ТОП 10:

Психологические особенности развития культуры сексуального поведения современной молодежи



Имени Франциска Скорины»

 

Заочный факультет

 

Кафедра социальной и педагогической психологии

 

Психологические особенности развития культуры сексуального поведения современной молодежи

Дипломная работа

 

 

Исполнитель

студент группы ПЗ-62 А.П.Кротов

 

Научный руководитель Г.В.Заулина

 

Гомель 2017

Реферат

Курсовая работа 60 страниц, 2 таблицы, 44 источника, 3 приложения.

Ключевые слова: молодежь, подростковый возраст, половое воспитание, сексуальность.

Объект: культура сексуального поведения современной молодёжи.

Предмет: психологические особенности развития культуры сексуального поведения современной молодёжи.

Цель работы: исследование культуры сексуального поведения современной молодёжи.

Задачи:

1.На основе теоретического анализа определить психологические факторы сексуального развития молодежи

2.Выявить закономерности развития сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.

3.Эмпирически выявить и проанализировать особенности культуры сексуального поведения современной молодёжи.

4.Сравнить особенности культуры сексуального поведения современной молодёжи с культурой сексуального поведения взрослых людей.

Методы исследования: Нами использовались комплекс методов:

1. Анализ научных источников

2. Метод статистической обработки данных

Методики:

3. Анкета И.С.Кона «Секс в вашей жизни».

4. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина.

5.Анкета «Первый раз»

Полученные результаты:

- определили, что половое воспитание- это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.

- выявили, что сексуальность начинает проявляется в подростковом возрасте и связана с качественными условиями сексуального воспитания, то есть зависит от саморегулирования личности, от формирования ценностей управления половым инстинктом и от развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

- узнали различия в отношение к сексу и половым отношениям юношей и девушек, а так же отношения к сексу в юношеском возрасте и взрослом возрасте.

- уточнили определение сексуальной культуры, как совокупности норм, ценностей, образцов поведения.

Область применения: Данные исследования помогут в дальнейшем в изучении подростковой сексуальности и сексуального развития молодежи. Так же можно использовать при обучении подростков культуре сексуального поведения, работе психологов с молодыми людьми с проблемами взаимоотношений с противоположным полом. Работа может быть использована для повышения эффективности в развитии сексуальной культуры, сексуального просвещения и образования молодежи.

Практическая значимость исследования: сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.Данные исследования помогу в дальнейшем в изучении подростковой сексуальности и сексуального развития молодежи.

 

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1. Теоретические и методологические аспекты психологических особенностей сексуального развития молодежи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.1. Проблема сексуальности современной молодежи в психолого-педагогической литературе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.2. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

1.3. Причины ранних сексуальных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

1.4. Сексуальное воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

1.5. Типология сексуального поведения молодежи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

2.Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

2.1 Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.2. Анализ результатов исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Приложение 1. Анкета И.С.Кона «Секс в вашей жизни». . . . . . . . . . . . . . . . .55

Приложение 2 Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Приложение 3. Анкета «Первый раз». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58

 

Введение

Секс (от лат. sexus - пол) – всё то, что относится к сфере половых отношений; «…сексуальность – совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения» [3, с. 18]. Данные определения отчётливо показывают, что секс и сексуальность входят в спектр психологической проблематики. При этом следует подчеркнуть, что рассмотрение вопросов сексуальности не принадлежит ни какой-либо сугубо отдельной психологической отрасли или дисциплине, ни какой-либо одной парадигме в психологии. Секс может быть источником конфликта не только между полами, но также между:

· поколениями – в вопросах полового воспитания и нравственности;

· социальными группами – в вопросах прав и дискриминации меньшинств;

· культурами – в вопросах норм, обычаев и традиций.

Таким образом, независимо от направления своей деятельности психолог должен иметь высокий уровень образованности в этом вопросе.

