Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сущность характера и его черты
Похожие статьи вашей тематики
Характер - это психическое свойство личности, определяющую линию поведения человека и выражающееся его отношение: к окружающему миру, труду, другим, самому себе.
| Характер — это направленность личности на общественно значимую деятельность. Наличие цели и смысла жизни лежит в основе единства, цельности, силы характера. Сущность характера проявляется в отношении:
| 1) к труду, к деятельности направленной на самореализацию посредством созидания энергетических ресурсов жизнедеятельности. Проявляются такие черты, как: «трудолюбивый - ленивый», «деятельный - бездеятельный», «ответственный - безответственный»
| 4) к самому себе как субъекту самореализации. Чертами характера являются: «единство слова и дела», «воля», «скромность-самовлюблённость»,«самокритичность-самоуверенность», «гордость-смирение»
| 2) к окружающему миру, обществу, собственности. Здесь можно выделить такие черты характера, как «принципиальность и беспринципность», «ответственность и безответственность», «бережливость-расточительность», «аккуратность-неряшливость»
| 3) к другим, как субъектам общения. Можно выделить такие черты характера, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость», «альтруист-эгоист»
|
Гениальность – это высший уровень самореализации достигнутый в процессе созидания качественно новых ценностей имеющих историческое значение
| Интеллектуальные способности индивида
| Требования микро и макро социальной среды
| Способности – это психические свойства личности, которые позволяют ей успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности
| Общие способности - это благоприятные возможности развития особенности психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности
| Специальные способности – это возможности личности развивать отдельные психические свойства и качества, необходимые для выполнения конкретного вида деятельности
| Одарённость – это совокупность общих и специальных способностей, которые создают предпосылки успешной профессиональной деятельности человека, и выделяет его среди других лиц
| Талант – это высокий уровень реализации индивидуальных способностей личности в практической деятельности, ставшей образцом самореализации для современников
|
Индивидуальность, движущие силы самореализации
Индивидуальная программа самореализации формируется на основе неповторимого сочетания: задатков и
способностей.
| Групповая программа:
бессознательные установки - существующие независимо от сознания, неуловимо влияющие на нашу деятельность и
поступки для многих видов деятельности
| Устойчивая система потребностей создает установки
индивидуальной самореализации
| Неосознанные – формируются вследствие многократного повторения стандартных ситуаций для многих видов деятельности
| Ситуационные – формируются на основе норм и правил и дают возможность предсказать поведение субъекта в определенных ситуациях: отдыха, труда, риска и т.д.
| Осознанные – характеризуют направленность личности на достижение жизненно важных для нее целей
| Мотивы цели интересы – формируют индивидуальность как неповторимую совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека, определяющих развитие задатков и формирование способностей,
являющихся отличительными признаками индивида
|
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Наличие цели и смысла жизни
| Отсутствие цели и смысла жизни
| Отношение к окружающему миру
| Принципиальный
Целеустремленный
Организатор
Созидатель
| Беспринципный
Безвольный
Исполнитель
Разрушитель
| Деятельный
Трудолюбивый
Инициативный
| Общительный
Правдивый
Тактичный
Ответственный
| Скромный
Самокритичный
Гордый
Альтрустичный
| Бездеятельный
Ленивый
Пассивный
| Замкнутый
Лживый
Грубый
Безответственный
| Самовлюбленный
Самоуверенный
Смиренный
Эгоистичный
|
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Формирование индивидуальности осуществляется через установки, т.е. предрасположенности индивида к определенным видам
деятельности в зависимости от задатков, способностей и
потребностей общества
| Бессознательные
установки –
существующие независимо от сознания, неуловимо влияющие на нашу деятельность и поступки
| Неосознанные установки –
формируются на основе неоднократного повторения стандартных ситуаций
| Ситуационные
установки –
определяют поведение субъекта в тех или иных конкретных ситуациях
| Осознанные
установки –
установки ценностной ориентации, мотивы, цели и идеалы индивидуальной самореализации
| Цель - определяет проект действий на основе системной упорядоченности
| Интерес - определяет совокупность целей, методов и способов
самореализации индивидуальности
| СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Генетическая наследственность несёт в себе не только физиологические, но и психологические характеристики. Индивидуальная программа стимулирует активность индивида в поисках новых источников ресурсов жизнедеятельности и способов самоутверждения, определяемых задатками, т.е. врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, которые облегчают развитие его способностей.
