Опросник «шкала любви и симпатии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник «шкала любви и симпатии»



Автором методики является Зик Рубин, модификация выполнена Л. Я. Гозманом и Ю, Е. Алешиной (1985).

Цель методики — выяснить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Изначально шкалы любви и симпатии 3. Рубина представляли собой 2 на­бора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника 3. Рубин исходил из определенных теорети­ческих представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов. В част­ности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привя­занность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

Описание методики

В окончательный вариант методики, адаптированной Л. Я. Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов. Время выполнения методики — 5— 7 минут.

Инструкция: «Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению не­обходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наибо­лее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Варианты ответа следующие: "Да, это так"; "Вероятно, это так"; "Вряд ли это так"; "Это совсем не так". Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правиль­ных и неправильных ответов».

Текст методики

1.Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.

2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.

3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.

4. Он (она) очень умный человек.

5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.

6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после
знакомства.

7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).

8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.

9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.

10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

11.Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.

12. Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых
я знаю.

13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).

14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.

Обработка результатов

К шкале любви относятся следующие утверждения: 1,3, 5, 7, 9, 11,13. Шкала симпатии представлена утверждениями за четными номерами 2, 4, 6,8, 10, 12, 14.

Ответы оцениваются следующим образом:

· ответ «Да» — 4 балла;

· ответ «Вероятно, это так» — 3 балла;

· ответ «Вряд ли это так» — 2 балла;

· ответ «Это совсем не так» — 1 балл.

Баллы, присвоенные ответам на каждое из утверждений, суммируются от­дельно по шкале любви и по шкале симпатии, Итоговые оценки могут варьи­ровать от 7 до 28 баллов. Возможен подсчет суммарного балла по обеим шка­лам, характеризующим общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов),

Метод диагностики межличностных отношений

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири (моди­фицирован и адаптирован Л. Н. Собчик).

Цель методики — исследование представлений субъекта о себе и своем иде­альном «Я», представлений о членах семьи. Использование методики ДМО при анализе семейных кризисов позволяет сделать вывод о притязаниях испытуе­мого в сфере семьи; выявить зоны вероятных конфликтов; изучить психологи­ческую совместимость супругов и межличностные отношения в семье (выяв­ление преобладающего типа отношений в семье). Соотнесение представлений каждого из супругов о себе дает возможность выявить искажения в восприя­тии и проблемы, связанные со сходством/различием в проявлении стилей меж­личностных отношений.

Описание методики

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализиро­ванном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог

Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 бо­лее дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор из 128 достаточно простых характеристик-эпитетов (Собчик Л. Н., 2003).

К каждому типу относится по 16 суждений. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, распо­ложены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. Так, к первому типу взаимоотношений относятся суждения за номерами: 1—4, 33—36, 65—68, 97—100.

Каждый обследуемый при заполнении опросника отмечает наличие тех или иных качеств у себя (при необходимости — супруга, своего отца, своей матери или другого члена семьи), а также отмечает, какими качествами он сам хотел 5ы обладать и какие он хотел бы видеть у своего мужа (своей жены или другого члена семьи).

Инструкция: «Перед Вами опросник, содержащий различные характерис­тики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если „да", то в специальном бланке, предна­значенном для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответству­ющую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного бланка. Если „нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном блан­ке. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, Вы должны ответить на вопрос: «Какой Вы человек?» (испытуемый выполняет задание).

А теперь при помощи тех же характеристик попробуйте оценить Ваше иде­альное представление о себе, то есть ответьте на вопрос: «Каким бы я хотел быть?».

Затем аналогичным образом предлагается дать оценку мужу (жене) и его (ее) идеалу, с точки зрения респондента.

Текст опросника

1.Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10.Строгий, но справедливый.

11.Может быть искренним.

12.Критичен к другим.

13.Любит поплакаться.

14.Часто печален.

15.Способен проявлять недоверие.

16.Часто разочаровывается.

17.Способен быть критичным к себе.

18.Способен признать свою неправоту.

19.Охотно подчиняется.

20.Покладистый.

21.Благодарный.

22.Восхищающийся и склонный к подражанию.

23.Уважительный.

24.Ищущий одобрения.

25.Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26.Стремится сдружиться с другими.

27.Доброжелательный, дружелюбный.

28.Внимательный и ласковый.

29.Деликатный.

30.Ободряющий.

31.Отзывчивый к призывам о помощи.

32.Бескорыстный.

33.Способен вызывать восхищение.

34.Пользуется у других уважением.

35.Обладает талантом руководителя.

36.Любит ответственность.

37.Уверен в себе.

38.Самоуверен и напорист.

39.Деловитый, практичный.

40.Соперничающий.

41.Стойкий и крутой где надо.

42.Неумолимый, но беспристрастный.

43.Раздражительный.

44.Открытый и прямолинейный.

45.Не терпит, чтобы им командовали.

46.Скептичен.

47.На него трудно произвести впечатление.

48.Обидчивый, щепетильный.

49.Легко смущается.

50.Неуверенный в себе.

51.Уступчивый.

52.Скромный.

53.Часто прибегает к помощи других.

54.Очень почитает авторитеты.

55.Охотно принимает советы.

56.Доверчив, стремится радовать других.

57.Всегда любезен в обращении.

58.Дорожит мнением окружающих.

59.Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный, самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный,

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбору.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100.Деспотичный.

101.Относится к окружающим с чувством превосходства.

102.Тщеславный.

103.Эгоистичный.

104.Холодный, черствый.

105.Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий,

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111.Упрямый.

112. Недоверчивый, подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

117. Почти никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Бланк ДМО

(В зависимости от целей и задач добавляется необходимое количество таблиц в бланке и указывается, какие представления выявляются: о себе реальном, себе

идеальном, о супруге и др.)

