О схеме и таблице анализа симптомов нарушенного поведения ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О схеме и таблице анализа симптомов нарушенного поведения ребенка



Схема (качественная диагностика) и таблица (количественная диаг­ностика) позволяют быстро и эффективно составить представление об особенностях нарушений поведения и саморегуляции поведения ребен­ком. Схему и таблицу анализа поведения ребенка можно использовать как в процессе непосредственного наблюдения за поведением ребенка, так и по опыту предыдущего взаимодействия с ребенком.

Таблица позволяет быстро и эффективно составить представление о выраженности и синдром-структуре расстройств поведения и эмоций у ребенка. Для этого специалист задает вопросы родителю, припоминает или наблюдает особенности поведения ребенка на занятиях, перемене, на прогулке. Вопросы необходимо уточнять, дополнять словами: иногда, часто, почти всегда, непрерывно.

Негативизм, демонстративность. В чем конкретно проявляется не­гативизм, упрямство у Вашего ребенка?; Часто ли говорит ребенок «не хочу - не буду», делает ли все наоборот?; Какие действия взрослого и другие обстоятельства провоцируют протестное поведение у ребенка? Ребенок привлекает к себе и хочет быть в центре внимания?

Агрессивность, вспыльчивость, конфликтность. Ребенок толка­ется, кусается, ругается, угрожает другим, портит имущество, ломает игрушки, получает ли удовольствие оттого, что делает больно другим? Сердится, но быстро успокаивается?

Обидчивость. Ребенок плачет по незначительному поводу, причине, обижается на повышенный тон голоса, замечание?

Дурашливость. На порицание и похвалу не реагирует или смеется? Выводит окружающих из себя глупыми проделками?

Нерешительность, страхи, тревожность. Проявляет застенчивость, стесняется новых людей? Конкретные страхи собаки, темноты, оставаться одному? Проявляет осторожность, беспокойство без причины?

Скованность. Проявляет ли ребенок неловкость, скованность в но­вой ситуации?

Заторможенность. Ребенок проявляет бездеятельность, не стремит­ся и не знает чем себя занять, лежит на полу?


Эмоциональная отгороженность, псевдоглухота. Ребенок погло­щен собственной деятельностью? Слышит просьбу, но не выполняет?

Гиперактивность, многоречивость. Встает в начале, середине, конце занятия, не может усидеть на месте, перебежки предпочитает ходьбе? Слишком громко и быстро говорит, перебивает, переговаривается на за­нятиях?

Застреваемость. Ребенок проявляет стереотипность, навязчивость в действиях и движениях, чувствах и эмоциях, мыслях и рассуждениях?

Не понимание сложных и простых словесных инструкций. Ребе­нок путает, пропускает последовательность действий по словесной ин­струкции, требуется опора на наглядный образец действий взрослого.

Сниженная физическая и умственная работоспособность, избе­гание умственных усилий, дефицит внимания. Ребенок не выносли­вый, устает на прогулке? Устает от заданий на сосредоточение внима­ния, обобщение, сравнение, запоминание?

Выраженность нарушенного поведения ребенка оценивается следу­ющим образом: Никогда не наблюдается у ребенка. Помощь взрослого для коррекции данного вида нарушения не требуется - (0 баллов); Иногда или изредка наблюдается у ребенка - (1 балл). При этом ребенок овла­девает собственным поведением почти без или с незначительным коли­чеством помощи от взрослого; Часто проявляется. При этом ребенок, как правило, требует значительной помощи взрослого в овладении на­рушенным поведением - (2 балла); Данное нарушение поведения на­блюдается почти всегда и ребенку требуется очень значительное количе­ство помощи, корректирующей поведение ребенка - (3 балла). Помощь взрослого оказывает временное, ситуативное влияние на поведение ре­бенка; Нарушенное поведение наблюдается непрерывно и всегда, при этом коррекционная помощь взрослого очень значительна и, почти не оказывает влияния на поведение ребенка - (4 балла).

Психолог-педагог может предложить проанализировать поведение ре­бенка не только педагогу, но и родителю, сравнить результаты заполне­ния таблицы, как родителем, так и специалистом. При этом основное внимание уделяется выявлению причин сходства или различия в вос­приятии поведения ребенка глазами психолога, педагога и родителя.

