Опросник психологическое благополучие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник психологическое благополучие личности



(методика К. Рифф в адаптации и модификации

Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005)

Инструкция: Утверждения в таблице касаются того, как Вы относитесь к себе и своей жизни. Мы предлагаем Вам согласиться или не согласиться с каждым из них. Обведите цифру, которая лучше всего отража­ет степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением. Помните, что правильных или не правильных ответов не существует.

Утверждения Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Абсолютно согласен
  Большинство моих знакомых считают меня любящим и преданным человеком            
  Иногда я меняю свое поведение или образ мышления, чтобы не выделяться            
  Как правило, я считаю себя в ответе за то, как я живу            
  Меня не интересуют занятия, которые принесут результат в отдаленном будущем            
  Мне приятно думать о том, что я совершил в прошлом и надеюсь совершить в будущем            
  Когда я оглядываюсь назад, мне нравится, как сложилась моя жизнь            
  Поддержание близких отношений было связано для меня с трудностями и разочаро­ваниями            
  Я не боюсь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства            
  Требования повседневной жизни часто угнетают меня            
  В принципе, я считаю, что со временем узнаю о себе все больше и больше            
  Я живу сегодняшним днем и не особо задумываюсь о будущем            
  В целом я уверен в себе            
  Мне часто бывает одиноко из-за того, что у меня мало друзей, с кем я могу поделиться своими проблемами            
  На мои решения обычно не влияет то, что делают другие            
  Яне очень вписываюсь в сообщество окружающих меня людей            
  Я отношусь к тем людям, которым нравится пробовать все новое            
  Я стараюсь сосредоточиться на настоящем, потому что будущее почти всегда приносит какие-то проблемы            
  Мне кажется, что многие из моих знакомых преуспели в жизни больше, чем я            
  Я люблю задушевные беседы с родными или друзьями            
  Меня беспокоит то, что думают обо мне другие            
  Я вполне справляюсь со своими повсед­невными заботами            
  Я не хочу пробовать новые виды деятель­ности — моя жизнь и так меня устраивает            
  Моя жизнь имеет смысл            
  Если бы у меня была такая возможность, я бы многое в себе изменил            
  Мне кажется важным быть хорошим слушателем, когда близкие друзья делятся со мной своими проблемами            
  Для меня важнее быть в согласии с самим собой, чем получать одобрение окружающих            
  Я часто чувствую, что мои обязанности угнетают меня            
  Мне кажется, что новый опыт, способный изменить мои представления о себе и об окру­жающем мире, очень важен            
  Мои повседневные дела часто кажутся мне банальными и незначительными            
  В целом я себе нравлюсь            
  У меня не так много знакомых, готовых выслушать меня, когда мне нужно выгово­риться            
  На меня оказывают влияние сильные люди            
  Если бы я был несчастен в жизни, я предпринял бы эффективные меры, чтобы изменить ситуацию            
  Если задуматься, то с годами я не стал намного лучше            
  Я не очень хорошо осознаю, чего хочу достичь в жизни.            
  Я совершал ошибки, но все, что ни делается, — все к лучшему            
  Я считаю, что многое получаю от друзей            
  Людям редко удается уговорить меня сделать то, чего я сам не хочу            
  Я неплохо справляюсь со своими финан­совыми делами            
  На мой взгляд, человек способен расти и развиваться в любом возрасте            
  Когда-то я ставил перед собой цели, но теперь это кажется мне пустой тратой времени            
  Во многом я разочарован своими достиже­ниями в жизни            
  Мне кажется, что у большинства людей больше друзей, чем у меня            
  Для меня важнее приспособиться к окру­жающим людям, чем в одиночку отстаивать свои принципы            
  Я расстраиваюсь, когда не успеваю сделать все, что намечено на день            
  Со временем я стал лучше разбираться в жизни, и это сделало меня более сильным и компетентным            
  Мне доставляет удовольствие составлять планы на будущее и воплощать их в жизнь            
  Как правило, я горжусь тем, какой я, и какой образ жизни я веду            
  Окружающие считают меня отзывчивым человеком, у которого всегда найдется время для других            
  Яуверен в своих суждениях, даже если они идут вразрез с общепринятым мнением            
  Я умею рассчитывать свое время так, чтобы все делать в срок            
  У меня есть ощущение, что с годами я стал лучше            
  Я активно стараюсь осуществлять планы, которые составляю для себя            
  Я завидую образу жизни многих людей            
  У меня было мало теплых доверительных отношений с другими людьми            
  Мне трудно высказывать свое мнение по спорным вопросам            
  Я занятой человек, но я получаю удоволь­ствие от того, что справляюсь с делами            
  Я не люблю оказываться в новых ситуаци­ях, когда нужно менять привычный для меня способ поведения            
  Я не отношусь к людям, которые скитаются по жизни безо всякой цели            
  Возможно, я отношусь к себе хуже, чем большинство людей            
  Когда дело доходит до дружбы, я часто чувствую себя сторонним наблюдателем            
  Я часто меняю свою точку зрения, если друзья или родные не согласны с ней            
  Я не люблю строить планы на день, потому что никогда не успеваю сделать все заплани­рованное            
  Для меня жизнь – это непрерывный процесс познания и развития            
  Мне иногда кажется, что я уже совершил в жизни все, что было можно            
  Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что жил неправильно            
  Я знаю, что могу доверять моим друзьям, а они знают, что могут доверять мне            
  Я не из тех, кто поддается давлению общества в том, как себя вести и как мыслить            
  Мне удалось найти себе подходящее занятие и нужные мне отношения            
  Мне нравится наблюдать, как с годами мои взгляды изменились и стали более зрелыми            
  Цели, которые я ставил перед собой, чаще приносили мне радость, нежели разочарование            
  В моем прошлом были взлеты и падения, но я не хотел бы ничего менять            
  Мне трудно полностью раскрыться в общении с людьми            
  Меня беспокоит, как окружающие оцени­вают то, что я выбираю в жизни            
  Мне трудно обустроить свою жизнь так, как хотелось бы            
  Я уже давно не пытаюсь изменить или улучшить свою жизнь            
  Мне приятно думать о том, чего я достиг в жизни            
  Когда я сравниваю себя со своими друзьями и знакомыми, то понимаю, что я во многом лучше их            
  Мы с моими друзьями относимся с сочув­ствием к проблемам друг друга            
  Я сужу о себе исходя из того, что я считаю важным, а не из того, что считают важным другие            
  Мне удалось создать себе такое жилище и такой образ жизни, которые мне очень нравятся            
  Старого пса не научить новым трюкам            
  Я не уверен, что мне стоит чего-то ждать от жизни            
  Каждый имеет недостатки, но у меня их больше, чем у других            

