Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационально-эмотивное поведенческое консультирование↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рационально-эмотивное поведенческое консультирование
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Фундаментальные и первичные цели
Фактически все люди имеют три фундаментальные цели (ФЦ): выжить, быть относительно свободными от боли и быть в разумных пределах удовлетворенными, или довольными. Люди имеют субцели, или первичные цели (ПЦ) — люди хотят быть счастливыми: • сами по себе; • в общении с другими людьми; • интимно, с несколькими избранными другими людьми; • в сфере информации и образования; • профессионально и экономически; • в сфере отдыха и развлечений (Ellis, 1991b).
В РЭПК эти основные цели рассматриваются скорее как выбор или предпочтение, чем как нужды или потребности. Рациональная жизнь включает в себя мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они способствуют достижению выбранных целей, в то время как нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они препятствуют достижению поставленных целей. Рациональная жизнь подразумевает поддержание разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, или между удовольствиями «здесь-и-те-перь» и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем. Таким образом, рациональность может быть определена как использование разума при следовании выбранному краткосрочному или долгосрочному гедонизму.
Эмоции, когниции и поведение
В одной из написанных на начальном этапе деятельности научных статей, посвященных «рациональной психотерапии», Эллис (Ellis, 1958b) предложил три фундаментальные гипотезы. Во-первых, мышление и эмоции связаны. Во-вторых, мышление и эмоции так тесно связаны, что они обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствие», и в некоторых (хотя едва ли во всех) отношениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью. В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений; предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоциями. Таким образом, внутренние самовысказывания людей могут и генерировать, и изменять их эмоции. Кроме того, Эллис (Ellis, 1988, 1989, 199 lb) подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействуют с поведением. Например, люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на мысли и чувства. Таким образом, когниции, эмоции и поведение редко удается разграничить и выделить в чистом виде, едва ли это вообще возможно.
Холодные, теплые и горячие когниции
Разделение Эллисом (Ellis, 1988, 1991b) когниции на холодные, теплые и горячие иллюстрирует, каким образом чувства объединяются в когниции. Горячие когниции влияют на более интенсивные чувства и генерируют более интенсивные чувства, чем теплые или холодные когниции. Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Теплые когниции — это предпочтительные мысли или рациональные установки. Они включают в себя оценку холодных когниции, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, и порождают такие чувства. Горячие когниции содержат горячие (резкие) или «высокие» оценочные мысли и обычно предполагают наличие сильных или очень сильных чувств. Эллис приводит следующий пример. Мужчина, жена которого очень сердита, имеет три следующих варианта выбора. • Холодная когниция: «Я вижу, что моя жена вспыльчива». • Теплые, или предпочтительные, чувства-когниции: «Мне не нравится ее вспыльчивость, мне не хотелось бы, чтобы она так действовала. Как меня раздражают ее поступки!». • Горячие чувства-когниции: «Я совершенно не выношу ее нападки! Она не должна оскорблять меня! На черта она мне нужна, если так поступает! Я убью ее!» (Ellis, 1991 b, p. 154). Горячие мысли могут быть различной степени накаленности. Имеет большое значение, как выражаются эти мысли: иногда или всегда, наигранно или искренне; умеренно или настойчиво, вкрадчиво или пылко, тихо или громко; важно также, возникают эти мысли в одной определенной ситуации или во многих ситуациях (Ellis, 1988).
Уместные и неуместные эмоции
В РЭПК не отрицаются эмоции, а, скорее, делается акцент на уместных эмоциях. Неуместными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Например, уместно в чужом и сложном мире быть испуганным, осторожным, бдительным, чтобы можно было предпринять любые шаги, необходимые для реальной защиты. Однако тревога и чрезвычайная озабоченность являются неуместными эмоциями, так как они основаны на иррациональном мышлении или на безумных убеждениях и могут препятствовать достижению целей. Точно так же враждебность может быть и вредной, и полезной. Положительное значение враждебности заключается в том, что дискомфорт или раздражение признаются индивидом и побуждают его к совершению действия, направленного на преодоление или минимизацию раздражения. Отрицательное значение враждебности заключается в том, что обвинение других людей и мира в целом может блокировать эффективные действия, делать данного человека еще более несчастным и вызывать враждебность со стороны других людей и в дальнейшем. Таким образом, эмоции уместны тогда, когда в их основе лежат рациональные установки, которые являются функциональными в том отношении, что они не блокируют возможность эффективного действия и достижения фундаментальных и первичных целей. Радостные и приятные эмоции могут также быть уместными или неуместными. Например, люди могут чрезмерно гордиться, когда их хвалят другие, потому что у них сформировались абсурдные установки относительно потребности в одобрении со стороны других. Разумный баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных гедонистических целей предполагает баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных уместных приятных эмоций.
