Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выборке была проведена кандидатом психологических наук Т В, Нешерет в 1980 году. В дальнейшем работа по апробации и адаптации методики к условиям русскоязычной культуры велась Т. В. Архиреевой (Архиреева Т. В., 2002). Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. Описание методики Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утверждений, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия. Шкалы (признаки) опросника 1.Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться). 2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей). 3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома), 4. Подавление воли ребенка. 5. «Жертвенность» родителей. 6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред). 7. Супружеские конфликты. 8. Строгость родителей. 9. Раздражительность родителей. 10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери). 11.Сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей). 12. Подавление агрессивности ребенка. 13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей). 14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка). 15. Поощрение активности ребенка. 16. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком). 17. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене). 18. Подавление сексуальности ребенка. 19. Доминирование матери. 20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка. 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми. 22. Стремление ускорить развитие ребенка. 23. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, а 15 — касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы: 1) оптимальный эмоциональный контакт, (2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, (3) излишняя концентрация на ребенке. 1.Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их но 2. Отношение родителей к ребенку: · оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу — 1, 14, 15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение активности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми; · излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 признака (их номера по опросному листу — 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком); · излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их номера по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребенка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка. Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специальный бланк. Бланк для ответов составлен таким образом, чтобы пункты каждой шкалы опросника находились на одной строке, например: строка бланка включает номера 1, 24, 47, 70, 93, которые являются пунктами первой шкалы опросника «Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться)». Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом: А — если с данным положением вы согласны полностью; а — если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны; б — если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением вы полностью не согласны. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову». Текст опросника 1.Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. 2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. 3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни. 4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить 5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. 6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, что бы он не упал. 7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. 8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. 9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. 10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды 11.Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. 12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. 13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей 14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. 15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому 16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это 17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми. 18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. 19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. 21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были 22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. 23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы 24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. 26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. 27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. 28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. 29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. 30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права, 31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный 32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, 33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. 34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. 35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям, вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке. 36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). 37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. 38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны 39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны 40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. 41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. 42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа. 43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. 44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы — им, то 45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. 46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с 47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно вы 48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. 49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. 50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. 51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный 52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя 53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, 54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. 55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, 56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их 57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители 58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. 59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, 60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод 61. Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять свободного времени. 62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого на 63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, 64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. 65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положе 66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. 67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. 68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся 69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения 70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. 71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали 72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом. 73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. 74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, 75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. 76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить 77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это про 78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа. 79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей. 80. Больше всех других дети должны уважать родителей. 81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, 82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, 83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе 84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути 85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. 86. Самое большое желание любой матери —- быть понятой мужем. 87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы. 88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует 89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право знать все о его жизни. 90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, 91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше на 92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для 93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он 94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял 95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей. 96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. 97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. 98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка. 99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. 100.Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. 101.Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень 102.Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. 103.Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям. 104.Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. 105.Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие 106.Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. 107.Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше 108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. 109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни. 110.С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. 111.Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. 112.Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. 113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы. 114.Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться). 115.Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям. Бланк Ф.И.О. _________________________________________________________________ Возраст______ _____Образование__________________________________________ Стаж семейной жизни____________________________________________________ Количество и возраст детей ________________________________________________ Обработка и интерпретация результатов После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом: · ответ «А» — 4 балла; · ответ «а» — 3балла; · ответ «б» — 2 балла; · ответ «Б» — 1 балл. Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное значение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5. Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака. На основании полученных оценок определяется преобладающий тип родительского воспитания (Архиреева Т. В., 2002). Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспитания, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам: 2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей). 10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери). 12. Подавление агрессивности ребенка, 20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка. Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам: 1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться). 14.Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка). 15.Поощрение активности ребенка. 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми. Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отражена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка. 7. Супружеские конфликты. 8. Строгость родителей. 9. Раздражительность родителей 13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).
Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений: · хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23); · супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17); · отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11). Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семейного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23. Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию психологом специфики семейных отношений. Таблица 10 Тестовые нормы опросника PARI (матери) Выборка — 169 человек
Таблица 11 Тестовые нормы опросника PARI (отцы) Выборка — 94 человека
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.27 (0.011 с.) |