Что определяет развитие интеллекта? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что определяет развитие интеллекта?



Интеллект зависит от наследственности, окружающей среды… Наследственная обусловленность связана со следующими факторами:

· генетической обусловленностью, то есть влиянием наследственной информации, полученной от родителей, на направление и возможности интеллекта;

· физическим и психическим состоянием матери;

· хромосомными аномалиями;

· экологическими условиями.

Адаптационная обусловленность проявляется в следующих факторах:

1. Особенности питания ребенка (особенно в первые 1,5 года).

2. Психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых.

3. Число детей в семье, ее социальный статус.

Оценка интеллекта

Задача определения уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам, изучающим логическое, образное, творческое, техническое мышление. Тесно связаны с определением уровня интеллекта и тесты профессиональной пригодности. Так, в США для получения должности государственного служащего претендент должен показать уровень IQ не ниже 100. В программу образования школ США и других развитых стран Европы включено использование методик проверки интеллекта в качестве оценочного, стимулирующего средства, вызывающего дополнительные мотивационные изменения. Таким образом, показатель интеллекта (не обязательно IQ) стал одним из важнейших показателей человеческой пригодности к той или иной деятельности, а в конечном итоге – полезности человека как такового.

Следует различать тесты развития интеллекта и тесты интеллекта как такового. В тесты первой группы включены вопросы образовательного характера, стандартизированные задания с жёсткой структурой. Они предназначены для оценки уровня развития интеллекта, образованности человека, скорости и качества его мышления, быстроты реакции и способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Выполняя методики данной группы, человек не имеет возможности выделиться из общей схемы, так как проверяется по стандартной шкале. Методики второй группы определяют преобладающий тип мышления, методологию поиска решения поставленной задачи, нестандартность подхода, творческие способности, умения оперировать понятиями. Такие методики никогда не бывают жёстко установленными, составляются на основе креативных тестов, тестов интуитивного характера, в которых оцениваются не скорость, а манера решения той или иной задачи, уровень понятийных связей, эффективность подхода. Однако тесты второй группы не пригодны для массовой проверки из-за большой индивидуальности ответов, значительных затрат времени как на проведение, так и на обработку результатов. В общепринятом понимании, проверка интеллекта сводится к выполнению одного теста или серии оценивающих общеобразовательный уровень человека тестов, то есть тестов первой группы.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ = 100 баллов.

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3 лет) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более
древних функций и инстинктов (слабость абстрактного мышления, неспособность к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи-, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой).

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия (IQ = 20), речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции; навыки самообслуживания и трудовые навыки не могут быть развиты.

Средняя степень называется имбецильностью (IQ = 20–50). Словарный запас имбецилов до 360слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Навыки самообслуживания развиты, трудовые навыки не могут быть развиты.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ < 75), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита, поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических знаний им не дается.

Дебилы удивительно легко приспосабливаются к жизни (вне систем образования и науки). Как правило, они становятся счастливыми, всем довольными людьми, без комплексов, завихрений и т. п. Послушны, исполнительны, трудолюбивы, уважают начальство и любую власть.

Следует ли считать интеллект врожденной или приобретенной функцией психики? Каждый из вариантов ответа выглядит обоснованным.

1. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми людьми (до 3-летнего возраста), навсегда остается умственно неполноценным (IQ меньше 20). Мышление каждого человека несет отчетливые следы той культуры, которая его сформировала, вне системы социальной памяти и социальных коммуникаций (общение, обучение, совместная деятельность, тексты, компьютерные программы и т.п.) интеллект не формируется. Следовательно, он является продуктом научения, социологизации (Уотсон, Павлов, Выготский и др.).

2. Исследования этиологии заболеваний подтверждают наследственную обусловленность интеллекта. Способность или неспособность к некоторым интеллектуальным операциям часто передается от поколения к поколению, близнецы (особенно однозиготные) обнаруживают схожие показатели IQ, даже если они воспитывались в разных условиях и т.п.

Наиболее влиятельной в современной психологии теорией формирования интеллекта считается эпигенетическая модель. Она строится на положении, согласно которому в развитии мышления каждого человека существуют ограничения, связанные как с его наследственностью, так и с условиями жизни.

Наследственный интеллектуальный потенциал реализуется через систему ограничений социальной среды, что и предопределяет конечный результат – особенности интеллекта.

Все генетически обусловленные факторы интеллекта проходят через сито социального отбора. Большая их часть остается невостребованной, заблокированной. Существует представление о том, что даже люди с самым высоким интеллектом используют возможности своего мозга лишь на десятую долю. Значит, у человека есть значительный резерв, который он ещё сможет использовать.

Одним из самых крупных сдвигов в нашей культуре за последние почти двадцать лет было массовое внедрение компьютеров в повседневную жизнь. Они вошли во все сферы общественной жизни и производства. Размножились компьютерные игры, сегодня существуют шахматные программы, способные побеждать гроссмейстеров. Стоимость персонального компьютера такова, что его вполне можно подарить ребёнку на Новый год.

Однако самое большое влияние компьютеры оказали на обучение. С каждым днём становится всё яснее, что «искусственный интеллект» играет большую роль в воспитании новых поколений. Компьютер служит средством, позволяющим лучше понять мышление и расширить его возможности, а также разработать новую систему обучения детей, при которой они уже с очень раннего возраста смогут практически бесконечно накапливать опыт.