| Специальные способности - возможности личности развивать отдельные психические свойства и качества, необходимые для выполнения конкретного вида деятельности
| Общие способности -благоприятные возможности развития особенности психики,
которые одинаково важны для многих видов деятельности
| Индивидуальность - неповторимая совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека,определяющих развитие задатков и формирование способностей
| В соответствии со своими способностями индивид определяет вектор своей самореализации и систему своих потребностей, связанных с потребностями и условиями общества. Потребность индивида - нужда или недостаток индивида в чем-либо необходимом для самореализации. Потребности общества - установки индивида, т.е. предрасположенность к определенным видам
деятельности
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Этапы становления личности
| Простейшие контакты - формируются на основе пространственных и географических характеристик жизнедеятельности индивида
| Контакты заинтересованности - субъект выбирает тех, кто обладает теми или иными чертами, значимыми для его
самореализации
| Контакты обмена - в ходе этих контактов субъект обменивается ценностями с другими без цели изменить их поведение
| Социально-психологические связи - связи причинно-следственной зависимости, при которых действия одного являются причиной и следствием ответных действий
другого
| Личность - субъект социально-психологических связей, которые определяют нормы, образцы, идеалы, взаимоотношения, формируется на основе совместной деятельности в
созидании общественно-значимых ценностей
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И СРЕДЫ
Модели взаимодействия личности и среды
| Подчинение среде - цели личности и способы ее достижения являются традиционными и полностью
соответствуют социально-психологическим нормам общества
| Радикальное обновление среды – личность
отказывается от общепринятых целей, выдвигает новые и использует нетрадиционные методы и способы их достижения
| Обновление среды - личность использует нетрадиционные способы, направляемые на изменение среды своей жизнедеятельности
| Самозамыкание - личность, вынуждена снижать
уровень своих притязаний, свертывать свои связи и уклонятся от взятых на себя обязательств
| Среда воздействует на индивида, который, в свою очередь, перерабатывает это воздействие, в соответствии, со своей внутренней природой. Процесс воздействия личности на среду определяется степенью силы задатков и способностью индивида. Задатки и способности определяют формирование индивидуумом его цели и смысла жизни. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей
|
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ЛИЧНОСТИ
«Я» - сознание, ориентирующееся на принципе реальности, это, как правило, восприятие и оценка самим человеком собственной личности и поведения
| «Оно» - бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности, действующее в соответствии с принципом удовольствия
| «Сверх Я» - ориентирует свою деятельность в соответствии с идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями
| «Сверхкомпенсация» -
одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность
| «Успешная компенсация» -
потребность самоутверждения совпадает с интересами общества
| «Уход в болезнь» -
человек " вырабатывает " симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу
|
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ
Взаимодействие индивидуальной программы в рамках групповой создает психологические установки самореализации личности, выбор ее цели смысла жизни, методов и способов ее достижения. Групповая программа предписывает индивиду одобренные обществом методы, способы, формы самореализации, используя для этого санкции поощрения и наказания, которые связаны с реализацией индивидуальной программы
| Наличие общего интереса, характерного для всех
членов группы
| Личным обязательством каждого выполнять общие для группы нормы и правила
| Зависимость членов
группы друг от друга,
возникающая на основе общего интереса
| Идентификация индивида с группой, то есть самоопределение его, как члена группы
| Группа – относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие интересы, ценности и нормы поведения, формирующиеся в процессе развития их социально – психологических связей
| КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП
Процесс самореализации личности осуществляется через созидание общественно-значимых ценностей, через участие в
деятельности малых, средних и больших групп
| Малые группы - это группы, члены которых находятся в непосредственном психологическом контакте друг с другом (семья, дружеские компании, соседские
общности)
| Большие группы - это совокупность людей, действующая в масштабах общества, страны (социальные слои, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры))
| Группа - относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие интересы, ценности и нормы поведения, формирующиеся в процессе развития их социально-психологических связей.
| Средние группы - складываются на основе территориальной или производственной общности, члены которой ориентированы на достижение общего экономического интереса, необходимого для обеспечения их
Жизнедеятельности (работники предприятия; жители деревни, района, города)
|
СОСТАВ МАЛЫХ ГРУПП
Малые группы - это группы, члены которых находятся в непосредственном психологическом контакте друг с другом
| Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер.
Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, понимании, симпатии и любви
| Референтная группа означает реальную или условную общность, с которой личность соотносит себя как с эталоном, и на нормы и ценности которой она ориентируется в процессе своей самореализации.
Нормативная группа - это группа, на основе которой личность оценивает эффективность своей самореализации, и роль в обществе
| Первичные группы – группы, в которых личность видит других членов группы как индивидуальностей
(семья).
Вторичные группы – группы, в рамках которых индивид реализует себя посредством созидания неких ценностей.
|
РОЛЬ И СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
Личность в психологии - устойчивая система социально
значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, той или иной группы
| Социально-психологический статус – это место личности в иерархии группы, совокупность прав и обязанностей, степень свободы и ответственности личности в процессе ее самореализации(в студенческой группе – староста)
| Социально-психологическая роль – это индивидуальная модель поведения, одобренная группой, необходимая для ее целостности и развития
(в семье мужчина - это тиран, деспот, а на производстве - образцовый
работник)
| В процессе своей самореализации личность определяет для себя цель и смысл жизни, в соответствии с которыми претендует на занятие того или иного статуса и исполнение той или иной социально-психологической роли
|
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ГРУППАХ
Системы социально-психологического воздействия в группах
| Психологические стереотипы – это исторически сложившаяся совокупность инстинктивных моделей взаимодействия членов этноса, обеспечивающая его выживание и развитие в конкретных условиях его жизнедеятельности
(русские при встрече здороваются, т.е. желают друг другу здоровья – пожелание быть крепким и могучим подобно дубу)
| Психологические нормы – это признанные группой правила, образцы поведения, обеспечивающие упорядоченность и эффективность общения (нормы морали и поведения, например, нужно уважать старших)
|
Cоциально-психологические ожидания - субъективные ориентации членов группы, нацеливающие их на использование тех моделей поведения, которые должны обеспечить стабильность, целостность и возможность развития
|
ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Санкции - меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям правил нормального ведения
| Санкции поощрения связаны с изменением роли и повышением статуса личности в рамках своей группы или с возможностью личности войти в референтную группу, куда она ранее не допускалась
(повышение в должности на предприятии или на фирме)
| Репрессивные санкции связаны со снижением социально-психологического статуса, или исключением личности из состава
группы(в ряде племен
первобытнообщинного строя существует казнь в виде осмеяния, которая оборачивается смертью от нервного шока)
|
КОНФЛИКТ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ
Конфликт (лат.соnflikt — столкновение) – это открытое или скрытое противоборство сторон связанное с острыми эмоциональными переживаниями; с использованием запрещенных способов воздействия ради реализации своих интересов в ущерб другим субъектам.
| Объективные причины возникновения конфликтов
| А.
Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению между участниками конфликта
| Б.
различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования участников конфликта
| В.
взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности между участниками конфликта
| Г.
плохие коммуникации,
искажающие информацию, низкий уровень культуры участников конфликта
|
ПОВОДЫ ДЛЯ КОНФЛИКТОВ
Поводы межличностных конфликтов
| 1) столкновения мотивов деятельности, стремление конкурирующих личностей к авторитету, власти в рамках группы
| 2) взаимное непонимание, неверная интерпретация, низкая культура, в результате неправильно организованных межличностных связей
| 3) субординация и иерархия членов группы на основе лидер - аутсайдер, субъект и объект власти, начальник - подчиненный
| 4) неверной информации - конфликт-фантом, причин для которого объективно нет.
|
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Внутриличностные
Конфликты возникают на основе противоречия между исполняемой, реальной социально - психологической ролью в группе и ориентацией, претензией личности на другую, соответствующую потребностям в самореализации.
| Межличностные конфликты
возникают, когда люди
преследуют несовместимые цели или в стремятся к
достижению одной и той же цели, также когда один из
оппонентов прибегает к
нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится
психологически подавить
партнера.
| Внутригрупповые конфликты возникают между
неформальными группами в рамках формальной группы. Поводом для конфликта является стремление одной из неформальных групп
контролировать использование ресурсов формальной группы.
| Межгрупповые конфликты
возникают между конкурирующими группами, несвязанными общими интересами в борьбе за обладание материальной ценностью. Межгрупповые конфликты разворачиваются открыто и выражаются в столкновении сторон с применением насилия.
