Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология семьи и семейное консультирование

Поиск

Определение семьи и брака. Функции семьи, ее структура и динамика. Циклы жизнедеятельности семьи. Семья в психологической консультации. Варианты проблем при обращении в консультацию. Психодиагностика семейных отношений. Техники семейного консультирования. Приведите примеры адекватного использования той или иной техники. Охарактеризуйте одну из групп техник (по выбору). Приведите пример работы психолога-консультанта (применение конкретных техник) с родителями по поводу проблем в детско-родительских отношениях.

Литература:

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография/ Т. В. Андреева. - СПб.: Речь,2005.-435 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2008.-238 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.:АСТ [и др.]; Владимир: ВКТ,2008.-251

4. Карабанова О,А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики,2006.-320 с.

5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис. - М. [и др.]: Питер,2009.-672 с.

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак — особый социальный институт, исторически обусловленная, со­циально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [Зацепин, 1991]. Брак является основой формирования семьи.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977]. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порожде­ние (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).

Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических зако­номерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в за­висимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. обще­ния между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д.

Функции семьи. Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражаю­щей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

•экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бы­товую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производст­венной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с по­требностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реали­зуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее чле­нов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жиз­ненного цикла;

•репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев [1979] считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность ре­продуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Ри­ме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимули­рующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризи­са рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости;

•функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общест­ва, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспита­ние в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние го­ды. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает сво­его значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

•сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуаль­ные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее пол­ной сексуальной гармонии партнеров;

•функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообога­щение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее зна­чимых для личности проблем социально-политической, профессиональ­ной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

•функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимо­понимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуали­зации;

•рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильнос­ти членов семьи;

•функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несо­вершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйде-миллер, Юстицкис, 1999].

За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоци­ональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), ре­ализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в се­мье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмоциональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопо­нимания.

Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерар­хическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социокультурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи. Например, структура и жизнедеятель­ность семьи XIX в. определялись главенством хозяйственно-бытовой функ­ции, опосредствующей все остальные, в том числе и такие важнейшие, как репродуктивная и воспитание детей. Рождение детей было связано с целе­сообразностью иметь как можно больше работников в семейном хозяйстве. Дети были нужны и как рабочая сила, и как гарант обеспечения родителей в старости. Рождение сына в семье расценивалось как удача, мальчики бы­ли потенциальными работниками, укрепляющими хозяйственное благопо­лучие семьи. Появление на свет дочери, напротив, воспринималось как уг­роза процветанию семьи. Девушки выходили замуж, покидали семью, лишая ее затраченных на их воспитание средств и унося часть имущества в новую семью как приданое.

Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обще­стве, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монар­хия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преем­ственность статуса и власти. В настоящее время подобная функция реализуется лишь незначительным числом богатых высокопоставленных се­мей, причем, как правило, не на основе наследования, а за счет обеспечения элитарного образования и введения в соответствующий круг общения. Итак, семья постиндустриального общества утратила две важные ранее функции — экономическую и функцию передачи социального статуса (Т. Парсонс).

Типы семей.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширен­ию, неполную и функционально неполную семьи.

Нуклеарная (ядерная) семья — это супруги и их дети. Если семья бездетная, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья — типичный вид семьи XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объ­единенных общностью территориальной и экономических интересов.

Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная пра­родителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, т.е. сиблинги прародителей, и т.д.).

Неполная семья — семья, в которой из-за развода или смерти отсутству­ет один из супругов. Типичный вариант неполной семьи — это мать с ре­бенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значи­тельной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так. разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Од­нако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то вре­мя как разведенный в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком мать нередко чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская се­мья», в состав которой входят мать и ребенок (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный вариант неполной семьи — это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена должна быть включена в группу риска.

Функционально неполная семья — нуклеарная семья (полная по фор­мальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выпол­нять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом сво­их семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное от­сутствие. Люди определенных профессий, сопряженных с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, провод­ники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), не­стандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоци­ональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной ме­ре реализовать себя в жизни семьи. Функционально неполная семья также должна быть отнесена к группе риска, а психологическая помощь ей на­правлена на разумное планирование функциональных обязанностей и по­иск путей гармоничного сочетания самореализации личности в професси­ональной деятельности и семье.