Биологические тенденции
У всех людей отмечается напряженность, связанная с противостоянием двух врожденных творческих тенденций (Ellis, 1993b). С одной стороны, люди имеют тенденцию создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели человеческих существ. Люди обладают большим потенциалом, который позволяет им быть рациональными и создавать удовольствие. С другой стороны, люди склонны создавать, развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, несоответствующие эмоции и дисфункциональное поведение. Теоретики РЭПК утверждают, что часто люди «биологически предрасположены к тому, чтобы ревностно, неистово и непреклонно создавать долженствования (musts) и другие иррациональные установки, вызывающие нарушение душевного равновесия, и держаться за эти установки» (Ellis, 1993b, p. 199). Таким образом, люди обладают огромным потенциалом, позволяющим им разрушать самих себя и других индивидов, быть нелогичными и непрерывно повторять одни и те же ошибки. Эллис полагает, что главные виды человеческой нелогичности можно обнаружить фактически у всех людей, независимо от их культурного и образовательного уровня. Склонность к совершению ошибок заложена у людей от рождения. Тот факт, что людей, видимо, очень легко обусловить в направлении дисфункционального мышления и поведения, и то, что очень трудно потом что-либо изменить, рассматривается как свидетельство наличия у людей врожденной тенденции к нелогичности (Ellis, 1980). Неспособность людей принимать действительность почти всегда заставляет их проявлять характерные черты эмоционального нарушения душевного равновесия. Однако в генетической предрасположенности к нелогичности существуют различия. Консультантам полезно признавать наличие у людей сильной врожденной тенденции к нелогичности. Ожидания консультантов, касающиеся прогресса клиентов, должны стать более реалистическими. Одного лишь понимания клиента самого по себе недостаточно. Консультанты должны убедить клиентов в необходимости упорно работать и постоянно практиковаться и для того, чтобы измениться, и для того, чтобы сохранить свои достижения.
Первичная АУП А1 «Я сегодня плохо работал». У1 «Это ужасно! Ведь я должен преуспеть!» П1 «Я встревожен, угнетен и чувствую себя ничего не стоящим».
Вторичная АУП А1 (П1) «Я встревожен, угнетен и чувствую себя ничего не стоящим». У2 «Поскольку я не должен чувствовать себя встревоженным, угнетенным и ничего не стоящим, разве это не ужасно?!» П2 «Я чувствую себя еще более встревоженным, угнетенным и ничего не стоящим». Люди часто тревожатся по поводу своей встревоженности, испытывают депрессию в связи с депрессией, ощущают чувство вины из-за чувства вины и так далее.
4. Производные вторичных жестко требующих убеждений. Теперь люди могут предпочесть индуцировать нагнетание страха, развитие «болезни» «Я не могу этого выдержать-ит», развитие ощущения собственной никчемности и предсказание неудачи на основании как вторичных, так и первичных убеждений долженства. Теперь имеют место два отрицательных последствия и их производные, причем они равноценны. Люди также могут постоянно проходить через имеющий вид спирали циклический процесс и усиливать страдание, которое они создают своими «прекрасными» жалобами.
