Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткое описание типов акцентуаций характера по К. ЛеонгардуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Гипертимный тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, многосторонними способностями, при этом он плохо переносит дисциплину, критику в свой адрес, бурно переживает неудачи. Гипертимы склонны к риску, новизне, их тяготит одиночество, они стремятся к лидерству. 2. Застревающийтип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством, трудностью от переключения с одной проблемы на другую. При этом застревающий тип обладает высоким самомнением, повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивостью. 3. Эмотивныйтип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, гуманностью, отзывчивостью. Как правило, эмотивный тип не претендует на лидерство. 4. Педантичный тип отличается преувеличенной аккуратностью, плохой переключаемостью с одной проблемы на другую, он всегда жестко следует плану, при его нарушении испытывает раздражение. 5. Тревожныйтип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей. 6. Циклотимный тип отличается чередованием приподнятого и депрессивного настроения, ценностные ориентации и потребности зависят от цикла настроения. В период подъема ведут себя как гипертимы, в период спада – как дистимы. 7. Демонстративныйтип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением произвести эффект. Для него характерна богатая фантазия, лживость, притворство, авантюризм, проявление артистических способностей. 8. Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная конфликтность, грубость. 9. Дистимный тип отличается серьезностью, частой подавленностью настроения, тоскливостью, предчувствием неприятностей. Для этого типа характерны медлительность, слабость волевого усилия, заниженная самооценка. 10. Экзальтированный тип отличается склонностью приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительному поводу и впадать в отчаяние в результате разочарований. Дл него характерно искреннее, но чрезмерное переживание восторга и отчаяния; страстность, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности [6]. Если произвести разделение черт характера и черт личности, то станет понятно, что в «типах характеров» показана типичность и закономерность сочетаний определённых черт характера с определёнными чертами личности. В трудах П. Б. Ганнушкина и Э. Кречмера выделяются особые рубрики под названиями «социальная установка» и «социальное значение», в которых прослеживаются особенности социальных позиций и отношений, т. е. личностные черты, типичные для представителей каждого характера. Важно проследить, почему и как определённые качества характера способствуют формированию определённых свойств личности. В психологической литературе содержатся отдельные попытки ответить на эти вопросы и проследить механизмы возникновения личностных качеств в связи с некоторыми ярко выраженными чертами характера. Например, эпилептоид, отличающийся повышенной гневливостью и злобностью, маскирует их угодливым поведением [9, с. 52]. У гипертимного подростка очень ярко выражена «реакция эмансипации», что осложняет процесс усвоения им социальных норм. Сензитивный подросток, наоборот, сохраняет привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям, у него рано формируется чувство долга, повышенные моральные требования к себе и другим [7]. Проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане, но прежде всего – в практическом – для воспитания и самовоспитания с учётом индивидуальных характеров. Типичность сочетаний означает не предопределённость личности характером, а лишь закономерное проявление роли определённых черт характера в процессе формирования личности. Проявления характера всегда непосредственны: человек делает то, что «хочет» или «не хочет». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется тем, что «должно», что «следует». Таким образом, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить формулой, что «личность в своём развитии «снимает» характер» [2, с. 287], характер может быть превзойдён и «отменён» личностью. А. Ф. Лазурский, описывая три уровня зрелости личности, переходя от низшего уровня к высшему, исключает из описания человеческой индивидуальности черты характера, заменяя их свойствами личности (от эндопсихики к экзопсихике) [5]. Однако бывают обстоятельства (внешние условия или резко выраженные черты характера), когда личность оказывается не в состоянии преодолеть или «переработать» свой характер, тогда он оказывается существенной детерминантой поведения и даже тормозом к развитию личности (при психопатии). Возникает вопрос: существует ли «нормальный» характер? Формально «нормальный характер» существует – это характер без отклонений, это «золотая середина» качеств, однако это явление довольно редкое [2, с. 290]. Обратитесь к текстам П. Б. Ганнушкина. В самом словосочетании «нормальный характер» заложено противоречие, т. е. «неотличающаяся индивидуальность», «нехарактерная характерность», отсутствие острых углов. Ведь характер – это уже индивидуальность, поэтому «нормального» характера нет. Когда мы захотим описать гармоничного (с точки зрения характера) человека, то должны с языка черт характера перейти на язык свойств личности, и тогда обнаружится масса его уникальных особенностей во всех сферах – мотивационной, нравственной, мировоззренческой и др. Формирование характера Истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале его жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играет его общение с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребёнок прежде всего подражает близким взрослым людям. Через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера считается возраст от 0 до 10 лет, когда дети много и активно общаются со сверстниками и окружающими взрослыми людьми, и в подростковом возрасте, когда они могут заниматься самовоспитанием и становиться субъектом собственной деятельности. В детском возрасте взрослые люди пользуются безграничным доверием ребёнка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребёнка и с ним самим весьма важны для становления его характера. То, как действуют мать и отец в отношении ребёнка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребёнок становится взрослым и обзаводится собственной семьёй. Содержание темы «Характер» отражено в рис. 32, 33, 34, 35. Вопросы для повторения 1. Дать определение характера в «узком смысле». 2. В чём различие акцентуации характера и психопатии? 3. Какие типологии характера вы знаете? 4. Что вы знаете о биологических предпосылках характера? 5. Расскажите о прижизненном формировании характера. 6. В чём различие характера и личности? 7. Какие акцентуации характера имеете вы, и как они вам помогают или мешают в учении, общении и труде? 8. Как вы думаете, существует ли «нормальный» характер?
Рис. 32. Характер (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 34. Воля (студентка Е. Шмиголь, ЭиУ-479)
Рис. 35. Характер (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329) ТЕМА 11. СПОСОБНОСТИ План
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.011 с.) |