Смешанная семья — семья, в которой место одного (или обоих) супру­гов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включаю­щая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д. В зависимости от семейного стажа супружеской жизни вы­деляют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода—полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; се­мью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного прожива­ния); семью старшего супружеского возраста (10—20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоя­щем семейные роли бабушек и дедушек) [Зацепин, 1991].

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на без­детные, однодетные, малодетные и многодетные. Бездетными считают се­мьи, в которых в течение 8—10 лет после заключения брака при условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок. Причинами отсут­ствия детей в семье могут быть как медико-биологические факторы, так и нежелание супругов иметь детей. Отметим, что в настоящее время преоб­ладают социальные и психологические причины роста бездетных семей. Последние традиционно зачисляются в группу риска. Невозможность реа­лизовать стремление к материнству и отцовству, незавершенность лично­стной идентичности нередко инициирует создание новой семьи тем супру­гом, для которого отсутствие детей является серьезной семейной проблемой. С другой стороны, высокий удельный вес разводов в бездетных семьях может быть вызван дисгармоничностью собственно супружеских отношений. В этом случае отказ иметь детей, напротив, является не причи­ной, а следствием трудностей отношений супругов. Однодетные и малодет­ные семьи доминируют в демографическом раскладе современных россий­ских семей, особенно городских. Многодетной, соответственно, сегодня называют семью, имеющую трех и более детей. Многодетная семья являет­ся по статистике наиболее устойчивой к разводам.

Можно выделить три исторических типа семьи [Голод, 1995]: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), су­пружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избира­тельности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной вла­сти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение пат­риархального способа организации семейных отношений мы видим, на­пример, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа вы­бора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при опреде­лении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений. Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костома­рова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархаль­ных отношений.

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспита­тельной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская се­мья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супру­гами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5—10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-роди­тельских отношений. «Ребенку — лучшее» — девиз детоцентристской се­мьи. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование дет­ским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автоном­ной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симмет­ричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и са­мореализации всех членов семьи. По мнению СИ. Голода [1995], супруже­ская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неи-ституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личнос­ти, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

Ролевая структура семьи

В основу классификации ролей Ф. Ная [Nye, 1976] положен функцио­нальный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей: «кор­милец» семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер, «семейный психотера­певт», несущий ответственность за поддержание родственных связей, орга­низатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи), организа­тор семейной субкультуры

Динамика семьи. Как функции, так структура, а также вероятность различного рода их нарушений значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы вы­деления основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», предложенная Е. Duvall (1957), где в качестве основного признака разграничения стадий ис­пользовался факт наличия или отсут­ствия детей в семье и их возраст. Позднее появились периодизации, предложенные W. Gove (1973) и A. Barcai. В нашей стране наиболь­шую 'известность получила перио­дизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с мо­мента заключения брака до рожде­ния первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия окан­чивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III -окончание выполнения семьей воспи­тательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ре­бенка до момента, когда на попече­нии родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родите­лями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V — супруги жи­вут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Применимость этой популярной периодизации для целей психологического исследова­ния подвергалась сомнению [Алё­шина Ю. Е., 1987]. Представляется искусственным разделение II и III стадий. Начало трудовой деятельности первого ребенка не вносит каче­ственного изменения в жизнедеятель­ность семьи: сохраняются воспита­тельная функция, а также совокупность отношений, связанных с соци­альным контролем над детьми, удов­летворение их эмоциональных и других потребностей. Иное дело — выход последнего ребенка на работу. В соответствии с существующими в большинстве семей представлениями начало трудовой деятельности означает вступление индивида в роль взрослого человека и, следовательно, полную самостоятельность.

Рассмотрим особенности функцио­нирования семьи на важнейших эта­пах ее развития.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшие среди них — это проблемы психоло­гической адаптации супругов к усло­виям семейной жизни в целом и пси­хологическим особенностям друг дру­га. В этот период завершается (в слу­чае, если имели место добрачные от­ношения) или осуществляется взаим­ная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной ста­дии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения»" [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972]. Речь идет о решении проблемы жилища и при­обретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отно­шения с родственниками, особенно если молодая семья, как это чаще всего бывает, вначале не имеет соб­ственного жилища.

Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отно­шений, сближения привычек, пред­ставлений, ценностей супругов и дру­гих членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и на­пряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей — количество и при­чины разводов. «Немалая часть мо­лодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жиз­ни. Основные причины распада таких браков — неподготовленность к су­пружеской жизни, неудовлетвори­тельные бытовые условия, отсутствие жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супру­гов» [Дичюс П., 1985].

Семья с детьми, не начавшими тру­довую деятельность. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный, этап жизненного цикла— сложившаяся зрелая семья, включа­ющая в свой состав несовершенно­летних детей. В жизни семьи это вре­мя наибольшей хозяйственно-быто­вой активности. У женщин, матерей несовершеннолетних детей, на веде­ние домашнего хозяйства приходится значительная часть внерабочего вре­мени. Мужчины в таких семьях уде­ляют домашнему труду в среднем 1,5—2 ч в день Одновременно с длительно­стью нарастают напряженность до­машнего труда, трудности совмеще­ния домашних обязанностей с трудо­вой деятельностью. На данном этапе значительно преобразуются функции духовного (культурного) общения и эмоциональная. Перед супругами возникает нелегкая задача — сохра­нить духовную и эмоциональную об­щность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формирова­лась. Формировались эти взаимоот­ношения, как правило, в сфере до­суга, развлечения, что играло не­маловажную роль на первой стадии развития семьи. В условиях за­груженности обоих супругов домаш­ними и трудовыми обязанностями духовная и эмоциональная общность в гораздо большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональ­ной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духов­ного развития детей ощущается чле­нами семьи как наиболее важная задача на данном этапе. Не случай­но прохождение детьми основных периодов развития ряд исследова­телей используют в качестве основ для более подробного разделения данного этапа: семья с детьми в пер­вые годы их жизни, период пребыва­ния в детском саду, семья школь­ника и т. д.. Каж­дый новый этап развития ребенка, с одной стороны, становится свое­образной «проверкой» того, в какой мере было эффективным функционирование семьи на предшествую­щих этапах; с другой, ставит перед ней новые задачи, от родителей тре­буются иные качества, способности и умения. Так, весьма различны тре­бования, например, к родителям го­довалого ребенка и подростка.

Для данного этапа развития семьи характерны самые различные про­блемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обнаружи­вается снижение удовлетворенности семейной жизнью [Алёшина Ю. Е.,].

К основным источникам наруше­ний жизнедеятельности семьи в это время относятся, во-первых, пере­грузка супругов, перенапряжение их сил; во-вторых, необходимость пере стройки духовных и эмоциональных отношений. Именно на этом этапе наиболее часто наблюдаются различ­ные проявления эмоционального «ос­тывания»: супружеские измены, сек­суальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому челове­ку». На смену конфликтности, проб-лемности эмоциональных отношений, характерных для первого этапа жиз­ни семьи, приходит опасность их остывания. Основные нарушения жизнедеятельности семьи здесь свя­заны с воспитательными трудностя­ми Завершающие этапы жизнедея­тельности семьи. Момент, когда по­следний из детей начинает трудовую деятельность и далее — создание детьми собственных семей, обуслов­ливает новое качественное изменение в жизни семьи. Семья прекращает воспитательную деятельность. По­пытки ее продолжать именно теперь чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями возраста. Постепен­ное ослабление физических сил неиз­бежно увеличивает роль восстанови приоб­ретает все более важное значение, ухудшением состояния здоровья супругов проблемы здоровья выходят на первый план, сюда перемещаются интересы, здесь нередко активизиру­ются усилия.

В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «де­душек» особенно много сил требуют ' в первые годы жизни внуков. Проис­ходит обусловленное трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях, «перекладыва­ние» части забот на старшее поколе­ние [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972].

Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пен­сию, сужение круга возможностей — все это заостряет потребность в приз­нании, уважении, особенно со сторо­ны детей. Обеспечение этого отноше­ния к себе, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

 

Определим психологическое консультирование как непосредствен­ную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлично­стных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Практическое приложение знаний в области психологии семьи предпола­гает следующие виды деятельности семейного психолога и семейного кон­сультанта:

•психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор
брачного партнера и заключение брака;

•консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

•психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

•консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-ро­дительских отношений;

•психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и от­клонений в развитии);

•психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;

• психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания прием­ных детей;

•психологическая профилактика отклонений и нарушений развития де­тей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации об­щения с близким взрослым);

•психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;

*психологическое сопровождение становления родительства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.011 с.)