Выявление иррациональных убеждений и их производных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление иррациональных убеждений и их производных



 

Консультанты, как учителя, обнаруживают иррациональные убеждения клиентов, их долженства и их производные, например нагнетание страха. Кроме того, они учат клиентов вести такой поиск самостоятельно. Клиент легче откажется от излишней тре­бовательности, если признает, что ему свойственна эта черта. Эллис знакомит своих клиентов с разработанной им АУП-системой. В пределах системы АУП иррациональ­ные убеждения могут быть прослежены когнитивно, эмоционально и поведенчески. Когнитивно иррациональные установки могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности. В частности, Эллис ищет различные вариации долженства, которые сигнализируют о наличии абсолютистских убеждений долженства у клиентов. Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональных убеждений.

На эмоциональном уровне об иррациональных убеждениях сообщают неадекват­ные чувства. На уровне поведения об иррациональных убеждениях можно судить по пагубным действиям. Иногда когнитивные, эмоциональные и поведенческие «ключи» без труда замечают и консультанты, и клиенты. В других случаях определенные мо­менты могут быть очевидны для консультантов, но клиенты могут не признавать эту очевидность. В некоторых случаях клиенты придерживаются иррациональных убеж­дений, используя едва уловимые и искусные способы, которые создают видимость есте­ственности (Ellis, 1987). Консультантам трудно бывает обнаружить такие установки.

 

Оспаривание иррациональных убеждений

И их производных

 

Для того чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производ­ные исчезли, недостаточно только признать их наличие. Консультанты и клиенты дол­жны объединиться, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования, пожалуй, наиболее часто используется при проведении РЭПК (Ellis, 1980). Дискути-рование включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. В большинстве случаев рационально-эмотивно-поведенческие консультанты быстро «ловят» клиентов, когда те «выдают» свои основные иррациональные идеи и их производные; затем консультанты подвергают сомнению и оспаривают эти идеи. Кро­ме того, они учат клиентов оспаривать собственные установки. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют тогда, когда люди формируют и сохраняют иррациональ­ные убеждения. Поэтому при обсуждении иррациональных убеждений и их производ­ных работа консультантов, вероятно, будет более эффективной, если они будут рабо­тать, используя все три модальности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, а не одну или две. Однако ни одна модальность не является полностью чистой, не со­держащей элементы других модальностей.

 

Дискутирована: когнитивные техники

Научный опрос

 

Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса. Кон­сультанты требуют от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их ирра­циональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для об­суждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭПК нацелено на обучение навыкам самопомощи):

• «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?»

• «Могу ли я рационально защищать это убеждение?»

• «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?»

• «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?»

• «Почему это ужасно?»

• «Почему я не могу этого вынести?»

• «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»

• «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?»

• «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое ирра­циональное убеждение?»

 

Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтитель­ных убеждений или эффективных новых философий (Э), связанных с каждым убежде­нием. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получе­ны на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодейство­вать с данными философиями. Для клиентов, стремящихся к элегантному изменению, желательным результатом научения тому, как надо оспаривать иррациональные убеж­дения, является формирование Эффективной Новой Философии, которую можно при­менять и в настоящее время, и в будущем.

 

Ниже приведен пример (Ellis, 1988).

А Я иду на собеседование и не получаю работу.

 

У «Мне никогда не должны отказывать». «Как ужасно получить отказ!» «Я не смогу выдержать отказ!»

«Этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек». «Я всегда неправильно держусь во время собеседований, в ходе которых ре­шается вопрос о приеме на работу»

 

П Нежелательные эмоциональные последствия: депрессия, ощущение собствен­ной никчемности, тревога, гнев. Нежелательные поведенческие последствия: отказ идти на другие собеседования, в ходе которых решается вопрос о при­еме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за силь­ной тревоги.

 

Д «Почему мне никогда не должны отказывать?» «Почему ужасно получить отказ?» «Почему я не могу вынести этот отказ?»

«Почему этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек?» «Почему я должен всегда неправильно держаться во время собеседования?»

 

Э «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее».

«Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я могу выдержать отказ, хотя мне не может понравится получение отказов».

«Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто получение,

отказа указывает на то, что у меня есть некоторые "неудачные" черты».

«Я не должен всегда неправильно держаться во время собеседования по приему

на работу, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках».

Показательный эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не

угнетенным.

Показательный поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования

по приему на работу.

 

Обсуждение

 

Консультанты могут обсуждать с клиентами различные аспекты их иррационального мышления. Например, с 24-летним программистом Роджером, который боялся публич­ных выступлений, Эллис обсуждал вред самооценки; Эллис рассматривал возможность безусловно принимать себя, независимо от того, как прошло выступление, и от того, беспокоился ли Роджер из-за возможной неудачи и демонстрации своей тревоги окру­жающим (Ellis, 1991е).

