Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие техники эмотивного дискутирования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Безусловное принятие. Исходное принятие консультантом клиентов как личностей помогает клиентам чувствовать и думать, что их принимают, несмотря на какие бы то ни было свойственные им отрицательные качества. Использование юмора. Разумное использование юмора помогает сводить иррациональные убеждения и пагубное поведение клиентов к нелепости. Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов и используют «игру слов, шутки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающий язык, сленг, а иногда даже веселые непристойности...» (Ellis, 1980, р. 26). Например, Эллис сказал своему клиенту Роджеру, который боялся публичных выступлений: «Тебе действительно следует стыдиться того, что ты избегаешь выступать с речами в обществе. Любой другой человек в твоем возрасте говорит свободно и не чувствует тревоги. Какой ты уникальный тупица!» (Ellis, 1991е, р. 454). Использование таких методов, как побуждение клиентов петь самим себе рациональные юмористические песни (Ellis, 1977d) и рассказывать забавные анекдоты, помогает бороться со склонностью клиентов воспринимать себя, других людей и мир в целом слишком серьезно. Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру, чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют на отношения с другими людьми. Например, Роджер играя роль, с трудом произносил монолог перед Эллисом и группой, к которой он присоединился в дополнение к индивидуальным занятиям. Когда Роджер проявил тревогу в ходе ролевой игры, Эллис остановил его, чтобы дать встревоженному клиенту возможность спросить самого себя: «Что я говорю сейчас такого, что могло бы заставить меня встревожиться? И что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моя тревога исчезла?» (Ellis, 1991e, р. 454).
Дискутирование: поведенческие техники
Эллис сомневается в том, что люди действительно могут изменить свои иррациональные убеждения до тех пор, пока они многократно не окажут противодействие этим убеждениям. В молодости Эллис страдал от сильного страха перед публичными выступлениями и перед встречами с незнакомыми женщинами. Он заставил себя без конца совершать соответствующие действия — произносить политические речи и заводить беседы с женщинами, отдыхающими на скамьях в парке в Ботаническом саду Бронкса. Таким образом Эллис бросил вызов своим страхам. Многократно повторяя соответствующие действия, он смог избавиться от иррациональных страхов (Ellis, 1988). Ниже описываются некоторые поведенческие техники, использующиеся в РЭПК.
Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной требовательности
Клиентов, которые имеют убеждения долженства, связанные с необходимостью одобрения, и производные этих убеждений, такие как страх отвержения, можно поощрить назначить кому-нибудь свидание или заставить себя общаться. Одновременно клиенты должны убеждать себя в том, что отвержение не ужасно, а только доставляет неудобства. Клиентам с перфекционистскими убеждениями можно дать задание специально попробовать плохо произнести публичную речь. Консультанты побуждают клиентов выполнять подобные задания, повторяя упражнения без конца. Например, Роджеру, который боялся публичных выступлений, Эллис порекомендовал как можно чаще (раз или два в неделю) произносить речи в обществе (Ellis, 1991e). Часто консультанты просят клиентов выполнять задания, используя метод «наводнения», оставаясь в ситуациях, которые они воспринимают как крайне опасные, до тех пор, пока не увидят, что «опасность» эта в значительной степени воображаемая. Например, клиентам, которые боятся ездить на автобусах или поездах метро, консультанты рекомендуют начать ездить в общественном транспорте немедленно, по много раз в день в часы пик, если именно этого они больше всего боятся (Ellis, 1980). Во всех случаях, когда клиенты поведенчески оспаривают убеждения долженства, они могут одновременно оспаривать их когнитивно.
Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости
Эллис выдвинул гипотезу, согласно которой тревога Эго тесно связана с чувствами стыда, вины, смущения и унижения. Следовательно, чем сильнее люди противостоят иррациональным убеждениям, стоящим за этими чувствами, тем ниже вероятность того, что они нарушат свое душевное равновесие. Клиентов побуждают публично совершать такие действия, которые они расценивают как особенно постыдные или смущающие. Например, клиенты могут громко требовать остановить движение, находясь в лифтах, автобусах или поездах метро или громко просить продать им имеющие отношение к сексу предметы в аптеках. Цель этих упражнений — доказать, что данное поведение само по себе в действительности не является постыдным и его можно осуществлять, ощущая относительный комфорт и принимая себя (Ellis, 1980). Кроме того, консультанты побуждают клиентов бороться с чувством стыда посредством увеличения степени самораскрытия тех своих сторон, которые клиенты воспринимают как постыдные или которые, по их ощущению, другие люди воспринимают как постыдные.