|
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
При исследовании структуры конфликта необходимовыделять
| а) участников, с их психологическими характеристиками, мотивами, целями, интересами.
| б) наблюдателей, с их
нормами и стереотипами восприятия, причины
возникновения и развития конфликта.
| в) предмет конфликта, по поводу чего идет борьба участников, значение для изменения исходного соц.статуса и роли.
| г)инцидент, т.е. конкретное столкновение противоположных действий, направленных на достижение общей цели.
|
ФАЗЫ КОНФЛИКТА
1. Предконфликтная стадия
осознание необходимости достижения общей ценности, оценка своих возможностей, выбор методов, которые возможно использовать для достижения своей цели. Конкурирующие субъекты выясняют слабые места друг друга, а также возможные способы снятия конфликта или ухода от него.
| 2. Непосредственный конфликт
предельное обострение противоречий, в ходе которого конфликтующие стороны максимально мобилизуют свои внутренние ресурсы с тем, чтобы выиграть это противостояние. Характеризуется наличием активных действий, связанных с угрозой или с применением силы по отношению к конкурирующей стороне.
| 3.Снятие конфликта
осознание необходимости отказа от угрозы или применения силы по отношению друг к другу, в результате:
а) осознания субъектом необходимости определенных уступок;
б) истощения ресурсов и возможностей противоборства;
в) вмешательства третьей стороны, создающей подавляющий перевес;
г) полного устранения конкурирующего субъекта.
|
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Методы разрешения и профилактики конфликтов
| 1. Метод объективизации конфликта.
Разложить его на составные части и рассмотреть их последовательность.
В результате конфликт может утратить свое эмоциональное напряжение.
| 2. Метод изменения конфликтной ситуации.
Посредством проведения политики компромисса.
| 3. Метод анализа скрытых интересов и страхов.
Снятие страхов, удовлетворение интересов.
| 4.Метод выбора адекватного стиля поведения.
а) Сотрудничество достижение результатов, удовлетворяющих обе стороны.
б) Компромисс соглашение путем взаимных уступок.
в) Избегание отсутствие тенденций к достижению собственной цели.
г) Соперничество стремление добиться своего в ущерб
конкуренту.
д) Приспособление принесение в жертву собственных интересов.
|
Психология лидера, стиль управления
Классификация информации используемой руководителем коллектива
| Получаемая от своего
коллектива
| Получаемая от других
коллективов
| Типология лидеров по Веберу - это подразделение лидеров в зависимости от опоры на конкретный тип легитимности
| Их авторитет опирается на силу религиозных, моральных,
политических и других традиций (вожди племен, монархи, жрецы)
| Избранные демократическим путем и опирающиеся в своей деятельности на формально - правовые нормы.
| Признаются подданными в качестве субъектов власти в силу наличия у них особых качеств, например, воля, сила духа,
слово, ораторский дар
| Классификация и функции составляющих группы по Ницше
| Управление и созидание
новых ценностей
| исполнение того, что
предначертано элитой
|
Традиционные концепции лидерства.
Сильные образуют элиту, слабые образуют массу. Функции элиты – управление и создание новых ценностей. Роль массы заключается в исполнении того, что предначертано элитой.
| Типология лидеров по Веберу (в зависимости от опоры на
конкретный тип легитимности)
| Их авторитет опирается на силу религиозных, моральных,
политических и других традиций (вожди племен, монархи, жрецы)
| Избранные демократическим путем и опирающиеся в своей деятельности на формально - правовые нормы.
| Признаются подданными в качестве субъектов власти в силу наличия у них особых качеств, например, воля, сила духа,
слово, ораторский дар
| Большинство членов общества подражают людям, задающим определённые нормы и образы поведения, совершающие великие открытия и создающие новые общественные институты.
|
Теории лидерства и их концепции
Лидерство как функция ситуации
| Психологическая концепция
| Лидерство как функция социального заказа группы
| Основные концепции современных теорий лидерства
| Лидером является тот, кто способен прочувствовать ситуацию и использовать ее в своих интересах, подчиняя себе группу, организуя ее для
достижения неких целей, необходимых группе в данной ситуации.
| Лидером является тот, кто обладает набором необходимых качеств,
дающих ему возможность влиять на поведение других (сильная,
подвижная нервная система, экстравертность, воля, целеустремленность, решительность, такт, юмор).
| Лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу. Лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев.
| Лидерство рассматривается как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения.
| Лидером группы становится тот, кто сможет организовать ее, направить и скоординировать деятельность членов группы для удовлетворения их интересов.
|
Классификация и функции лидеров Функциональная классификация лидеров
| Выразитель воли и интересов своих приверженцев,
бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение.
| Выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой - либо острой общественной проблемы.
| Стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет
определенный торг.
| Такой лидер самостоятелен, знает, как исправить ситуацию; четко определяет цель своей деятельности; способен увлечь массы по пути к цели.
| Координация взаимодействия членов группы.
| Целе полагание и планирование действий группы.
| Убеждения, агитация, просвещение, воспитание группы.
| Организация контроля над деятельностью членов группы.
| Координация группы во взаимодействии с другими группами.
| Основные функции лидера-управленца
|
Стили руководства и их классификация
Стиль руководства – это характеристика взаимодействия
руководителя и подчиненных, наиболее частые и устойчивые способы воздействия управляющего на управляемых. Он определяется характерными чертами группы и контекстом условий, в которых живет и работает управляемая группа, а также осуществляется его руководящая деятельность.
| Классификация стилей руководства
| Используется на производстве для выполнения плановой
задачи. Основан на единоличном принятии решений, жестких командных методах и способах управления. Авторитарный стиль управления необходим в экстремальных условиях, а так же во временных группах, члены которой не связаны
устойчивым общим интересом.
| Характеризуется тем, что отсутствует жесткий, систематичный и последовательный контроль руководителя за деятельностью подчиненных. Часто используется в государственно-бюрократических учреждениях, где подчиненные не связаны общей производственной задачей.
| Характеризуется стремлением руководителя к установлению благоприятного, доверительного микроклимата в коллективе. Этот климат должен основываться на взаимопонимании и
взаимоуважении работников. Оптимален для использования в коллективах, занятых высоко квалифицированным творческим трудом.
|
Адаптивные модели управления.
Динамика научно-технического прогресса рыночной
конкуренции и потребительского спроса требовала создания небюрократических организационных моделей управления производством
| Небюрократические – адаптивные организации должны решать сложные, нечётко – сформулированные задачи, требующие творческой самореализации, лёгкости в коллективном
взаимодействии направленном на решение этих задач.
| Широкая специализация участников, комбинирование и
перемена различных видов деятельности.
| Каждый член организации отвечает не за узкий участок
работы, а за всю задачу данной организации в целом.
| Стимулирование неформальных отношений между членами организации и их направление в конструктивное русло в плане задач данной организации.
| Упрощенная иерархия, сокращенное число ее звеньев.
| Некоторая степень децентрализации иерархии – совместное сосуществование нескольких автономных центров управления.
|
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.
основные концепции управления
|
Нормотворческий подход Тейлора. (человек как рабочая единица, обязанная выполнять
соответствующие операции в необходимое количество
времени)
|
Школа человеческих отношений. (каждый член трудового коллектива является личностью,
нуждающейся в уважении и признании его заслуг и личных качеств)
| Гуманистическая концепция управления. (работника стали рассматривать как личность, испытывающую постоянную потребность в профессиональной и
психологической самореализации)
| Социально-экономическая концепция.
(работника для качественного выполнения им производствен ных функций необходимо материально стимулировать)
| ДИДАКТИКА
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий)— часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Предмет дидактики — взаимодействие деятельности учителя и познавательной деятельности ученика.
| организация учебного процесса
| Новые технологии обучения
| разработка более современных процессов обучения
| объяснение процесса обучения и условий его реализации
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ
Концепция дидактического энциклопедизма:
Основная цель образования состоит в передаче обучающимся пре-дельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.
| Концепция дидактического формализма:
Рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.
| Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма):
Трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося.
| Концепция функционального материализма:
В основе концепции лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью.
| Конструктивистские концепции – рассматривают процесс обучения как процесс формирования личности с заданными характеристиками.
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ
Теория поэтапного формирования умственных действий в
процессе обучения: Обучение определяется созданием со
стороны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий.
| Управленческая модель обучения:
Рассматривает обучение в терминах управления, процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических,
оперативных задач).
| Инновационное обучение:
1)Обучение предвидению, т.е ориентация человека не столько в прошлом опыте и н |
|