Ключ к обработке данных

(Т.Д.Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005. С. 119 – 121)

Пункты опросника переводятся в нисходящую шкалу: 6, 5, 4, 3, 2,1.

И в восходящую шкалу: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Шкалы опросника:

Позитивное отношение с окружающими

Нисходящая шкала: 7, 13, 31, 43, 55, 61, 73.

Восходящая шкала: 1, 19, 25, 37, 49, 67, 79.

Автономия

Нисходящая шкала: 2, 20, 32, 44, 56, 62, 74.

Восходящая шкала: 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80.

Управление средой

Нисходящая шкала: 9, 15, 27, 45, 63, 75.

Восходящая шкала: 3, 21, 33, 39, 51, 57, 69, 81.

Личностный рост

Нисходящая шкала: 4, 22, 34, 58, 76, 82.

Восходящая шкала: 10, 16, 28, 40, 46, 52, 64, 70.

Цели в жизни

Нисходящая шкала: 11, 17, 29, 35, 41, 65, 83.

Восходящая шкала: 5, 23, 47, 53, 59, 71, 77.

Самопринятие

Нисходящая шкала: 18, 24, 42, 54, 60, 66, 84.

Восходящая шкала: 6, 12, 30, 36, 48, 72, 78.

Баланс аффекта

Нисходящая шкала: 12, 33, 39.

Восходящая шкала: 6, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 21, 24, 27, 29, 30, 31, 34, 42, 43, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 66, 73, 75, 83, 84

Осмысленность жизни

Нисходящая шкала: 4, 11, 35, 41, 63, 76.

Восходящая шкала: 3, 5, 23, 45, 46, 47, 48, 51, 53, 57, 59, 70, 71, 72. 77, 81.

Человек, как открытая система

Восходящая шкала: 1, 10, 16, 19, 25, 28, 32, 40, 49, 52, 64, 67, 69, 79.

Автономия

Нисходящая шкала: 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80.

Восходящая шкала: 2, 20, 37, 44, 62, 74.

Описание шкал

(Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005. С. 119 – 121)

1. Позитивное отношение с окружающими. При высоких и нормативных значениях – наличие близких, доверительных отношений с окружающими; желание проявлять заботу о других людях; способность к эмпатии, любви и близости, умение находить компромиссы во взаимоотношениях. При низких значениях – отсутствие достаточного количества близких доверительных отношений; трудности в проявлении теплоты, открытости, заботы о других людях; переживание собственной изолированности и фрустрированности; нежелание идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.

2. Автономия. При высоких и нормативных значениях – независимость; способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках; возможность регулировать собственное поведение и оценивать себя, исходя из собственных стандартов. При низких значениях – озабоченность ожиданиями и оценками других; ориентация на мнение других людей при принятии важных решений; неспособность противостоять социальному давлению в мыслях и поступках.

3. Управление средой. При высоких и нормативных значениях – чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами; способность аффективно использовать различные жизненные обстоятельства; умение самому выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям. При низких значениях – неспособность справляться с повседневными делами; ощущение невозможности изменить или улучшить условия своей жизни; чувство бессилия в управлении окружающим миром.

4. Личностный рост. При высоких и нормативных значениях – чувство непрерывного саморазвития; отслеживание собственного личностного роста и ощущение самосовершенствования с течением времени; реализация своего потенциала. При низких значениях – переживание личностной стагнации; отсутствие ощущения личностного прогресса с течением времени; скука и незаинтересованность жизнью; ощущение неспособности усваивать новые навыки.

