Проблема сексуальности современной молодежи в психолого-педагогической литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сексуальности современной молодежи в психолого-педагогической литературе.



Подобно тому, как Пётр I-ый «прорубил окно в Европу» для России, Зигмунд Фрейд «прорубил окно в сексуальность» для психологии. Если У. Джеймс, исследовательский интерес которого коснулся большинства объектов изучения психологии, отвёл теме секса несколько страниц в своих трудах, то Фрейд сделал сексуальную тематику стержневой в своей теории: назвав сексуальное влечение основным инстинктом человека – инстинктом жизни, он ввёл понятие «либидо» – энергия сексуального инстинкта; им были описаны стадии психосексуального развития и Эдипов комплекс, суть которого сегодня известна многим, даже не имеющим отношения к психологии, образованным людям. Фрейд полагал, что в сексуальных отношениях взрослых людей имеет место перенос неразрешённых в детстве, имеющих сексуальную почву конфликтов с родителями. Зависть к пенису – ключевое понятие во взглядах Фрейда на природу женской сексуальности: «Открытие того, что она кастрирована, является поворотным моментом в процессе созревания девочки. Отсюда проистекают три направления развития: одно приводит к сексуальному подавлению и неврозам, второе направление ведет к изменению характера в смысле комплекса мужественности, а третье — это развитие нормальной женственности» [27].

Во многих вопросах жёстким оппонентом Фрейда выступила Карен Хорни: она считала, что зависть к пенису не обязательное для женщины переживание, а имеющие место быть в равной степени как и встречающаяся у мужчин зависть к матке – способности женщин рожать и обновляться через менструационный цикл. «Нет никаких доказательств того, - пишет Хорни, - что нежность между матерью и ребенком имеет сексуальную природу. Все, что мы можем заметить, - и это результат открытия, сделанного Фрейдом - так это то, что могут присутствовать сексуальные элементы» [30, с.117]. В одном из своих основных трудов «Невротическая личность нашего времени» она отмечала, что невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении; и оговаривала тот факт, что выражение именно в сексуальной форме потребности в любви зависит от множества обстоятельств внешнего и внутреннего порядка: особенности культуры, различия в жизненной энергии и сексуальном темпераменте, удовлетворённость собственной сексуальной жизнью – вот основные, называемые Хорни факторы.

Альфред Адлер считал веру в то, что человек наследует определенный уровень сексуальности, и такое положение вещей невозможно изменить, распространенным сексуальным предрассудком своего времени. «Известно, что вопросы наследственности с готовностью используются в качестве оправданий, и что эти оправдания препятствуют изменениям» – писал он, будучи убеждён, что «…чрезмерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей, присматривающих за детьми» [2, с. 281]. Адлер не разделял точку зрения многих врачей и физиологов своего времени, согласно которой «…сексуальное paзвитие является основой развития разума, психики и всех физических проявлений»; он считал, что напротив «…все формы и развитие сексуальности зависят от развития личности – от стиля жизни и прототипа»: например, «Если нам известно, что ребенок всегда стремится быть центром внимания, стремится к превосходству, понятно, что свою сексуальность он разовьет так, чтобы с ее помощью достигать этих целей» [2, с. 282-283].

Абрахам Маслоу – представитель гуманистического направления в психологии рассматривал вопросы секса в свете центрального понятия своей теории – самоактуализации, которая определяется им как полное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей и т.п.

«Я совершенно определенно могу заявить, что самоактуализирующиеся люди, как мужчины, так и женщины, не ищут секса ради секса… Я не готов заявить, что эти люди полностью отвергают для себя возможность секса без любви, но мне известно множество случаев, когда они отказывались от половых отношений или откладывали их, не будучи уверенными в своих чувствах к партнеру» [25] – пишет Маслоу. Оргазм, по его мнению, с одной стороны, не становится самоцелью для самоактуализирующихся людей, а с другой, может обретать у них форму мистического переживания.

Такое же отношение к сексу в целом приписывает Маслоу самоактуализирующемуся человеку: «…он умеет получать от половых отношений такое наслаждение, какое и не снилось среднестатистическому человеку, но секс не становится для него жизненной философией» [25].

