Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие семьи. Типы семейных отношений.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание ребёнка.
Литература 1. Маниченко, И. В. 10 секретов воспитания ребёнка. / И. В. Маниченко. – Челябинск: Издательство «Мамины сказки», 2009. – 83 с. 2. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С. И. Самыгина. – Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с. 3. Психология и педагогика / сост. А. А. Радугин, науч. ред. Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2003. – С. 252 – 332. 4. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Я. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 226 с. 5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – 2-е изд., расшир. и доп. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
1. Понятие семьи. Типы семейных отношений. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Н. Я. Соловьёв, 1977). Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества. По данным переписи населения 1979 г. 88,4% всего населения живут в семьях. Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура и динамика. Функции семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определённых потребностей её членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет (Н. Я. Соловьёв, 1977). Выполнение семьёй её функций имеет значение не только для её членов, но и для общества в целом. Отмечаются следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Нарушения функций семьи – это такие особенности её жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её функций. Способствовать нарушениям может широкий круг факторов: особенности личности её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи, уход из семьи отца и т. д.). Для нормального функционирования семьи важны все функции, особенно для полноценного воспитания психически здорового ребёнка. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, одежде, крове, компьютере, машине и т. д.), содействует сохранению их здоровья: обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Для общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения её членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Для воспитания детей важной характеристикой является состав (структура) семьи. Структура семьи – это состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений. Можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности. Наиболее распространённая структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых (мужа, жену и нередко кого-то из родителей) и одного-двух детей (В. А. Белова, 1975). В нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки: 1) сохраняется патриархальная семья, т. е. семья, состоящая из нескольких поколений; 2) границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье зачастую принадлежит прародителям – бабушкам и дедушкам; 3) во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же, как отсутствуют они и во многих общественных институтах – детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где главными действующими лицами являются женщины; 4) несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо с родителями, либо на частных квартирах и в общежитиях, часто без надежды на приобретение собственного жилья; 5) идеология тоталитарного общества сформировала жёсткую систему принуждения и долженствования. Из-за этого быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, строя своё поведение так, чтобы оно было угодно Богу, или хозяину, или государству; 6) разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищённости, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и т. д. Тяжёлое материальное положение и отсутствие нравственных ценностей приводят к тому, что семьи легко распадаются, и дети оказываются на улице, становясь лёгкой добычей криминальных элементов, в семьях возрос уровень взаимной агрессии. Обретение свободы сопровождается высвобождением агрессии, а агрессивное поведение, в свою очередь, воспринимается его носителем как обретение свободы. Воспитатели, педагоги, социальные работники, психологи и работники правоохранительных органов оказались ответственными за сохранение и воспитание человеческой души. Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Duvall E., 1957). Помимо ситуативных стрессов выделяют те, которые предусмотрены коллизиями развития личности/организма, семьи и других социальных групп – «нормативные стрессы и стрессоры» (Burnham J. B., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963). Они, являясь критическими точками в жизненном цикле семьи, создают определённые трудности в воспитании детей. Каждая семья в России прошла через кризис, из которого одни семьи вышли преображёнными, с новыми семейными правилами, обновлённой структурой семейных ролей, другие – потеряли и то немногое, чем владели. Нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей. 2. Воспитание ребёнка. Воспитание ребёнка–это системный многолетний процесс, требующий от родителей огромного терпения, творчества и любви к своему ребёнку. Об этом написано немало книг, но ни одна из них не является истинным руководством по воспитанию. Однако это не означает, что родители не должны читать, учиться и готовиться стать воспитателями для своих детей. В данной теме предложен как личный опыт автора (воспитавшей троих детей), так и наиболее удачные приёмы некоторых других воспитателей-практиков. Вот основные рекомендации. 1. Любить ребёнка не обусловленной, а безусловной любовью, то есть не за что-то, а всегда. Когда ребёнок вырастет, он «возвратит» родителям и воспитателям ту любовь, которой они его «научили»: он будет либо бескорыстно любить своих родителей, либо только тогда относиться к ним хорошо, когда ему от них что-то нужно. Существует 4 способа выразить ребёнку любовь взрослого: контакт глаз, физический контакт, внимание и дисциплина. Поток нашей любви должен струиться на ребёнка постоянно и не зависеть от его поведения. Мы можем делать замечания, говорить о дисциплине, не прекращая безусловно любить ребёнка. Дети берут от нас внимания, заботы, любви, ласки столько, сколько им нужно для нормального полноценного развития, они не просят ничего лишнего. Как только ребёнок насыщается вниманием взрослого, он перестаёт в нём нуждаться и сам начинает отдавать его окружающему миру. Когда ребёнок чувствует, что его любят, он готов принимать наставления, требования и запреты взрослых. Дисциплина включает в себя достойный пример взрослых, обучение, словесные и письменные инструкции. Когда же родители абсолютно всё разрешают ребёнку, он считает, что родителям он безразличен, им всё равно, чем он занят, чем живёт. 2. Научить детей понимать свои чувства и сообщать о них. Надо озвучивать чувства ребёнка, которые, по мнению взрослых, он испытывает, тем самым показывая, что взрослые понимают, что происходит у него на душе. Для этого надо повторять то, что говорит в данный момент ребёнок, и называть то чувство, которое он переживает. Дети часто становятся более послушными, если чувствуют, что их понимают. Разделённая радость удваивается, а разделённое горе уменьшается вдвое. 3. Научить ребёнка понимать чувства родителей. Если ребёнок своим поведением вызывает у вас отрицательные чувства, обязательно сообщите ему об этом. Ни в коем случае не нужно держать в себе свои эмоции, особенно отрицательные. Рассказывая ребёнку о своих чувствах, говорите от первого лица, то есть сообщайте ему о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении. «Я-сообщения» помогают нам выражать свои чувства, не обижая, не оскорбляя и не осуждая ребёнка. Используя «Я-сообщения» в разговоре с ребёнком, старайтесь избегать одной самой распространённой ошибки: когда предложение начинается с «Я-сообщения», а заканчивается «Ты-сообщением», например: «Мне не нравится, как ты себя ведёшь!», «Я переживаю, что ты плохо учишься». Лучше использовать безличные предложения, неопределённые местоимения или обобщённые слова: «Мне не нравится смотреть на такое поведение», «Я переживаю, когда дети плохо учатся». «Ты-сообщения» тоже прекрасно помогают наладить контакт с ребёнком, если только это позитивные сообщения, например: «Мне очень понравилось, как ты сегодня вёл себя в гостях», «Я очень рада, что ты так быстро и хорошо сделал уроки!» Не бойтесь говорить с детьми о своих чувствах, какие бы они ни были: положительные или отрицательные. Это только укрепит ваши отношения и поможет лучше понимать друг друга. Пробуйте иногда меняться с ребёнком ролями – научитесь обращаться к ребёнку с просьбой и открыто говорить ему о своих желаниях, например: сделать тише музыку, когда у мамы болит голова, приготовить ужин, а потом поблагодарите его за это и скажите, что Вам это приятно. Пусть он научится не только брать, но и отдавать и чувствовать от этого радость. Не бойтесь признавать перед ребёнком свои ошибки. Всегда будьте искренни. 