Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей

Поиск

Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей


 


Р69


Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1

Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется пробле­мами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дош­кольного и младшего школьного возраста.

УДК 376 ББК 88.8t-53.57

ISBN 5-901409-05-1

| - Романов А.А., 2003

i - Оформление. Издательство «ПЛЭЙТ», 2003

> - Художник обложки. Хрулева О., 2003


Когда специалист-психолог сталкивается с особенным или нарушен­ным поведением ребенка, то главными диагностическими задачами яв­ляется выяснение выраженности и синдром-структуры нарушенного по­ведения ребенка в целом, уточнение какие расстройства присоединяют­ся к основному, соотнесение запроса ближайшего социального окруже­ния ребенка (родителей или педагогов) с результатами диагностики. Так, например, запрос родителей или педагогов может быть противоречи­вым, более узким, конкретным и не всегда соответствовать причине рас­стройств поведения и эмоций у детей.

Определение, уточнение синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка в данном пособии предлагается с помощью следую­щих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребен­ком; в процессе собеседования специалиста с ребенком; в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, игро­вой, продуктивной деятельности.

Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное зна­чение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно.

В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выде­лить общие, комплексные и специфические, характерные признаки рас­стройств поведения и эмоций у детей - это внешние, наблюдаемые про­явления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длитель­ность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоя­нием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новиз­ну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к при­сутствию других; способность ориентации на состояние другого, нала­живания и согласования совместных действий с другими; осознанность


и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка; направленность или перенос состояния (на других, на себя, на мир пред­метов и животных); присоединяемые к основному расстройства; при­знак успешности в деятельности; тенденция к манипулированию для получения выгоды; признак социальной и другой опасности состояния, нарушенного поведения и другие.

Специфические — это признаки, ситуационно-личностные реакции наиболее характерные для конкретного расстройства. Например, ребе­нок в состоянии негативизма, упрямства часто использует в речи слова «не хочу - не буду», отказывается или делает наоборот. Ребенок в со­стоянии эмоциональной отгороженности плохо ориентируется, распоз­нает эмоциональные состояния других, что препятствует налаживанию и согласованию совместных действий со сверстниками. Для гиперак­тивного ребенка специфическими являются избыточность, суетливость движений, чрезмерная сила голоса, темп речи и пр.

Опросники, схемы наблюдения могут помочь специалисту в уста­новлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Кроме этого, вы можете дополнять опросники новыми ситуационно-личностными реакциями, полученными в процессе беседы и наблюде­ния за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, продуктивной, игровой и другой деятельности. При этом необходимо помнить, что симптомы расстройств поведения и эмоций, сочетаясь, образуют синдром-структуру (гиперак­тивность часто сочетается с дефицитом внимания, эмоциональная от­гороженность с негативизмом и эгоцентризмом, страхи с нерешитель­ностью и т. д.).

Чтобы определить синдром-структуру расстройств поведения и эмо­ций у ребенка (качественная диагностика), необходимо выделить те сим­птомы расстройства, которые встречаются наиболее часто (количествен­ная диагностика).

Помните, что ситуационно-личностные реакции, симптомы рас­стройств поведения и эмоций, которые проявляются устойчиво более 6-ти месяцев, требуют особого внимания со стороны взрослого.


Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)

Ф.И.О. ребенка............................................... Возр...........................

Дата заполнения................... Заполнил: родитель, психолог, педагог

.................................................................. Подчеркните часто выраженные

ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны.

АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжи­
мает кулаки. Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книж­
ки; ребенок толкает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается;
плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не
слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензур­
ные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Какреакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от
агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведе­
ние. Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стук­
нуть еще раз......................................................................................

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех
бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может
неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово................

НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с тру­
дом включается в коллективную игру. Как отказы: отказывается даже
от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит слова «не
хочу», «не буду», «нет»...................................................................

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, ут­рирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в


ответ на требования взрослого. Как ориентация на собственное со­
стояние и поведение:
стремится обратить на себя внимание в ущерб
организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией ок­
ружающих..........................................................................................

ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недо­вольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: оби­жается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса

КОНФЛИКТНОСТЬ. Чувствительность к провокации: сам прово­
цирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия дру­
гих. Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состоя­
ние:
не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает за­
мыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимо­
отношениях со сверстниками. Как трудность переключения: не усту­
пает
игрушек.....................................................................................

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные
тенденции:
когда все дети вместе, стремится уединиться. Как эмоцио­
нальная поглощенность деятельностью:
входит в помещение и сразу
идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих. Осо­
бенности речевого поведения:
не использует речь как средство обще­
ния; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглу­
хота:
не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание тре­
бования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. Осо­
бенности зрительного контакта:
избегает смотреть в лицо собесед­
нику; Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как нео­
душевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние
других людей.....................................................................................


ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится;
передразнивает в движениях. Как реакция на замечание: реагирует сме­
хом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значи­
тельного изменения в поведении ребенка. Как нарушение социальных
норм и ограничений:
веселым поведением, глупыми шутками выводит
окружающих из себя.........................................................................

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избе­
гает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ;
отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стес­
няется новых людей. Проявления в речи: использует слова: «не знаю»,
«может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя
знает верный ответ. В физических действиях: боится спрыгнуть с воз­
вышения в ситуации неопределенности. И реакция на новизну: ребе­
нок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее
вариативное, чем в привычной. В деятельности: затрудняется в при­
нятии решения в условиях выбора, дефицита времени..................

СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты;

страх от порывов ветра....................................................................

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного

выступления; страх остаться одному....:........................................

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение...............

ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ре­
бенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В
движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоот­
ношениях с другими:
спит вместе с родителями; стремится быть побли­
же к взрослому.................................................................................

СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательно
скован; неловок в новой ситуации...................................................


ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ. В познавательной активности: ни чем не

интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: без­
деятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время
реакции:
темп действий (движений) замедлен; при выполнении дей­
ствий по сигналу запаздывает..........................................................

ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все иг­
рушки, все конфеты, все внимание окружающих для него. Во взаимо­
отношениях:
навязывает свою игру или желания детям. В речи: ис­
пользует местоимение «я»...............................................................

ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной дея­тельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно по­вторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом спо­соба действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания

РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (двигательная). И особенности планиро­
вания действий:
поспешно планирует собственные действия. Избы­
точный темп и количество действий:
темп действий убыстрен; ко­
личество действий избыточно (много лишних движений); действует рань­
ше условленного сигнала. И длительность сдерживания гиперактив­
ности:
встает на первой половине занятия, когда другие дети еще си­
дят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и
медленно успокаивается от шумной игры.......................................


РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слиш­
ком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи:
темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря
на замечания взрослого....................................................................

НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: пута­
ет или пропускает последовательность действий по словесной инструк­
ции взрослого....................................................................................

Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий
взрослого, а не на объяснение задания............................................

ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторя­ющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; при­влекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость к замечаниям. И трудно­сти переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность

осмысления материала в условиях дефицита времени....................

Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение,
глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжи-
мание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потира-
ние, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесы­
вание...................................................................................................

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания,
требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; ус­
тает на первой части организованного занятия................................

Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагруз­
ки; теряет работоспособность на первой трети организованного заня­
тия; необходимо варьирование сложности задания, требующего физи­
ческих усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередова­
ние повышенной и пониженной работоспособности.......................


 




Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей


 


 

симптомы или виды расстройств выраженность симптома: 0 - никогда, 1 - иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно.
негативизм, упрямство                          
демонстративность                          
агрессивность                          
конфликтность                          
вспыльчивость                          
обидчивость                          
дурашливость, гипертимность                          
пониженный фон настроения                          
нерешительность                          
страхи, тревожность z / / / / / / / / / / / /
скованность                          
заторможенность                          
эгоцентричность, эгоистичность z / / / / / / / / / / / /

 

эмоциональная отгорожен ность                          
избегание умственных усилий                          
дефицит внимания                          
гиперактивность                          
многоречивость                          
псевдоглухота                          
не понимание простых словесных инструкций                          
не понимание сложных словесных инструкций                          
застреваемость                          
сниженная умственная ная работоспособность                          
сниженная физическая работоспособность                          
Ф.И.О. ребенка Дата заполнения Кто заполнил                          

Что такое расстройства поведения и эмоций у детей' (Задание для взрослых)

Прочитайте перечень расстройств поведения и эмоций, расгруппируй-те неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните непод­ходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специали­стами.

Агрессия, агрессивность -это: агрессивность скрытая; агрессивность
словесная; агрессивность физическая; безжалостность; властолюбие;
враждебность; вредительство; гневливость; деструктивность; драчли­
вость; жестокость; забиячистость; злобность; злодейство; злонравие; зло­
памятность; злость; конфликтность; мстительность; насилие; ненависть;
неприязнь; отвращение и презрение в их единстве; притеснение; разру­
шительность; рукоприкладство; самоуничтожение; свирепость; серди­
тость; уничтожение...........................................................................

Оппозиционно-вызывающее поведение: беспардонность; бесцеремон­
ность; грубость; заносчивость; нагловатость; невежливость; непочтитель­
ность; разнузданность; хамство; хулиганство..................................

