Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фундаментальные и первичные цели

Поиск

 

Фактически все люди имеют три фундаментальные цели (ФЦ): выжить, быть отно­сительно свободными от боли и быть в разумных пределах удовлетворенными, или до­вольными. Люди имеют субцели, или первичные цели (ПЦ) — люди хотят быть счаст­ливыми:

• сами по себе;

• в общении с другими людьми;

• интимно, с несколькими избранными другими людьми;

• в сфере информации и образования;

• профессионально и экономически;

• в сфере отдыха и развлечений (Ellis, 1991b).

 

В РЭПК эти основные цели рассматриваются скорее как выбор или предпочтение, чем как нужды или потребности. Рациональная жизнь включает в себя мышление, чув­ства и поведение, осуществляемые таким образом, что они способствуют достижению выбранных целей, в то время как нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они препятствуют достижению постав­ленных целей. Рациональная жизнь подразумевает поддержание разумного баланса меж­ду краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, или между удовольствиями «здесь-и-те-перь» и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем. Таким образом, рациональность может быть определена как использова­ние разума при следовании выбранному краткосрочному или долгосрочному гедонизму.

 

Эмоции, когниции и поведение

 

В одной из написанных на начальном этапе деятельности научных статей, посвя­щенных «рациональной психотерапии», Эллис (Ellis, 1958b) предложил три фундамен­тальные гипотезы. Во-первых, мышление и эмоции связаны. Во-вторых, мышление и эмоции так тесно связаны, что они обычно сопровождают друг друга, действуя в круго­вороте отношений «причина и следствие», и в некоторых (хотя едва ли во всех) отно­шениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью. В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тен­денцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений; предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоци­ями. Таким образом, внутренние самовысказывания людей могут и генерировать, и из­менять их эмоции.

Кроме того, Эллис (Ellis, 1988, 1989, 199 lb) подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействуют с поведением. Например, люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на мысли и чувства. Таким образом, когниции, эмоции и поведение редко удается разграничить и выделить в чистом виде, едва ли это вообще возможно.

 

 

Холодные, теплые и горячие когниции

 

Разделение Эллисом (Ellis, 1988, 1991b) когниции на холодные, теплые и горячие ил­люстрирует, каким образом чувства объединяются в когниции. Горячие когниции вли­яют на более интенсивные чувства и генерируют более интенсивные чувства, чем теп­лые или холодные когниции. Холодные когниции являются дескриптивными и пред­полагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Теплые когни­ции — это предпочтительные мысли или рациональные установки. Они включают в себя оценку холодных когниции, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, и по­рождают такие чувства. Горячие когниции содержат горячие (резкие) или «высокие» оценочные мысли и обычно предполагают наличие сильных или очень сильных чувств. Эллис приводит следующий пример. Мужчина, жена которого очень сердита, имеет три следующих варианта выбора.

• Холодная когниция: «Я вижу, что моя жена вспыльчива».

• Теплые, или предпочтительные, чувства-когниции: «Мне не нравится ее вспыль­чивость, мне не хотелось бы, чтобы она так действовала. Как меня раздражают ее по­ступки!».

• Горячие чувства-когниции: «Я совершенно не выношу ее нападки! Она не должна оскорблять меня! На черта она мне нужна, если так поступает! Я убью ее!» (Ellis, 1991 b, p. 154).

Горячие мысли могут быть различной степени накаленности. Имеет большое зна­чение, как выражаются эти мысли: иногда или всегда, наигранно или искренне; умеренно или настойчиво, вкрадчиво или пылко, тихо или громко; важно также, возника­ют эти мысли в одной определенной ситуации или во многих ситуациях (Ellis, 1988).

 

Уместные и неуместные эмоции

 

В РЭПК не отрицаются эмоции, а, скорее, делается акцент на уместных эмоциях. Неу­местными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Например, уместно в чу­жом и сложном мире быть испуганным, осторожным, бдительным, чтобы можно было предпринять любые шаги, необходимые для реальной защиты. Однако тревога и чрез­вычайная озабоченность являются неуместными эмоциями, так как они основаны на ир­рациональном мышлении или на безумных убеждениях и могут препятствовать дости­жению целей. Точно так же враждебность может быть и вредной, и полезной. Положи­тельное значение враждебности заключается в том, что дискомфорт или раздражение признаются индивидом и побуждают его к совершению действия, направленного на преодоление или минимизацию раздражения. Отрицательное значение враждебности заключается в том, что обвинение других людей и мира в целом может блокировать эффективные действия, делать данного человека еще более несчастным и вызывать враж­дебность со стороны других людей и в дальнейшем. Таким образом, эмоции уместны то­гда, когда в их основе лежат рациональные установки, которые являются функциональ­ными в том отношении, что они не блокируют возможность эффективного действия и достижения фундаментальных и первичных целей. Радостные и приятные эмоции мо­гут также быть уместными или неуместными. Например, люди могут чрезмерно гор­диться, когда их хвалят другие, потому что у них сформировались абсурдные установ­ки относительно потребности в одобрении со стороны других. Разумный баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных гедонистических целей предполагает ба­ланс между достижением краткосрочных и долгосрочных уместных приятных эмоций.

 

Биологические тенденции

 

У всех людей отмечается напряженность, связанная с противостоянием двух врож­денных творческих тенденций (Ellis, 1993b). С одной стороны, люди имеют тенденцию создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели человеческих существ. Люди обладают большим потенциалом, который позволяет им быть рациональными и создавать удовольствие. С другой стороны, люди склонны со­здавать, развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, несоответствую­щие эмоции и дисфункциональное поведение. Теоретики РЭПК утверждают, что часто люди «биологически предрасположены к тому, чтобы ревностно, неистово и непрек­лонно создавать долженствования (musts) и другие иррациональные установки, вызы­вающие нарушение душевного равновесия, и держаться за эти установки» (Ellis, 1993b, p. 199). Таким образом, люди обладают огромным потенциалом, позволяющим им раз­рушать самих себя и других индивидов, быть нелогичными и непрерывно повторять одни и те же ошибки.

Эллис полагает, что главные виды человеческой нелогичности можно обнаружить фактически у всех людей, независимо от их культурного и образовательного уровня. Склонность к совершению ошибок заложена у людей от рождения. Тот факт, что лю­дей, видимо, очень легко обусловить в направлении дисфункционального мышления и поведения, и то, что очень трудно потом что-либо изменить, рассматривается как сви­детельство наличия у людей врожденной тенденции к нелогичности (Ellis, 1980). Не­способность людей принимать действительность почти всегда заставляет их проявлять характерные черты эмоционального нарушения душевного равновесия. Однако в гене­тической предрасположенности к нелогичности существуют различия.

Консультантам полезно признавать наличие у людей сильной врожденной тенден­ции к нелогичности. Ожидания консультантов, касающиеся прогресса клиентов, дол­жны стать более реалистическими. Одного лишь понимания клиента самого по себе недостаточно. Консультанты должны убедить клиентов в необходимости упорно рабо­тать и постоянно практиковаться и для того, чтобы измениться, и для того, чтобы со­хранить свои достижения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.006 с.)