Взаимодействия Ц, А, У и П
Так же как и когниции, эмоции и поведение взаимодействуют друг с другом и фактически никогда не бывают полностью «чистыми» (так же, как АУП, рассматриваемые в РЭПК). Цели (Ц), активизирующие события (А), убеждения (У) и последствия (П), «по-видимому, все сотрудничают друге другом» (Ellis, 1991b, p. 145). Эллис приводит следующий пример. В мотивации к получению пищи (если учитывать цели, связанные с необходимостью выживания) можно выделить когнитивный компонент («Пища хороша и питательна, так что мне лучше ее приобрести»), эмоциональный компонент (удовольствие, получаемое при употреблении в пищу хороших продуктов, и неудовольствие, получаемое при употреблении в пищу плохих продуктов), поведенческий компонент (например, приготовление пищи) и физический компонент (например, вкус, запах, вид пищи, ощущения, получаемые при контакте с пищей) (Ellis, 1991b, p. 145). Отношения между активизирующими событиями (А) и убеждениями (У) основаны на взаимодействии и являются взаимными. Например, люди, которые сталкиваются с таким активизирующим событием (А), как потеря одобрения, могут воспринимать его как несерьезную обиду, если у них имеется следующее убеждение (У): «Я предпочитаю, чтобы меня одобряли, но это не обязательно». Однако люди могут воспринимать то же самое событие (А) как безжалостное преднамеренное оскорбление, если они имеют такое убеждение (У): «Меня должны одобрять, в противном случае я ничего не стою!» (Ellis, 1991b, 146-7). Эллис считает, что люди почти всегда добавляют или конструируют когнитивные, эмоциональные и поведенческие элементы для А. Коль скоро люди неоднократно выстраивают свои иррациональные установки, эти установки превращаются в «Основную философию», которая кажется людям абсолютно правильной. Один из клиентов Эллиса сделал следующее замечание: «У возникает вслед за А, но затем У становится перед А и индуцирует развитие новых A» (Ellis, 1991b, 160). Отношения между У и П также являются взаимными и основаны на взаимодействии. Например, убеждения предпочтения или долженства (У) ведут к различным последствиям (П). Последствия (П) также оказывают реципрокное влияние на убеждения (У). Эллис приводит в пример людей, которые, однажды получив отказ (А) и почувствовав себя угнетенными (П), нередко начинают избегать тех, кто может им отказать (также П), поскольку предпочитают создать такие убеждения, как: «Такой-то глуп, и не стоит к нему приближаться» или: «Если я захочу с кем-нибудь сблизиться, я без труда смогу найти людей получше, чем Такой-то» (Ellis, 1991b, p. 149). Установки, энергично взаимодействующие с эмоциональными и поведенческими последствиями, являются «когнитивно-эмотивными» (Ellis, 1991b, p. 153).
НОВОВВЕДЕНИЯ
Как люди приобретают рациональные и иррациональные когниции? В этом разделе рассматривается приобретение жестких убеждений требования и долженства, а также их производных. Эллис подчеркивает, что убеждения долженства являются в высшей степени эмоциональными и поведенческими, а также когнитивными. Более того, эти долженствования являются «неотъемлемой частью человеческих Целей, Активизирующих событий, Убеждений и негативных Последствий в тех случаях, когда люди превращаются — или превращают себя — в невротиков» (Ellis, 1991b, p. 164). Эллис делает основной акцент на изучении механизма поддержания иррациональности, а не на механизме ее приобретения. Прошлое нельзя уничтожить, и чрезмерное сосредоточение на чувствах людей, связанных с их прошлым, является непродуктивным. Эллис советует людям: «Забудьте ваше "кошмарное" прошлое» (Ellis, 1988, р. 69). Он полагает, что психологи чрезмерно сосредоточиваются на том, как люди становятся нелогичными, но это не помогает выяснять, почему люди ведут себя неадекватно и что они должны делать для того, чтобы изменить свое поведение. Таким образом, Эллис рассматривает механизм развития иррациональных когниции и убеждений долженства достаточно «бегло». Все же можно выделить три главные линии: биологию, социальное научение и выбор иррациональных когниций. Поскольку биологические, или врожденные, склонности к иррациональности были рассмотрены ранее, здесь основной акцент будет сделан на социальном научении и на выборе.
