Ценностные ориентации типов темперамента (личности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентации типов темперамента (личности)



SJ Эпиметей SP Дионисий NT Прометей NF Аполлон
Чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным импульсам Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы Стремление к тому, чтобы быть самим собою, иметь ценность в собственных глазах

Д. Кейрси доказал равноправие четырех типов темперамента, равенство их психической полноценности, жизненной стойкости, успешности в борьбе за существование. Подробнее об этом вы можете прочитать в книгах [2], [5].

Вывод

Хотя темперамент и характер в психологии различаются, чёткой границы между ними не проводится. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера. Четыре типа темперамента не фигурируют ни в психологическом, ни в физиологическом планах – выделяются «динамические аспекты» поведения: общая активность, включая её моторные проявления, и эмоциональность.

Таким образом, темперамент (в психологическом смысле) – это свойство личности, представляющее собой совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

Содержание данной темы представлено в табл. 2, 3 и 4; рис. 29, 30, 31.

Вопросы для повторения

1. Что такое темперамент? Чем темперамент отличается от характера?

2. Какие теории темперамента вы знаете?

3. Расскажите о научных поисках физиологических основ темперамента.

4. Что вы знаете об эволюции учения о типах НС?

5. Каково современное состояние проблемы исследования темперамента?

6. Опишите типы темперамента, используя психологические свойства темперамента.

7. Опишите свой тип темперамента, используя психологические свойства темперамента, выделенные В. С. Мерлиным. Расскажите, как свойства вашего темперамента помогают или мешают вам в учении, общении и труде? Как вы с этим справляетесь?

 

 

Таблица 4

Свойства темперамента (студентка Е. Шмиголь, ЭиУ-479)

 

Тип темперамента Психологические свойства Общий тип нервной системы
Сангвиник сензитивность (порог чувствительности ) эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп активность = реактивность резистентность (работоспособность) общительность Экстраверт; Пластичный Сильный Уравновешенный Подвижный  
Холерик сензитивность эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп активность < реактивность резистентность общительность Экстраверт; Ригидный Сильный Неуравновешенный Инертный
Флегматик сензитивность эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп активность > реактивность резистентность общительность Интроверт; Ригидный Сильный Уравновешенный Инертный  
Меланхолик сензитивность эмоциональная возбудимость на похвалу на критику тревожность темп активность реактивность резистентность общительность Интроверт; Ригидный Слабый Неуравновешенный Инертный

Рис. 29. Темперамент (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)


Рис. 30. Темперамент (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)


 

Рис. 31. Темперамент (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)


ТЕМА 10. ХАРАКТЕР И ВОЛЯ. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

План

Понятие характера.

Воля как качество характера.

Акцентуации характера.

Основные понятия: характер, воля, потребность, мотив, борьба мотивов, акцентуация характера, невроз, психопатия, типы акцентуаций характера: гипертимный, застревающий, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, возбудимый, дистимный, экзальтированный, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, неустойчивый, психастенический.

 

Литература

1. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2000. – С.267 – 291.

3. Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. – М.: Изд-во «АСТ – Пресс», 1998. – 528 с.

4. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

5. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

6. Леонгард, Карл. Акцентуированные личности / Карл Леонгард / Пер. с нем. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.

7. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – Л., 1977.

8. Райгородский, Д. Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 640 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии / С. Л. Рубинштейн // Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – М., 1979. – №2.

10. Тутушкина, М. К. Практическая психология / М. К. Тутушкина. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998. – 336 с.

 

У каждого человека три характера:

тот, который ему приписывают;

тот, который он сам себе приписывает;

и, наконец, тот, который есть в действительности.

В. Гюго.

1. Понятие характера. У каждого человека личностные черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер. «Характер» – слово древнегреческого происхождения, в переводе на русский язык означает «чеканка», «печать». И, действительно, характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность. Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определённого момента человек сам начинает чеканить, ковать свой характер. В этом заключается сущность самовоспитания. Характер также накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные черты, отчётливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Характер – свойство личности, представляющее совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающуюся и проявляющуюся в деятельности и общении, в определённом отношении человека: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу, труду (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость и т. п.); 4) к досугу; 5) волевые качества.

Характер обусловливает типичные для человека способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования [2, с. 267].

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

Характер – это социальная физиономия личности человека.

«Характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Выше уже обсуждались трудности различения характера и темперамента. Ещё больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность» (в узком смысле).

Анализ житейской терминологии показывает, что это разные образования. Люди, говоря о личности, называют её «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используют такие прилагательные, как «тяжёлый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность». Однако когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, эти оценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку [2, с. 268]. Известны ли истории великие люди с плохими характерами? Очень много. Однако это не помешало этим людям стать выдающимися личностями (Ф. М. Достоевский, И. П. Павлов и т. п.).

