Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сексуальности современной молодежи в психолого-педагогической литературе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подобно тому, как Пётр I-ый «прорубил окно в Европу» для России, Зигмунд Фрейд «прорубил окно в сексуальность» для психологии. Если У. Джеймс, исследовательский интерес которого коснулся большинства объектов изучения психологии, отвёл теме секса несколько страниц в своих трудах, то Фрейд сделал сексуальную тематику стержневой в своей теории: назвав сексуальное влечение основным инстинктом человека – инстинктом жизни, он ввёл понятие «либидо» – энергия сексуального инстинкта; им были описаны стадии психосексуального развития и Эдипов комплекс, суть которого сегодня известна многим, даже не имеющим отношения к психологии, образованным людям. Фрейд полагал, что в сексуальных отношениях взрослых людей имеет место перенос неразрешённых в детстве, имеющих сексуальную почву конфликтов с родителями. Зависть к пенису – ключевое понятие во взглядах Фрейда на природу женской сексуальности: «Открытие того, что она кастрирована, является поворотным моментом в процессе созревания девочки. Отсюда проистекают три направления развития: одно приводит к сексуальному подавлению и неврозам, второе направление ведет к изменению характера в смысле комплекса мужественности, а третье — это развитие нормальной женственности» [27]. Во многих вопросах жёстким оппонентом Фрейда выступила Карен Хорни: она считала, что зависть к пенису не обязательное для женщины переживание, а имеющие место быть в равной степени как и встречающаяся у мужчин зависть к матке – способности женщин рожать и обновляться через менструационный цикл. «Нет никаких доказательств того, - пишет Хорни, - что нежность между матерью и ребенком имеет сексуальную природу. Все, что мы можем заметить, - и это результат открытия, сделанного Фрейдом - так это то, что могут присутствовать сексуальные элементы» [30, с.117]. В одном из своих основных трудов «Невротическая личность нашего времени» она отмечала, что невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении; и оговаривала тот факт, что выражение именно в сексуальной форме потребности в любви зависит от множества обстоятельств внешнего и внутреннего порядка: особенности культуры, различия в жизненной энергии и сексуальном темпераменте, удовлетворённость собственной сексуальной жизнью – вот основные, называемые Хорни факторы. Альфред Адлер считал веру в то, что человек наследует определенный уровень сексуальности, и такое положение вещей невозможно изменить, распространенным сексуальным предрассудком своего времени. «Известно, что вопросы наследственности с готовностью используются в качестве оправданий, и что эти оправдания препятствуют изменениям» – писал он, будучи убеждён, что «…чрезмерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей, присматривающих за детьми» [2, с. 281]. Адлер не разделял точку зрения многих врачей и физиологов своего времени, согласно которой «…сексуальное paзвитие является основой развития разума, психики и всех физических проявлений»; он считал, что напротив «…все формы и развитие сексуальности зависят от развития личности – от стиля жизни и прототипа»: например, «Если нам известно, что ребенок всегда стремится быть центром внимания, стремится к превосходству, понятно, что свою сексуальность он разовьет так, чтобы с ее помощью достигать этих целей» [2, с. 282-283]. Абрахам Маслоу – представитель гуманистического направления в психологии рассматривал вопросы секса в свете центрального понятия своей теории – самоактуализации, которая определяется им как полное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей и т.п. «Я совершенно определенно могу заявить, что самоактуализирующиеся люди, как мужчины, так и женщины, не ищут секса ради секса… Я не готов заявить, что эти люди полностью отвергают для себя возможность секса без любви, но мне известно множество случаев, когда они отказывались от половых отношений или откладывали их, не будучи уверенными в своих чувствах к партнеру» [25] – пишет Маслоу. Оргазм, по его мнению, с одной стороны, не становится самоцелью для самоактуализирующихся людей, а с другой, может обретать у них форму мистического переживания. Такое же отношение к сексу в целом приписывает Маслоу самоактуализирующемуся человеку: «…он умеет получать от половых отношений такое наслаждение, какое и не снилось среднестатистическому человеку, но секс не становится для него жизненной философией» [25]. Психосексуальное развитие – формирование сексуальных чувств, ориентаций и паттернов поведения человека [14, с. 223]. В психологии существует множество теорий, пытающихся ответить на вопрос, каким образом происходит психосексуальное развитие – вскрыть его механизмы и описать стадии. Рассмотрим некоторые. 