Социальное научение
Итак, известно, что люди от рождения явно предрасположены к иррациональности; эта тенденция часто углубляется под воздействием окружающей среды, особенно в начале жизни, когда люди наиболее уязвимы для внешних влияний. Эллис считает, что люди в основном поддаются внушению, но он признает наличие врожденных различий (Ellis, 1977b). Иррациональные идеи, которые могут быть уместными в раннем детском возрасте, учитывая беспомощность ребенка, приобретаются по ряду причин (Ellis, 1989; 1991b; Ellis, Harper, 1961, 1975). Во-первых, маленькие дети не способны думать четко. У них имеется сильно выраженное стремление получить вознаграждение скорее немедленно, чем в будущем, и они не способны проводить различие между реальными страхами и предполагаемыми. Но по мере взросления нормальные дети начинают менее настойчиво добиваться немедленного удовлетворения своих желаний и требований. Во-вторых, требования детей часто можно удовлетворить, «прибегая к волшебству». Например, родители могут сказать ребенку, что волшебная крестная мать когда-нибудь выполнит его желание. В-третьих, на детей оказывают влияние планирование и мышление других людей. В-четвертых, у самих родителей и у других членов семьи имеются иррациональные тенденции, предубеждения и суеверия, которые они передают детям. В-пятых, большое значение в наше время имеет идеологическая обработка, производимая средствами массовой информации. В-шестых, культура и религия могут способствовать передаче иррациональных, пагубных для человека и для общества представлений.
Биологические тенденции
Биологически обусловленная тенденция людей к иррациональности не сходит на нет с достижением зрелости, эта тенденция является частью генетического наследства, которое оказывает на людей влияние в течение всей жизни. Эллис подчеркивает: «Люди предрасположены к бессознательному привычному продлению состояния, характеризующегося дисбалансом психических функций, а также предрасположены к ожесточенной борьбе, направленной на избавление от дисфункциональное™» (Ellis, 1987, р. 365). Вместо того чтобы поддерживать реалистический баланс между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, люди главным образом отдают предпочтение краткосрочному гедонизму. Предпочтение получения удовольствия в данный момент является главным источником сопротивления изменению.
Эмоциональный вклад
Абсолютистские долженствования часто являются «горячими» когнициями, которые включают в себя сильно выраженный оценочно-чувственный компонент. Такие когниции являются чрезвычайно стойкими, и поэтому их трудно изменять. Кроме того, люди развивают не только производные своих первичных иррациональных убеждений, но и вторичные иррациональные убеждения и их производные. В результате уровень эмоциональности людей повышается, после чего они могут начать мыслить еще более иррационально. Люди часто оказываются не в состоянии увидеть, как сильно они расстроены. Более того, люди начинают расстраиваться настолько сильно, что им не удается определять состояние реальности и рассматривать свои иррациональные убеждения, используя те способы, которые они использовали в других случаях. Возникает так называемая ситуация «ловушки 22» — нереалистичные убеждения (У) создают разрушительные чувства (П), которые, в свою очередь, «раздувают огонь» и усиливают нереалистичные убеждения (У). Кроме того, нереалистичные убеждения (У) создают дисфункциональное поведение (П), которое, в свою очередь, также усиливает и углубляет нереалистичные убеждения (У). Последствия иррациональных убеждений ухудшают людей, вместо того чтобы улучшать их.
К научному мышлению
Люди продолжают выводить себя из состояния душевного равновесия, потому что им не удается рассматривать с научной точки зрения то, что происходит в мире (ЧПИ). Для того чтобы думать научно, людям необходимо постоянно наблюдать и проверять «факты» и таким образом выяснять, насколько «истинными» они являются, изменились они или нет. Научное мышление является гибким, для поддержания или отрицания данной точки зрения требуются доказательства. Использование научного метода также подразумевает скептическое отношение к мнению, что во вселенной существуют какие бы то ни было абсолютные стандарты «хорошего» и «плохого». Ученые не разработали абсолютных правил человеческого поведения. Однако, как только люди ставят перед собою цели, например стать счастливыми, наука до некоторой степени может помочь определить, достигают ли люди этих целей. Люди упорно следуют иррациональным установкам, потому что они не в состоянии использовать научные методы, чтобы оценить свои установки с помощью таких вопросов, как «Является ли это убеждение реалистическим, основано ли оно на фактах?», «Действительно ли эта установка логична?» (например, «Логично ли думать, что люди должны всегда действовать со знанием дела?»), «Может ли это убеждение быть опровергнуто?» (Ellis, 1988а).