Обучение навыкам (тренинг навыков)
Различие между поведенческими и познавательными навыками является неопределенным. Всегда, когда консультанты помогают клиентам развивать поведенческие навыки (например, ассертивность и навыки общения), они обучают клиентов когнитивно рассматривать имеющиеся у них иррациональные убеждения и производные самодекларации. Иногда консультанты рекомендуют клиентам стремиться к получению дополнительного опыта, необходимого для приобретения соответствующих навыков. Например, Эллис полагал, что у Роджера, который боялся публичных выступлений, были недостаточно развиты профессиональные навыки ассертивности, например Роджер не отказывался проводить презентации даже тогда, когда он был к ним не готов. Эллис порекомендовал Роджеру пройти шестинедельный курс развития ассертивности в своем Институте, а также записаться на пятимесячные курсы, на которых слушателей обучали искусству публичных выступлений (такие курсы были организованы в местном колледже) (Ellis, 1991e).
Использование вознаграждений и наказаний
Консультанты, практикующие РЭПК, используют вознаграждения и наказания, чтобы побуждать клиентов выполнять домашнее задание и работать по программам самоизменения (Ellis, 1980; Dryden, Ellis, 1986). Например, каждый раз, когда Роджер заполнял РЭТ-отчет по самопомощи или выступал с публичной речью, он вознаграждал себя прослушиванием одного из своих любимых компакт-дисков. Всякий раз, когда Роджеру не удавалось выполнить задание, он в течение 30 минут разговаривал со своей скучной тетей. Два раза поговорив с нею, Роджер стал успешно справляться со всеми заданиями! (Ellis, 1991е).
Решение проблем
Клиенты подчиняют цели (Ц) активизирующим событиям (А), происходящим в их жизни. Поставленные цели порождают множество практических реальных проблем, которые требуют разрешения. Например, большое значение могут иметь получение хорошего образования, поиски супруга, получение подходящей работы, успешная профессиональная деятельность. Клиенты могут свободно выбирать — они могут решать реальные проблемы или расстраиваться по поводу их возникновения. Если клиенты предпочитают расстраиваться, у них возникает эмоциональная проблема, связанная с действительно существующей проблемой. В таких случаях консультанты могут помочь клиентам обнаружить и активно обсудить соответствующие иррациональные убеждения. Иногда целесообразно порекомендовать клиентам не заниматься практическими трудностями до тех пор, пока они не справятся со связанными с ними эмоциональными трудностями. Например, один супруг или оба супруга могут отложить принятие решения о разводе до тех пор, пока они не дадут себе шанс выяснить, не смогут ли они счастливо жить вместе, если ослабят свои иррациональные убеждения. Консультанты охотно помогают клиентам решать реальные проблемы. Однако тогда, когда это необходимо, консультанты настаивают на необходимости решительного обнаружения и оспаривания лежащих в основе данных проблем иррациональных убеждений. Способствуя решению проблем своих клиентов, консультанты помогают им четко определять эти проблемы и формулировать цели, разрабатывать и оценивать альтернативные стратегии, намечать в общих чертах шаги, необходимые для достижения целей, определять ресурсы и обеспечение, а также развивать практические навыки, необходимые для достижения успеха.