Выявив ведущие нарушения поведения у ребенка, специалист наме­чает стратегии и тактики их коррекции.


Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)

Ф.И.О. ребенка............................................... Возр...........................

Дата заполнения................... Заполнил: родитель, психолог, педагог

.................................................................. Подчеркните часто выраженные

ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны.

АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжи­
мает кулаки. Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книж­
ки; ребенок толкает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается;
плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не
слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензур­
ные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Какреакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от
агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведе­
ние. Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стук­
нуть еще раз......................................................................................

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех
бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может
неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово................

НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с тру­
дом включается в коллективную игру. Как отказы: отказывается даже
от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит слова «не
хочу», «не буду», «нет»...................................................................

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, ут­рирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в


ответ на требования взрослого. Как ориентация на собственное со­
стояние и поведение:
стремится обратить на себя внимание в ущерб
организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией ок­
ружающих..........................................................................................

ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недо­вольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: оби­жается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса

КОНФЛИКТНОСТЬ. Чувствительность к провокации: сам прово­
цирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия дру­
гих. Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состоя­
ние:
не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает за­
мыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимо­
отношениях со сверстниками. Как трудность переключения: не усту­
пает
игрушек.....................................................................................

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные
тенденции:
когда все дети вместе, стремится уединиться. Как эмоцио­
нальная поглощенность деятельностью:
входит в помещение и сразу
идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих. Осо­
бенности речевого поведения:
не использует речь как средство обще­
ния; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглу­
хота:
не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание тре­
бования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. Осо­
бенности зрительного контакта:
избегает смотреть в лицо собесед­
нику; Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как нео­
душевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние
других людей.....................................................................................


ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится;
передразнивает в движениях. Как реакция на замечание: реагирует сме­
хом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значи­
тельного изменения в поведении ребенка. Как нарушение социальных
норм и ограничений:
веселым поведением, глупыми шутками выводит
окружающих из себя.........................................................................

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избе­
гает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ;
отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стес­
няется новых людей. Проявления в речи: использует слова: «не знаю»,
«может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя
знает верный ответ. В физических действиях: боится спрыгнуть с воз­
вышения в ситуации неопределенности. И реакция на новизну: ребе­
нок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее
вариативное, чем в привычной. В деятельности: затрудняется в при­
нятии решения в условиях выбора, дефицита времени..................

СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты;

страх от порывов ветра....................................................................

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного

выступления; страх остаться одному....:........................................

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение...............

ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ре­
бенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В
движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоот­
ношениях с другими:
спит вместе с родителями; стремится быть побли­
же к взрослому.................................................................................

СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательно
скован; неловок в новой ситуации...................................................


ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ. В познавательной активности: ни чем не

интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: без­
деятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время
реакции:
темп действий (движений) замедлен; при выполнении дей­
ствий по сигналу запаздывает..........................................................

ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все иг­
рушки, все конфеты, все внимание окружающих для него. Во взаимо­
отношениях:
навязывает свою игру или желания детям. В речи: ис­
пользует местоимение «я»...............................................................

ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной дея­тельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно по­вторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом спо­соба действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания

РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (двигательная). И особенности планиро­
вания действий:
поспешно планирует собственные действия. Избы­
точный темп и количество действий:
темп действий убыстрен; ко­
личество действий избыточно (много лишних движений); действует рань­
ше условленного сигнала. И длительность сдерживания гиперактив­
ности:
встает на первой половине занятия, когда другие дети еще си­
дят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и
медленно успокаивается от шумной игры.......................................


РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слиш­
ком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи:
темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря
на замечания взрослого....................................................................

НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: пута­
ет или пропускает последовательность действий по словесной инструк­
ции взрослого....................................................................................

Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий
взрослого, а не на объяснение задания............................................

ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторя­ющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; при­влекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость к замечаниям. И трудно­сти переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность

осмысления материала в условиях дефицита времени....................

Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение,
глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжи-
мание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потира-
ние, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесы­
вание...................................................................................................

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания,
требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; ус­
тает на первой части организованного занятия................................

Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагруз­
ки; теряет работоспособность на первой трети организованного заня­
тия; необходимо варьирование сложности задания, требующего физи­
ческих усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередова­
ние повышенной и пониженной работоспособности.......................


