![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детейСтр 1 из 4Следующая ⇒
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Р69 Романов А. А. Расстройства поведения и эмоцийу детей в целом.Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1 Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. УДК 376 ББК 88.8t-53.57 ISBN 5-901409-05-1 | - Романов А.А., 2003 i - Оформление. Издательство «ПЛЭЙТ»,2003 > - Художник обложки. Хрулева О., 2003 Когда специалист-психолог сталкивается с особенным или нарушенным поведением ребенка, то главными диагностическими задачами является выяснение выраженности и синдром-структуры нарушенного поведения ребенка в целом, уточнение какие расстройства присоединяются к основному, соотнесение запроса ближайшего социального окружения ребенка (родителей или педагогов) с результатами диагностики. Так, например, запрос родителей или педагогов может быть противоречивым, более узким, конкретным и не всегда соответствовать причине расстройств поведения и эмоций у детей. Определение, уточнение синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка в данном пособии предлагается с помощью следующих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком; в процессе собеседования специалиста с ребенком; в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности. Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное значение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно. В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выделить общие, комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей - это внешние, наблюдаемые проявления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длительность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоянием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новизну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к присутствию других; способность ориентации на состояние другого, налаживания и согласования совместных действий с другими; осознанность
Специфические — это признаки, ситуационно-личностные реакции наиболее характерные для конкретного расстройства. Например, ребенок в состоянии негативизма, упрямства часто использует в речи слова «не хочу - не буду», отказывается или делает наоборот. Ребенок в состоянии эмоциональной отгороженностиплохо ориентируется, распознает эмоциональные состояния других, что препятствует налаживанию и согласованию совместных действий со сверстниками. Для гиперактивного ребенка специфическими являются избыточность, суетливостьдвижений, чрезмерная сила голоса, темп речи и пр. Опросники, схемы наблюдения могут помочь специалисту в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Кроме этого, вы можете дополнять опросники новыми ситуационно-личностными реакциями, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, продуктивной, игровой и другой деятельности. При этом необходимо помнить, что симптомы расстройств поведения и эмоций, сочетаясь, образуют синдром-структуру (гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания, эмоциональная отгороженность с негативизмом и эгоцентризмом, страхи с нерешительностью и т. д.). Чтобы определить синдром-структуру расстройств поведения и эмоций у ребенка (качественная диагностика), необходимо выделить те симптомы расстройства, которые встречаются наиболее часто (количественная диагностика). Помните, что ситуационно-личностные реакции, симптомы расстройств поведения и эмоций, которые проявляются устойчиво более 6-ти месяцев, требуют особого внимания со стороны взрослого. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого) Ф.И.О. ребенка............................................... Возр........................... Дата заполнения................... Заполнил: родитель, психолог, педагог .................................................................. Подчеркните частовыраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны. АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжи ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с тру ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в
ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится; НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избе СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра .................................................................... Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному .... :........................................ Реакция на новизну: боится входить в новое помещение............... ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ре СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательно
интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: без ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все иг ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слиш НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: пута Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость кзамечаниям. И трудности переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени.................... Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания, Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагруз
Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей' (Задание для взрослых) Прочитайте перечень расстройств поведения и эмоций, расгруппируй-те неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните неподходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специалистами. Агрессия, агрессивность -это:агрессивность скрытая; агрессивность Оппозиционно-вызывающее поведение:беспардонность; бесцеремон Негативизм- это:бессмысленная настойчивость; действия наперекор; Демонстративность-это:бравирование; взбалмошность; выделываю- Эмоциональная отгороженность- это: безразличие; безучастность; Вспыльчивость- это:бесноватость; взрывчатость; вскипающий; вып Обидчивость-это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; кап Конфликтность-это:базарность; бескомпромиссность; вздорность; за Дурашливость-это: балагурство; безалаберность; беззаботность; бес- Нерешительность-это:беззащитность; безропотность; беспомощность; бессловесность; забитость; зависимость от других; зависимость от мнения окружающих; замешательство; застенчивость; избегание нового; кротость; лишенный твердости человек; мнительность; неинициативность; несамостоятельность; неуверенность; робость; покорность; постоянно колеблющийся человек; постоянно сомневающийся; стеснительность; трусоватость; уступчивость; чувствительность к мнению о себе
Тревожность- это: беспокойный взгляд; беспокойство; беспричинное Скованность-это:зажатость; моторная неловкость; неестественность; Заторможенность- это:бездеятельность; безразличность; безучаст Эгоцентричность- это: неспособность встать на точку зрения друго Эгоистичность, эгоизм- это: высокомерность; забота о своем «Я» в Избегание (дефицит) умственных усилий это:алогичность; бездум-18 ность; бездумность; безмозглость; бестолковость, глупость; легкомыс Дефицит внимания- это: невнимательность; рассеянность; растяпа
Речевая расторможенность- это:балаболка; болтливость; говорли Не понимание словесных инструкций. 1) сложных:непонятливость; Застреваемость-это:выклянчивание; вязкость; догматичность; докуч Сниженная умственная и физическая работоспособность:действия Заключение Ф.И.О. ребенка ...................................... Возр.......................... Дата заполнения Заполнил: родитель, психолог, педагог Обследование проводилось в процессе: собеседования с родителями, В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы: 1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органи- 2. Особенности мимики(подчеркнуть и дополнить). Выражение лица: Рекомендации Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее (подчеркнуть и дополнить): - Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающе- - Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий -Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чувство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие; - Используйтестратегии с учетом состояния ребенка. Например, сти - Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок мо - Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на гра - Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенно -Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние; - Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят - Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью кор - Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для от - Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите - Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если по - Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочу- не буду»?; Зачем дети говорят «не хочу- не буду», делают наоборот: чтобы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он воображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрослыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример. Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хочешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком веселое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: остаться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зависишь?; Чего стесняются дети? Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых,других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубыеслова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом обижаешься? Эмоциональная отгороженность. У тебя бывает так, что тебя спрашивают, ты СЛЫШИШЬвопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играетодин, не очень ласковый? Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает,мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?
Содержание Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей.......................................................................... 14 Что такое расстройства поведения и эмоций у детей? Заключение.................................................................................. 20 Рекомендации.............................................................................. 25 Вопросы дли диагностической, ситуативной и личностной беседы С ребенком............................................ 27 Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Р69 Романов А. А. Расстройства поведения и эмоцийу детей в целом.Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. - М.: «Плэйт», 2003. - 32 с: ил. -(Серия «Игровая терапия для детей и взрослых») ISBN 5-901409-05-1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.028 с.) |