Нечетные пункты опросника – проявление игровой роли жертвы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нечетные пункты опросника – проявление игровой роли жертвы.



Методики исследования

1. Опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова).

2. Методика «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева

3. Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева

4. Шкала оптимизма и активности (Н. Водопьянова, М. Штейн)

5.Опросник психологическое благополучие личности (методика К. Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005).

6. Методика "Жизненное предназначение" (О.И.Мотков)

7. Тест эгоцентрических ассоциаций (Т.И. Пашукова).

 

1.Опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова)

 

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы методики, описав себя и свое поведение таким, каково оно есть на самом деле. Первый ответ, который приходит в голову – самый верный. Ваши ответы будут храниться в строгой секретности. Отвечайте на вопросы честно – это поможет Вам больше узнать себя. Вопросы 0 НЕТ 1 СКОРЕЕ НЕТ 2 СКОРЕЕ ДА 3 ДА
  Считали ли Вы когда-нибудь, что жизнь к Вам несправедлива?        
  Бывало ли у Вас ощущение, что Вами иногда пренебрегают?        
  Неудачи в Вашей жизни – простое стечение обстоятельств?        
  Вам говорили, что одиночество – Ваша судьба?        
  Могли бы Вы скрыть правду, ради получения чего-то очень нужного для Вас (вещи, идеи…)        
  Бывало ли у Вас ощущение, что Вам навязывают работу, которую должны выполнять другие?        
  Чувствовали ли Вы себя когда-нибудь беспомощным?        
  Ваше мнение в коллективе чаще всего игнорировали?        
  Притворялись ли Вы больным или немощным для того, чтобы привлечь внимание окружающих?        
  Казалось ли Вам когда-нибудь, что к Вам относятся как к «мальчику для битья»?        
  Рассказывали ли Вы о своих несчастьях даже не очень хорошо знакомым людям?        
  Когда-нибудь Вас игнорировали значимые для Вас люди?        
  Многие люди используют свои несчастья для того, что бы добиться денежных или моральных компенсаций?        
  У Вас бывало ощущение, что Вас используют?        
  Хотелось ли Вам иногда, что бы Вас жалели?        
  Вам чаще всего трудно привыкать к новому коллективу?        
  Немного покапризничать, чтобы добиться того, чего хочется – оказывается лучшим способом влияния на других?        
  Говорили ли Вам, что Вы неудачник?        
  Другие люди умеют лучше контролировать события своей жизни, чем Вы сами?        
  Являлись ли Вы когда-нибудь объектом насмешек?        
  Лучший способ добиться желаемого – разжалобить окружение.        
  Переживали ли Вы состояние ненужности?        
  Приходилось ли Вам скрывать истинные мотивы для достижения своих целей?        
  Случалось ли, что окружающие люди были по отношению к Вам враждебно настроены?        
  Вам приходилось довольно часто просить о материальной помощи ближайшее окружение?        
  Вас оставляли без должного внимания родные, друзья и коллеги?        
  Можете ли Вы сказать о себе, что Вы ранимы и обидчивы?        
  Вы страдали от недостаточно уважительного отношения к себе?        
  Играть роль жертвы в зависимости от обстоятельств вполне оправдано?        
  Вам говорили, что у Вас низкая самооценка?        
  Считаете ли Вы, что окружающие люди недостаточно заботятся о Вас?        
  Другие люди казались Вам намного более привлекательными, чем Вы сами?        

 

 

Нечетные пункты опросника – проявление игровой роли жертвы.

Четные пункты – социальная роль жертвы.

Методика «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева

    ВОПРОСЫ НЕТ Скорее НЕТ, чем ДА Скорее ДА, чем НЕТ ДА    
  Я часто не уверен в собственных решениях        
  Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела        
  Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели        
  Я постоянно занят и мне это нравится        
  Часто я предпочитаю «плыть» по течению        
  Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств        
  Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня        
  Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня        
  Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо        
  Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать        
  Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным        
  Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня        
  Лучше синица в руках, чем журавль в небе        
  Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым        
  Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их        
  Иногда меня пугают мысли о будущем        
  Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал        
  Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль        
  Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете        
  Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми        
  Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш        
  Я люблю знакомиться с новыми людьми        
  Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное        
  Мне всегда есть чем заняться        
  Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг        
  Я часто сожалею о том, что уже сделано        
  Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен        
  Мне трудно сближаться с другими людьми        
  Как правило, окружающие слушают меня внимательно        
  Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом        
  Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен        
  Мне кажется, жизнь проходит мимо меня        
  Мои мечты редко сбываются        
  Неожиданности дарят мне интерес к жизни        
  Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны        
  Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни        
  Мне не хватает упорства закончит начатое        
  Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной        
  У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы        
  Окружающие меня недооценивают        
  Как правило, я работаю с удовольствием        
  Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей        
  Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются        
  Друзья уважают меня за упорство и непреклонность        
  Я охотно берусь воплощать новые идеи        

 

Ж изнестойкость, как черта личности, характеризуется мерой преодоления личностью заданных обстоятельств. С другой стороны, эта личностная черта определяется мерой прилагаемых усилий по работе личности над собой и над обстоятельствами своей жизни. Жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и удовлетворенностью собственной жизнью. Она является ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и психологическое здоровье, а также на успешность деятельности.