Негативизм - это: бессмысленная настойчивость; действия наперекор;
делание наоборот; отказ; подчеркнутое выражение несогласия с чем-
нибудь; твердолобость; упрямство из страха показать свою слабость;
упрямство; частое использование слов «не хочу - не буду»...........

Демонстративность-это: бравирование; взбалмошность; выделываю-
щийся; выпячивание себя; выскочка; вычурность; жеманность; зазнай­
ство; кичливость; надутость; напыщенность; потребность красоваться;
потребность рисоваться; притворство; публичность; стремление обра­
тить на себя внимание; чрезмерная артистичность; щегольство....


Эмоциональная отгороженность - это: безразличие; безучастность;
молчаливость; необщительность; опустошенность; отрешенность; отчуж­
денность; погруженность в себя; псевдоглухота; стремление уединить­
ся; эмоциональная неотзывчивость; эмоциональная холодность...

Вспыльчивость - это: бесноватость; взрывчатость; вскипающий; вып­
лескивание эмоций; гневливость; горячность; запальчивость; неистовость;
обидчивость; потребность возмущаться; раздражительность; привычка
бушевать; способность внезапно рассердиться; привычка заводиться с
полуборота; способность рассердиться из-за пустяков...................

Обидчивость-это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; кап­
ризность; ощущение себя оскорбленным; переживание из-за пустяков;
плаксивость; привычка всхлипывать; привычка дуться; раздосадован-
ность; ранимость; слезливость; способность часто огорчаться или оби­
жаться; уязвимость; эмоциональная неустойчивость......................

Конфликтность-это: базарность; бескомпромиссность; вздорность; за­
биячистость; задевающий; задиристость; заносчивость; колкость; не спо­
собность приспосабливаться; не умение договариваться; непримири­
мость; неуживчивость; неуступчивость; подстрекательство; провокатор-
ство; провоцирующий; сварливость; скандальность; склочность...

Дурашливость -это: балагурство; безалаберность; беззаботность; бес-
печальность; беспечность; бесшабашность; благодушность; веселость;
возбужденность и веселость; глуповатость; клоунада; кривляние; мала-
хольность; несерьезность; обезьянничество; паясничество; потребность
вести себя несерьезно; потребность озорничать; развязность; скоморош-
ничание; смешливость без причины; чрезмерная веселость; шаловли­
вость..................................................................................................

Нерешительность-это: беззащитность; безропотность; беспомощность; бессловесность; забитость; зависимость от других; зависимость от мне­ния окружающих; замешательство; застенчивость; избегание нового;


кротость; лишенный твердости человек; мнительность; неинициатив­ность; несамостоятельность; неуверенность; робость; покорность; по­стоянно колеблющийся человек; постоянно сомневающийся; стеснитель­ность; трусоватость; уступчивость; чувствительность к мнению о себе

Страхи - это: боязливость; запуганность; испуг; испуганность; мни­
тельность; перепуганность; пугливость; трусоватость; чрезмерная осто­
рожность............................................................................................

Тревожность - это: беспокойный взгляд; беспокойство; беспричинное
волнение; волнение; излишняя бдительность; настороженность; ожида­
ние неудачи; осторожность; отсутствие ощущения безопасности; пере­
живание беспокойства; предчувствие опасности; склонность к смяте­
нию; состояние опасения; страх без причины.................................

Скованность-это: зажатость; моторная неловкость; неестественность;
отсутствие легкости в действиях; ощущение неловкости...............

Заторможенность - это: бездеятельность; безразличность; безучаст­
ность; замкнутость; инертность; медлительность; нерасторопность; ти­
хость..................................................................'................................

Эгоцентричность - это: неспособность встать на точку зрения друго­
го, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей; перетягива­
ние одеяла на себя.............................................................................

Эгоистичность, эгоизм - это: высокомерность; забота о своем «Я» в
ущерб другим; не правильно понятый собственный интерес; своекорыс­
тие; себялюбивость; сосредоточение всех целей на себе и на собствен­
ной выгоде; крайняя форма эгоцентризма. Эгоист это: единоличник;
карьерист...........................................................................................

Избегание (дефицит) умственных усилий это: алогичность; бездум-18


ность; бездумность; безмозглость; бестолковость, глупость; легкомыс­
ленность; недалекость; недогадливость; нежелание учиться; неусидчи­
вость; слабоумие; тупоголовость; туполобость; тупость..............

