Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный семейный тест Геринга (FAST)

Поиск

Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключевыми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см. раздел «Основные понятия семейной психологии»).

Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и по­строения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными чле­нами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получе­ны количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные от­ношения в различных ситуациях.

Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особен­ностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агейко О. В., 2004).

Описание методики

Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9x9), фи­гур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.

Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности се­мьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью ци­линдрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001).

Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте име­ются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.

Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ):

· индивидуальный;

· групповой;

· комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым чле­ном семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе).

Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет. Проведение теста с одним испытуемым занимает в среднем 20—30 минут. Основные этапы проведения ССТ:

1.Сбор анамнестических данных.

2. Инструкция по выполнению теста.

3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста.

4. Запись семейных репрезентаций.

5. Интервью после каждой репрезентации.

Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются экспериментатором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации:

  • репрезентация типичной семейной ситуации;
  • репрезентация идеальной семейной ситуации;
  • репрезентация конфликтной семейной ситуации.

Во время тестирования респондент находится один на один с экспериментатором.

Индивидуальный тест

Типичная репрезентация

Инструкция: «Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть и влияние, которыми обычно обладает каждый член Вашей семьи».

Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».

Бланк

Типичная репрезентация

ФИО ____________________________________________________________________

 

Фигура Отец мать Реб.1 Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              

Интервью, после типичной репрезентации

 

1. Показывает ли это изображение типичную ситуацию? Если да, то какую?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом (является ли такое положение стабильным)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем какими они были раньше (отличия)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова причина того, что отношения стали такими, какими Вы их здесь показываете?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Идеальная репрезентация

Инструкция: «Семейные отношения не всегда идеальны. Покажите. Пожалуйста, какими Вы хотели бы видеть отношения в Вашей семье или каким образом Вы бы изменили типичные отношения в Вашей Семье, с тем чтобы они соответствовали бы идеальным. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем отрегулируйте их высоту».

Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк «Идеальная репрезентация».

Бланк

Идеальная репрезентация

ФИО ____________________________________________________________________

 

Фигура Отец мать Реб.1 Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              

 

 

Интервью, после идеальной репрезентации

 

1. Показывает ли эта репрезентация ситуацию, которая имела когда-то место? Если да, то какова была эта ситуация?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как часто такая ситуация случается (частота), как долго она длиться?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она имела место в последний раз?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что должно произойти, чтобы типичные отношения стали соответствовать таким, как Вы их видите в идеале?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Насколько важным это является для Вас и для других членов семьи?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каким образом эти характеристики влияют на отношения в семье?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии:

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Конфликтная репрезентация

Инструкция: «В каждой семье бывают конфликты. Подумайте о том, какой конфликт в Вашей семье является наиболее важным (серьезным). Покажите, каковы отношения в Вашей семье во время конфликта. Вначале расставьте фигуры на доске а затем определите их высоту».

Изображения записываются экспериментатором в тестовый бланк «Конфликтная репрезентация».

Бланк

Конфликтная репрезентация

ФИО ____________________________________________________________________

 

Фигура Отец мать Реб.1 Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              

Интервью, после конфликтной репрезентации

 

1. Кто вовлечен в этот конфликт?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По какому поводу этот конфликт?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как часто этот конфликт случается (частота), как долго он длиться?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она случилась в последний раз?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Насколько важен этот конфликт для Вас и для других членов семьи?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые Вы выбрали?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Групповой тест

При групповом варианте выполнения ССТ всю семью или отдельных ее членов просят сделать расстановку фигур вместе. Инструкции для репрезента­ций остаются такими же, как и в индивидуальном варианте, однако акцент делается на том, что члены семьи должны работать все вместе. Отличающиеся мнения об отношениях в семье следует обсудить. Если это представляется воз­можным, необходимо достичь согласия в определении общей позиции по ре­презентации.

Во время работы респондентов над совместной репрезентацией необходи­мо вести наблюдение за взаимоотношениями членов семьи между собой. Кри­терии для наблюдения выбираются в соответствии со специальными целями исследования.

Процедура интервью, проводимая после интерактивной репрезентации, выполняется таким же образом, как и для индивидуального теста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.007 с.)