ТОП 10:

Причины ранних сексуальных отношений.



В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Сексуальное воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.[35]

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.[34]

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Контрацепция (от новолат. contraceptio — букв. — противозачатие) — предупреждение беременности механическими (презервативы, шеечные колпачки и др.), химическими (напр., влагалищные шарики, грамицидиновая паста) и др. противозачаточными средствами и способами. Некоторые методы (в частности презерватив) помогают значительно снизить вероятность заражения ВИЧ и другими венерическими заболеваниями.[35]

Нужно пространство для свободного обсуждения типичных проблем, возникающих у молодежи при реализации сексуальных потребностей, поиске близкого человека. Возможно, эти можно будет обеспечить увеличение доли длительных счастливых союзов в числе браков среди различных групп молодежи.

Динамичный, противоречивый по своим духовным исканиям двадцатый век поставил перед человечеством много сложных нравственно-этических проблем, от плодотворности решения которых во многом будет зависеть существование земной цивилизации. Одной из таких проблем стал поиск путей для повышения эффективности сексуального воспитания детей и молодежи. В условиях глобализации образовательного пространства, интеграции знаний исследовательскую деятельность в данном направлении осуществляют различные социальные институты и науки: философия, социология, сексология, педагогика, медицина, правоведение.

Особую актуальность исследование этой проблемы приобретает в условиях современного российского обществе в связи с изменениями идеологических позиций, сменой социальных ориентиров, происходящими в настоящее время миграционными процессами, когда ощутимее, чем когда-либо, в России стала противоречивость национальных культур, ценностных ориентаций.

Долгое время сексуальное воспитание в нашей стране не определялось как специальная научная задача. В семье и школьной системе образование обращение к вопросам, связанным с данной проблемой, носило спонтанный, эпизодический характер, часто осуществлялось людьми без необходимой профессиональной грамотности.

В то же время начиная с середины XX века в мире стала складываться принципиально новая ситуация в сексуальном воспитании, связанная с активным включением женщин в трудовую деятельность и возникшей обоснованной потребностью регулирования беременности. Однако сохранение прежнего воспитания, не обеспечивающего решения этой новой проблемы, неизбежно вело к увеличению абортов. Потребовалась организация элементарного сексуального просвещения, позволяющего женщинам и мужчинам хотя бы уменьшить вероятность абортов. Возникли общественные организации, занимающиеся специальным просвещением женщин.

Появление созданных современной медициной средств контрацепции, с одной стороны, укрепили установку на возможность случайных половых контактов, а с другой стороны, потребовали преодоления природной формы реализации сексуальных желаний. В связи с этим в системе ценностей сексуального воспитания существенно возросла значимость сознательного регулированиявания половой жизни.

Значительное влияние на качество сексуальной жизни многих людей оказала также распространившаяся на Западе в середине прошлого века сексуальная революция, которая в своей идейной основе была ориентирована на раскрепощение и освобождение человека от сковывающих его моральных регламентаций.

Результатами данной революции стала ориентация молодежи на свободную любовь, нерегламентируемые добрачные и внебрачные отношения, растущее стремление освободиться во взаимоотношениях полов от традиционных подходов, хранимых длительное время.

К настоящему времени можно выделить два основных подхода в понимании сексуальной культуры, которые имеют достаточно убедительную методологическую основу, как условие отражения личностной свободы.

Одна утверждает свободу реализации половых инстинктов при наличии знаний и умений, обеспечивающих профилактику: запланированной беременности и заболеваний инфекциями, передающимися половым путем. Другая культура ориентируется на сексуальное поведение, которое должно определяться теми богатыми чувственными переживаниями, которые обеспечивают целостное биопсихосоциальное восприятие и отношение к партнеру. Такое воспитание требует формирования установки на поиск того человека, который обеспечит радость сексуального общения на основе соответствия его тем идеалам, нормам, по которым осуществляется целостная оценка внешних и внутренних достоинств личности.

Социологический анализ состояния сексуального воспитания современной Белорусии вызван следующими противоречиями:

• между прежней половой моралью и теми нормами, которые утверждаются современной сексуальной революцией;

• представлениями о ценностях свободной реализации сексуальных желаний и установками на необходимость для этого обязательных чувственных переживаний;

• между требованиями научно обоснованного воспитания и господством стихийного, часто ситуативного формирования у детей и подростков отдельных элементов сексуальной культуры;

• необходимостью в единстве мировоззренческих позиций и взглядов на содержание сексуального воспитания подрастающего поколения у тех социальных субъектов, которые в нем участвуют, и глубокой разобщенностью, которая существует в настоящее время, и отсутствием ориентации на сотрудничество в этой деятельности.

