход Содержание воспитания направлено на формирование базовой культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура включает в себя: культуру жизненного самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую и культуру семейных отношений и общения. Без труда можно увидеть здесь те направления воспитания, которые определяются и в традиционном подходе. Разница состоит в том, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают здесь как цель воспитания, а культура общества (знания, опыт, ценности, виды деятельности) являются содержанием и средством воспитания. В таком описании содержания воспитания подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность». 3 подход Содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор (Н.Е.Щуркова) называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. «Отношения – это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания, и состояния) и практически-действенной (поведения, действия, деятельности). Прожить отношения – это значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего Я и объекта действительности. Установить отношение – это значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая ее личностный смысл для жизни Я. Такой подход можно разделить, только надо четко разделить ценности как часть психологической структуры личности в виде личностной системы взглядов, идей, отношений, с одной стороны, и ценности как общественные нормы, идеалы, правила, которые принимаются и усваиваются человеком. Личностные ценности являются результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе. Трудность состоит в том, что любой набор ценностей как предмет содержания воспитания носит субъективный характер и может вызывать справедливые возражения. Н.Е.Щуркова выделила 5 фундаментальных ценностных отношений: к человеку, к жизни, обществу, труду, природе. Однако при конкретизации этих ценностей выясняется, что речь идет примерно об одном и том же: культура умственного труда, нравственная, экономическая, правовая, эстетическая и т.д. Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания – по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлениям, основным воспитательным задачам – не отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном подходе содержание воспитание представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников. Это может восприниматься как насилие над личностью. В современных подходах делается попытка описать содержание с позиции личностно-ориентированной, гуманистической педагогики. Однако в любом случае растущий человек усваивает, принимает информацию о культуре, ее эталонах и требованиях, и благодаря этому становится личностью. Таким образом, содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений.
4. Содержание основных сторон воспитания школьника: а) умственное воспитание и формирование мировоззрения Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже). Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение. Задачи умственного воспитания: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты. чертежи и т.п. к общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. Пути решения задач умственного воспитания - это обучение и внеклассная работа с учениками. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И.П.Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях. Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей. Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.008 с.) |