Психосексуальное развитие – формирование сексуальных чувств, ориентаций и паттернов поведения человека [14, с. 223]. В психологии существует множество теорий, пытающихся ответить на вопрос, каким образом происходит психосексуальное развитие – вскрыть его механизмы и описать стадии. Рассмотрим некоторые.

1. Психодинамическая теория – была предложена З. Фрейдом; согласно ей, младенцы от рождения обладают потенциалом сексуальной энергии – либидо, которое на различных этапах онтогенеза локализуется в определённой области тела – той области, которая играет значимую роль в выполнении основных задач каждого этапа возрастного развития, дающих название стадиям: оральная – получение пищи через сосание, анальная – освоение процедуры дефекации в соответствии с требованиями взрослых, фаллическая – осознание наличия или отсутствия у себя пениса, латентный период – либидо «дремлет», давая ребёнку возможность сконцентрироваться на учёбе и социализации, генитальная – способность вступать в интимный контакт с представителем противоположного пола. До появления работы Фрейда «Очерки по теории сексуальности» считалось, что сексуальность проявляется с момента полового созревания и угасает после климактерического периода [3, с. 150]. Возможно, если бы З. Фрейду в момент разработки психодинамической теории были известны данные современного ультразвукового исследования беременных женщин, свидетельствующие о том, что уже в материнской утробе у эмбриона мужского пола может возникать эрекция, стадий было бы больше.

2. Теория социального научения – возникла в 60-х годах 20-ого века как расширенный вариант теории обусловливания разработанной в рамках бихевиористического направления. Согласно теории социального научения, дети перенимают определённые представления и суждения, имитируя поведение взрослых. Результат научения во многом зависит от авторитета человека, за которым дети наблюдают. Телевидение, кино и музыка могут оказывать мощное влияние на формирование сексуальных ценностей и поведения детей и подростков.

3. Универсальная теоретическая модель психосексуального развития – была предложена Дж. Банкрофтом в 90-х годах 20-ого века; в ней учитываются стадии физического и психического развития и формулируются три направления, составляющие основу психосексуального развития любого человека. В детском возрасте развитие в этих трёх направлениях происходит параллельно и независимо друг от друга, а в подростковом и юношеском возрасте направления интегрируются, формируя основу зрелой сексуальности. 1-ое направление – гендерная идентичность – внутреннее ощущение свое собственной половой принадлежности, 2-ое – сексуальная реакция и понимание собственной сексуальной ориентации (того, что именно «я» считаю сексуальным), 3-ье – способность к близким парным отношениям [3, с. 151].

В 1973 г. социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке" (Sorenson, 1973). В его выборку входило 2000 семей, выбранных случайным образом в городах и сельской местности. Конечное число обследованных подростков составило всего 411 человек, так как многие родители не дали согласие на участие своих детей в интервью, а в некоторых случаях от этого отказывались сами подростки, несмотря на согласие родителей; тем не менее Соренсону удалось получить ответы от 50% подростков, представляющих выборку, репрезентативную для масштабов всей страны, а это следует считать большим достижением. Однако при интерпретации данных Соренсона следует помнить, что они неприложимы ни к подросткам, которым родители не разрешили участвовать в обследовании, ни к тем молодым людям, которые сами отказались от участия в нем. Результаты Соренсона в наибольшей степени относятся к подросткам из либеральной, а не консервативной среды. Несмотря на эти недостатки, работу Соренсона высоко оценивают многие исследователи, полагающие, что она, подобно обследованию Хаит, представляет собой значительный шаг вперед в отношении формирования выборок. К достоинствам работы Соренсона следует отнести и исключительно хорошо составленную анкету, позволившую проникнуть в проблемы сексуальности подростков гораздо глубже, чем любое из предшествующих исследований.[38]

В дальнейшем это направление было продолжено Мельвином Зельником и Джоном Кантнером (Melvin Zelnik, John Kantner) из университета Джона Гопкинса. Их сообщения о сексуальном поведении и отношении к противозачаточным средствам 15-19-летних незамужних женщин имели много достоинств. Трижды — в 1971,1976 и 1979 гг. — им удалось получить выборку, репрезентативную для всей страны. В обследовании 1971 г. участвовали 4932 женщины, а в обследовании 1976 г. — 1886 женщин. Выборка 1979 г. была расширена за счет включения 1717 женщин в возрасте от 15 до 19 лет и 917 мужчин в возрасте от 17 до 21 года, но она была ограничена только жителями больших городов.[38]

