Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-ролевая теория формирования личности ребенкаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.
Понятие «воспитание». Профессор Н.М.Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности,- по его мнению, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.». Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли (см. таблицу). Осваивая роль (а точнее - систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, - семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М.Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». Следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания. Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Профессор Н.М.Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию человека в жизни, цель его воспитания». Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности - это мера, уровень освоения и выполнения личностью системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и исполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности - это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:
Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М.Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли. Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется, педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленческих начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры. Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека. Профессор Н.М.Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами: — во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей - это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей; — во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса; — в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути. И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отношении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способствует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и навыков самообразования и самовоспитания, развитию творческих способностей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их. Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:
Механизм воспитания. Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает. Действие такого механизма воспитания возможно лишь тогда, когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и опенка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса вос-питания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания). При осуществлении перечисленных функций педагог, как полагает Н.М.Таланчук, может использовать следующие методы воспитательной деятельности: - диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение); - целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач); - планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия); - организаторские (организация коллектива и органов самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование); — мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение); — коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество); — формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования); — контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка); — координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий). Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Профессор Н.М.Таланчук утверждает, что критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, производны от социальных ролей: сколько объективно существует присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).
Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Литература.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.146 (0.013 с.) |