Жизнестойкость – система убеждений, позволяющая человеку воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. Она включает три компонента: вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное), контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций).

Обработка результатов опросника.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3.

«Нет» – 0 баллов; «Скорее нет, чем да» – 1 балл; «Скорее да, чем нет» – 2 балла;

«Да» – 3 балла.

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0.

«Нет» – 3 балла; «Скорее нет, чем да» – 2 балла; «Скорее да чем нет» – 1 балл;

«Да» – 0 баллов.

Затем суммируются общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключи к тесту «Жизнестойкость»

  Прямые пункты Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

 

Средние значения общего показателя и шкал теста «Жизнестойкости»

 

нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
среднее 62 – 99 баллов 29 – 46 баллов 21 – 37 баллов 9 – 18 баллов

 

Интерпретация шкал.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Он постоянно занят, и это ему нравится, работает с удовольствием, старается быть в курсе всего происходящего, любит знакомиться с новыми людьми. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отверженности, ощущение себя «вне» жизни. Такой человек пассивен, чувствует бессмысленность своей деятельности, поэтому ему не хватает упорства закончить начатые дела, ему трудно сближаться с новыми людьми, чувствует себя лишним.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Такой человек контролирует ситуацию настолько, насколько это необходимо, ставит труднодостижимые цели и стремится их реализовать, причем уверен в том, что сможет воплотить в жизнь все, что задумал, упорен и настойчив, уверен в том, что может влиять на результаты происходящего вокруг. В целом такой человек чувствует себя хозяином жизни. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Такой человек не уверен в собственных решениях, предпочитает «плыть по течению», т.к. проблемы кажутся неразрешимыми, а трудности утомляют. Он часто меняет свои планы в зависимости от обстоятельств, откладывает решение проблем до лучших времен.

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, рискуя при этом, считая стремление к комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. Такой человек любит неожиданности, они дарят ему интерес к жизни и охотно берется воплощать даже самые смелые идеи. В противоположность этому – мечты о размеренной спокойной жизни, сожаления о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, раздражительность по поводу резких перемен.

 

 

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев).

 

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или «0», если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

 

1. Обычно мне очень скучно   3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне новым и непохожим на все другие 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне сегодня пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной 3 2 1 0 1 2 3 Если бы мне сегодня пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз также как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный 3 2 1 0 1 2 3 Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя обязательным человеком 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое признание и цели
17. Мои жизненные взгляды еще не определились 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды вполне определились
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 3 2 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними обстоятельствами
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение 3 2 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Ключи шкал теста СЖО

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) – п п. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (Процесс) – п п. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (Результат) – п п. 8, 9, 10, 12, 20

Субшкала 4 (Локус контроля - Я) – п п. 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (Локус контроля - жизнь) – п п. 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне СОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем, высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие показатели по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице.

Шкала Мужчины Женщины
  среднее станд. откл. среднее станд. откл.
Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,3
ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общее ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

 

 

Ключ к обработке данных

(Т.Д.Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005. С. 119 – 121)

Пункты опросника переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2,1.

И в восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Шкалы опросника:

Автономия

Нисходящая шкала: 2, 20, 32, 44, 56, 62, 74.

Восходящая шкала: 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80.

Управление средой

Нисходящая шкала: 9, 15, 27, 45, 63, 75.

Восходящая шкала: 3, 21, 33, 39, 51, 57, 69, 81.

Личностный рост

Нисходящая шкала: 4, 22, 34, 58, 76, 82.

Восходящая шкала: 10, 16, 28, 40, 46, 52, 64, 70.

Цели в жизни

Нисходящая шкала: 11, 17, 29, 35, 41, 65, 83.

Восходящая шкала: 5, 23, 47, 53, 59, 71, 77.

Самопринятие

Нисходящая шкала: 18, 24, 42, 54, 60, 66, 84.

Восходящая шкала: 6, 12, 30, 36, 48, 72, 78.

