Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ структуры «рисунка семьи»

Поиск

И СРАВНЕНИЕ СОСТАВА НАРИСОВАННОЙ И РЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи за­служивает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоци­ональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых; (1) вообще не изображены люди; (2) изображены только не связанные с семьей люди (такое защитное избега­ние задания встречается у детей достаточно редко).

За такими реакциями чаще всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей; чувство отверженности, покинутости (поэтому такие ри­сунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); аутизм; чувство небезопасности, большой уровень тревожности. Кроме того, это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.

Однако в практической работе чаще приходится сталкиваться с менее вы­раженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые менее эмоционально привлекательны для них, с которыми сложились конфликтные отношения. Не изображая их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную ат­мосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что, веро­ятно, обусловлено ситуацией конкуренции между сиблингами. Таким спосо­бом ребенок в символической ситуации «монополизирует» недостающую лю­бовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный во­прос дети дают и более эмоционально насыщенные ответы: «Не хотел — он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил» и т. п. В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует малень­ких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их иден­тифицирует (наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить).

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности с дру­гими ее членами. Отсутствие своего изображения в рисунке более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. Презентация в рисунке толь­ко себя может указывать на различное психическое содержание, в зависимос­ти от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это, наряду с несформированным чувством общности, указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же изображение себя характеризуется маленькой величиной, схематичностью, и при этом другими деталями рисунка и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отвержен­ности, покинутости, иногда — аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье.

Примерами могут служить рисунки единственных детей — они относитель­но чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потреб­ности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором, помимо членов семьи, нарисован ребенок того же возраста (двою­родный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняю­щую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и нарисованные в дополнение к членам семьи собачки, кошки и т. п.).

Изображение других, не связанных с семьей взрослых, помимо родителей (или вместо них), указывает на восприятие неинтегративности семьи, на по­иск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмо­циональных контактах. В некоторых случаях — на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

2.ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графических презен­таций отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким его видит ребенок, о «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

· количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, паг.^-цы, ноги, ступни;

· декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одеж­ды, украшения, узоры на одежде и т. п.;

· количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровож­даются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате находит отражение в большем количестве деталей тела, декорировании, использова­нии разнообразных цветов. И наоборот: негативное отношение к человеку ве­дет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Я-образа» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответ­ствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальности: семилетний ребенок может оказаться выше и шире своих родителей и т. д. Это объясняется тем, что для ребенка (как и для древнего египтянина) величина фигуры является средством, при помощи ко­торого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, например, изображая семью, для которой характерна большая доминантность матери, являющейся истинно авторитарным руководителем, девочка Н. 6 лет нарисовала маму на 1/3 больше отца и вдвое больше других членов семьи. Не­которые дети самыми большими или равными по величине с родителями ри­суют себя. Как правило, это может быть связано либо с эгоцентричностью ре­бенка, либо с соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, когда ребенок приравнивает себя родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента».

Дети, которые чувствуют свою незначительность, ненужность и т, п. или, напротив, требуют опеки, заботы со стороны родителей, занимают в семье по­зицию «малыша», рисуют себя значительно меньшими по размеру, чем другие члены семьи.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, тя­нущиеся через весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревож­ностью, чувством опасности у ребенка.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать вни­мание и на рисование отдельных частей тела. Дело в том, что отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, представляя собой сред­ства общения, контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут указывать на определенное, связанное с ними чувственное содержание.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными жела­ниями. Иногда такие изображения присутствуют и в рисунках внешне спокой­ных, покладистых детей. В этом случае можно предполагать, что ребенок чув­ствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стрем­ление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властво­вать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех чле­нов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребен­ком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи вообще без рук. Таким образом, ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

Голова — центр локализации «Я», интеллектуальной и перцептивной дея­тельности; лицо — самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере обще­ния, отгороженность, аутизм. Отсутствие головы, черт лица или заштрихован­ное лицо в изображении других членов семьи часто связано с конфликтными отношениями с данным человеком, враждебным отношением к нему.

Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбаю­щихся людей, это своеобразный «штамп» в их рисунках; иногда это вовсе не означает, что они так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисун­ка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случае можно полагать, что ребенок сознательно или бес­сознательно использует выражение лица как выразительное средство. Это в основном характерно для старших детей. Например, мальчик Р. 9 лет, послед­ний сын в семье, имеющий, в отличие от своих братьев, физический дефект и не такой, как они, успешный в учебе и спорте, в рисунке выразил свое чувство неполноценности, изображая себя значительно меньшим, с опущенными вниз краями губ. Эта графическая презентация «Я» явно отличалась от других чле­нов семьи — больших и улыбающихся.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изоб­ражают разнообразные детали. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике, и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать ее физические не­достатки, формированием стереотипов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной аг­рессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это может свидетельствовать о наличии чувства страха в связи с воспринимаемой враж­дебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обо­гащается все новыми деталями. Дети 3,5 лет в большинстве своем рисуют «головонога», а 7 лет презентируют уже богатую схему тела. Каждому возрасту ха­рактерны определенные детали, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием их функций, конфликтом. Если, например, ребенок 7 лет не рису­ет одной из этих деталей: головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног, на это надо обратить внимание.