4. Передавать ребёнку своё позитивное отношение к жизни, воспитывать в нём оптимиста. До 7 лет старшим в семье надо постараться создавать для ребёнка ощущение, что мир прекрасен и добр, так как для того, чтобы он в будущем мог противостоять неприятностям и горестям, ребёнок должен накопить для этого достаточно сил.Рассказывая о своей жизни, взрослые должны показывать, как многого можно в жизни достичь, добиться, если верить в себя и много работать, если есть друзья, не торопиться предупреждать ребёнка о всех сложностях жизни и запугивать его. Вместо постоянных предостережений лучше нацеливать ребёнка на успех, формировать в нём уверенность в себе. Всегда предоставляйте ребёнку альтернативный выбор, например: если «это» нельзя, то нужно обязательно сообщить ребёнку, что же можно. Давайте ребёнку позитивные указания, вместо «нет» говорите «да», например, вместо «Нет, я не дам тебе конфет! Надо сказать: «Да, ты получишь свою конфету, но только после обеда». Не выясняйте в присутствии ребёнка свои отношения, не устраивайте сцены и скандалы. 5. Сообщать ребёнку о его хороших качествах, несмотря на его поведение. Приписывать ребёнку те качества, которые взрослые хотели бы в нём видеть, и ребёнок, скорее всего, начнёт соответствовать ожиданиям взрослых. Если в своём воображении взрослые видят ребёнка умным, смелым, сильным, добрым, самостоятельным, целеустремлённым человеком и говорят ребёнку, что он такой, он будет стараться стать таким, – и он станет таким! Взрослые должны замечать проявленную ребёнком душевную чуткость, доброту к близким, нравственное поведение в сложной ситуации. Это необходимо для нормального развития ребёнка. Даже небольшие достижения нельзя оставлять без внимания. Когда ребёнок боится браться за какое-то дело, родители должны подбодрить его, заранее похвалить, выразить свою уверенность в его успехе. 6. Прививать ребёнку дисциплину. Воспитывать ребёнка без дисциплины, без разработанной системы правил и ограничений – нельзя. Дети чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Если этого нет, одни дети замыкаются в себе, другие совершают все мыслимые и немыслимые поступки только для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей. Правила и запреты должны быть, но их не должно быть много, они должны соотноситься с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка. Большое количество запретов распространяется на все сферы жизни человека и делает его безвольным, забирает у него энергию. Запреты необходимы в следующих сферах жизни: 1) здоровье ребёнка – запрещать всё, что может навредить его здоровью или несёт угрозу его жизни. Однако не стоит ограничивать ребёнка в движении и общении только потому, что взрослые не выносят шум, что, играя, ребёнок может что-то сломать, разбить, лучше создать безопасные условия для удовлетворения его потребностей; например: если ребёнок хочет ходить по лужам, купите ему резиновые сапоги; 2) безопасность других людей; 3) сохранность материальных, культурных и духовных ценностей – научить бережно относиться к природе и культурным памятникам. Всегда спрашивайте мнение ребёнка, как бы он поступил, куда он хочет сходить, как быстрее и лучше сделать какое-либо дело? 7. Правильно наказывать. Наказание должно быть немедленным, а не отсроченным. Совершил проступок – исправляй! Насорил в комнате – убери за собой, пролил воду – вытри, порвал одежду – зашей, испачкал – постирай и т. д. С такими требованиями ребёнку будет трудно не согласиться, ведь они справедливы. Физические наказания в отношении ребёнка недопустимы, ведь он должен прежде всего понимать, за что его наказывают. После того, как малыш получил естественное наказание (например: облился соком), старайтесь не вмешиваться в эту ситуацию, не читать ему нотаций, конечно, если последствия безопасны для жизни и здоровья ребёнка и окружающих его людей. Будьте объективны. Если ребёнок совершил проступок по неосторожности, случайно, то наказывать в данном случае некого и не за что. Наоборот, помогите ребёнку быстрее устранить все последствия случившегося. После каждого неприятного проступка ребёнка проанализируйте ситуацию, постарайтесь понять причину и смысл происшедшего. В этом вам помогут любовь к ребёнку и интуиция. Очень часто причиной неправильного поведения ребёнка являются взрослые. Надо заранее предупреждать ребёнка о всех возможных наказаниях, чтобы у него был выбор, как себя вести. Однажды моя трёхлетняя дочь после наказания сказала мне: «Сама меня обидела, сама и успокаивай». Наказывая, показывайте, что вы любите своего ребёнка и вам крайне неприятно его наказывать. 