Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевая адекватность супружеской парыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
П р и м е ч а н и е. Рам – ролевая адекватность мужа, Раж – ролевая адекватность жены. Пм и Пж – оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож – оценки ролевых ожиданий мужа и жены. П р и м е р. Обратившиеся за психологической помощью молодые супруги заполнили опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке». Полученные результаты представлены в двух таблицах. Согласованность супружеских ценностей супругов
Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующие выводы. Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы. Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейных организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство партнеров. По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный внешний вид (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у супруги); готовность решать бытовые проблемы семьи; сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни. Ролевая адекватность супружеской пары
Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность жены (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установками мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая адекватность наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание психотерапевтической атмосферы в семье. Супруга стремится к профессиональной реализации, однако муж считает, что профессиональная занятость жены возможно лишь в незначительной степени. Супруга не желает брать на себя функции семейного психотерапевта, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на внешнюю привлекательность. Вместе с тем, ожидания жены активного решения супругом хозяйственно бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуется с ролевыми притязаниями мужа. Заключение 1. Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о важнейших семейных ценностях. 2. Супруги демонстрируют рассогласование притязаний и ожиданий (типично для молодых пар): жена ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужа активного выполнения «женских» функций в семье, в то время как муж сохраняет традиционные представления о роли женщины в семье. 3. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Т.е. супруги, выделяя значимость для совместной жизни общность интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликтогенным фактором (Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф., 2006).
Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) Автором методики является А. Н. Волкова. Опросник предназначен для оценки степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Описание методики Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений и выразить свое согласие или несогласие с каждым из них. Инструкция: «Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супруга (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: «Да» (согласен, это так), «Нет» (не согласен, это не так) или выбрать ответ «Не знаю» (затрудняюсь сказать). Выбрав ответ, поставьте «галочку» в соответствующую графу бланка». Текст опросника 1.Я легко читаю ее (его) мысли. 2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение, 3. Я понимаю ее (его) без слов. 4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации. 5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки. 6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу. 7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится. 8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю. 9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал (а). 10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки. 11.Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой. 12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что — нет. 13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни. 14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял. 15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать; 16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие. 17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо. 18. Меня раздражают ее (его) манеры. 19. У нее (него) неприятное лицо. 20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит, работает, сидит. 21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка. 22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка. 23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним). 24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится. 25. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания. 26. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли. 27. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня. 28. Я дорожу ее (его) мнением обо мне. 29. Я горжусь тем, что она (он) мой друг. 30. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками. 31. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно. 32. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение. 33. Рядом с ней (с ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя. 34. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (с ним) рядом. 35. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него). 36. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует. 37. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) 38. Среди моих знакомых и близких она (он) — самый авторитетный для 39. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаше всего советуюсь с ней (с 40. Она (он) легко может меня переубедить. 41. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова. 42. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее 43. Она (он) интересный человек, я с ней (с ним) не скучаю. 44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек. 45. В ней (в нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.
Бланк опросника ПЭА Обработка и интерпретация результатов Подсчет баллов производится отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом: 2 балла присваивается: · за ответ «Да» («+») в вопросах: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22,23, 25, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45; · за ответ «Нет» («-») в вопросах: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 27, 29,30,38,40,43,44. 1 балл присваивается за ответ «Не знаю» (затрудняюсь сказать); Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряемого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понимания, эмоциональной привлекательности и уважения. Максимальное значение по каждой из этих шкал составляет 30 баллов. 1. Понимание (1—35 утверждений): оценка по данной шкале свидетельствует о наличии у субъекта картины личности партнера, субъективного ощущения знания его индивидуальных особенностей. Субъект, отмечающий у себя высокое понимание супруга, не затрудняется в интерпретации его поведения, мыслей, чувств 2. Эмоциональное притяжение (16—30 утверждений) — оцениваются привлекательность партнера, желание общаться, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Невысокие оценки характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга. 3. Авторитетность (уважение) (31—45 утверждений) — показатель того, сколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение— презрение к партнеру как личности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.006 с.) |