Основные сферы психической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сферы психической деятельности.



 

3.1. Сфера переживаний и мотивации. На первый план выходят невы­
раженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства поведения и эмо­
ций, такие как: негативизм, демонстративность, дурашливость, агрес­
сивность, конфликтность, нерешительность, пониженный фон настрое­
ния, страхи, тревожность, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, ско­
ванность, эгоистичность, эмоциональная отгороженность, псевдоглухо­
та, застреваемость, пресыщаемость.................................................

3.2. Когнитивная (умственная) сфера. На первый план выходят невы­
раженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства: избегание умствен­
ных усилий, дефицит внимания; сниженная умственная работоспособ­
ность; не понимание простых, сложных словесных инструкций; действия


по сложному, простому наглядному образцу.................................

3.3. Психомоторная сфера. На первый план выходят невыраженные,
выраженные (подчеркнуть) расстройства, такие как гиперактивность,
нарушения тонуса мышц, многоречивость, заторможенность........

4. Нарушения активности (подчеркнуть и дополнить): для ребенка ха­
рактерна нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышен­
ная умственная активность; избегание (умственных) усилий; нормаль­
ная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная (подчеркнуть)
физическая работоспособность........................................................

5. Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-
структуру
(подчеркнуть и дополнить):

 

5.1. Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуаци­
онно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфлик­
тности, вспыльчивости, агрессивности............................................

5.2. Гиперактивное поведение включает в себя двигательную, речевую
расторможенность, импульсивность, дефицит внимания................

5.3. Тормозимый тип нарушенного поведения проявляется в ситуа­
ционно-личностных реакциях заторможенности, нерешительности

5.4. Тревожные расстройства и страхи. У ребенка наблюдаются конк­
ретные страхи, тревожность, скованность.......................................

5.5. Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нереши­
тельность, податливость желаниям других людей. Присоединяется: тор-
мозимость, обидчивость...................................................................

5.6. Аутистический тип нарушенного поведения. Выраженность эмо­
циональной отгороженности и псевдоглухоты, негативизма выше, чем
других нарушений. Характерно присоединение дополнительных симп­
томов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма.....................................

5.7. Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявля­
ется
в обидчивости, конфликтности.................................................

К основному расстройству присоединяются: агрессивность, дурашли­
вость, речевая расторможенность, страхи, тревога (подчеркнуть и до­
полнить)..........................................................................................


5.8. Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя
застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям
и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность, навяз­
чивость в действиях..........................................................................

5.9. Депрессивное расстройство. Пониженное, подавленное настрое­
ние; утрата интересов; сниженная способность получать удовольствие;

безрадостность; сниженная физическая работоспособность..........

К основному расстройству присоединяются: нерешительность; обидчи­
вость; слезливость; неуверенность в себе; заниженная самооценка; на­
рушения сна; сниженный аппетит....................................................

6. Количественно-временные признаки расстройства. Длительность
основного(ных) расстройств(а) (5.1. - 5.9)......................................

Состояние продолжается от 30 мин до 1.5 часа, 2-3 месяца, более 6 меся­
цев, наблюдается иногда, часто, почти всегда, непрерывно (подчеркнуть).
Чередуется с другими состояниями и расстройствами...................

длительностью от 1-2-10-15-30........ минут, иногда, часто, периоди­
чески, приступообразно, почти всегда.............................................

7. Помощь в преодолении состояний (подчеркнуть и дополнить). Ре­
бенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппози­
ционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной не­
устойчивости, обидчивости, дурашливости, пониженного настроения,
зависимого, нерешительного поведения, тревожности и страхов, застре-

ваемости, заторможенности.............................................................

Помощь взрослого необходима иногда, часто, непрерывно (подчеркнуть
и дополнить) в виде стимуляции гуманных чувств, ориентации на со­
стояние другого, переключения на иное состояние, стимуляции поло­
жительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания осо­
бенного или нарушенного поведения ребенком..............................

8. Осознанность и критичность к особенному или нарушенному по­
ведению у ребенка
(подчеркнуть и дополнить). Ребенок испытывает
чувство неловкости, вины, соглашается, что «поступил плохо», но про­
должает себя вести также, критика снижена иногда, часто, почти всегда

22


9. Особенности речевого поведения. Ребенок использует, не исполь­
зует (подчеркнуть) речь как средство общения, установления контакта с

другими, аргументации, рассуждения..............................................

В речи использует: нечленораздельные звуки, слова «не хочу - не буду»,

«отстань», «не знаю»........................................................................

отказывается отвечать на вопросы, повторяет слова и фразы, переспра­
шивает, говорит громко, быстро, тихо, медленно, невыразительно

10. Особенности реагирования, реактивность и импульсивность (под­
черкнуть и дополнить). Для ребенка характерны реакции: на ограниче­
ние, на необходимость согласования совместных действий с другими
детьми; порицание, отрицательное, положительное подкрепление, но­
визну; на присутствие других, стимуляцию положительных эмоций, мо­
тивацию соревнования-соперничества, телесный контакт...............

Реакции адекватны, неадекватны, парадоксальны раздражителю (под­
черкнуть). Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведе­
ния эмоций:........................................................................................