Актуальность избранной темы определяется и тем, что в Белоруссии до сих пор, в отличие от многих развитых стран, отсутствует какая-либо четкая система сексуального просвещения и воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных - учебных заведениях. Молодые люди вынуждены случайно, из различных источников получать противоречивые знания об отдельных сторонах сексуальной жизни. Это ведет к сохранению в нашей стране сексуальной безграмотности, выражающейся, прежде всего, в высоком проценте абортов среди подростков, широком распространении венерических болезней. Попытки решить эту социально значимую проблему предпринимались чаще представителями здравоохранения, а не работниками учреждений образования и воспитания.

Это обусловило необходимость предпринять специальный социологический анализ нынешнего состояния сексуального воспитания подрастающего поколения. Определение основных проблем и противоречий, которые существуют в этой сфере в нашей стране, позволит выяснить причины искусственного сохранения системы традиционного нравственно-полового воспитания, которая уже не соответствует современным условиям существования нового поколения. Теоретический и эмпирический анализ содержания и методов современного сексуального воспитания позволит наметить пути приведения его в соответствие с основными тенденциями развития личности в условиях динамичных преобразований жизненного пространства.[42]

Таким образом, приоритет требуется отдать чувственно формирующему сексуальному воспитанию и самовоспитанию. Оно включает в себя:

Во-первых, развитие яркого чувственно-эмоционального восприятия и переживания природы, достижений науки, техники. Кто умеет восхищаться результатами человеческого труда, тот сможет увидеть красоту внутреннего мира другого человека.

Во-вторых, формирование пронизанного положительными чувствами общения с разными людьми. Дети стихийно учатся демонстрировать как позитивные, так и негативные переживания. Последние обычно преобладают, так как их усвоить значительно легче. Положительные чувства требуют специального воспитания, так как надо уметь проявить чуткость, сочувствие, доброту к разным людям.

В-третьих, следует в равной мере формировать нежность, умение быть ласковым как у девочек, так и мальчиков. Излишняя строгость, сдержанность проявления этих качеств у мальчиков не позволяет им в будущем воспринять и понять чувственность той женщины, которая им понравится.

В-четвертых, необходимо учить детей, подростков, взрослых людей любить себя. Речь идет не об эгоизме, который представляет собой себялюбие, а об умении выделить в себе то ценное, которое может понравиться другому человеку. Кто знает себя, тому легче не ошибиться при выборе партнера для совместной семейной жизни. Он будет искать того, кто имеет схожие нравственные, эстетические, трудовые ценности, некоторую близость характера, темперамента. Тогда возникнет и утвердится целостность любви к такой личности. Сексуальные отношения будут пронизаны сильными и устойчивыми переживаниями этого самого приятного чувства, высоко оценивающего и природные и социальные достоинства близкого человека

Анализ реальных противоречий современного сексуального воспитания детей, подростков, студенческой молодежи показал, что в нем, с одной стороны, сохраняются многие черты прежнего, веками отработанного воспитания. С другой стороны, стихийно появляются некоторые новые элементы, реализация которых приносит обществу и самой молодежи как позитивные, так и негативные результаты.[44]

Причинами такого социального явления стали не только социальные движения, но и перестройка морального сознания всего развитого общества. Можно выделить социальные, физиологические, психические и педагогические причины.

1. Социальные причины.

A. Во-первых, это так называемая «сексуальная революция». Самая главная черта этой революции - ослабление женственности. Из-за того, что женщина выполняет тяжелую физическую работу, многие мужчины относятся к женщинам как к равным себе. Омужчинивание женщин, маскулинизация, когда они перенимают мужские черты и поведение, и, наоборот, феминизация мужчин - новая черта психологии современного человека, и в последние десятилетия она стала особенно заметней. Особенно резко и ярко это проявилось в движении феминисток, сторонниц так называемого женского равноправия. В их поведении наряду с мужскими достоинствами - решительностью, твердостью, бесстрашием - появляются и чисто мужские пороки: склонность к пьянству, сквернословию, распущенность в манерах и поступках, курение, безответственное отношение к потомству. Даже во внешности женщины словно бы отрекались от всего женского: стягивали, прятали, уродуя, грудь, затягивали фигуру так, чтобы не бросались в глаза бедра. Они берут пример во всем - в одежде, обуви, повадках. А последствия - сокращение рождаемости, падение общественных нравов, отрицательное влияние на государственные устои. И причиной «сексуальной революции» является путаница понятий «тождество» и «равенство». Да, все у нас равны. Но не тождественны. И половые отношения должны строиться не на требовании одинакового поведения, а на уважении именно непохожести природы женской и мужской. Непонимание молодежи истинного равноправия и сведение его до худших образцов мужского поведения - одна из причин появления ранних сексуальных отношений среди подростков. Сигарета в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубоватая манера держаться, намеренно мужские обороты речи - утверждение такого «равенства» сказывается не только во внешней манере держаться, одеваться, стремление девушек к мужественности ведет к потере женской целомудренности и ответственность за отношения.[15]