Преодоление сопротивления
Когда клиенты оказывают сопротивление консультантам и не справляются с домашним заданием, это главным образом, связано с тем, что у клиентов имеются следующие иррациональные убеждения (Ellis, 1986a): 1) «Я должен преуспеть в изменении»; 2) «Вы (консультант и другие) должны помочь мне измениться» и 3) «Мое изменение должно произойти быстро и легко». Основываясь на таких убеждениях (У), сопротивляющиеся получают отрицательные эмоциональные последствия, например депрессию и жалость к себе, и отрицательные поведенческие последствия, например промедление и уклонение от совершения действий. Кроме того, сопротивляющиеся применяют производные иррациональных убеждений, такие как нагнетание страха. Суть основного подхода, использующегося в РЭПК при сопротивлении клиентов, можно сформулировать так: консультанты учат клиентов находить и энергично обсуждать главные иррациональные убеждения, лежащие в основе их сопротивления. Если клиенты оказывают консультантам сопротивление, можно применять следующие техники: Использование рациональных, помогающих справиться с ситуацией, самодеклараций. Клиенты могут постоянно говорить себе: «Терапия не должна быть легкой. Я могу извлекать пользу из трудностей, с которыми сталкиваюсь» (Ellis, 1986a, р. 262). Реферирование. Реферирование подразумевает перечисление неудобств, возникающих вследствие оказания сопротивления, и преимуществ, которые можно получить, активно работая вместе с консультантом, а также регулярный просмотр и обдумывание составленных списков. Обращение других «в свою веру». Поощрение сопротивляющихся клиентов применять методики, использующиеся в РЭПК, к друзьям и родственникам.
Закрепление изменения
Консультанты, практикующие РЭПК, связаны обязательством помогать клиентам сохранять изменения. Однако Эллис (Ellis, 1988) признает, что существует вероятность возникновения рецидивов. На самом первом занятии консультанты объясняют клиентам, что они смогут измениться и сохранить изменения только упорно работая и практикуясь. В ходе консультирования клиентам объясняют, какие упражнения им следует выполнять дома, чтобы развивать приобретенные навыки как в промежутках между занятиями, так и после окончания курса консультирования. Когда клиенты обнаруживают, что у них явно возник рецидив, консультанты предлагают им вновь обратиться к АУП и определить, что они сделали, чтобы вернуться к старым моделям. Затем консультанты рекомендуют клиентам энергично оспорить (Д) соответствующие иррациональные убеждения. Консультанты советуют клиентам пробовать снова и снова, до тех пор, пока они полностью не заменят иррациональные убеждения эффективными новыми философиями (Э).
Другие применения
Групповое РЭПК используется как в сочетании с индивидуальным консультированием, так и само по себе (Ellis, 1992b). Членов групп РЭПК обучают выявлять иррациональные убеждения друг у друга и оспаривать их (Ellis, 1989). Члены группы также развивают навыки борьбы со своими иррациональными убеждениями, выводящими Эго из состояния равновесия, посредством раскрытия материала, воспринимаемого ими как опасный. Кроме того, клиенты, работающие в группах, могут принимать участие в ролевых играх с целью развития ассертивности и других навыков общения. Эллис проявляет особый интерес к применению РЭПК при возникновении у клиентов проблем, связанных с семейными отношениями (Ellis, 1986b, 1991b, 1991d, 1993с). Консультанты обычно рекомендуют супругам или партнерам приходить на консультацию вместе, внимательно выслушают жалобы обеих сторон, а затем объясняют партнерам, что, хотя их жалобы активно описывают поведение в А, их расстройство в П неоправданно. В частности, консультанты фокусируют внимание клиентов на убеждениях долженства, порождающих враждебность. Консультанты также часто обучают партнеров навыкам достижения компромисса и навыкам общения. При работе с членами одной семьи консультанты, практикующие РЭПК, учат и родителей, и детей быть терпимыми к себе и к другим людям, несмотря на то что определенное поведение может быть весьма неприятным. Книги Эллиса и записанные им кассеты внесли значительный вклад в обучение американцев и жителей других стран тому, как жить более эффективно. Эллис также оказал сильное влияние на многих специалистов, которые занимались (и занимаются) составлением руководств по оказанию самопомощи. Пожалуй, Эллис является одним из наиболее влиятельных англоговорящих психологов-педагогов двадцатого века; он сделал очень многое для обучения обычных людей навыкам преодоления эмоциональных расстройств и помог многим людям стать самоактуализирующимися личностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.009 с.) |