«Вопрос сексуальности окружен необыкновенным количеством предрассудков» [2, c. 281] – писал Альфред Адлер в первой половине прошлого века. Изменилось ли что-то в наши дни? В современном обществе по мере того, как сексуальная тематика становится всё более доступной широкой публике – уже можно даже сказать, навязываемой – качество информации отнюдь не улучшается. Например, пропагандируемый поп-культурой образ гиперсексуальной женщины, во-первых, нивелирует душевные, эмоциональные потребности женщины в сознании самих женщин, и порождает в (и без того плохо понимающих эти потребности) мужчинах ещё большую неспособность учитывать эти потребности; а, во-вторых, вызывает у некоторых, осознающих своё несоответствие этому образу, представительниц именуемого прекрасным – женского пола комплекс инфантильности. Можно привести ещё множество примеров, демонстрирующих, что изменения произошли ни в сторону уменьшения числа сексуальных предрассудков, а в сфере их содержания. Можно также отметить, что, несмотря на огромную загруженность современного человека различными видами деятельности и увлечений, и резкое снижение времени, оставшегося для любви, интерес человечества к половым вопросам нисколько не ослабевает. И здесь, несмотря на своё экономическое происхождение, вступает в силу закон: спрос рождает предложение – психология сексуальности молодая и быстро развивающаяся область знаний. Опираясь на медико-биологические, исторические, культурологические, филологические, социологические дисциплины она создает собственное гносеологическое пространство [3, с. 10]. И как было сказано выше, глобальность сексуальной проблематики сделает достижения и открытия психологии сексуальности актуальными и значимыми для большинства психологических отраслей.

Актуальность(проблема): С конца ХХ века в среде молодежи появилась тенденция вступления в раннюю половую связь юношей и девушек. Это «движение» берет свое начало из страны свободы и демократии - США. Именно там впервые подростки осмысленно начали встречаться друг с другом ради удовлетворения половых потребностей, полового влечения. Затем это распространилось на Европу и всю Америку, а потом, в начале 90-х, оно бурно распространилось и в России. За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность.

Первая трудность - многомерность происходящих изменений. Психосексуальное развитие - один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, особенно с половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Понять эти явления можно только в системе жизненного цикла организма. Вместе с тем психосексуальное развитие - результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Решающее значение здесь имеют социальные факторы: структура деятельности индивида, его взаимоотношения со значимыми другими, нормы половой морали, возраст и типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное определение супружеских ролей и т.д.

Вторая трудность - широкая вариативность, множественность типов психосексуального развития. Мужская модель развития существенно отличается от женской; сроки и последовательность фаз, характерные для одного поколения, могут оказаться непригодными для другого поколения и т.д.

Третья трудность - крайняя неравномерность распределения научных данных о психосексуальных особенностях разных этапов жизненного пути.

Данная тема является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.

 

Сексуальное воспитание

 

 

Традиционность сексуального воспитания, в первую очередь, проявляется в том, что подавляющее большинство субъектов, участвующих в формировании сексуальной культуры подрастающего поколения, действует ситуативно, т.е. когда ребенок показывает несоответствие тем ожиданиям, которые имеются у окружающих, то предпринимаются меры по формированию у него представлений о должном и способах его выполнения.

Семья в систематической форме на основе обоснованной программы, как правило, не занимается выработкой у ребенка отношения к обнаженному телу, реакции на те действия, которые могут предпринимать сверстники и старшие с его половыми органами. Поэтому многие дети в раннем возрасте не получают научных представлений о половой системе, ее устройстве и предназначении для продолжения рода. До сих пор многие родители испытывают большие трудности в объяснении детям 5-7 лет механизма зарождения жизни и участия в этом процессе мужчины и женщины.

Зная о необходимости подготовки ребенка к правильному восприятию тех изменений, которые с ним будут происходить в подростковом возрасте, родители не готовят его к тому, чтобы без страха, неприятных неожиданностей, элементов комплекса неполноценности реагировать на происходящие изменения с половыми органами. Традиционно не уделяется серьезного внимания формированию психических реакций человека на возникающие у него с 11-12 лет сексуальные потребности. Ребенок остается один на один с самим собой при переживании потребности в романтической влюбленности, сексуальных контактах, при случайном или намеренном использовании мастурбации при снятии сексуального напряжения. Самые большие трудности возникают как у взрослых, так и у подростков при обсуждении форм поведения в ситуации полового влечения, влюбленности. В лучшем случае взрослые, опасаясь негативных последствий непродуманных действий подростков, пытаются сформировать у них ту основную ценность, которая веками определяла сексуальное воспитание нового поколения. Речь идет о попытках предупредить незапланированную беременность в том возрасте, когда не только подростки, но и молодые люди не готовы обеспечить соответствующую самостоятельную семейную жизнь.