Баланс аффекта

Нисходящая шкала: 12, 33, 39.

Восходящая шкала: 6, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 21, 24, 27, 29, 30, 31, 34, 42, 43, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 66, 73, 75, 83, 84

Осмысленность жизни

Нисходящая шкала: 4, 11, 35, 41, 63, 76.

Восходящая шкала: 3, 5, 23, 45, 46, 47, 48, 51, 53, 57, 59, 70, 71, 72. 77, 81.

Автономия

Нисходящая шкала: 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80.

Восходящая шкала: 2, 20, 37, 44, 62, 74.

Описание шкал

(Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005. С. 119 – 121)

1. Позитивное отношение с окружающими. При высоких и нормативных значениях – наличие близких, доверительных отношений с окружающими; желание проявлять заботу о других людях; способность к эмпатии, любви и близости, умение находить компромиссы во взаимоотношениях. При низких значениях – отсутствие достаточного количества близких доверительных отношений; трудности в проявлении теплоты, открытости, заботы о других людях; переживание собственной изолированности и фрустрированности; нежелание идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.

2. Автономия. При высоких и нормативных значениях – независимость; способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках; возможность регулировать собственное поведение и оценивать себя, исходя из собственных стандартов. При низких значениях – озабоченность ожиданиями и оценками других; ориентация на мнение других людей при принятии важных решений; неспособность противостоять социальному давлению в мыслях и поступках.

3. Управление средой. При высоких и нормативных значениях – чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами; способность аффективно использовать различные жизненные обстоятельства; умение самому выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям. При низких значениях – неспособность справляться с повседневными делами; ощущение невозможности изменить или улучшить условия своей жизни; чувство бессилия в управлении окружающим миром.

4. Личностный рост. При высоких и нормативных значениях – чувство непрерывного саморазвития; отслеживание собственного личностного роста и ощущение самосовершенствования с течением времени; реализация своего потенциала. При низких значениях – переживание личностной стагнации; отсутствие ощущения личностного прогресса с течением времени; скука и незаинтересованность жизнью; ощущение неспособности усваивать новые навыки.

5. Цели в жизни. При высоких и нормативных значениях – наличие целей в жизни; чувство осмысленности жизни; ощущение того, что настоящее и прошлое осмысленны; присутствие убеждений, придающих смысл жизни. При низких значениях – отсутствие целей в жизни; чувство бессмысленности жизни; ощущение того, что настоящее и прошлое бессмысленны; отсутствие убеждений, придающих смысл жизни.

6. Самопринятие. При высоких и нормативных значениях – поддержание позитивного отношения к себе; признание и принятие своего собственного личностного многообразия, включающего свои как хорошие, так и плохие качества; позитивная оценка своего прошлого. При низких значениях – недовольство самим собой; разочарование в собственном прошлом; обеспокоенность некоторыми чертами собственной личности; непринятие себя; желание быть другим, не таким каков есть на самом деле.

7. Баланс аффекта (описывает общую эмоциональную оценку себя и собственной жизни). Низкие и нормативные балла по данной шкале свидетельствуют о преобладании позитивной самооценки, принятии себя со своими достоинствами и недостатками; позитивная оценка таких сторон собственной личности как способность приобретать и поддерживать контакты с окружающими; уверенность в себе и собственных силах; высокое мнение о собственных возможностях; чувство компетентности в управлении повседневными делами; общая удовлетворенность собственной жизнью. При высоких баллах – негативная самооценка; недовольство и неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни; негативное отношение к себе и собственной жизни; ощущение собственной никчемности и бессилия; недостаток способности поддерживать позитивные отношения с окружающими; неверие в собственные силы; недооценка собственных способностей преодолевать жизненные препятствия; усваивать новые умения и навыки.

8. Осмысленность жизни (отражает наличие или отсутствие целей в жизни). Высокие и нормативные значения связаны с наличием жизненных целей; чувством осмысленности жизни. Восприятие своего прошлого, настоящего как имеющего смысл. Наличие убеждений, придающих смысл жизни; уверенность в том, что будущее имеет перспективы; оценка себя как целеустремленного человека. Низкие значения определяют недостаток или полное отсутствие ощущения осмысленности жизни. Прошлое и настоящее оцениваются как бессмысленные; доминирует чувство скуки и бесцельности своего существования; отсутствие видимых жизненных перспектив, которые обладали бы достаточной привлекательностью для испытуемого.