Подкрепляющие последствия
Люди могут эмоционально, когнитивно и поведенчески подкреплять свои иррациональные установки. Абсолютистские убеждения долженства лежат в основе сильных отрицательных чувств, таких как серьезный гнев и депрессия; поэтому подобные убеждения кажутся истинными. Когнитивно и поведенчески люди подкрепляют свои убеждения, используя различные способы в зависимости от конкретной установки. Например, люди, которым требуется социальное одобрение, избегают ситуаций, связанных с социальным риском; причем, поступая так, они убеждают себя, что слишком трудно и опасно поступать иначе. Кроме того, избегая социально острых ситуаций, такие люди могут испытывать ощущение эмоционального облегчения. Комбинация эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций таких людей делает их скорее более, а не менее социально тревожными. Люди, которые очень сильно сердятся, преувеличивая отрицательные качества своих «врагов», таким образом оправдывают и подкрепляют сформировавшиеся у них ранее убеждения, выводящие из состояния душевного равновесия их самих. Кроме того, поведение таких людей может вызывать враждебные реакции у других, что делает установки данных людей законными в их собственных глазах и превращает эти установки в самоосуществляющиеся пророчества. Как только порожденные самими людьми тревожащие процессы начинают в какой-то момент происходить повторно, люди начинают пробовать, причем безуспешно, справиться со своими эмоциональными расстройствами; при этом они часто приходят к заключению, что пробовать больше не стоит. Эллис (Ellis, 1987) считает, что описанный путь является самым плохим кратчайшим путем из всех возможных. Люди сдаются своим эмоциональным расстройствам.
Акцент на «ужасном» прошлом
Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: «Вас первоначально вывели из состояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и не ваше прошлое. Это сделали вы сами» (Ellis, 1988, р. 70). Люди сохраняют эмоциональное беспокойство, выискивая причины его возникновения в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредоточиваться на настоящем, в котором они могут расстраивать себя теми же самыми иррациональными убеждениями, которыми они расстраивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изменять настоящее и будущее. Более того, часто перенесение акцента на прошлое влечет за собой постановку чрезмерно сильного акцента не только на прошлом (относительно настоящего), но и на поведении других людей (относительно собственного поведения). Сосредоточение на прошлом скорее затушевывает, чем выводит на первый план, ответственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис (Ellis, 1989) полагает, что многие подходы консультирования, например психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать столкновений с настоящим и при этом сосредоточиваться на прошлом.
Другие когнитивные факторы
Эллис (Ellis, 1987) перечисляет множество других факторов, посредством которых люди сохраняют и усиливают свои иррациональные убеждения и эмоциональные расстройства. Невежество. Люди, в том числе некоторые консультанты, могут верить, что быть чрезмерно расстроенным нормально. Они оказываются не в состоянии проводить различие между уместными и неуместными мыслями, чувствами и поведением. Глупость. Многие люди слишком невежественны для того, чтобы эффективно работать со своими эмоциональными проблемами. Они не в состоянии достаточно глубоко понять, что они сами вызывают у себя нарушение душевного равновесия. Невосприимчивость. Без помощи консультантов многие люди, у которых нарушено душевное равновесие, редко обращают внимание на свои иррациональные убеждения и идеи и на то, как они создают свое расстройство и управляют им. Многие люди с нарушенным душевным равновесием не могут осознать, что они расстраивают самих себя, даже тогда, когда консультанты указывают им на это. Жесткость. Даже признавая наличие у себя пагубных иррациональных убеждений, многие люди твердо придерживаются установок долженства и их производных, например люди нередко склонны нагнетать страх и индуцировать развитие у себя «болезни» «Я не могу этого выдержать-ит». Такие люди могут быть психотиками, у них могут быть диагностированы пограничные расстройства, некоторые же из них являются обыкновенными ригидными мыслителями. Оборонительность. Люди склонны избегать столкновения лицом к лицу со своими проблемами. Они используют различные методы искажения и отрицания проблем. Например, люди могут не желать чувствовать, что они настроены враждебно, имеют параноидальные черты или чрезмерно углублены в свой внутренний мир. Они также могут быть не в состоянии выявлять поведение, которого стыдятся. Неисправимый оптимизм и безразличие. Некоторые люди, склонные к чрезмерной