Диагностика эмоционального состояния членов семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика эмоционального состояния членов семьи



Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ)

Авторами методики являются Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (2000).

Цель методики — изучение общего фона переживаний индивида, связан­ного с его

позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или нескольких членов семьи, нередко плохо осознаваемые и трудно локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является наличие сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего, семьи — здоровья ее членов, их I отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — производственную деятельность, родственные, соседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, в себе. Нередко подобные переживания, противоре­чащие представлениям о себе, вытесняются, что может проявиться в семей­ных отношениях в виде тревоги.

Важными составляющими «семейной тревоги» являются также ощущения беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, в независимости от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действитель­ности (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000).

Описание методики

Членам семьи предлагается самостоятельно заполнить опросник.

Инструкция: «Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке, прилагающемся к методике.

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в целом не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставь­те на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.

В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете».

Текст опросника

1.Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.

2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многого не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем,
что случается в нашей семье.

5. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и нелов­ким (неловкой).

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи,

11.Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, при­ходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.

21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.

Обработка и интерпретация результатов

За каждое согласие с утверждением начисляется 1 балл. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой из трех шкал:

1. Субшкала В — вина (семейная вина члена семьи) — неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в се­мье. К шкале относятся следующие утверждения: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. Наличие
семейной вины диагностируется при пяти согласиях.

2. Субшкала Т — тревожность (семейная тревожность члена семьи) — ощу­щение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого.
К шкале относятся утверждения: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Семейная тревожность
диагностируется при пяти согласиях.

3. Субшкала Н — напряженность (семейная напряженность) — ощущение,
что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную за­дачу для индивида. К шкале относятся утверждения: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. На­личие семейной напряженности диагностируется при пяти согласиях.

После подсчета баллов по отдельным шкалам вычисляется сумма баллов по обобщенной шкале (вина + тревожность + напряженность), на основании чего делается вывод об уровне общей семейной тревожности.

6.2. Шкала определения уровня депрессии

Шкала определения уровня депрессии создана В. Зунгом. В данном изда­нии приводится вариант методики в адаптации Т. Н. Балашовой (ДермановаИ. Б., 2002).

Назначение методики — диагностика сниженного настроения (субдепрес­сии) и депрессивного состояния.

Описание методики

Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявление сни­женного настроения. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, запол­няя нижеприведенный бланк протокола.

Инструкция; «Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и за­черкните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время».

Обработка и интерпретация результатов

Уровень депрессии рассчитывается по формуле:

УД = П + О,

где П — сумма баллов по «прямым» высказываниям: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

О — сумма баллов по «обратным» высказываниям: 2, 5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18,20.

При подсчете баллов по «прямым» высказываниям зачеркнутая цифра со­ответствует количеству баллов (1 — 1 балл, 2 — 2 балла и т. д.). В «обратный высказываниях цифре 1 соответствует 4 балла, цифре 2 — 3 балла, цифре 3-2 балла и цифре 4 1балл.

Показатель УД колеблется в пределах от 20 до 80 баллов. Его значение менее 50 баллов указывает на отсутствие депрессивного состояния. Если величина УД составляет от 51 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуа­ционного или невротического характера. При показателе от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние, или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Бланк

 

 

6.3. Методика определения уровня депрессии

Назначение методики, автором которой является В. А. Жмуров, состоит в диагностике депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или ме­ланхолической депрессии) и определении тяжести депрессивного состояния изданный момент (Дерманова И. Б., 2002).

Описание методики

Методика состоит из 44 утверждений, характеризующих проявление де­прессивного состояния. Испытуемому предлагается ответить на перечень во­просов, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждую группу утверждений и вы­берите подходящий вариант ответа - 0, 1, 2 или 3».

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Номер выбранного ответа соответствует количеству баллов. Баллы сумми­руются. Полученный результат сопоставляется с нормативными данными:

· 1—9 баллов — депрессия отсутствует либо незначительна;

· 10—24 балла — депрессия минимальна;

· 25—44 баллов — легкая депрессия;

· 45—67 баллов — умеренная депрессия;

· 68—87 баллов — выраженная депрессия;

· 88 и более баллов — глубокая депрессия.

 

Заключение

Предложенный в данном пособии список методик и тесов не демонстрирует все существующие стандартизированные подходы к диагностике различных аспектов семейных отношений. Желающим ознакомится с другими структурированными методиками и тестами, рекомендуем сайт в Интернете http://azps.ru и литературу, приведенную ниже.

Мы рекомендуем, организуя диагностический процесс, исходить из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое тестирование может быть предпринять только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в данном пособии, следует начинать с первичной диагностики – жалоб клиента (оценочного интервью), а далее, изучив обоснованность жалоб исследовать причины указанных дисфункций.

Диагностика семейных отношений должна базироваться на потребностях членов семьи в психологической поддержке. Она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного функционирования и следовать определной схеме.

Организация семейной диагностики основывается на теоретических знаниях и практических умениях, приобретенных в рамках дисциплины “Основы психологии семьи и семейного консультирования”.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.

3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // вопросы психологии. 2002. №5. С. 144-153.

4. Белорусов С.А. Методика “Мое письмо о супруге” и ее психотерапевтическое использование // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. С.32-35.

5. Бене Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье” // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2. С. 14-41.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. О задачах научного психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности. М., 1981.

7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

8. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

9. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М., Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. №5.

10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002.

11. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. №4.

12. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995 Серия “Психологическая помощь и консультирование”. Вып.1.

13. Малкина-Пых И.Г. Семеная терапия: справочник практического психолога. М., 2005.

14. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2.

15. Навайтис Г.А. Семья в психологической консультации. М., 1999.

16. Обозов Н.Н., Обозова А.Н., Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т.3. №2.

17. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986. Т. 7. №2.

20. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 2002.

22. Романова Е.А., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

23. Семейная диагностика / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2004.

24. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990.

25. Хоментаускас Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. №1.

26. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации / сост. Е.Ф.Бажин, Л.М. Эткинд. Л., 1985.

27. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2005.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.034 с.)