У детей старше 5,5—6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисова­ния индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище муж­чины рисуется овальной формы, женщины — треугольной, либо половые раз­личия выражаются другими средствами. Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой иден­тификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические осо­бенности взаимоотношений в семье.

Рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в об­щей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, вос­приятия сплоченности семьи, включенности в семью. Рисунки с противополож­ными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать к: низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требу­ют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объ­единить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность собственных усилий).

Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположе­на в одной группе, а одно или несколько лиц — в отдалении от них. Если изо­лированным ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему либо ощущение угрозы, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка,

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции и треугольники типичных взаимоотношений в семье.

Как указывалось ранее, мера психологической близости (эмоциональна: связи) может выражаться ребенком в рисунке посредством физических расстояний (дистанций) между фигурами. То же значение имеет и размещение между членами семьи объектов, деление рисунка на ячейки, по которым рас­пределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитив­ных межперсональных связей между членами семьи (Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф., 2006).

3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РИСОВАНИЯ

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

· последовательность рисования членов семьи;

· последовательность рисования деталей;

· стирание;

· возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

· паузы;

· спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, ак­туализация чувств, напряжения, конфликты, которые отражают значимость определенных деталей рисунка для ребенка. Интерпретация процесса рисова­ния требует творческого включения всего практического опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз этот уро­вень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую ин­формацию.

Как при рассказе ребенок начинает с главного, так и в рисунке первым он изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близ­кого человека. Как правило, это тот, кто больше времени бывает с ним, боль­ше, чем другие, уделяет ему внимания. То, что часто дети первым и рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. При­мечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать — как правило, это связано с негативным отношением к ней.

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презента­ции фигур. Если нарисованная первой фигура является самой большой, одна­ко ее изображение выполнено схематично, в отсутствие декорирования, то та­кая презентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чув­ства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тща­тельно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член се­мьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Обычно дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Но некоторые сначала рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения за­дания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребе­нок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюда­ется у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию определенных членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения чело­века иногда показывают актуальное содержание психики, так и возвращение рисованию уже выполненных элементов рисунка соответствует движению мысли, отношению ребенка к ним и может указывать на главное, доминирую­щее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всегда связаны с конфликтным отношением и являются внешним выражением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы ре­шает, рисовать ему или нет человека или деталь, которые связаны для него; негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть обусловлено как негативными эмоциями по отношению к данному члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации, то можно предполагать конфликтное отношение ребенка к этому человек;.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого содержания. Поэтому к ним следует внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации,

Особенности интерпретации результатов КРС

При обычном задании «нарисуй свою семью» ребенок часто рисует статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Хотя в этом случае полезная информация может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно статичным, ригидным рисункам. Подход, использующий кинетические (деятельные) инструкции, когда ребенка просят представить изображение, где фиг -двигались бы или делали что-нибудь, является более информативным.

Несмотря на то, что при интерпретации результатов «Кинетического ри­сунка семьи» учитываются все вышеперечисленные уровни анализа, интерпретации кинетических рисунков фокусируются на действии или движении, а не на инертных фигурах.

Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии» или «поля напряжения» могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь — о враждебном отношении, злобе). Вот некоторые характеристики КРС и их значение (Бернс Р. С., Кауфман С. X., 2000):

Стиль

1.Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от остальных членов семьи через отделение.

2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для де­тей из неустойчивых семей.

Действия

1.Матъ:

· готовка: это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отра­жает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей;

· уборка: это действие обнаруживается у компульсивных матерей, кото­рые больше озабочены «домом», чем людьми в доме; уборка приравни­вается к приемлемому или хорошему поведению;

· глажка: обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слиш­ком усиленно пытающихся дать ребенку «тепло».

2. Отец:

· домашние дела: чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов;

· по пути на работу или во время работы: обычно обнаруживается у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих за ее пределами, не интегрированных в нее;

· резание: такие действия, как подстригание газона, рубка деревьев, реза­ние и т. д., обнаруживаются у «жестких» или «кастрирующих» отцов (иногда матерей).

3. Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конф­ликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т. п.
Выступает у сильно конкурирующих или «ревнивых» детей.

Это малая часть обычных «действий», которые часто повторяются в КРС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.011 с.)