 




Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей


 


 

симптомы или виды расстройств выраженность симптома: 0 - никогда, 1 - иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно.
негативизм, упрямство                          
демонстративность                          
агрессивность                          
конфликтность                          
вспыльчивость                          
обидчивость                          
дурашливость, гипертимность                          
пониженный фон настроения                          
нерешительность                          
страхи, тревожность z / / / / / / / / / / / /
скованность                          
заторможенность                          
эгоцентричность, эгоистичность z / / / / / / / / / / / /

 

эмоциональная отгорожен ность                          
избегание умственных усилий                          
дефицит внимания                          
гиперактивность                          
многоречивость                          
псевдоглухота                          
не понимание простых словесных инструкций                          
не понимание сложных словесных инструкций                          
застреваемость                          
сниженная умственная ная работоспособность                          
сниженная физическая работоспособность                          
Ф.И.О. ребенка Дата заполнения Кто заполнил                          

Что такое расстройства поведения и эмоций у детей' (Задание для взрослых)

Прочитайте перечень расстройств поведения и эмоций, расгруппируй-те неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните непод­ходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специали­стами.

Агрессия, агрессивность -это: агрессивность скрытая; агрессивность
словесная; агрессивность физическая; безжалостность; властолюбие;
враждебность; вредительство; гневливость; деструктивность; драчли­
вость; жестокость; забиячистость; злобность; злодейство; злонравие; зло­
памятность; злость; конфликтность; мстительность; насилие; ненависть;
неприязнь; отвращение и презрение в их единстве; притеснение; разру­
шительность; рукоприкладство; самоуничтожение; свирепость; серди­
тость; уничтожение...........................................................................

Оппозиционно-вызывающее поведение: беспардонность; бесцеремон­
ность; грубость; заносчивость; нагловатость; невежливость; непочтитель­
ность; разнузданность; хамство; хулиганство..................................

Негативизм - это: бессмысленная настойчивость; действия наперекор;
делание наоборот; отказ; подчеркнутое выражение несогласия с чем-
нибудь; твердолобость; упрямство из страха показать свою слабость;
упрямство; частое использование слов «не хочу - не буду»...........

Демонстративность-это: бравирование; взбалмошность; выделываю-
щийся; выпячивание себя; выскочка; вычурность; жеманность; зазнай­
ство; кичливость; надутость; напыщенность; потребность красоваться;
потребность рисоваться; притворство; публичность; стремление обра­
тить на себя внимание; чрезмерная артистичность; щегольство....


Эмоциональная отгороженность - это: безразличие; безучастность;
молчаливость; необщительность; опустошенность; отрешенность; отчуж­
денность; погруженность в себя; псевдоглухота; стремление уединить­
ся; эмоциональная неотзывчивость; эмоциональная холодность...

Вспыльчивость - это: бесноватость; взрывчатость; вскипающий; вып­
лескивание эмоций; гневливость; горячность; запальчивость; неистовость;
обидчивость; потребность возмущаться; раздражительность; привычка
бушевать; способность внезапно рассердиться; привычка заводиться с
полуборота; способность рассердиться из-за пустяков...................

Обидчивость-это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; кап­
ризность; ощущение себя оскорбленным; переживание из-за пустяков;
плаксивость; привычка всхлипывать; привычка дуться; раздосадован-
ность; ранимость; слезливость; способность часто огорчаться или оби­
жаться; уязвимость; эмоциональная неустойчивость......................

Конфликтность-это: базарность; бескомпромиссность; вздорность; за­
биячистость; задевающий; задиристость; заносчивость; колкость; не спо­
собность приспосабливаться; не умение договариваться; непримири­
мость; неуживчивость; неуступчивость; подстрекательство; провокатор-
ство; провоцирующий; сварливость; скандальность; склочность...

Дурашливость -это: балагурство; безалаберность; беззаботность; бес-
печальность; беспечность; бесшабашность; благодушность; веселость;
возбужденность и веселость; глуповатость; клоунада; кривляние; мала-
хольность; несерьезность; обезьянничество; паясничество; потребность
вести себя несерьезно; потребность озорничать; развязность; скоморош-
ничание; смешливость без причины; чрезмерная веселость; шаловли­
вость..................................................................................................

