Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы диагностики агрессивности младших школьников

Поиск

В настоящее время наиболее распространенными эмпирическими методами диагностики агрессивности младших школьников являются проективные (в основном рисуночные) методики и наблюдение. По мнению многих исследователей, в диагностике агрессии наиболее эффективны именно проективные методы. Именно их принято рассматривать в качестве специального инструмента клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению, и не выявляются с помощью опроса.

В западной психологии для диагностики детской агрессивности достаточно широко используется метод оценивания другими. Оценить агрессивность ребенка просят учителей, одноклассников, родителей. В качестве основного достоинства подобного метода западные психологи рассматривают его объективность, которая обусловлена отсутствием заинтересованности у «незаинтересованных» поддаваться давлению социальной желательности, поскольку в их ответах не содержится нежелательной информации о них самих.

Что касается опросников, то их использованиекак метода диагностики агрессивных проявлений имеет существенные ограничения:

- во-первых, опросники обладают слабой устойчивостью к тенденции испытуемого давать социально-желательные ответы, в связи с чем объективность полученных результатов во многом определяется мерой доверительности испытуемого исследователю;

- во – вторых, использование опросника возможно лишь для детей, достигших определенного уровня рефлексивных способностей и неприемлемо для детей младшего школьного возраста, особенно 6-7 лет;

- в-третьих, несмотря на многообразие и вариативность опросников, все они предполагают наличие исследователя, функция которого сводится к опросу того или иного источника об агрессивности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-то другому человеку, что также привносит элемент субъективности.

Предпочтение применения проективных методик, наблюдения и метода оценивания другими обусловлено, с одной стороны, спецификой младшего школьного возраста, особенно когда речь идет о детях 6-7 лет в условиях массовой диагностики, с другой стороны, - спецификой агрессивности, как свойства личности.

Прежде чем перейти к описанию программы диагностики агрессивности детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить ряд трудностей и недостатков, связанных с использованием обозначенного набора методов.

Использование проективных методик предполагает работу испытуемого с неопределенным стимульным материалом, что, как правило, сводится к рисованию или «сочинению истории». Степень насыщенности рисунка или рассказа агрессивно окрашенными образами отражает уровень агрессивности испытуемого.

Проективные методики психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники; цель диагностики в них, как правило, замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Несмотря на это, одной из главных проблем в использовании проективных методик являются трудности, связанные с обработкой и интерпретацией полученных результатов. В связи с этим западные исследователи ставят под вопрос надежность этого метода изучения агрессии.

В работе с младшими школьниками многими исследователями предпочтение отдается наблюдению. Связано это, прежде всего с тем, что при работе с детьми начальной школы использование других методов затруднено по целому ряду причин, обусловленных, прежде всего, уровнем психического развития детей этого возраста. Несмотря на то, что наблюдение позволяет получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования, оно не позволяет охватить все поведение ребенка. Кроме того, даже профессиональный наблюдатель не застрахован от влияния личных симпатий и антипатий по отношению к ребенку.

Оценивание другими как метод диагностики агрессивного поведения ребенка также, на наш взгляд, далек от объективности, поскольку зависит от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным. Взаимоотношения оценивающего с испытуемым также могут повлиять на оценки.

Получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких различных методов.

3. Обзор психодиагностических методик, используемых в работе с младшими школьниками.

Остановимся кратко на описании методик, используемых в настоящее время для диагностики агрессивности младших школьников.

Проективная графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, достаточно прост в использовании, особенно в условиях массовой диагностики. Школьникам предлагается на листе бумаги нарисовать кактустаким, каким они его себе представляют. Дополнительные объяснения и вопросы при этом не допускаются. Одним из показателей при интерпретации рисунка является показатель агрессивности, о наличии которой свидетельствуют иголки, особенно их большое количество; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности - методика «Крокодилы». Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления. Поскольку младшие школьники обладают высокой степенью конформности, при обследовании целесообразно разместить их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание. При интерпретации результатов методика «Крокодилы» приемлемы параметры, характеризующие стандартизированные проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера, «Несуществующее животное» и др.). Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных. Процесс пострисуночного опроса, если таковой имеет место быть, как правило, позволяет выяснить причины агрессии.

Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)– одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог–ребенок» с целью выяснения склонности к агрессивным формам поведения. Поскольку методика РНЖ является проективной, то главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка, переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях, исходя из того, что хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Тест Розенцвейга (детский вариант) модификация В.В. Доброва. Ребенку предлагается 15 картинок, на каждой из которых изображена затруднительная ситуация. По мнению С. Розенцвейга, критическая, или фрустрирующая, ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения человека. Невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается как негативная, неприятная, трудная ситуация, в результате чего ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившейся ситуации. Выраженность экстрапунитивных реакций, особенно по самозащитному типу свидетельствует о тенденции испытуемого к проявлению открытого агрессивного поведения.

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности.

Тест опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 4435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.61.135 (0.008 с.)