Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эта закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечено выше, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в общение и решение коллективных дел. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, А.С.Макаренко с полным основанием определял воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К важнейшим из них относятся: 1) учебно-познавательная и политически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и политехнического развития учеников; 2) общественно-политическая и патриотическая деятельность, связанная с идейно-политическим и патриотическим воспитанием; 3) физкультурно-оздоровительные занятия, гимнастика и спорт, обеспечивающие физическое развитие; 4) морально-познавательная и нравственно-практическая (защита слабейших, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками и инвалидами и т.д.) деятельность; 5) художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию; 6) общественно-полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон формирования личности. Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т.е. комплексной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов. Если цели и результаты деятельности достигаются - личность переживает внутреннее удовлетворение, радость успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой. Подтверждением тому являются нередко встречающиеся факты, когда отставший в учении школьник совсем перестает работать над собой. Вот почему, включая учащихся в разнообразные виды деятельности и возбуждая их активность, необходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы они добивались успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала рост их активности и личностное развитие. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. Например, трудно достичь успеха в воспитании сознательной дисциплины, если один учитель добивается от учеников порядка и организованности в работе, а другой проявляет либерализм и нетребовательность. То же самое относится к согласованности воспитательной работы семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями стяжательства и недобросовестности, трудно рассчитывать на положительные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, организаций, а также семьи и общественности придают воспитанию целенаправленность и действенность. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учеников положительную реакцию и стимулировать их деятельность. В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога будет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует «подделываться» под учащихся, заигрывать с ними, потакать их прихотям. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении. Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, чтобы педагог заботился об укреплении благожелательных отношений с учениками, проявлял к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавал условия для их благоприятного самочувствия (психологического комфорта) и укрепления личного достоинства и в то же время предъявлял к ним высокие требования, побуждал к соблюдению установленного порядка. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы существенные черты процесса воспитания? 2. Назовите и раскройте основные закономерности воспитания. 3. Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое к ней отношение. Литература: 1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 2. Педагогика / Под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998. С.367-423. 3. Педагогика /Под ред.Ю.К.Бабанского. М., 1983. С.268-306. 4. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 429-486. 5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004. 6. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М., 2006. 7. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.
Тема 2. Цель, задачи и содержание воспитания. Современные концепции воспитания
План изучения темы 1. Понятие о цели воспитания, её обусловленность общественно-историческим развитием. Система целей воспитания. 2. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. 3. Понятие содержания воспитания. Зависимость содержания воспитания от целей и задач. 4. Содержание основных сторон воспитания школьника: а) умственное воспитание и формирование мировоззрения; б) нравственное воспитание; в) воспитание эстетического отношения к действительности; г) трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся; д) физическое воспитание и формирование здорового образа жизни. 5. Современные подходы к воспитанию. 6. Современные концепции и программы воспитания.
Самостоятельная работа № 1 Составить конспект по вопросу «Проблемы содержания воспитания» 1. Общечеловеческие ценности как основа воспитания. 2. Ролевой подход к определению содержания воспитания
Литература: 1. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. 2. Педагогика. /Под редакцией П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 426-435. 3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. С. 429-486. 4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001. С. 265-268. 5. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000. С. 356-360. 6. Караковский В.А. Воспитательная система школы. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников. 1993. № 2, 3, 4. 7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.,ТЦ Сфера. 2002. С. 8-11. Самостоятельная работа № 2 Подготовить устные сообщения (по группам) о современных концепциях воспитания: концепции Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана и др.
Литература: 1. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт освобождённого классного руководителя и воспитателя. (Методические рекомендации). М., 1992. 2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., ТЦ Сфера, 2002. Самостоятельная работа № 3 Изучить и проанализировать программу воспитания Н.Е. Щурковой:
Используя программу Н.Е. Щурковой, конкретизируйте содержание воспитательной деятельности по одному из разделов Литература: 1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 1998. 2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.254 (0.011 с.) |