Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Р69 Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1 Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. УДК 376 ББК 88.8t-53.57 ISBN 5-901409-05-1 | - Романов А.А., 2003 i - Оформление. Издательство «ПЛЭЙТ», 2003 > - Художник обложки. Хрулева О., 2003 Когда специалист-психолог сталкивается с особенным или нарушенным поведением ребенка, то главными диагностическими задачами является выяснение выраженности и синдром-структуры нарушенного поведения ребенка в целом, уточнение какие расстройства присоединяются к основному, соотнесение запроса ближайшего социального окружения ребенка (родителей или педагогов) с результатами диагностики. Так, например, запрос родителей или педагогов может быть противоречивым, более узким, конкретным и не всегда соответствовать причине расстройств поведения и эмоций у детей. Определение, уточнение синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка в данном пособии предлагается с помощью следующих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком; в процессе собеседования специалиста с ребенком; в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности. Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное значение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно. В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выделить общие, комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей - это внешние, наблюдаемые проявления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длительность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоянием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новизну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к присутствию других; способность ориентации на состояние другого, налаживания и согласования совместных действий с другими; осознанность и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка; направленность или перенос состояния (на других, на себя, на мир предметов и животных); присоединяемые к основному расстройства; признак успешности в деятельности; тенденция к манипулированию для получения выгоды; признак социальной и другой опасности состояния, нарушенного поведения и другие. Специфические — это признаки, ситуационно-личностные реакции наиболее характерные для конкретного расстройства. Например, ребенок в состоянии негативизма, упрямства часто использует в речи слова «не хочу - не буду», отказывается или делает наоборот. Ребенок в состоянии эмоциональной отгороженности плохо ориентируется, распознает эмоциональные состояния других, что препятствует налаживанию и согласованию совместных действий со сверстниками. Для гиперактивного ребенка специфическими являются избыточность, суетливость движений, чрезмерная сила голоса, темп речи и пр. Опросники, схемы наблюдения могут помочь специалисту в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Кроме этого, вы можете дополнять опросники новыми ситуационно-личностными реакциями, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, продуктивной, игровой и другой деятельности. При этом необходимо помнить, что симптомы расстройств поведения и эмоций, сочетаясь, образуют синдром-структуру (гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания, эмоциональная отгороженность с негативизмом и эгоцентризмом, страхи с нерешительностью и т. д.). Чтобы определить синдром-структуру расстройств поведения и эмоций у ребенка (качественная диагностика), необходимо выделить те симптомы расстройства, которые встречаются наиболее часто (количественная диагностика). Помните, что ситуационно-личностные реакции, симптомы расстройств поведения и эмоций, которые проявляются устойчиво более 6-ти месяцев, требуют особого внимания со стороны взрослого. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого) Ф.И.О. ребенка............................................... Возр........................... Дата заполнения................... Заполнил: родитель, психолог, педагог .................................................................. Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны. АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжи ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с тру ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого. Как ориентация на собственное со ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса КОНФЛИКТНОСТЬ. Чувствительность к провокации: сам прово ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится; НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избе СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра.................................................................... Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному....:........................................ Реакция на новизну: боится входить в новое помещение............... ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ре СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательно ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ. В познавательной активности: ни чем не интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: без ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все иг ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу). ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (двигательная). И особенности планиро РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слиш НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: пута Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость к замечаниям. И трудности переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени.................... Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания, Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагруз
Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей' (Задание для взрослых) Прочитайте перечень расстройств поведения и эмоций, расгруппируй-те неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните неподходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специалистами. Агрессия, агрессивность -это: агрессивность скрытая; агрессивность Оппозиционно-вызывающее поведение: беспардонность; бесцеремон Негативизм - это: бессмысленная настойчивость; действия наперекор; Демонстративность-это: бравирование; взбалмошность; выделываю- Эмоциональная отгороженность - это: безразличие; безучастность; Вспыльчивость - это: бесноватость; взрывчатость; вскипающий; вып Обидчивость-это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; кап Конфликтность-это: базарность; бескомпромиссность; вздорность; за Дурашливость -это: балагурство; безалаберность; беззаботность; бес- Нерешительность-это: беззащитность; безропотность; беспомощность; бессловесность; забитость; зависимость от других; зависимость от мнения окружающих; замешательство; застенчивость; избегание нового; кротость; лишенный твердости человек; мнительность; неинициативность; несамостоятельность; неуверенность; робость; покорность; постоянно колеблющийся человек; постоянно сомневающийся; стеснительность; трусоватость; уступчивость; чувствительность к мнению о себе Страхи - это: боязливость; запуганность; испуг; испуганность; мни Тревожность - это: беспокойный взгляд; беспокойство; беспричинное Скованность-это: зажатость; моторная неловкость; неестественность; Заторможенность - это: бездеятельность; безразличность; безучаст Эгоцентричность - это: неспособность встать на точку зрения друго Эгоистичность, эгоизм - это: высокомерность; забота о своем «Я» в Избегание (дефицит) умственных усилий это: алогичность; бездум-18 ность; бездумность; безмозглость; бестолковость, глупость; легкомыс Дефицит внимания - это: невнимательность; рассеянность; растяпа Двигательная расторможенность (гиперактивность)-это: беготня; Речевая расторможенность - это: балаболка; болтливость; говорли Не понимание словесных инструкций. 1) сложных: непонятливость; Застреваемость-это: выклянчивание; вязкость; догматичность; докуч Сниженная умственная и физическая работоспособность: действия Заключение Ф.И.О. ребенка...................................... Возр.......................... Дата заполнения Заполнил: родитель, психолог, педагог Обследование проводилось в процессе: собеседования с родителями, В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы: 1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органи- 2. Особенности мимики (подчеркнуть и дополнить). Выражение лица: Рекомендации Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее (подчеркнуть и дополнить): - Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающе- - Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий -Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чувство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие; - Используйте стратегии с учетом состояния ребенка. Например, сти - Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок мо - Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на гра - Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенно -Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние; - Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят - Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью кор - Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для от - Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите - Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если по - Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочу- не буду»?; Зачем дети говорят «не хочу- не буду», делают наоборот: чтобы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он воображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрослыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример. Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хочешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком веселое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: остаться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зависишь?; Чего стесняются дети? Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых, других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубые слова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом обижаешься? Эмоциональная отгороженность. У тебя бывает так, что тебя спрашивают, ты СЛЫШИШЬ вопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играет один, не очень ласковый? Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает, мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?
Содержание Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей.......................................................................... 14 Что такое расстройства поведения и эмоций у детей? Заключение.................................................................................. 20 Рекомендации.............................................................................. 25 Вопросы дли диагностической, ситуативной и личностной беседы С ребенком............................................ 27 Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Р69 Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1 Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практиче
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.016 с.) |