9. Человек как открытая система (описывает способность воспринимать и интегрировать новый опыт; реалистичное восприятие всех аспектов человеческого бытия, как позитивных, так и негативных). При высоких и нормативных значениях – способность усваивать новую информацию: целостный, реалистичный взгляд на жизнь, гармонично сочетающийся с открытостью новому опыту; непосредственность и естественность переживаний. При низких значениях – неспособность достаточно эффективно интегрировать отдельные аспекты собственного жизненного опыта; фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни.

10. Автономия (связана со способностью соблюдать гармоничный баланс между собственными и общепринятыми интересами). Крайне высокие значения по данной шкале могут свидетельствовать о чрезмерном конформизме; крайне низкие – об излишнем индивидуализме. Низкие и нормативные значения – способность противостоять социальному давлению; умение отстаивать собственное мнение и самостоятельно принимать решения о личностно значимых ситуациях: чувство ответственности за собственную жизнь; предпочтение собственных внутренних стандартов. Высокие баллы свидетельствуют о чрезмерной озабоченности ожиданиями и оценками других людей; неумении противостоять давлению окружающих в ущерб собственному мнению; конформизм (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005. С. 119 – 121).

 

НОРМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (классический вариант методики)

Возраст от 20 до 35 лет

 

  Позитив­ные отношения Авто­номия Управ­ление средой Лично­стный рост Цели в жизни Само­приня­тие Психологи­ческое благополучие
Муж­чины 63±7,12 56+6,86 57+6,27 65+4,94 63+5,16 59+6,99 363+24,20
Жен­щины 65±8,28 58+7,31 58±7,35 65±6,04 64±8,19 61 ±9,08 370±34,68

Возраст от 35 до 55 лет

 

  Позитив-иые отношения Авто­номия Управ­ление средой Лично­стный рост Цели в жизни Само­приня­тие Психологи­ческое благополучие
Муж­чины 54+6.52 57±7.73 56+8,27 58+7,80 58+8,51 52+5,31 336±33,94
Жен-шины 58+7,59 57+5,61 59+8,32 63±7,90 59±6,99 57+6,14 351±23,93

Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (новый вариант методики)

Возраст от 20 до 35 лет

 

  Баланс аффекта Осмысленность жизни Человек как открытая система Автономия
Мужчины 91±17,09 99+7,64 65+5,62 40±6,33
Женщины 84+15,61 97+12,61 65±6,07 38+6,76

Возраст от 35 до 55 лет

 

  Баланс аффекта Осмысленность жизни Человек как открытая система Автономия
Мужчины 105+13,66 95+12,74 63+5,58 37+6,67
Женщины 93+9,58 95+10,06 64+3,95 39+4,69

 

 

Инструкция

Особенности проведения.

В ходе тестирования следует придерживаться следующих условий:

а) категорически запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать свое отношение к его суждениям;

б) экспериментатор не должен разглашать истинной цели исследования.

Инструкция:

«Задание содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Необходимо сразу записать первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Не отвлекайтесь, старайтесь работать быстро».

 

Содержание

Стимульный материал:

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дольше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...

10. Несколько лет тому назад...

11. Самое важное то, что...

12. На самом деле...

13. Только...

14. Настоящая проблема в том, что...

15. Неправда, что...

16. Придет такой день, когда...

17. Самое большое...

18. Никогда...

19. В то, что...

20. Вряд ли возможно, что...

21. Главное в том, что...

22. Иногда...

23. Лет так через двенадцать...

24. В прошлом...

25. Дело в том, что...

26. В настоящее время...

27. Самое лучшее...

28. Принимая во внимание...

29. Если бы не...

30. Всегда...

31. Возможность...

32. В случае...

33. Обычно...

34. Если бы даже...

35. До сих пор...

36. Условие для...

37. Более всего...

38. Насчет...

39. С недавнего времени...

40. Только с тех пор...

Анализ

Интерпретация:

Эгоцентризм как черта личности, проявляется в преувеличенном подчеркивании своего "Я", в эгоизме, в неспособность индивида, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Эгоцентрическая направленность как тенденция личности может проявляться в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью может испытывать затруднения в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения.

Ниже приводятся нормы, связанные с оценкой уровня эгоцентрической направленности старших школьников.

    Низкий Средний Высокий
11 класс мальчики 0-7 8-20 21-40
девочки 0-7 8-21 22-40
       

 

Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград, 2001.

 

 

Методики исследования

1. Опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова).

2. Методика «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева

3. Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева

4. Шкала оптимизма и активности (Н. Водопьянова, М. Штейн)

5.Опросник психологическое благополучие личности (методика К. Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005).

6. Методика "Жизненное предназначение" (О.И.Мотков)

7. Тест эгоцентрических ассоциаций (Т.И. Пашукова).

 

1.Опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 4312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.153 с.)