Данная проблема, как было нами показано, определяет сущность всей западной модели сексуального просвещения и воспитания. Это еще раз указывает на крайнюю ограниченность того традиционного сексуального воспитания, ценности которого воспроизводятся не только в нашей стране, но и во многих развитых государствах.[43]

Новым элементом является лишь появление такой ценности сексуального общения, как защита от ВИЧ-инфекции. Новое страшное заболевание оказало значительное влияние на изменение отношения к случайным половым связям, которые теперь стали опасны не только угрозой случайной незапланированной беременности, венерическими болезнями, последние в настоящее время достаточно успешно излечиваются, но и опасностью заразиться СПИДом. Именно он будет определять содержание сексуального просвещения и воспитания до тех пор, пока медицина не изобретет специальной вакцины, а также эффективных способов лечения.

Традиционно в социоподчиняющем сексуальном воспитании доминируем запугивание детей негативными последствиями нарушений запретов взрослых. Реализация сильных природных побуждений определяется ожиданием радости, удовольствия, наслаждения от полового общения и того, что ему предшествует, а распространенная среди взрослых культура все ещё отмечает в сексе только негативные стороны. Что же сильнее: телесное наслаждение, радость, восторг или страх, сформированный культурой? Воспитанием пытаются обеспечить торжество последней, вместо того, чтобы вырабатывать навык получения удовольствие без отрицательных последствий.

Новой чувственно-формирующей сексуальной культурой должны быть сформированы способы конструирования сексуальной радости путем особого саморегулирования личности. Человек тогда перестанет опасаться, что называется, "вредных последствий полового общения", а также чисто механического удовлетворения сексуальной потребности. Он сможет регулировать те психические и физические реакции, которые возникают под влиянием полового рефлекса. Механизм его реализации, данный природой, ведет к такому поведению индивида, которое почти не отличается от животного. Утверждение в процессе воспитания культуры проявления и удовлетворения сексуальных побуждений предполагает не только овладение совокупностью запретов на случайные половые связи, а также, на наш взгляд, должны регулироваться культурой получения высшего наслаждения только с постоянным партнером.

Когда с раннего детства ребенка начнут обучать получению радости не только от простого удовлетворения природных желаний о вкусной пище, тепле, получении каких-то понравившихся вещей, а и от самостоятельного регулирования психических побуждений, создания чего-то нового, тогда он сможет получить необходимую базу для управления сексуальными желаниями. Они всегда возникают на основе природных потребностей в то время, когда современная жизнь не позволяет их реализовывать открыто в рамках брачной пары. Поэтому главной задачей воспитания является формирование ценности управления половым инстинктом таким образом, чтобы сексуальное общение было составной частью целостного взаимодействия двух индивидов. Восприятие нравственных, эстетических достоинств понравившегося человека должно стать обязательной частью влюбленности в него.

Необходимо специальное обучение по насыщения этого чувства теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. Выработка умения соединять в восприятии любимого его природные и социальные достоинства является важнейшим условием перехода сексуального воспитания на качественно новый уровень. Оно должно начинаться не с просвещения по поводу различий в физиологии мужчины и женщины, а с обучения способам целостного восприятия любого человека.

Учить детей методам познания внутренних качеств человека, которые выражаются не только в поступках, но и проявляются в определенной мере в его внешности необходимо с 3-4 лет. Тогда создается возможность для преодоления одной типичной проблемы сексуального воспитания, которая заключается в том, что половое поведение строится на основе выделения лишь внешних достоинств, определенных природой. Только в результате больших разочарований человек постепенно убеждается в том, что понравившийся ему индивид приносит в основном разочарования и неприятности. В этом заключается причина того, что многие люди только с помощью "пробного брака" узнают те социальные характеристики партнера, которые могли выяснить значительно раньше в процессе умелого распознавания особенностей его внутреннего мира.