тревожности и страдающие от какой-либо серьезной болезни, например от болезни сердца или от рака, могут справляться с данной проблемой, отрицая серьезность своего заболевания. Иногда такие защитные маневры помогают людям справляться с проблемами. Однако во многих случаях такое мышление может блокировать усилия, направленные на достижение физического здоровья и психологического изменения. Изменение ситуации. Многие люди находят выход в изменении ситуации, например стремятся получить развод, вместо того чтобы попытаться изменить себя и только после этого подумать, действительно ли следует изменить ситуацию. На каждого невротика, который действительно пробует фундаментально изменить способ мышления, приходятся, вероятно, десять невротиков, которые пытаются чувствовать себя лучше, изменяя ситуации, в которых их поведение является саморазрушающим, а не добиваясь реального улучшения. Это соотношение остается практически неизменным независимо от того, проходят люди курс консультирования или нет. Другие паллиативные средства. Люди и их потенциальные помощники прибегают ко многим паллиативным средствам для того, чтобы справиться с эмоциональными нарушениями, вместо того чтобы добираться до корней этих нарушений. Многие клиенты и потенциальные клиенты применяют методы отвлечения, такие как прогрессирующую релаксацию, использование биологической обратной связи, медитацию и йогу. Некоторые пытаются применять поверхностное позитивное мышление. Многие люди теряют себя, вступив в политические, религиозные или мистические секты. Очень часто люди употребляют средства, вызывающие на короткое время приятные ощущения, например алкоголь и наркотики. Короче говоря, многие люди, у которых нарушено душевное равновесие, прибегают к средствам «низкого уровня» и к паллиативным средствам, но не ищут радикальное решение. Кроме того, многие люди либо не хотят обращаться к консультантам, либо, все-таки обратившись к специалистам, сопротивляются изменению. Эллис подчеркивает, что главной причиной сопротивления клиентов является то, что «большинство клиентов — это "естественные сопротивляющиеся", которые полагают, что сопротивление изменению является очень легким, и считают, что сопротивляться своему сопротивлению необычайно трудно» (Ellis, 1987, р. 371).
Цели
Две главные цели РЭПК: «во-первых, помочь людям избавиться от эмоциональных блоков и расстройств; во-вторых, помочь людям стать более полно функционирующими, более самоактуализирующимися и более счастливыми» (Ellis, 199H, р. 7). Консультанты, практикующие данный подход, нацелены на то, чтобы «помогать клиентам совершать глубокие философские изменения или, скорее, «отдаваться» этим изменениям, и, прежде всего, помогать им заменять жесткое мышление долженства предпочитающим» (Ellis, 1991b, p. 164). В РЭПК делается акцент на изменении когниций, эмоций и поведения клиентов (Ellis, Bernard, 1986). Когнитивно консультанты, практикующие РЭПК, стремятся помочь своим клиентам стать более рациональными и отказаться от «ребяческой требовательности — главного элемента эмоционального беспокойства» (Ellis, 1989, р. 214). Эмоционально они стремятся помочь клиентам почувствовать себя более адекватно по отношению к реальности. Поведенчески консультанты, практикующие РЭПК, стремятся помочь клиентам действовать более эффективно, чтобы достигать фундаментальных и первичных целей.
Консультант как учитель
Эллис рассматривает роль рационально-эмотивно-поведенческого консультанта как роль «авторитетного (но не авторитарного!) и поощряющего учителя, который стремится научить клиентов быть наилучшими терапевтами для самих себя, коль скоро курс консультирования заканчивается» (Dryden, Ellis, p. 143). Уже на первом занятии консультанты пробуют познакомить клиентов с «азбукой» (с АУП-схемами), объяснить им, как люди выводят сами себя из состояния душевного равновесия; кроме того, консультанты описывают процесс рационально-эмотивно-поведенческого консультирования (Ellis, 1992a). Со временем консультанты перестают ограничиваться только обсуждением убеждений клиентов и начинают учить клиентов оспаривать свои собственные убеждения. Таким образом, при проведении рационально-эмотивно-поведенческого консультирования, каким бы кратким ни был курс, консультанты стремятся сформировать у клиентов понимание, философию и навыки, которыми они смогут пользоваться как в интервалах между занятиями, так и впоследствии. Консультанты РЭПК, так же как учителя, не обращаются со всеми клиентами одинаково. Отдавая себе отчет в том, что люди имеют и сходства, и различия, они прибегают к различным методам убеждения, определяют объем домашнего задания и оптимальное сочетание когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов индивидуально для каждого конкретного клиента.