11. Направленность переноса, генерализации, отреагирования состо­
яния.
Ребенок переносит состояние: на (через) предметное окружение,

на взрослых, сверстников, животных, на себя................................

Ребенок: обвиняет в своих неудачах в других; считает себя добрым, а
всех плохими; в состоянии раздражения портит имущество..........

12. Трудности социализации поведения и состояний. Ребенок не под­
чиняет поведение нормам взаимоотношений с детьми и взрослыми, не
выполняет требования, не соблюдает обязанности, не «держит слово»,
проявляет безответственность (подчеркнуть и дополнить)............

13. Признак социальной опасности, нежелательности состояния, на­
рушенного поведения.
Для окружающих социально опасны и нежела­
тельны следующие состояния ребенка (подчеркнуть и дополнить): аг­
рессивность, протест, расторможенность, заторможенность, бездеятель­
ность, тревожность, страх, эмоциональная отгороженность, обидчивость,
конфликтность, застреваемость, эгоизм...........................................

Ребенок мешает организации занятий с другими детьми; ребенка нельзя оставлять одного; выводит из себя взрослых, других детей; оскорбляет


других словами; бросается предметами; может разбить окно; портит иму­
щество; становится объектом насмешек; теряет уважение сверстников;
замыкается в себе; приучается манипулировать для получения выгоды,
садится на шею взрослым................................................................

14. Тенденция к манипулированию. Ребенок использует состояние

................................................. для получения: манипулятивной выгоды; того,

что хочет; избегания ответственности.............................................

Для этого ребенок (подчеркнуть): плачем добивается своего; реакциями
упрямства, отказа заставляет взрослого уступать, сдаваться под давле­
нием эгоистических требований; проявляет дурашливость для избега­
ния ответственности; делает вид, что не понимает задание, что обижен;
запугивает, обвиняет близких; ставит условия взрослым; говорит не­
правду................................................................................................

15. Проявления и влияние состояния, нарушенного поведения и эмо­
ций на успешность деятельности (подчеркнуть и дополнить). Расстрой­
ства дезорганизующие деятельность ребенка: агрессивность, протест, ра-
сторможенность, заторможенность, тревожность, страхи, эмоциональ­
ная отгороженность, обидчивость, застреваемость, пресыщаемость, ис-

тощаемость........................................................................................

Расстройства дезорганизуют деятельность ребенка (подчеркнуть и до­
полнить): учебную, общения, свободную, предметно-практическую, са­
мообслуживания.................................................................................

Расстройства: снижают желание действовать; способность к планиро­ванию; целенаправленность, вариативность, совместность, согласован­ность действий; самоконтроль эффективности действий; переживание

успешности действий и результатов................................................

У ребенка: обидчивость снижает настойчивость действий; негативизм,
эмоциональная отгороженность, дурашливость нарушают согласован­
ность действий, эмоциональное принятие цели задания и действий, от­
ветственность за результаты действий; застреваемость, заторможенность,
нерешительность снижают вариативность действий; вспыльчивость, ги­
перактивность снижают способность планирования и контроля учеб­
ных действий..................................................... •...............................


Рекомендации

Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры рас­стройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следую­щее (подчеркнуть и дополнить):

- Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающе-
коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волную­
щее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое со­
блюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;

- Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий
и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняюще­
гося поведения ребенка;

-Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенно­го и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стреми­тесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и послед­ствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состоя­ние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помо­гайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируй­те провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положитель­но подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чув­ство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, сти­муляции чувства прекрасного у ребенка и другие;

- Используйте стратегии с учетом состояния ребенка. Например, сти­
мулируйте гуманные чувства, если нарушенное поведение не выраже­
но крайне и есть критика к собственному нарушенному поведению;

- Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок мо­
жет совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудниче­
стве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то
не так;

- Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на гра­
ни приятного с неприятным с преобладанием приятного у ребенка в
специально организованной предметно-практической, продуктивной де­
ятельности, игровых ситуациях;


- Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенно­
го или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограни­
чений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой,
предметно-практической и продуктивной деятельности;

-Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продук­тивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ре­бенка на иное состояние;

- Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят
характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует
поведение других детей или являются отражением общей эмоциональ­
ной и интеллектуальной незрелости ребенка;

- Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью кор­
рекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования
явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положитель­
ных эмоций у депрессивных детей;

- Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для от­
реагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально
организованных игровых ситуациях;

- Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите
демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предпо­
лагаемые результаты в игре или иной деятельности;

- Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если по­
ведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;

- Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство
юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда по­
ведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние аг­
рессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного
особенного и нарушенного поведению ребенка;


Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком

Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочу- не буду»?; Зачем дети говорят «не хочу- не буду», делают наоборот: что­бы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он во­ображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрос­лыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример.

Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хо­чешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком ве­селое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: ос­таться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зави­сишь?; Чего стесняются дети?

Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых, других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубые слова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом оби­жаешься?

Эмоциональная отгороженность. У тебя бывает так, что тебя спраши­вают, ты СЛЫШИШЬ вопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играет один, не очень ласковый?

Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает, мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.031 с.)