Нерешительность-это: беззащитность; безропотность; беспомощность; бессловесность; забитость; зависимость от других; зависимость от мне­ния окружающих; замешательство; застенчивость; избегание нового;


кротость; лишенный твердости человек; мнительность; неинициатив­ность; несамостоятельность; неуверенность; робость; покорность; по­стоянно колеблющийся человек; постоянно сомневающийся; стеснитель­ность; трусоватость; уступчивость; чувствительность к мнению о себе

Страхи - это: боязливость; запуганность; испуг; испуганность; мни­
тельность; перепуганность; пугливость; трусоватость; чрезмерная осто­
рожность............................................................................................

Тревожность - это: беспокойный взгляд; беспокойство; беспричинное
волнение; волнение; излишняя бдительность; настороженность; ожида­
ние неудачи; осторожность; отсутствие ощущения безопасности; пере­
живание беспокойства; предчувствие опасности; склонность к смяте­
нию; состояние опасения; страх без причины.................................

Скованность-это: зажатость; моторная неловкость; неестественность;
отсутствие легкости в действиях; ощущение неловкости...............

Заторможенность - это: бездеятельность; безразличность; безучаст­
ность; замкнутость; инертность; медлительность; нерасторопность; ти­
хость..................................................................'................................

Эгоцентричность - это: неспособность встать на точку зрения друго­
го, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей; перетягива­
ние одеяла на себя.............................................................................

Эгоистичность, эгоизм - это: высокомерность; забота о своем «Я» в
ущерб другим; не правильно понятый собственный интерес; своекорыс­
тие; себялюбивость; сосредоточение всех целей на себе и на собствен­
ной выгоде; крайняя форма эгоцентризма. Эгоист это: единоличник;
карьерист...........................................................................................

Избегание (дефицит) умственных усилий это: алогичность; бездум-18


ность; бездумность; безмозглость; бестолковость, глупость; легкомыс­
ленность; недалекость; недогадливость; нежелание учиться; неусидчи­
вость; слабоумие; тупоголовость; туполобость; тупость..............

Дефицит внимания - это: невнимательность; рассеянность; растяпа

Двигательная расторможенность (гиперактивность)-это: беготня;
беспорядочность; вертлявость; двигательное беспокойство; егозливость;
излишняя бойкость; импульсивность; моторность; непоседливость; не­
угомонность; поспешность; суетливость; торопливость; хаотичность в
движениях; чрезмерная живость......................................................

Речевая расторможенность - это: балаболка; болтливость; говорли­
вость; горлопан; краснобайство; крикливость; неумолкаемость; речь взах­
леб; скоропалительность; словоохотливость; убыстренный темп речи;
шумливость.......................................................................................

Не понимание словесных инструкций. 1) сложных: непонятливость;
понимание всего буквально; частое переспрашивание оттого, что непо­
нятно; 2) простых: глуповатость; необходимость повторять задание

Застреваемость-это: выклянчивание; вязкость; догматичность; докуч­
ливость; душный; занудливость; кровосос; мудрствование; навязчивость
в общении; навязчивость; надоедливость; назойливость; негибкость;
педантичность; прилипчивость; трудность переключения; чрезмерная
обстоятельность...............................................................................

Сниженная умственная и физическая работоспособность: действия
в полсилы; замедленность восприятия; замедленность умственных дей­
ствий; отсутствие выносливости; утомляемость.............................


Заключение

Ф.И.О. ребенка......................................

Возр.......................... Дата заполнения

Заполнил: родитель, психолог, педагог

Обследование проводилось в процессе: собеседования с родителями,
близкими, специалистами; наблюдения ребенка в продуктивной, сво­
бодной, игровой деятельности (подчеркнуть и дополнить)............

В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы:

1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органи-
ческие признаки состояния и расстройства.
На первый план выходят
невыраженные, выраженные (подчеркнуть и дополнить) расстройства
ритма сна и бодрствования, избирательность пищевого поведения

2. Особенности мимики (подчеркнуть и дополнить). Выражение лица:
живое, заинтересованное, дурашливое, высокомерное, злое, надменное,
обиженное, грустное, подавленное, с избеганием зрительного контакта,
ребенок часто опускает голову, холодноватое, отчужденное, невырази­
тельное, застывающий взгляд, амимичное, маскообразное, заторможен­
ное, с гримасами, с навязчивыми движениями.................................



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.045 с.)