Организация коллективной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация коллективной деятельности



Питательная среда для пробуждения творческой природы воспитания – это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Считая коллектив творческим содружеством поколений, И.П.Иванов в 60-е гг. ХХ в. разработал методику коллективного творческого воспитания, сутью которой является общая забота об улучшении окружающей жизни, а в основе ее - коллективные целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы.

Эта методика получила название коммунарской: коллективы-коммуны, где она была реализована, ставили своей целью воспитание коллективистов. Несмотря на то, что в современных условиях изменилось представление о человеческом идеале.

Методика И.П. Иванова остается востребованной, поскольку содержит механизм обучения взрослых и детей сотрудничеству через организацию коллективной деятельности, индивидуальное и коллективное творчество. Главной методической единицей является коллективное творческое дело. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно – коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант.

Рассмотрим логику организации дела, состоящую из шести последовательных этапов (или стадий).

I э т а п – предварительная работа воспитателей предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, сознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он избирает различные формы: беседу, организацию рекламы или игрового поиска в выборе дела.

II э т а п – коллективное планирование может проводиться как "мозговой штурм", аукцион идей, круг общения и т.п. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать, выслушивать и т.п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5-8 человек, поскольку это наиболее рациональный состав, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно), суметь отобрать наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллективе определяют совет дела – инициативную группу, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.

III э т а п – коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними. Организаторская самостоятельность предоставляется совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней справиться.

IV э т а п – проведение дела. Все члены коллектива – и дети, и взрослые – выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается коллективное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

V э т а п – коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, анализирует выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось и кто этому способствовал, высказывает пожелания совету следующего дела. Обсуждение должно быть откровенным, и педагог выбирает, что предложить ребятам: разговор в кругу, анкету о проведенном деле или высказывание в какой-то другой форме.

VI э т а п – последействие способствует осознанию коллективом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового дела.

Методика организации КТД предполагает целую цепочку дел. Детский коллектив от дела к делу обогащается организаторским опытом, совершенствует систему управления. Все дети получают возможность проявить свои способности, система временных поручений позволяет каждому побывать и в роли лидера, и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает необходимость прямого руководства, он становится сотрудником в общем деле. Безусловно, эффективность методики зависит от содержания деятельности детского коллектива.

 

4. Система внешкольных воспитательных учреждений.

Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановления сил и укрепления здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными воспитательными учреждениями (учреждениями дополнительного образования): детскими клубами, Домами детского творчества, центрами, детскими станциями (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий), детскими парками, школами (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеями, детскими оздоровительно-образовательными лагерями и др.

Самую разнообразную работу по различным направлениям: научно-техническую, спортивно-техническую, физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, культурологическую, естественнонаучную и др. – осуществляют учреждения дополнительного образования (см.табл.).

 

Вид образовательного учреждения дополнительного образования детей   Дополнительная образовательная программа одной направленности   Дополнительные образовательные программы разной направленности
Дворец   Все направленности    
Дом   Не менее пяти направлений    
Центр   Не менее четырех направлений    
Школа Спортивно-техническая, физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая; военно-патриотическая      
Клуб   Программы любой направленности    
Станция Научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая      
Детская студия Художественно-эстетическая      
Детский парк   Не менее трех направленностей для объединений с переменным контингентом обучающихся    
Музей   Программа любой направленности (при наличии помещений для выставочных экспозиций)    
Детский оздоровительно-образовательный лагерь   Не менее двух направленностей для объединений с переменным контингентом обучающихся    

 

В современное время сложились следующие формы взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования (УДО):

· участие педагогов школ в работе УДО (в качестве руководителей детских объединений, методистов, консультантов, участников смотров, конкурсов и т.д.);

· участие педагогов дополнительного образования в работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного образования);

· создание совместных детских объединений определенной профильной направленности;

· организация на базе школ филиалов УДО;

· проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха;

· проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей;

· повышение педагогического мастерства сотрудников учреждений,

· совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т.д.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.009 с.)