5. Цели в жизни. При высоких и нормативных значениях – наличие целей в жизни; чувство осмысленности жизни; ощущение того, что настоящее и прошлое осмысленны; присутствие убеждений, придающих смысл жизни. При низких значениях – отсутствие целей в жизни; чувство бессмысленности жизни; ощущение того, что настоящее и прошлое бессмысленны; отсутствие убеждений, придающих смысл жизни.

6. Самопринятие. При высоких и нормативных значениях – поддержание позитивного отношения к себе; признание и принятие своего собственного личностного многообразия, включающего свои как хорошие, так и плохие качества; позитивная оценка своего прошлого. При низких значениях – недовольство самим собой; разочарование в собственном прошлом; обеспокоенность некоторыми чертами собственной личности; непринятие себя; желание быть другим, не таким каков есть на самом деле.

7. Баланс аффекта (описывает общую эмоциональную оценку себя и собственной жизни). Низкие и нормативные балла по данной шкале свидетельствуют о преобладании позитивной самооценки, принятии себя со своими достоинствами и недостатками; позитивная оценка таких сторон собственной личности как способность приобретать и поддерживать контакты с окружающими; уверенность в себе и собственных силах; высокое мнение о собственных возможностях; чувство компетентности в управлении повседневными делами; общая удовлетворенность собственной жизнью. При высоких баллах – негативная самооценка; недовольство и неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни; негативное отношение к себе и собственной жизни; ощущение собственной никчемности и бессилия; недостаток способности поддерживать позитивные отношения с окружающими; неверие в собственные силы; недооценка собственных способностей преодолевать жизненные препятствия; усваивать новые умения и навыки.

8. Осмысленность жизни (отражает наличие или отсутствие целей в жизни). Высокие и нормативные значения связаны с наличием жизненных целей; чувством осмысленности жизни. Восприятие своего прошлого, настоящего как имеющего смысл. Наличие убеждений, придающих смысл жизни; уверенность в том, что будущее имеет перспективы; оценка себя как целеустремленного человека. Низкие значения определяют недостаток или полное отсутствие ощущения осмысленности жизни. Прошлое и настоящее оцениваются как бессмысленные; доминирует чувство скуки и бесцельности своего существования; отсутствие видимых жизненных перспектив, которые обладали бы достаточной привлекательностью для испытуемого.

9. Человек как открытая система (описывает способность воспринимать и интегрировать новый опыт; реалистичное восприятие всех аспектов человеческого бытия, как позитивных, так и негативных). При высоких и нормативных значениях – способность усваивать новую информацию: целостный, реалистичный взгляд на жизнь, гармонично сочетающийся с открытостью новому опыту; непосредственность и естественность переживаний. При низких значениях – неспособность достаточно эффективно интегрировать отдельные аспекты собственного жизненного опыта; фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни.

10. Автономия (связана со способностью соблюдать гармоничный баланс между собственными и общепринятыми интересами). Крайне высокие значения по данной шкале могут свидетельствовать о чрезмерном конформизме; крайне низкие – об излишнем индивидуализме. Низкие и нормативные значения – способность противостоять социальному давлению; умение отстаивать собственное мнение и самостоятельно принимать решения о личностно значимых ситуациях: чувство ответственности за собственную жизнь; предпочтение собственных внутренних стандартов. Высокие баллы свидетельствуют о чрезмерной озабоченности ожиданиями и оценками других людей; неумении противостоять давлению окружающих в ущерб собственному мнению; конформизм (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, 2005. С. 119 – 121).

 

НОРМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (классический вариант методики)

Возраст от 20 до 35 лет

 

  Позитив­ные отношения Авто­номия Управ­ление средой Лично­стный рост Цели в жизни Само­приня­тие Психологи­ческое благополучие
Муж­чины 63±7,12 56+6,86 57+6,27 65+4,94 63+5,16 59+6,99 363+24,20
Жен­щины 65±8,28 58+7,31 58±7,35 65±6,04 64±8,19 61 ±9,08 370±34,68

Возраст от 35 до 55 лет

 

  Позитив-иые отношения Авто­номия Управ­ление средой Лично­стный рост Цели в жизни Само­приня­тие Психологи­ческое благополучие
Муж­чины 54+6.52 57±7.73 56+8,27 58+7,80 58+8,51 52+5,31 336±33,94
Жен-шины 58+7,59 57+5,61 59+8,32 63±7,90 59±6,99 57+6,14 351±23,93

Нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (новый вариант методики)

Возраст от 20 до 35 лет

 

  Баланс аффекта Осмысленность жизни Человек как открытая система Автономия
Мужчины 91±17,09 99+7,64 65+5,62 40±6,33
Женщины 84+15,61 97+12,61 65±6,07 38+6,76

Возраст от 35 до 55 лет

 

  Баланс аффекта Осмысленность жизни Человек как открытая система Автономия
Мужчины 105+13,66 95+12,74 63+5,58 37+6,67
Женщины 93+9,58 95+10,06 64+3,95 39+4,69

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 6472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.052 с.)