 

Техники, используемые при выполнении домашнего задания

 

Клиенты должны неоднократно бросать вызов своим иррациональным убеждениям и практиковаться в использовании навыков оспаривания как для того, чтобы закрепить эти навыки, так и для того, чтобы подкреплять новые рациональные философии. В РЭПК используются различные методы, которые целесообразно применять при выполнении до­машнего задания для развития навыков оспаривания.

Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощ­ряют клиентов записывать занятия и прослушивать каждую сделанную запись по не­сколько раз.

Использование бланков, предназначенных для оказания самопомощи. Консультанты поощряют клиентов заполнять бланки, предназначенные для оказания самопомощи. Консультанты, проверяя бланки, обращают внимание на то, насколько точно клиенты обсуждают свои иррациональные убеждения. Например, заполняя фор­му, составленную Сичелем и Эллисом (Sichel, Ellis, 1984), клиенты идентифицируют активизирующее событие (А) и последствия или условия (П), которые они хотели бы изменить. Затем лист делится на три колонки. В первой колонке клиенты обводят кружком те из 13 иррациональных убеждений (У) (например, «Я ДОЛЖЕН все делать хорошо или очень хорошо!», «Люди ДОЛЖНЫ соответствовать моим ожиданиям, ина­че жизнь становится УЖАСНОЙ!»), которые ведут к определенным последствиям (П). Кроме того, клиенты могут добавлять другие имеющие для них значение иррациональ­ные убеждения. Во второй колонке имеется место для того, чтобы можно было оспо­рить (Д) каждое обведенное кружком иррациональное убеждение. В третьей колонке клиенты записывают эффективные рациональные убеждения (Э), которыми можно за­менить иррациональные убеждения. На бланке также отведено место для описания по­ведения и чувств, пережитых после формирования эффективных рациональных убеж­дений. Форма (бланк) заканчивается следующей самодекларацией, в которой говорится о необходимости работать и постоянно практиковаться: «Я БУДУ УПОРНО ТРУ­ДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ВЫРАБОТАННЫЕ МНОЮ ЭФФЕКТИВНЫЕ РАЦИ­ОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ; Я БУДУ ПОВТОРЯТЬ ИХ САМОМУ СЕБЕ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ, И ЭТО ПОМОЖЕТ МНЕ МЕНЬШЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕ­МЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ МЕНЕЕ ПАГУБНО В БУДУЩЕМ» (Sichel, Ellis, 1984, p. 2).

Другая форма, предназначенная для оказания самопомощи, известна как ДИУ (Дискутирование иррациональных убеждений). ДИУ состоит из шести вопросов: «Ка­кое убеждение я хочу оспорить?»; «Можно ли рационально отстаивать данное убежде­ние?»; «Можно ли доказать верность данного убеждения?»; «Можно ли доказать не­верность данного убеждения?»; «Что самое плохое может случиться со мной, если я никогда не достигну того, чего хотел в связи с данным убеждением?»; «Что хорошее может произойти, если я никогда не достигну того, чего хотел?» (Dryden, Ellis, 1986).

Карточки-напоминания. Клиенты могут записывать рациональные самодекла­рации на карточках 3x5 см и повторять их в промежутках между занятиями.

Перечисление неудобств. Клиентов можно попросить перечислить десять неу­добств, связанных с уклонением от определенного вида поведения (например, от пуб­личных выступлений), и ежедневно просматривать составленный список (Ellis, 1991e).

Применение РЭПК к другим. Клиентов можно побуждать практиковаться, расска­зывая друзьям и родственникам о возникших у них нарушениях душевного равновесия.

Визуализация. Клиентов можно научить мысленно представлять самих себя спра­вляющимися со знанием дела с проблемами, которых они в настоящее время боятся.

Библиотерапия. Можно вменить клиентам в обязанность чтение книг, посвящен­ных оказанию самопомощи. Например, рекомендуются следующие книги: Эллис (Ellis, 1977а, 1988), Эллис и Беккер (Ellis, Becker, 1982), Эллис иХарпер (Ellis, Harper, 1975). Эллис (Ellis, 1993d) хорошо представляет, каковы преимущества и недостатки изуче­ния материалов по самопомощи.

Кассеты, предназначенные для оказания самопомощи. Эллис выпустил мас­су аудио- и видеокассет, включая «Решение эмоциональных проблем» (Solving Emo­tional Problems) (19825), «Как быть счастливым и при этом человечным» (How to be Happy though Human) (1984) и «Как перестать беспокоиться и начать жить» (How to Stop Worrying and Start Living) (1987b). Многие клиенты считают, что эти кассеты являются полезными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.233.8 (0.021 с.)