Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк теста «Семейная социограмма»

Поиск

Инструкция:

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем в форме кружков себя самого и членов вашей семьи и подпишите их.

 
 

Опросник «Семейные роли»

Бланк опросника «Семейные роли»

Инструкция:

Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:

*** — его (ее) постоянная роль;

** — довольно часто он (она) это делает;

* — иногда это относится к нему (к ней).

Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, допишите их.

Затем среди всего списка выделите три роли, которые Вы считаете наибо­лее важными для жизни семьи.

РОЛИ-ОБЯЗАННОСТИ ИМЕНА
       
Организатор домашнего хозяйства        
Закупщик продуктов        
Зарабатывающий деньги        
Казначей        
Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей        
Убирающий квартиру        
Выносящий мусор        
Повар        
Убирающий со стола после обеда        
Тот. Кто ухаживает за животными        
Организатор праздников и развлечений        
«Мальчик на побегушках»        
Человек, принимающий решения        
Починяющий сломанное        
         
         
РОЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИМЕНА
       
Буфер, посредник в конфликте        
Любитель поболеть        
Сторонник строгой дисциплины        
Главный обвинитель        
Одинокий волк        
Утешающий обиженных        
Уклоняющийся от обсуждения проблемы        
Создающий другим неприятности        
Держащийся в стороне от семейных разборок        
Приносящий жертвы ради других        
Семейный вулкан        
Затаивший обиду        
Шутник        
         
         

Опросник «Семейные роли» предназначен для описания ролевой структу­ры семьи. Данная методика является модификацией психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (1970) (авторы техники Дж. Огден и Э. Зевин), выполненной А. В. Черниковым (2001), и помогает определить вклад каж­дого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодей­ствия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов се­мьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

Интерпретация результатов

В основе интерпретации полученных результатов лежит представление о том, что члены семьи, которые чаще других играют важные роли, как правило, об­ладают большей властью в семье,

Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и разницы в ее восприятии членами семьи.

 

1.4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»

Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с об­щим развитием «проективной психологии».

В настоящий момент трудно определить пионера в использовании «Рисун­ка семьи» для изучения межличностных отношений. Считается, что идея ис­пользования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений во­зникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа. В. Хьюлса, И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана и др. (Общая психодиагно­стика, 1987). Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфма­на — «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Бернс Р. С., Кауфман С. X., 2000).

В работах российских и отечественных психологов также обращается вни­мание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными меж­личностными отношениями (Захаров А. И., 1988; Хоментаускас Г. Т., 1986; Романова Е. С., Потемкина О. Ф., 1991; Венгер А. Л., 2003 и др.).

Проективная методика «Рисунок семьи» (как и «Кинетический рисунок се­мьи») является полифункциональной. Она и ее модификации могут быть ис­пользованы, с одной стороны, для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между ее членами («семья глазами ребенка»), а с другой — как процедура, отражающая в первую очередь переживания и восприятие ре­бенком себя («Я-образ», половая идентификация), своего места в семье, его отношение к семье в целом и отдельным ее членам. Оба этих аспекта — «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», так или иначе, являются объек­том интереса семейных психотерапевтов. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначен­ных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика спо­собствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Осо­бенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способ­ности ребенка вербализовывать свои переживания, от его способности к интроспекции, умения вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выпол­нении вербальных заданий.

Описание методики

Для проведения исследования необходимы: лист белой бумаги (15x20, 21x29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) — «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

(РС) — «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь».

(КРС) — «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

(КРС) — «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-ни­будь, какое-либо действие»,

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения за­дания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 ми­нут). Во время рисования ребенка следует отмечать в протоколе:

· последовательность рисования деталей;

· паузы более 15 секунд;

· стирание деталей;

· спонтанные комментарии ребенка;

· эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информа­ции вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1.Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок молчит или отве­чает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к от­дельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, звери и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проектив­ные вопросы («Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

После опроса можно (но необязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — позитивные. Российский психолог Е. И. Рогов предлагает следу­ющие шесть ситуаций:

· Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

· Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и дол­жен остаться дома. Кто он?

· Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для кук­лы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

· Ты имеешь... билетов (их количество на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

· Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

· Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация результатов

Для интерпретации рисунка ребенка и его рассказа психологу необходимо располагать объективной информацией о возрасте исследуемого ребенка; о составе его семьи, возрасте братьев и сестер; если возможно, о поведении ре­бенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1.Анализ структуры «Рисунка семьи».

2. Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи.

3. Анализ процесса рисования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.007 с.)