1. Психодинамическая теория – была предложена З. Фрейдом; согласно ей, младенцы от рождения обладают потенциалом сексуальной энергии – либидо, которое на различных этапах онтогенеза локализуется в определённой области тела – той области, которая играет значимую роль в выполнении основных задач каждого этапа возрастного развития, дающих название стадиям: оральная – получение пищи через сосание, анальная – освоение процедуры дефекации в соответствии с требованиями взрослых, фаллическая – осознание наличия или отсутствия у себя пениса, латентный период – либидо «дремлет», давая ребёнку возможность сконцентрироваться на учёбе и социализации, генитальная – способность вступать в интимный контакт с представителем противоположного пола. До появления работы Фрейда «Очерки по теории сексуальности» считалось, что сексуальность проявляется с момента полового созревания и угасает после климактерического периода [3, с. 150]. Возможно, если бы З. Фрейду в момент разработки психодинамической теории были известны данные современного ультразвукового исследования беременных женщин, свидетельствующие о том, что уже в материнской утробе у эмбриона мужского пола может возникать эрекция, стадий было бы больше. 2. Теория социального научения – возникла в 60-х годах 20-ого века как расширенный вариант теории обусловливания разработанной в рамках бихевиористического направления. Согласно теории социального научения, дети перенимают определённые представления и суждения, имитируя поведение взрослых. Результат научения во многом зависит от авторитета человека, за которым дети наблюдают. Телевидение, кино и музыка могут оказывать мощное влияние на формирование сексуальных ценностей и поведения детей и подростков. 3. Универсальная теоретическая модель психосексуального развития – была предложена Дж. Банкрофтом в 90-х годах 20-ого века; в ней учитываются стадии физического и психического развития и формулируются три направления, составляющие основу психосексуального развития любого человека. В детском возрасте развитие в этих трёх направлениях происходит параллельно и независимо друг от друга, а в подростковом и юношеском возрасте направления интегрируются, формируя основу зрелой сексуальности. 1-ое направление – гендерная идентичность – внутреннее ощущение свое собственной половой принадлежности, 2-ое – сексуальная реакция и понимание собственной сексуальной ориентации (того, что именно «я» считаю сексуальным), 3-ье – способность к близким парным отношениям [3, с. 151]. В 1973 г. социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке" (Sorenson, 1973). В его выборку входило 2000 семей, выбранных случайным образом в городах и сельской местности. Конечное число обследованных подростков составило всего 411 человек, так как многие родители не дали согласие на участие своих детей в интервью, а в некоторых случаях от этого отказывались сами подростки, несмотря на согласие родителей; тем не менее Соренсону удалось получить ответы от 50% подростков, представляющих выборку, репрезентативную для масштабов всей страны, а это следует считать большим достижением. Однако при интерпретации данных Соренсона следует помнить, что они неприложимы ни к подросткам, которым родители не разрешили участвовать в обследовании, ни к тем молодым людям, которые сами отказались от участия в нем. Результаты Соренсона в наибольшей степени относятся к подросткам из либеральной, а не консервативной среды. Несмотря на эти недостатки, работу Соренсона высоко оценивают многие исследователи, полагающие, что она, подобно обследованию Хаит, представляет собой значительный шаг вперед в отношении формирования выборок. К достоинствам работы Соренсона следует отнести и исключительно хорошо составленную анкету, позволившую проникнуть в проблемы сексуальности подростков гораздо глубже, чем любое из предшествующих исследований.[38] В дальнейшем это направление было продолжено Мельвином Зельником и Джоном Кантнером (Melvin Zelnik, John Kantner) из университета Джона Гопкинса. Их сообщения о сексуальном поведении и отношении к противозачаточным средствам 15-19-летних незамужних женщин имели много достоинств. Трижды — в 1971,1976 и 1979 гг. — им удалось получить выборку, репрезентативную для всей страны. В обследовании 1971 г. участвовали 4932 женщины, а в обследовании 1976 г. — 1886 женщин. Выборка 1979 г. была расширена за счет включения 1717 женщин в возрасте от 15 до 19 лет и 917 мужчин в возрасте от 17 до 21 года, но она была ограничена только жителями больших городов.