Обработка и интерпретация результатов

После того как испытуемый оценит себя, свой идеальный образ, мужа (жену) и его (ее) идеал и заполнит регистрационный бланк, подсчитываются баллы по восьми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого использует­ся ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, фор­мирующих каждый из 8 октантов:

I октант: характеристики 1—4, 33-36, 65—68, 97—100;

II октант: характеристики 5—8, 37-40, 69-72, 101-104;

IIIоктант: характеристики 9—12, 41—44, 73—76, 105—108;

IV октант: характеристики 13—16, 45—48, 77—80, 109—112;

V октант: характеристики 17-20,49-52,81-84, 113-116;

VI октант: характеристики 21-24, 53-56, 85-88, 117-120;

VII октант: характеристики 25-28, 57-60, 89-92, 121-124;

VIII октант: характеристики 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.

Каждый зачеркнутый номер соответствует одному баллу. По каждому ок­танту подсчитывается количество баллов. Максимальная оценка по октанту — 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношений:

0-4 балла - низкая } адаптивное поведение

5—8 баллов — умеренная

9-12 баллов — высокая } экстремальное поведение

13-16 баллов —экстремальная Г до патологии

Полученные данные (баллы) переносятся на дискограмму (рис. 5).

Дискограмма — условная схема, разработанная Т. Лири для представления результатов методики, имеющая вид круга, разделенного на секторы (8 секто­ров, где каждый из секторов соответствует определенному типу взаимоотно­шений), на осях которого обозначены: дружелюбие—враждебность (агрессив­ность) по горизонтали, доминирование—подчинение по вертикали.

Количественные показатели по каждому из октантов — от 0 до 16 — откла­дываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами, расстояние между ними крат­но четырем: 0,4, 8,12, 16. На уровне, соответству­ющем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Определенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании ре­зультаты и

заштрихована внутренняя, централь­ная часть круга дискограммы до уровня, очерчен­ного дугами, получается некое подобие «веера».

Максимально заштрихованные октанты (то есть те, по преобладающему стилю поведения дан­ного индивида в межличностных отношениях.

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармо­ничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигшие уров­ня 14—16, говорят о трудностях социальной адаптации.

Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Соответственно, полученные данные следует рассматривать как сомнительные в плане их достоверности (Собчик Л. Н., 2003).

Характеристика типов отношения к окружающим

1. Авторитарный тип (властныйлидирующий).

13—16 —диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной лич­ности, который лидирует во всех типах групповой деятельности, всех настав­ляет, поучает, всегда стремится полагаться на свое мнение, не умеет прини­мать советы других, Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и на­стойчивый.

2. Эгоистический (независимый—доминирующий).

13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, са­мовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности пере­кладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно.

0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперни­честву.

9—12 — самоуверенность.

0—8 — уверенность в себе.

3. Агрессивный тип (прямолинейный—агрессивный).

13—16 — жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий; аг­рессивность может доходить до антисоциального поведения.

9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, иронический.

0-8 — упрямый, упорный, настойчивый, энергичный.

4. Подозрительный (недоверчивый—скептический).

33—16 — отчужденный по отношению к враждебному миру, подозритель­ный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контак­тах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скеп­тичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружа­ющим людям.

5. Подчиняемый тип (покорный—застенчивый).

13—16 — покорный, склонный к самоуничтожению, слабовольный, уступа­ющий всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место, осуждая себя; приписывает себе вину, пассивен, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться бо­лее сильному без учета ситуации.

0—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способ­ный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выпол­няет свои обязанности.

6. Зависимый (зависимый—послушный).

При умеренных показателях — потребность в помощи и доверии со сторо­ны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

7. Дружелюбный (сотрудничающий—конвенциальный).

Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремя­щимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным от­ношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излия­ниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчер­кнуть свою причастность к интересам большинства.

8. Альтруистический (ответственный—великодушный).

Этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готов­ностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (до 8 бал­лов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме. В экстремальной форме характерна гиперответственность, стремление принести в жертву себя и свои интересы, навязчивость в своей помощи.

Первые четыре типа межличностных отношений — 1, 2, 3 и 4 — характери­зуются преобладанием неконформных тенденций, из них 3, 4 отражают склон­ность к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, а 1 и 2 — стремление к независимости мнения, упорство в отстаивании собственной точки зрения, тенденцию к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта — 5, 6, 7 и 8 — дают противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность (5 и 6), склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответ­ственность в контактах с окружающими (7 и 8).

Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться не пре­обладание одних показателей над другими, и в меньшей степени — не абсо­лютные величины.

Формула для вычисления индекса доминантности (вектор V):

Vl-5+0,7[(2-8)-(6+4)]

Формула для вычисления индекса доброжелательности (вектор G):

G = 7-3+0,7[(S+7)-(4+3)]

Результат, отклоняющийся от 1,0 как в положительную, так и в отрицатель­ную сторону, выявляет преобладающие тенденции.

На основании результатов выполнения данной методики можно получить наглядное представление о конфликтных зонах и выстроить терапевтические ги­потезы о причинах затруднений в паре, соотнеся представления супругов о себе и о партнере; о реальном и идеальном партнере, представив их в одной таблице.

Таблица 7

Согласованность стилей межличностных отношений супругов

 

 

Использование метода ДМО в сфере семейного консультирования доста­точно эффективно: помимо констатации межличностного конфликта, метод позволяет глубже понять причины психологической несовместимости, кото­рые могут таиться как в разных характерах и поведенческих паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то из них внутриличностной неконгруэнтности (внутреннего конфликта). Кроме того, пагубную роль в таких ситуациях могут играть нереальные представления об идеале мужа, жены, детей или родителей (Собчик Л.Н., 2003).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.079 с.)