Следующим условием становления качественно нового сексуального воспитания является постоянное развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время эта задача решается в первую очередь с помощью искусства. Оно призвано научить ребенка радоваться природе, тем людям, которые созданы воображением поэта, писателя, художника. В значительно меньшей степени развиваются сильные положительные чувства на основе личного опыта общения с разными людьми. Человек может сильно переживать похождения героя художественного произведения, а к ситуациям, в которых оказываются известные и даже близкие ему люди, оставаться равнодушным. Детей с раннего возраста не учат воспринимать и глубоко переживать радость от общения с какими-то людьми. Ребенок значительно сильнее воспринимает огорчения и обиды, осуждения со стороны взрослых и сверстников, а не то удовольствие, которое возникает при обычном повседневном общении с ними. Если отсутствуют неприятности, то в лучшем случае господствует среднее по силе, практически не регулируемое удовлетворение. Ребенка не учат культивировать, взращивать в себе радость от того, что другой человек сделал для него что-то приятное, сумел учесть его индивидуальность.

В результате чего в подростковом возрасте возникают трудности с чувственным восприятием реальных психических состояний понравившегося человека. В состоянии влюбленности человек переживает радость от тех достоинств, которые он приписывает объекту влечения. Реального познания внутренних качеств индивида, позволяющего пережить радость от тонкого восприятия его реальных психических переживаний, не происходит. К этому ребенка не готовили, его сексуальное воспитание не включало в себя постоянные усилия по развитию чувственности, способности к сильным положительным переживаниям нравственных, эстетических, трудовых и иных социальных достоинств того человека, который понравился ему своей внешностью. Это ведет к тому, что, руководствуясь лишь внешней привлекательностью, подросток оказывается готовым к половому общению фактически только на уровне природных побуждений. В результате возникают случайные половые контакты с достаточно частой сменой половых партнеров. Такой человек оказывается не готовым к любви как состоянию, в котором только и может реализоваться зрелая сексуальная культура.

Таким образом в настоящее время, когда речь идет о сексуальном воспитании, очень часто имеется в виду изложение данных из области анатомии, физиологии зачатия, деторождения и др. Фиксация делается именно на этих аспектах, что также сопровождается значительными затруднениями, связанными как со стыдливостью, так и страхом попасть в смешное положение.

Во многих семьях сексуальные вопросы, с одной стороны, считаются крайне значимыми, с другой – представляют совершенно запретную зону, о которой не принято ничего говорить. Внимание детей, естественно, привлекается к запретной теме с большой силой, интерес к «уличной» информации становится одной из главных мотиваций. В таких случаях возникает также реальная угроза оказаться под влиянием лиц с различного рода сексуальными отклонениями с далеко идущими отрицательными последствиями.

Вопросы пола и его значения должны интегрироваться в сознании ребенка задолго до пробуждения сексуальных желаний. Эти знания способствуют, по данным ряда исследователей, будущей адаптации к новой реальности. Психологические исследования показывают, что в настоящее время даже в странах со сравнительно либеральными подходами к сексуальным проблемам в обществе во многих случаях дети в достаточной степени не защищены перед неблагоприятными воздействиями среды, становятся жертвами плохого воспитания. Результатом этого является возникновение упрощенных и к тому же неправильных представлений механистического характера. Добавим, что анатомические знания нередко носят «опережающий» характер, что может способствовать нарушению развития. Сведения об анатомической стороне проблемы и чувственности должны восприниматься на подготовленной психологической почве, как дополнение психологического осознания пола.[43]

Культура как совокупность образцов норм, ценностей и значений, присущих тем или иным социальным группам, затрагивает различные сферы индивидуальной и коллективной жизни. В связи с чем, исследователями выделяются виды и типы культуры по различным критериям, в частности по сферам жизни, в том числе для сферы сексуальных взаимодействий сексуальная культура. Таким образом, она является частью общей культуры, затрагивающей преимущественно эмоционально-сексуальные аспекты человеческой жизни.