П. Б. Ганнушкин пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения: «Историю интересует только творение и, главным образом, те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [1, с. 267].

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. С характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Кратко суть различий между характером и личностью можно выразить так: черты характера отражают то, как действует человек, черты личности – то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

2. Воля как качество характера. Многие ученые в первые десятилетия XX столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как якобы ненаучного. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» – настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград.

У. Джемс в США и С. Л. Рубинштейн в России полагали, что воля – вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения, инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера, действия или деятельности, регулируемой волей, – это наличие продуманного плана их осуществления.

«Волевое действие – это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» (С. Л. Рубинштейн) [9].

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами» (У. Джемс).

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

 

Теории воли

В. А. Иванников – один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит судьбу психологических исследований воли с борьбой двух трудносогласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные
внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия XX века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н. Корнилов) и рефлексологию (В. М. Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.

Реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности.

В. И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

1 уровень – осознание субъектом своих способов действия, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

2 уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

 

Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Они определяют поведение.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером. Эти качества вторичные.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

В. А. Иванников считал, что главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Энергия и источник волевых действий всегда связаны с актуальными потребностями человека.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений» [9].

Развитие воли у человека

 

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другойобретение человеком контроля над своим поведением, с третьейвыработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью.

Внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, вносит наибольший вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

 

3. Акцентуации характера. Наиболее значительные и дифференциальные «типологии характера» разработаны на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии – такими исследователями, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое количество типов. Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем число типов увеличилось. У Ганнушкина отмечают уже семь типов характеров; у Леонгарда – десять, у Личко – одиннадцать.

Акцентуация характера –этокрайний вариант нормы, при котором одни черты характера чрезмерно развиты в ущерб другим или недоразвиты и делают личность уязвимой в определенной, селективной ситуации. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.

Одним из важных вопросов является вопрос о различной степени выраженности характера.

Характеры бывают гармоничными, или «нормальными», когда все черты развиты и обеспечивают человеку эффективность в деятельности, общении, познании. Характеры с чертами чрезмерно выраженными или неразвитыми называются акцентуированными. Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они подразделяются на явные и скрытые акцентуации. Характеры с сильными отклонениями называются психопатиями.

Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллектачеловека), врезультате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопатия отличается стабильностью аномальных характерологических отклонений, тотальностью проявлений и социальной дезадаптацией.

Между акцентуированными характерами и психопатиями нет чёткой границы. Однако существуют критерии (признаки) психопатий Ганнушкина – Кербикова:

1) стабильность аномальных характерологических отклонений во времени, т.е. характер мало меняется в течение жизни;

2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, в любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» – другой, то он не психопат;

3) социальная дезадаптация: у человека постоянно возникают жизненные трудности, которые испытывает как он сам, так и окружающие, часто он нуждается в медикаментозном лечении и изоляции (П. Б. Ганнушкин, 1933) [1].

Акцентуации характера – это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей некоторые проблемы и трудности. Сам термин и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако проблема акцентуированных характеров в большей мере относится к общей психологии.

Важным вкладом в психологическую теорию характера является введение понятия «место наименьшего сопротивления» («слабого звена»). Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п.

Типы акцентуаций совпадают с типами психопатий, хотя их список шире.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный [7].

Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

Э. Кречмер пишет, что именно темпераменты составляют ту часть психического, которая стоит в корреляции со строением тела. В характер же входят также экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции [4]. Из приведённых слов видно, что точка зрения Э. Кречмера практически ничем не отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым.

Авторы типологий обращают большое внимание на выделение базовых «измерений» характера, или свойств темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут служить эмоциональная теплота циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.).

Признание же генетических предпосылок характера ни в коем случае не означает утверждение его генетической предопределённости. Наследуется лишь «норма реакции», т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. Как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условий среды. При обсуждении проблемы формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.

В психиатрической литературе известны «ядерные», или «генуинные», и «конституциональные» акцентуации характера и психопатии, в происхождении которых решающая роль отводится неблагоприятной наследственности. Необходимо подчеркнуть, что психопатии могут возникнуть при самых благоприятных условиях воспитания. В психиатрической литературе известны также краевые патохарактерологические акцентуации и психопатии, т. е. приобретаемые прижизненно. К их формированию могут привести исключительно тяжёлые социальные условия при совершенно нормальном исходном фоне. Среднее положение занимают случаи, при которых «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву» [7], т. е. при генетической предрасположенности ребёнок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определённых черт характера.

Таким образом, детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий; степень участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной; при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера [2, с. 282].

В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с целью своевременной коррекции формирования характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.081 с.)