Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник состояния агрессии Баса-Дарки

Поиск

Опросник Басса-Дарки – одна из наиболее популярных в зарубеж­ной психологии методик для исследования агрессии. Согласно извест­ным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фру­стрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Психологический подход к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялся как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (Д. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 50-х гг. появился ряд публикаций по агрессии и агрессивности (Дж. Скотт, А. Бандура и Р. Вальтерс, А. Басе, А. Берковиц, К. Лоренц и др.), которые вызвали большой поток экспе­риментальных и теоретических работ по данной теме.

Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессия» по­зволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным и неодушев­ленным), наносящее физический ущерб или вызывающее у них психи­ческий дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжен­ности, страха, подавленности и т.д.).

Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достиже­ния какой-нибудь значимой цели; 2) способа психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключе­ния деятельности; 3) удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессия является одним из частных способов решения про­блем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситу­ациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направ­ленные на цель поведенческие акты, так и символические действия. Существенно, что агрессивные действия, используемые для преодо­ления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адек­ватны ситуации.

Наиболее распространенными методами изучения агрессии были и остаются различные опросники и тесты, широкое употребление которых связано с экспертными задачами.

В зарубежной практике широкое распространение получило ис­пользование проективных методик для оценки агрессии и агрессивно­сти. Наиболее известным и популярным при исследовании агрессии является тест Розенцвейга. Другим, широко применяемым в последнее время тестом, стал опубликованный в 1962 г. «Тест руки», который, по мнению ряда авторов, дает очень хорошие результаты в работе с деть­ми и подростками. Чаще всего при исследовании агрессии использу­ются опросники. В 50-е и 60-е гг. широкое применение при диагности­ке агрессивного поведения получил опросник MMPI. На основе вопро­сов этого теста было разработано много различных шкал для измере­ния агрессии. Более применяемыми являются шкала агрессивности (М. Закс и Р. Вальтере, 1959) и шкала агрессивности из «Списка лич­ностных предпочтений» (А. Эдварто, 1954). Недостаток этих шкал – их краткость. В немецкоязычных странах используется также Фрайбург­ский опросник агрессивности (Х. Сельг).

Басе и Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характе­ризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный фено­мен. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Бланк опросника

  Фамилия   Год рождения  
  Имя   Группа (класс)  

ИНСТРУКЦИЯ: в колонке «ответы» поставьте «+ «, если Вы согласны с соответствующим утверждением хотя бы наполовину или «– «, если не согласны (то есть это, в общем-то, к Вам не относится).

 

  УТВЕРЖДЕНИЯ ответы
1. Временами я не могу справиться с желанием причи­нить вред другому.  
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю  
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь  
4. Если меня не попросят по-хорошему, то я не выпол­ню просьбу  
5. Я не всегда получаю то, что мне положено  
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной  
7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать  
8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испы­тывал мучительные угрызения совести  
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека  
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы ки­даться предметами  
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам  
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его  
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благопри­ятными обстоятельствами  
14. Я держусь настороженно с людьми, которые отно­сятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал  
15. Я часто бываю не согласен с людьми  
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь  
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему  
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми  
19. Я гораздо более раздражен, чем кажется  
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор  
21. Меня немного огорчает моя судьба  
22. Я думаю, что многие люди не любят меня  
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не сог­ласны со мной  
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины  
25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напраши­вается на драку  
26. Я не способен на грубые шутки  
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной на­смехаются  
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались  
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится  
30. Довольно многие люди завидуют мне  
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права  
32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих роди­телей  
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят, чтобы их щелкнули по носу  
34. От злости я иногда бываю мрачен  
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслужи­ваю, я не огорчаюсь  
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания  
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть  
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются  
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям  
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены  
41. . Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня  
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь  
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием  
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел  
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»  
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю  
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею  
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь  
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева  
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, го­товая взорваться  
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы счи­тали человеком, с которым легко ладить  
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня  
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ  
54. Неудачи огорчают меня  
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие  
56. Я не могу вспомнить случая, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее  
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку  
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо  
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю  
60. Я ругаюсь только со злости  
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть  
62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее  
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком  
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, кото­рые мне не нравятся  
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить  
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает  
67. Я часто думаю, что жил неправильно  
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки  
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей  
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня  
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не соби­раюсь приводить угрозы в исполнение  
72. В последнее время я стал занудой  
73. В споре я часто повышаю голос  
74. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям  
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить  

Обработка результатов

Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом: подсчитывается количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножается на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).

Суммарные показатели:

(«1» + «2» + «3») = ИА – индекс агрессивности (как прямой, так мотивационной);

(«6» + «7») = ИВ – индекс враждебности.

Формы агрессии и соответствующие шкалы:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

3. Косвенная агрессия агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся вкрике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характери­зуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядочен­ностью.

4.Негативизм оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против ус­тановившихся обычаев и законов.

5.Склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости.

6.Подозрительность недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причи­нить вред.

7. Обида чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружаю­щим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.

8. Чувство вины или аутоагрессия выражает возможное убеждение обследуемого в том, что тот явля­ется плохим человеком, поступает злобно. Также индекс выражает наличие у него угрызений совести.

Следует учесть, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от мотивационных искажений, в частности, по типу социальной жела­тельности. Чистота (достоверность) результатов зависит от доверитель­ности в отношениях испытуемого и психолога.

 

Ключ:

«Да» – +

«Нет» – -

· Физическая агрессия (к=11):

1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

· Вербальная агрессия (к=8):

7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.

· Косвенная агрессия (к=13):

2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.

· Негативизм (к=20):

4+, 12+, 20+, 28+, 36-.

· Раздражение (к=9):

3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.

· Подозрительность (к=11):

6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

· Обида (к=13):

5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

· Чувство вины (к=11):

8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.01 с.)