Так, Чеботарева И.И. определяет сексуальную культуру как «совокупность знаний ценностей и действий, особым образом регулирующих поведение людей при реализации полового влечения». Через описание структуры дает свое определение и И.С. Кон, определяя ее как «отношение к сексуальности, сексуально-эротические ценности и соответствующие им формы поведения». Основными компонентами сексуальной культуры И.С. Кон называет «сексуальный символизм, знаки и символы, в которых осмысливается сексуальность, включая представления о природе гендерных различий, любви, деторождении, сущности полового акта и т.п.; установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают, оценивают и конструируют свое сексуальное поведение; социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь, например формы брака и семьи; нормативные запреты и предписания, регулирующие сексуальное поведение; обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргастические праздники) и от которых зависит их значение для участников; структуры и формы (паттерны) типичных сексуальных практик, отношений и действий. Все эти элементы взаимосвязаны, но относительно автономны». Указанные элементы, с одной стороны, образуют культуру как единую систему, закрепленную и транслируемую через социальные институты, а с другой стороны, составляют и определяют повседневные представления и практики социальных субъектов.

Таким образом, сексуальная культура, согласно устоявшейся традиционной трактовке, включает основные структурные блоки: аксеологический (ценности, на основе которых люди интерпретируют и конструируют свои сексуальные практики), символический (знаки и символы, через которые принято осмыслять сексуальность в культуре), когнитивный (знания и способы их получения о сексуальности), институциональный (социальные институты, регулирующие и обеспечивающие реализацию сексуальных отношений), нормативный (правила и предписания в отношении сексуальных связей, важное значение имеют табу), обряды и обычаи, праксеологический или поведенческий (типичные образцы, паттерны и формы сексуальных отношений и практик). Все указанные элементы, аспекты сексуальности образуют единую систему сексуальную культуру.

Сексуальная культура любого общества складывается в процессе нормативно-ценностного урегулирования сексуальности, которая включает в себя четыре основных взаимосвязанных компонента: чувственность (психо-эмоциональный аспект), интимность, эротичность, телесность, обусловленные половым влечением. Понятие сексуальной культуры, таким образом, отражает ключевые признаки структуры разноуровневых социальных отношений в сфере интимных, эротико-эмоциональных отношений.

Развитие сексуальной культуры осуществляется двойственно: одновременно стихийно (как естественно-исторический процесс) и целенаправленно различными социальными агентами. С одной стороны, оно разворачивается как спонтанный, незапланированный, объективированный процесс, обусловленный спецификой индивидуального опыта и культурных практик, а, с другой — как целенаправленный, «социально управляемый» процесс.

Успешность разнообразных способов, средств формирования сексуальной культуры молодежи зависит от методов, механизмов и технологий конструирования, распространения и закрепления эротико-эмоциональных представлений, образцов интимности и сексуального поведения.

Ядром сексуальной культуры является совокупность развивающихся у индивида качеств интимности, эротичности, чувственности, телесности на основе полового влечения.

Прежде всего, остановимся на выделении основных социальных субъектов, агентов, принимающих участие в процессе формирования сексуальной культуры молодежи: СМИ; Интернет; семья; ближний социальный круг (друзья, родственники, коллеги); церковь; молодежные организации; школа, учебные заведения; государство в лице правительства; сама личность или социальная группа; специализированная литература; произведения литературы и искусства; эксперты в области медицины, психологии, сексологии.

Именно в семье происходит первое знакомство с областью эмоциональных, интимных отношений, оказывается видимым образец сексуальных взаимодействий между родителями, родственниками. Осуществляться оно может, как опосредованно через наблюдение соответствующих социальных практик, так и напрямую разговоры с родственниками по разнообразным вопросам сексуальности и половых отношений, хотя это довольно нетипичная практика для многих патриархальных, консервативных обществ и семей. Ситуация во много зависит от формы отношений между родителями и детьми, точнее, от стилей взаимодействия между ними: не вовлеченный, демократичный, отвергающий, всепозволяющий, авторитарный.