[38] Работа Зельника и Кантнера обращает на себя внимание и по ряду других причин: 1) выборки формировались таким образом, чтобы получить как можно более полную информацию по женщинам, принадлежащим к черной расе (среди женщин, обследованных в 1971 и 1974 гг., соответственно, 1339 и 654 были черными); 2) анкета, которой пользовались исследователи, была хорошо продумана и предварительно испытана; 3) для анализа использовали сложные статистические методы; 4) проведение повторных интервью повышало надежность получаемой информации. Кроме того, использование в основном одних и тех же методов формирования выборок трижды на протяжении 10 лет давало возможность выявить тенденции в сексуальном поведении подростков и в их отношении к противозачаточным средствам более точно, чем это удалось сделать другим. Наряду с явными достоинствами работы Зельника и Кантнера содержат некоторые недостатки. Так, в их обследованиях 1971 и 1976 гг. не участвовали подростки мужского пола, хотя, разумеется, исследователи не могли не понимать, какую важную роль в возникновении нежелательных беременностей у несовершеннолетних играют сексуальные установки и отношение к противозачаточным средствам именно партнера. Авторов не интересовала сексуальная активность в форме иной, нежели половой акт. И наконец, хотя Зельник и Кантнер первоначально предполагали проводить проспективное исследование, т.е. многократно обследовать одну и ту же группу субъектов на протяжении определенного времени, впоследствии они отказались от этих намерений из-за недостатка средств (Zelnik, Kantner, Ford, 1981).[38] Проблемы психологических особенностей сексуального развития молодежи затрагивают такие отечественные ученые- психологи как Абрамовой Г. С, Кулагиной И. Ю. и Колюцкого В. Н; сексопатологов: Кона И. С. и Балабанова С.С. Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением. Желая минимизировать отрицательные последствия сексуальной революции, Кон писал о негативных последствиях абортов, которые были в СССР главной формой планирования семьи, опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии. В интервью Кона журналу «Огонёк» (июль 1988 года) впервые в советской печати были раскрыты социально-психологические аспекты эпидемии ВИЧ и подчеркнуто, что главным направлением борьбы с ней должна быть профилактика.[18] Одним из первых в России он обратил внимание на опасность сексуального насилия, инициировав создание телефонной службы доверия и особенно — сексуальных посягательств на детей. Начиная с 1966 года, Кон энергично доказывал необходимость введения в России, по примеру западных стран, сексуального образования подростков, а также опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии.[18] В 2005 году Всемирная ассоциация сексуального здоровья удостоила его Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье. Абрамова Галина Сергеевна анализируют актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования связанные с ними, подростковую сексуальность, а так же такое понятие как «любовь» Абрамова затрагивает в научных работах вошедшую в книгу «Возрастная психология».[1] Балабанов Сергей Семенович в своих трудах рассматривает сексуальное развитие подростков, которая базируется на данных исследования сексуального поведения городских подростков 15 - 18 лет, а также их информированности по вопросам сексуальной жизни. В последние годы внимание исследователя привлечено к особенностям сексуального поведения учащихся школ и профессионально-технических училищ. Так, он изучала влияние особенностей личности учащихся на их половые взаимоотношения. Острота проблемы половых взаимоотношений учащихся обусловлена их ускоренным вхождением во взрослую жизнь в период подготовки к профессиональной деятельности. Юноши и девушки заканчивают училище в возрасте, дающем юридическое право на вступление в брак. В связи с этим у них раньше возникает потребность в самостоятельном решении сугубо личных, интимных вопросов. В большинстве случаев в ранние половые контакты вступают учащиеся из неполноценных в социально-педагогическом отношении семей, которые оказывали отрицательное влияние на несовершеннолетних.[4] Кулагина Ирина Юрьевна отмечает: подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». Именно это и является одной из проблем сексуального развития молодежи. [23]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.011 с.) |