8. Правильно хвалить ребёнка. Всегда отмечаем малейшее улучшение в поведении или учёбе. Наше внимание к этим изменениям будет для ребёнка огромной наградой. Он будет понимать, что он может быть лучше, что у него получится. Некоторые педагоги считают, что неправильное поведение ребёнка надо игнорировать, а когда он перестанет себя неправильно вести, то нужно похвалить его. Ребёнок может плакать и кричать и 5, и 25 минут, но на него не должны обращать внимания все члены семьи [1, с. 58]. Я же считаю, что важнее всего здоровая психика ребёнка, и взрослые должны её беречь, а не упражняться в своей принципиальности. Есть немало способов, чтобы определить причину крика ребёнка и всё уладить через поглаживание по голове, поцелуй, игру, шутку, сказочку. В этом проявляется мудрость и любовь к детям взрослых в семье. Моего старшего сына постоянно обижали учителя в школе. Однажды я пришла на урок математики. Мой сын решил трудную задачу самый первый. Вместо того, чтобы похвалить ребёнка, учительница язвительно заметила: «Ты что, Ященко, самый умный? Почему не прописал все действия?» Сын виновато улыбнулся и молча поспешил оформить результат. Когда он вырос и у него сын пошёл в детский сад, он взволнованно сказал мне, что будет его учить отвечать резко на хамство, бороться за свои права, добиваться своего, не церемонясь. Я сразу же сказала, что всегда восхищалась добрым сердцем сына и его умением прощать. Он сразу выпустил «пар», задумался, и всё в воспитании своего сына повёл по «маминому сценарию». 9. Развивать ответственность. Доверяя детям, взрослые развивают их ответственность. В каждом ребёнке есть ответственность, и проявляется она, когда дети чувствуют себя нужными и полезными взрослым. Взрослые должны постепенно передавать ребёнку ответственность за его учёбу и личные дела, предоставлять ему возможность самому решать проблемы. Взрослым стоит контролировать только общее направление развития малыша, предоставляя ему различные задачи, ребёнку нужно дать право самостоятельно решать эти задачи. Если в семье что-то происходит, ребёнок это прекрасно чувствует. Ребёнок чувствует себя ответственным за любую ситуацию в семье, поэтому необходимо объяснять ему, что не он в этом виноват, но в его силах помочь семье. Когда я оформилась соискателем кандидатской степени по психологии в НИИОПП АПН СССР в Москве (сейчас психологический институт), моему старшему сыну было 12 лет, а я ждала третьего ребёнка. Мой старший сын был очень подвижным и озорным ребёнком, много бегал на переменах, забывал записывать домашнее задание. Мы с бабушкой сами звонили его одноклассницам и одноклассникам и узнавали задание. Вдруг он меня спрашивает: «Мама, у тебя уже есть две специальности высшего образования. Зачем тебе это соискательство?». Я ответила сразу же, без паузы (как и надо в воспитательном процессе): «Хочу быть хорошим специалистом в своей профессии». Сын задумался, в школе стал более внимательным, сосредоточенным; больше мы никогда никому не звонили и не узнавали задание – он всегда всё знал сам. Школу он закончил с серебряной медалью, военно-медицинский факультет в Самаре – с золотой медалью, защитил кандидатскую диссертацию и получил медаль за 10 лет безупречной службы в войсках. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но эмоциональной и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно. Благополучие родителей (их личное счастье, развитие способностей, самоактуализация) столь же необходимо для нормального воспитания, как и благополучие детей. Вопросы для повторения 1. Что такое воспитательный процесс? 2. Какие методы воспитания вы знаете? 3. Что такое семья? Каковы функции, структура и динамика семьи? 4. Какие вы знаете типы семьи? 5. Расскажите о роли взаимоотношений поколений в обществе. 6. Расскажите о типах семейного воспитания. Какой тип семейного воспитания был в вашей семье?
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.018 с.) |