На формирование сексуальной культуры оказывает влияние целый ряд таких разнообразных факторов, как: экономические, физиологические, психологические, в том числе и социокультурные. К таковым относят тип и уровень цивилизационного развития, социальную и культурную идентичность, политические институты (государство, политические партии), религиозную и конфессиональную принадлежность, формы семьи, достижения искусства и культуры. Все перечисленные факторы по-разному воздействуют на содержание и формы сексуальности, на конфигурации сексуальной культуры.

Развитие информационных технологий способствовало перемещение сексуальных и половых отношений в виртуальное пространство, что привело к возникновению как новых возможностей (киберсекс, сайты знакомств), так и новых опасностей и рисков. Новые, развивающиеся средства коммуникации имеют ключевое значение для формирования сексуальной культуры молодежи, будучи информационным ресурсом, в том числе интерактивным (социальные сети, медиа), так и пространством выстраивания сексуальных отношений, поддержания интимных связей в эпоху высокой мобильности, приобретения личного опыта.

Политический режим и форма государственного устройства также имеет существенное значение для регулирования и создания условий формирования и развития сексуальной культуры. Авторитарный и демократический политические режимы; унитарное, федеративное и конфедеративное устройство государства — это фактически схемы, модели, в соответствии с которыми определяются варианты того, кто и как, какими средствами и в какой мере в данном обществе может влиять, принимать решения относительно свободы и запретов, разнообразия и создания канонов, средств конструирования и методов наказания, норм и отклонений, определения целей и курса сексуальной политики. Мощнейшим инструментом здесь традиционно является право, формирующее нормативную сторону сексуальной культуры. Во многом оно зависит он политический и общественной повестки дня.

Средства массовой коммуникации и интернет важное информационно-коммуникативное пространство, имеющее одно из первостепенных значений для формирования сексуальной культуры общества, особенно молодежи. Помимо традиционной функции формирования и трансляции образцов, моделей и норм сексуального поведения, информации и знаний касательно сферы интимности, демонстрируют разнообразие сторон и стилей сексуальной жизни, СМИ и СМК как основные каналы коммуникации участвуют в формировании сексуальной повестки дня общества, и общественного мнения. Однако многие современные медиа, особенно интернет, благодаря своим технологическим возможностям наделяющий «зрителя», пользователя возможностью интерактивного участия, делают процесс формирования сексуальной культуры более самостоятельным и рефлексивным для молодежи[18].

 

 

Методы исследования

 

Характеристика выборки. Общая численность участников – 125 человека, из них 43 – девушки, 33 – юноши, 25-мужчин и 25 женщин. Девушки и юноши в возрасте 17-19 лет, мужчины и женщины в возрасте 25-30 лет.

Методы исследования.

1. Анкета «Секс в вашей жизни» (И.С.Кон) [Приложение 1]

Целью опроса было: Выявить уровень сексуального развития у анкетируемых юношей, девушек, а так же врослых мужчин и женщин.

2. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина) [Приложение 2]

Целью опроса было: определить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

3. Опрос «Первый раз» [Приложение 3]

Целью данного опроса было: выявить мотивацию заняться сексом в первый раз.

Ход Исследования. Был организован сбор эмпирического материала, после чего данные были подвержены подсчету.

 

Таблица 1 Результаты опроса по анкете «Секс в вашей жизни», %

 

Вопросы Ответы 1 группа 2 группа
юноши,% дев.,% муж., % жен., %
1.Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»? А) секс без любви не имеет смысла 53,8
Б) одно другому не помеха 44,4 38,4
В) любовь- любовью, секс- сексом 55,5 7,6
2.Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям? А) никогда или очень редко 46,2
Б) раз в день-обязательно 44,4 53,8
В) от этого невозможно избавиться 55,5
3.Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью? А) надеваю красивое нижнее белье 7,6
Б) это не мой стиль 55,5 46,2
В) выбираю наряд с учетом этого 44,4 46,1
4.Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу? А )далеко не первое 15,4
Б)…. Но и не последнее 22,2 61,5
В) жизнь без секса теряет смысл 77,7
5.Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему? А) не упущу такой возможности 44,4 7,7
Б) это все глупости
В) невинное развлечение 55,5 69,2
6.Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?   А) трудно сохранить на долго 22,2 15,4
Б) все они потенциальные партнеры 55,5 15,4
В) можно обойтись «без постели» 22,2 69,2
7.Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью? А) хотя бы раз в сутки 55,5
Б) когда этого захочет партнер 5,2
В) несколько раз в неделю 44,4 84,6