Искусственный интеллект – это специальная область науки, опирающаяся на информатику и другие дисциплины; её главной задачей является разработка таких программ, которые придали бы компьютеру интеллект.

В девяностые годы двадцатого столетия сложились два подхода к проблеме искусственного интеллекта.

Подход «сверху вниз», при котором разрабатываются экспертные системы, или «мыслящие машины», представляющие собой настоящий электронный мозг, способный формулировать правила организации знаний, создавать гипотезы и сопоставлять их с реальной действительностью с целью выработки новых решений. Нейрокомпьютеры функционируют по ассоциативному принципу, состоят из сетей, образованных соединёнными между собой кремниевыми «нейронами», роль синапсов играют сопротивления в местах контактов между «нейронами». Подобные сети способны обучаться самостоятельно.

Подход «снизу вверх», когда учёные разрабатывают системы, улавливающие различные виды информации (по типу глаза или уха), – сенсоры, которые соединяют с обучающимися сетями и с помощью таких моделей пытаются понять, как действует мозг при декодировании и интерпретации входных данных. Сенсоры преобразуют входную информацию в электрические сигналы, и это позволяет непрерывно и в режиме реального времени регистрировать изменения яркости и перемещения световых пятен, затем устройство по кадрам анализирует входную картину, включая перемещения объектов и всё изображение в целом. Разработаны световые нейрокомпьютеры, в которых информация памяти записывается на голографические пластинки. Была разработана также «улитка» (для анализа звуков).

В наше время уже существуют программы, объединившие в себе эти два подхода, но повсеместного применения они ещё не получили.

Развитие интеллекта

Теория умственного развития ребёнка, разработанная Пиаже, носит чисто описательный характер. В этой теории раскрываются этапы, через которые должен пройти ребёнок, чтобы у него сформировалось «взрослое» мышление, но она не говорит, как можно развивать интеллект практически у каждого человека уже с самого раннего возраста. Именно этим поиском основных принципов развития интеллекта занялись Пейперт и его сотрудники, изучавшие проблему искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Исходя из представления о том, что мы выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим, эти исследователи выдвинули систему, в которой детям предлагается заставлять компьютер что-либо «делать», задавая ему соответствующую программу. Таким образом, компьютер используется для выработки у детей привычки мыслить. Используя программы, необходимые для того, чтобы компьютер создавал музыку, мультипликационные фильмы, строил правильные предложения, сочинял рассказы, стихи, вычерчивал геометрические фигуры и т. п., ребёнок должен сам разобраться в процессе своего собственного передвижения, исследовать построение и правильность собственной речи, выработать у себя ясное представление о звуках и ритме, структурировать время и пространство, полностью интегрируя смысл этих двух понятий.

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя движение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжёлая атлетика – всё, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полёт мысли – от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Каждый раз, когда Вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, Вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума. В широком смысле – «тренировка» – означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способностей. Любое занятие, требующее активного внимания, – разгадка головоломки, решение производственной проблемы, попытка собраться с мыслями, спокойно сидя в кресле,– является тренировкой ума.

Важно также не только то, что Вы делаете, но и то, как Вы это делаете, то есть техника исполнения упражнения. Отрабатывайте в уме определённое задание до тех пор, пока ваши «мышцы» не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума – это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту, способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль. Старая добрая гимнастика ума повысит Ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Упражнения для развития интеллекта


Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Импровизировать на сцене.

Разобрать трудный тест.

Приготовить изысканный ужин.

Отчётливо представить лицо приятеля.

Прочитать наизусть сонет Шекспира от конца к началу.

Назвать по именам своих первых учителей.

Продолжить ряд 2, 4, 8, 16 как можно дальше.

Выучить новый язык.

Написать программу для компьютера.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Объяснить четырёхлетнему ребёнку, почему небо голубое. И т. п.


 

Если Вы хотите иметь деньги, власть, успех долгие годы, то и развитие интеллекта должно проходить долгие годы. Развивая интеллект, мы избежим депрессии. Вы знаете о том, что среди интеллектуалов очень мало людей, страдающих депрессией (если только это не наследственное заболевание)? Интеллектуал прежде всего оптимист, он всегда с помощью интеллекта найдёт выход из сложной ситуации. Депрессия – болезнь бестолкового человека, человека с доминирующей эмоциональной составляющей в сознании (EQ). Этой болезни подвержены люди, не имеющие хорошо развитого интеллекта.

Содержание данной темы представлено на рис. 18, 19, 20, 21.

Вопросы для повторения

1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

2. Почему мышление является высшим познавательным психическим процессом? Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности, раскройте отличие мышления от чувственного познания.

3. Перечислите условия, необходимые для возникновения мыслительного процесса. Что такое мыслительный процесс?

4. Назовите основные мыслительные операции и охарактеризуйте их. Приведите примеры.

5. Какие виды мышления вы знаете? Какие виды мышления лучше всего развиты у вас?

6. Что такое логика? Дайте определения формам логического мышления. Приведите примеры.

7. Охарактеризуйте индивидуальные особенности мышления. Какими особенностями обладаете вы? Приведите примеры.

8. Что такое интеллект? Какие теории интеллекта вы знаете? Какова структура интеллекта?


Рис. 19. Мышление (студентка Е. Кочерова, ЭиУ-329)


Рис. 20. Мышление (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)


Рис. 21. Мышление (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)


ТЕМА 7. ЯЗЫК И РЕЧЬ

 

План

Понятие языка и речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.037 с.)