Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность



Эта закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечено выше, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в общение и решение коллективных дел. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, А.С.Макаренко с полным основанием определял воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

Необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К важнейшим из них относятся:

1) учебно-познавательная и политически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и политехнического развития учеников;

2) общественно-политическая и патриотическая деятельность, связанная с идейно-политическим и патриотическим воспитанием;

3) физкультурно-оздоровительные занятия, гимнастика и спорт, обеспечивающие физическое развитие;

4) морально-познавательная и нравственно-практическая (защита слабейших, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками и инвалидами и т.д.) деятельность;

5) художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;

6) общественно-полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон формирования личности.

Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т.е. комплексной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.

В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов. Если цели и результаты деятельности достигаются - личность переживает внутреннее удовлетворение, радость успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой. Подтверждением тому являются нередко встречающиеся факты, когда отставший в учении школьник совсем перестает работать над собой. Вот почему, включая учащихся в разнообразные виды деятельности и возбуждая их активность, необходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы они добивались успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала рост их активности и личностное развитие.

В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. Например, трудно достичь успеха в воспитании сознательной дисциплины, если один учитель добивается от учеников порядка и организованности в работе, а другой проявляет либерализм и нетребовательность. То же самое относится к согласованности воспитательной работы семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями стяжательства и недобросовестности, трудно рассчитывать на положительные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, организаций, а также семьи и общественности придают воспитанию целенаправленность и действенность.

В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью.

Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учеников положительную реакцию и стимулировать их деятельность. В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога будет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует «подделываться» под учащихся, заигрывать с ними, потакать их прихотям. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении. Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, чтобы педагог заботился об укреплении благожелательных отношений с учениками, проявлял к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавал условия для их благоприятного самочувствия (психологического комфорта) и укрепления личного достоинства и в то же время предъявлял к ним высокие требования, побуждал к соблюдению установленного порядка.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы существенные черты процесса воспитания?

2. Назовите и раскройте основные закономерности воспитания.

3. Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое к ней отношение.

Литература:

1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004

2. Педагогика / Под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998. С.367-423.

3. Педагогика /Под ред.Ю.К.Бабанского. М., 1983. С.268-306.

4. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 429-486.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

6. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М., 2006.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.

 

 

Тема 2. Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания

 

План изучения темы

1. Понятие о цели воспитания, её обусловленность общественно-историческим развитием. Система целей воспитания.

2. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.

3. Понятие содержания воспитания. Зависимость содержания воспитания от целей и задач.

4. Содержание основных сторон воспитания школьника:

а) умственное воспитание и формирование мировоззрения;

б) нравственное воспитание;

в) воспитание эстетического отношения к действительности;

г) трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся;

д) физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

5. Современные подходы к воспитанию.

6. Современные концепции и программы воспитания.

 

Самостоятельная работа № 1

Составить конспект по вопросу «Проблемы содержания воспитания»

1. Общечеловеческие ценности как основа воспитания.

2. Ролевой подход к определению содержания воспитания

 

Литература:

1. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

2. Педагогика. /Под редакцией П.И. Пидкасистого. М., 1998.

С. 426-435.

3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. С. 429-486.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001. С. 265-268.

5. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. С. 356-360.

6. Караковский В.А. Воспитательная система школы. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников. 1993. № 2, 3, 4.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.,ТЦ Сфера. 2002. С. 8-11.

Самостоятельная работа № 2

Подготовить устные сообщения (по группам) о современных концепциях воспитания: концепции Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана и др.

 

Литература:

1. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт освобождённого классного руководителя и воспитателя. (Методические рекомендации). М., 1992.

2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., ТЦ Сфера, 2002.

Самостоятельная работа № 3

Изучить и проанализировать программу воспитания Н.Е. Щурковой:

  • Основная цель воспитательной деятельности;
  • Задачи воспитания;
  • Основные разделы программы, их содержание.

Используя программу Н.Е. Щурковой, конкретизируйте содержание воспитательной деятельности по одному из разделов

Литература:

1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 1998.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.009 с.)