 

Блок 1: Проанализирован процесс формирования сексуальности, её проявления в этом возрасте. Данный процесс обусловлен физически и анатомически. Девушки более спокойны относятся к сексу и проявление сексуальности у них менее выражено чем у юношей. Так же мы сравнили по тем же критерия это процесс у взрослых женщин и мужчин. Мы рассмотрели это в следующих вопросах:

2. Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?

А) никогда или очень редко

Респонденты дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 46,2%, мужчины 4%, женщины 12%.

Б) раз в день- обязательно

Респонденты дали следующие результаты: юноши 44,5%, девушки 53,8 %, мужчины 52%, женщины 76%.

В) от этого невозможно избавиться

Респонденты дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 0%, мужчины 44%, женщины 12%.

3. Стремитесь ли вы подчеркнуть свою сексуальность одеждой или деталью?

А) надеваю красивое нижнее белье

Респонденты дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 7,6%, мужчины 8%, женщины 40%.

Б) это не мой стиль

Респонденты дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 46,2%, мужчины 44%, женщины 12%.

В) выбираю наряд с учетом этого

Респонденты дали следующие результаты: юноши 44,5%, девушки 46,2%, мужчины 48%, женщины 48%.

7. Как часто вы, при идеальных обстоятельствах, предпочитали бы заниматься любовью?

А) хотя бы раз в сутки

Респонденты дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 0%, мужчины 36%, женщины 52%.

Б) когда этого захочет партнер

Респонденты дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 5,2%, мужчины 44%, женщины 28%.

В) несколько раз в неделю

Респонденты дали следующие результаты: юноши 44,5%, девушки 84,6%, мужчины 20%, женщины 20%.

 

Блок 2: Выявлены причины ранних сексуальных отношений и отношение испытуемых к противоположному полу. Среди респондентов выявлена яркое половое различие, девушки более серьезно подходят к выбору партнера, так же они ответственны к такому процессу как половая связь. И в сравнении со взрослыми мужчинами и женщинами эти различия приходят к примерно одинаковым показателям. Это мы подтверждаем ответами респондентов на следующие вопросы:

5. Как вы относитесь к флирту – легкому и ни чему не обязывающему?

А) не упущу такой возможности

Респонденты дали следующие результаты: юноши 44,5%, девушки 7,7%, мужчины 56%, женщины 36%.

Б) это все глупости

Респонденты дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 23%, мужчины 4%, женщины 16%.

В) невинное развлечение

Респонденты дали следующие результаты: юноши 55,5%, девушки 69,2%, мужчины 40%, женщины 48%.

6. Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?

А) трудно сохранить на долго

Респонденты дали следующие результаты: юноши 22,2%, девушки 15,4%, мужчины 8%, женщины 12%.

Б) все они потенциальные партнеры

Респонденты дали следующие результаты: юноши 55,6%, девушки 15,4%, мужчины 20%, женщины 12%.

В) можно обойтись «без постели»

Респонденты дали следующие результаты: юноши 22,2%, девушки 69,2%, мужчины 72%, женщины 76%.

 

Блок 3: Выявлено какое место в жизни испытуемых занимает собственно секс. Среди девушек бытует мнение, что секс и любовь должны гармонировать между собой, тогда, как у парней одно другому не помеха. Секс в жизни девушек и юношей занимает далеко не последнее место. Так же сравнили, как относятся к этим вопросам взрослые. Это подтверждают ответы на такие вопросы как:

1. Как вы соотносите такие во многом разные понятия, как «секс» и «любовь»?

А) секс без любви не имеет смысла

Респонденты дали следующие результаты: юноши 0%, девушки 54%, мужчины 12%, женщины 32%.

Б) одно другому не помеха

Респонденты дали следующие результаты: юноши 44,5%, девушки 38,4%, мужчины 40%, женщины 36%.

В







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.027 с.)