Дефицит внимания - это: невнимательность; рассеянность; растяпа

Двигательная расторможенность (гиперактивность)-это: беготня;
беспорядочность; вертлявость; двигательное беспокойство; егозливость;
излишняя бойкость; импульсивность; моторность; непоседливость; не­
угомонность; поспешность; суетливость; торопливость; хаотичность в
движениях; чрезмерная живость......................................................

Речевая расторможенность - это: балаболка; болтливость; говорли­
вость; горлопан; краснобайство; крикливость; неумолкаемость; речь взах­
леб; скоропалительность; словоохотливость; убыстренный темп речи;
шумливость.......................................................................................

Не понимание словесных инструкций. 1) сложных: непонятливость;
понимание всего буквально; частое переспрашивание оттого, что непо­
нятно; 2) простых: глуповатость; необходимость повторять задание

Застреваемость-это: выклянчивание; вязкость; догматичность; докуч­
ливость; душный; занудливость; кровосос; мудрствование; навязчивость
в общении; навязчивость; надоедливость; назойливость; негибкость;
педантичность; прилипчивость; трудность переключения; чрезмерная
обстоятельность...............................................................................

Сниженная умственная и физическая работоспособность: действия
в полсилы; замедленность восприятия; замедленность умственных дей­
ствий; отсутствие выносливости; утомляемость.............................


Заключение

Ф.И.О. ребенка......................................

Возр.......................... Дата заполнения

Заполнил: родитель, психолог, педагог

Обследование проводилось в процессе: собеседования с родителями,
близкими, специалистами; наблюдения ребенка в продуктивной, сво­
бодной, игровой деятельности (подчеркнуть и дополнить)............

В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы:

1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органи-
ческие признаки состояния и расстройства.
На первый план выходят
невыраженные, выраженные (подчеркнуть и дополнить) расстройства
ритма сна и бодрствования, избирательность пищевого поведения

2. Особенности мимики (подчеркнуть и дополнить). Выражение лица:
живое, заинтересованное, дурашливое, высокомерное, злое, надменное,
обиженное, грустное, подавленное, с избеганием зрительного контакта,
ребенок часто опускает голову, холодноватое, отчужденное, невырази­
тельное, застывающий взгляд, амимичное, маскообразное, заторможен­
ное, с гримасами, с навязчивыми движениями.................................

Рекомендации

Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры рас­стройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следую­щее (подчеркнуть и дополнить):

- Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающе-
коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волную­
щее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое со­
блюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;

- Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий
и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняюще­
гося поведения ребенка;

-Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенно­го и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стреми­тесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и послед­ствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состоя­ние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помо­гайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируй­те провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положитель­но подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чув­ство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, сти­муляции чувства прекрасного у ребенка и другие;

- Используйте стратегии с учетом состояния ребенка. Например, сти­
мулируйте гуманные чувства, если нарушенное поведение не выраже­
но крайне и есть критика к собственному нарушенному поведению;

- Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок мо­
жет совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудниче­
стве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то
не так;

- Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на гра­
ни приятного с неприятным с преобладанием приятного у ребенка в
специально организованной предметно-практической, продуктивной де­
ятельности, игровых ситуациях;


- Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенно­
го или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограни­
чений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой,
предметно-практической и продуктивной деятельности;

-Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продук­тивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ре­бенка на иное состояние;

- Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят
характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует
поведение других детей или являются отражением общей эмоциональ­
ной и интеллектуальной незрелости ребенка;

- Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью кор­
рекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования
явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положитель­
ных эмоций у депрессивных детей;

- Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для от­
реагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально
организованных игровых ситуациях;

- Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите
демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предпо­
лагаемые результаты в игре или иной деятельности;

- Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если по­
ведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;

- Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство
юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда по­
ведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние аг­
рессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного
особенного и нарушенного поведению ребенка;


Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком

Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочу- не буду»?; Зачем дети говорят «не хочу- не буду», делают наоборот: что­бы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он во­ображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрос­лыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример.

Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хо­чешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком ве­селое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: ос­таться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зави­сишь?; Чего стесняются дети?

Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых, других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубые слова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом оби­жаешься?

Эмоциональная отгороженность. У тебя бывает так, что тебя спраши­вают, ты СЛЫШИШЬ вопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играет один, не очень ласковый?

Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает, мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?


 




Содержание

Таблица анализа симптомов расстройств поведения

и эмоций у детей.......................................................................... 14

Что такое расстройства поведения и эмоций у детей?
(Задание для взрослых)............................................................. 16

Заключение.................................................................................. 20

Рекомендации.............................................................................. 25

Вопросы дли диагностической, ситуативной

и личностной беседы С ребенком............................................ 27

Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей


 


Р69


Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1

Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практиче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.202 (0.013 с.)