Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая адекватность супружеской пары

Поиск
Семейные ценности Ролевые установки Рам   Ролевые установки Раж
Пж Ом Пж-Ом Пм Ож Пм-Ож
Хозяйственно- бытовая            
Родительско- воспитательная            
Социальная активность            
Эмоционально-психотерапевтическая            
Внешняя привлекательность            
        S =     S =

 

П р и м е ч а н и е. Рам – ролевая адекватность мужа, Раж – ролевая адекватность жены. Пм и Пж – оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож – оценки ролевых ожиданий мужа и жены.

П р и м е р. Обратившиеся за психологической помощью молодые супруги заполнили опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке». Полученные результаты представлены в двух таблицах.

Согласованность супружеских ценностей супругов

Семейные ценности Интимно-сексуальная Личностная идентификация Хозяйственно-бытовая Родительско-воспитательная Социальная активность Эмоцио- нально-терапевтическая Внешняя привлека-тельность
ШСЦм       6,5   6,5  
ШСЦж     6,5        
ССЦ     1,5 1,5   0,5  

 

Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующие выводы.

Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы. Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейных организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство партнеров.

По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный внешний вид (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у супруги); готовность решать бытовые проблемы семьи; сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни.

Ролевая адекватность супружеской пары

Семейные ценности Ролевые установки Рам   Ролевые установки Раж
Пж Ом Пж-Ом Пм Ож Пм-Ож
Хозяйственно- бытовая            
Родительско- воспитательная            
Социальная активность            
Эмоционально-психотерапевтическая            
Внешняя привлекательность            
        S = 11     S = 14

Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность жены (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установками мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая адекватность наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание психотерапевтической атмосферы в семье. Супруга стремится к профессиональной реализации, однако муж считает, что профессиональная занятость жены возможно лишь в незначительной степени. Супруга не желает брать на себя функции семейного психотерапевта, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на внешнюю привлекательность. Вместе с тем, ожидания жены активного решения супругом хозяйственно бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуется с ролевыми притязаниями мужа.

Заключение

1. Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о важнейших семейных ценностях.

2. Супруги демонстрируют рассогласование притязаний и ожиданий (типично для молодых пар): жена ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужа активного выполнения «женских» функций в семье, в то время как муж сохраняет традиционные представления о роли женщины в семье.

3. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Т.е. супруги, выделяя значимость для совместной жизни общность интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликтогенным фактором (Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф., 2006).

 

 

Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)

Автором методики является А. Н. Волкова.

Опросник предназначен для оценки степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.

Описание методики

Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотноше­ний между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, ото­браженные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверж­дений.

Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утвержде­ний и выразить свое согласие или несогласие с каждым из них.

Инструкция: «Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супру­га (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: «Да» (согласен, это так), «Нет» (не согласен, это не так) или выбрать ответ «Не знаю» (затрудняюсь ска­зать). Выбрав ответ, поставьте «галочку» в соответствующую графу бланка».

Текст опросника

1.Я легко читаю ее (его) мысли.

2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение,

3. Я понимаю ее (его) без слов.

4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации.

5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки.

6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу.

7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится.

8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю.

9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал (а).

10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки.

11.Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой.

12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что — нет.

13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни.

14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.

15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать;

16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие.

17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо.

18. Меня раздражают ее (его) манеры.

19. У нее (него) неприятное лицо.

20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит, работает, сидит.

21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка.

22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка.

23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним).

24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится.

25. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания.

26. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли.

27. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня.

28. Я дорожу ее (его) мнением обо мне.

29. Я горжусь тем, что она (он) мой друг.

30. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками.

31. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно.

32. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение.

33. Рядом с ней (с ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.

34. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (с ним) рядом.

35. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).

36. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.

37. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его)
уважаю как человека.

38. Среди моих знакомых и близких она (он) — самый авторитетный для
меня человек.

39. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаше всего советуюсь с ней (с
ним).

40. Она (он) легко может меня переубедить.

41. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова.

42. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее
(него) впечатление.

43. Она (он) интересный человек, я с ней (с ним) не скучаю.

44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек.

45. В ней (в нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.

 

 

Бланк опросника ПЭА

Обработка и интерпретация результатов

Подсчет баллов производится отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом:

2 балла присваивается:

· за ответ «Да» («+») в вопросах: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22,23, 25, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45;

· за ответ «Нет» («-») в вопросах: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 27, 29,30,38,40,43,44.

1 балл присваивается за ответ «Не знаю» (затрудняюсь сказать);
0 баллов — за ответ, не совпадающий с ключом.

Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряе­мого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понима­ния, эмоциональной привлекательности и уважения. Максимальное значение по каждой из этих шкал составляет 30 баллов.

1. Понимание (1—35 утверждений): оценка по данной шкале свидетельствует о наличии у субъекта картины личности партнера, субъективного ощущения зна­ния его индивидуальных особенностей. Субъект, отмечающий у себя высокое по­нимание супруга, не затрудняется в интерпретации его поведения, мыслей, чувств
и намерений и легко может учитывать их при общении с ним. Низкие оценки по этой шкале отражают непонимание — отсутствие ясной картины личности парт­нера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.

2. Эмоциональное притяжение (16—30 утверждений) — оцениваются привле­кательность партнера, желание общаться, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Невысокие оценки характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.

3. Авторитетность (уважение) (31—45 утверждений) — показатель того, сколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение— презрение к партнеру как личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.011 с.)