Работа Зельника и Кантнера обращает на себя внимание и по ряду других причин: 1) выборки формировались таким образом, чтобы получить как можно более полную информацию по женщинам, принадлежащим к черной расе (среди женщин, обследованных в 1971 и 1974 гг., соответственно, 1339 и 654 были черными); 2) анкета, которой пользовались исследователи, была хорошо продумана и предварительно испытана; 3) для анализа использовали сложные статистические методы; 4) проведение повторных интервью повышало надежность получаемой информации. Кроме того, использование в основном одних и тех же методов формирования выборок трижды на протяжении 10 лет давало возможность выявить тенденции в сексуальном поведении подростков и в их отношении к противозачаточным средствам более точно, чем это удалось сделать другим.

Наряду с явными достоинствами работы Зельника и Кантнера содержат некоторые недостатки. Так, в их обследованиях 1971 и 1976 гг. не участвовали подростки мужского пола, хотя, разумеется, исследователи не могли не понимать, какую важную роль в возникновении нежелательных беременностей у несовершеннолетних играют сексуальные установки и отношение к противозачаточным средствам именно партнера. Авторов не интересовала сексуальная активность в форме иной, нежели половой акт. И наконец, хотя Зельник и Кантнер первоначально предполагали проводить проспективное исследование, т.е. многократно обследовать одну и ту же группу субъектов на протяжении определенного времени, впоследствии они отказались от этих намерений из-за недостатка средств (Zelnik, Kantner, Ford, 1981).[38]

Проблемы психологических особенностей сексуального развития молодежи затрагивают такие отечественные ученые- психологи как Абрамовой Г. С, Кулагиной И. Ю. и Колюцкого В. Н; сексопатологов: Кона И. С. и Балабанова С.С.

Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением. Желая минимизировать отрицательные последствия сексуальной революции, Кон писал о негативных последствиях абортов, которые были в СССР главной формой планирования семьи, опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии. В интервью Кона журналу «Огонёк» (июль 1988 года) впервые в советской печати были раскрыты социально-психологические аспекты эпидемии ВИЧ и подчеркнуто, что главным направлением борьбы с ней должна быть профилактика.[18]

Одним из первых в России он обратил внимание на опасность сексуального насилия, инициировав создание телефонной службы доверия и особенно — сексуальных посягательств на детей. Начиная с 1966 года, Кон энергично доказывал необходимость введения в России, по примеру западных стран, сексуального образования подростков, а также опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии.[18]

В 2005 году Всемирная ассоциация сексуального здоровья удостоила его Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье.

Абрамова Галина Сергеевна анализируют актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования связанные с ними, подростковую сексуальность, а так же такое понятие как «любовь» Абрамова затрагивает в научных работах вошедшую в книгу «Возрастная психология».[1]

Балабанов Сергей Семенович в своих трудах рассматривает сексуальное развитие подростков, которая базируется на данных исследования сексуального поведения городских подростков 15 - 18 лет, а также их информированности по вопросам сексуальной жизни. В последние годы внимание исследователя привлечено к особенностям сексуального поведения учащихся школ и профессионально-технических училищ. Так, он изучала влияние особенностей личности учащихся на их половые взаимоотношения. Острота проблемы половых взаимоотношений учащихся обусловлена их ускоренным вхождением во взрослую жизнь в период подготовки к профессиональной деятельности. Юноши и девушки заканчивают училище в возрасте, дающем юридическое право на вступление в брак. В связи с этим у них раньше возникает потребность в самостоятельном решении сугубо личных, интимных вопросов. В большинстве случаев в ранние половые контакты вступают учащиеся из неполноценных в социально-педагогическом отношении семей, которые оказывали отрицательное влияние на несовершеннолетних.[4]

Кулагина Ирина Юрьевна отмечает: подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». Именно это и является одной из проблем сексуального развития молодежи. [23]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.01 с.)