И их производных
Для того чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производные исчезли, недостаточно только признать их наличие. Консультанты и клиенты должны объединиться, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования, пожалуй, наиболее часто используется при проведении РЭПК (Ellis, 1980). Дискути-рование включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. В большинстве случаев рационально-эмотивно-поведенческие консультанты быстро «ловят» клиентов, когда те «выдают» свои основные иррациональные идеи и их производные; затем консультанты подвергают сомнению и оспаривают эти идеи. Кроме того, они учат клиентов оспаривать собственные установки. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют тогда, когда люди формируют и сохраняют иррациональные убеждения. Поэтому при обсуждении иррациональных убеждений и их производных работа консультантов, вероятно, будет более эффективной, если они будут работать, используя все три модальности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, а не одну или две. Однако ни одна модальность не является полностью чистой, не содержащей элементы других модальностей.
Научный опрос
Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса. Консультанты требуют от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для обсуждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭПК нацелено на обучение навыкам самопомощи): • «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?» • «Могу ли я рационально защищать это убеждение?» • «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?» • «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?» • «Почему это ужасно?» • «Почему я не могу этого вынести?» • «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?» • «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?» • «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»
Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий (Э), связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями. Для клиентов, стремящихся к элегантному изменению, желательным результатом научения тому, как надо оспаривать иррациональные убеждения, является формирование Эффективной Новой Философии, которую можно применять и в настоящее время, и в будущем.
Ниже приведен пример (Ellis, 1988). А Я иду на собеседование и не получаю работу.
У «Мне никогда не должны отказывать». «Как ужасно получить отказ!» «Я не смогу выдержать отказ!» «Этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек». «Я всегда неправильно держусь во время собеседований, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу»
П Нежелательные эмоциональные последствия: депрессия, ощущение собственной никчемности, тревога, гнев. Нежелательные поведенческие последствия: отказ идти на другие собеседования, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за сильной тревоги.
Д «Почему мне никогда не должны отказывать?» «Почему ужасно получить отказ?» «Почему я не могу вынести этот отказ?» «Почему этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек?» «Почему я должен всегда неправильно держаться во время собеседования?»
Э «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее». «Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я могу выдержать отказ, хотя мне не может понравится получение отказов». «Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто получение, отказа указывает на то, что у меня есть некоторые "неудачные" черты». «Я не должен всегда неправильно держаться во время собеседования по приему на работу, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках». Показательный эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным. Показательный поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования по приему на работу.
Обсуждение
Консультанты могут обсуждать с клиентами различные аспекты их иррационального мышления. Например, с 24-летним программистом Роджером, который боялся публичных выступлений, Эллис обсуждал вред самооценки; Эллис рассматривал возможность безусловно принимать себя, независимо от того, как прошло выступление, и от того, беспокоился ли Роджер из-за возможной неудачи и демонстрации своей тревоги окружающим (Ellis, 1991е).
Техники, используемые при выполнении домашнего задания
Клиенты должны неоднократно бросать вызов своим иррациональным убеждениям и практиковаться в использовании навыков оспаривания как для того, чтобы закрепить эти навыки, так и для того, чтобы подкреплять новые рациональные философии. В РЭПК используются различные методы, которые целесообразно применять при выполнении домашнего задания для развития навыков оспаривания. Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощряют клиентов записывать занятия и прослушивать каждую сделанную запись по несколько раз. Использование бланков, предназначенных для оказания самопомощи. Консультанты поощряют клиентов заполнять бланки, предназначенные для оказания самопомощи. Консультанты, проверяя бланки, обращают внимание на то, насколько точно клиенты обсуждают свои иррациональные убеждения. Например, заполняя форму, составленную Сичелем и Эллисом (Sichel, Ellis, 1984), клиенты идентифицируют активизирующее событие (А) и последствия или условия (П), которые они хотели бы изменить. Затем лист делится на три колонки. В первой колонке клиенты обводят кружком те из 13 иррациональных убеждений (У) (например, «Я ДОЛЖЕН все делать хорошо или очень хорошо!», «Люди ДОЛЖНЫ соответствовать моим ожиданиям, иначе жизнь становится УЖАСНОЙ!»), которые ведут к определенным последствиям (П). Кроме того, клиенты могут добавлять другие имеющие для них значение иррациональные убеждения. Во второй колонке имеется место для того, чтобы можно было оспорить (Д) каждое обведенное кружком иррациональное убеж<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.012 с.) |