B. Во-вторых, важной причиной появления сексуальных отношений является внесение в личную жизнь духа коммерции. Современная реклама создала определенный образ женщины – «машины для наслаждений». Эротизированный образ женщины и женский силуэт, приспособления для эротических целей стали стандартом постеров, объявлений, реклам, кинопродюсеров. Он преследует людей и, разумеется, подростков, прежде всего повсюду. Этому также способствует широкое распространение нелегальной порнографии в печатном, видео и цифровом (в Internet) вариантах, главная задача которой заставить человека испытать удовлетворение от полового акта, а также неверно понятые, некритически воспринятые поступки героев множества фильмов и любовных историй, романов. Распространение литературы и кинофильмов, не только снявших таинственные покровы с интимных отношений мужчины и женщины, но и смакующих подробности, пропагандирующих «технологию секса», привело к тому, что «просветившаяся» молодежь стала обнаруживать склонность к всякого рода извращениям, резко возросло число психических заболеваний на этой почве, не говоря уже о бурном росте числа венерических заболеваний.[21]

C. В-третьих, этому способствует также урбанизация. Урбанизация содействует ослаблению внимания, контроля взрослых за детьми. Что делают дети за пределами своего двора, квартала порой родители даже и не догадываются. Так как в городе более интенсивно общение, взрослые устают от нагрузки, у них снижается реакция на человека. А отсюда невнимание к возникшим проблемам и вопросам, желание остаться одному, отключиться от всего и вся. А подростки остаются сами с собой и пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы. Особенно в период полового созревания...[15]

2. Физиологические причины. Ускорение полового созревания подростков: оно стало происходить рано как у девушек, так и у юношей. Например, за 40 лет у 14-летних девочек города Вильнюса рост увеличился на 9,66 см, вес - на 7, 98 кг, окружность груди - на 8,2 см. Во всех странах в настоящее время отмечается более ранее созревание у девочек. Первая менструация у большинства современных девушек бывает в 12 - 14 лет. При этом замечено, что у худощавых девушек она бывает позже, чем у девушек плотного сложения. Рост большинства современных девушек заканчивается не к 20 - 23 годам, как это имело место раньше, а к 16 - 17, и выглядят они выше и взрослее, чем выглядели их матери в таком же возрасте. Большинство современных подростков 15 - 16 лет соответствуют по физическому и половому развитию 18 - 19-летним 20-30-х годов прошлого века. То же самое происходит в отношении и юношей: увеличение роста и веса, раннее появление вторичных половых признаков, ранняя поллюция. Однако акселерация дала и другой побочный эффект - неравномерность в физическом развитии старшеклассников. Примерно четвертая часть старшеклассников резко опережают в физическом развитии своих сверстников, и примерно пятая часть отстает на 1-2 года. В классе почти всегда по внешнему виду можно выделить рано созревающих девочек-акселераток, которые, как правило, бывают приземистыми и полными. Они превосходят в росте своих поздно созревших ровесниц - ретарданток, пока последние не пройдут период скачка в росте и не станут выше и стройнее. Максимум различий в росте и весе между рано и поздно созревающими девочками приходится на 12 - 14 лет. Кроме того, девочки, развиваясь быстрее мальчиков, обгоняют последних на 1,5 - 2 года. Поэтому часть сегодняшних десятиклассниц, и тем более одиннадцатиклассниц, можно смело назвать молодыми женщинами. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как уровень физического развития девочек, так и юношей, накладывает серьезный отпечаток на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни школьников. Поэтому учителю приходиться иметь дело с классом, в котором фактически несколько возрастных групп, отличающихся друг от друга.

3. Психические причины. Большую психологическую роль в образовании ранних сексуальных отношений играет так называемая подростковая гиперсексуальность - момент, когда половое влечение наиболее сильно выражено не только резким увеличением производства гормонов в организме, но и продолжительным интересом к противоположному полу. В данном случае, когда влюбленность у обоих воспринимается за любовь, юноши (а иногда девушки) требуют от своей возлюбленной «доказательств» любви, принуждая их к физической близости. Хотя девушки и пытаются удержать, отговорить своих дружков переходить грань близости, они и сами сдаются, подверженные любопытству, вступая в половой контакт. Именно бесконтрольное развитие острой гиперсексуальности очень часто является причиной физической близости, причем инициатива, не всегда идет от юношей, девушки тоже проявляют любопытство.[39]

4. Педагогические причины. Основной причиной является непродуманное в деталях половое воспитание юношей и девушек. Да и, собственно говоря, его у нас в стране нет. Были отдельные попытки ввести в школах предмет о половом воспитании, но каждый раз программы этой дисциплины не были удовлетворительны для чиновников из высших инстанций (то слишком смело, то очень слабо). К тому же сами родители не пытаются объяснить ребенку, что с ним происходит, откуда берутся дети, почему это можно делать, а то нельзя, и так далее. Известно, как настороженно относятся взрослые к дружбе между юношами и девушками. Родители иной раз впадают в панику от одних разговоров подростков про любовь. По всей вероятности, эти страхи порождены опасением не того, что подлинная, настоящая любовь осенит их ребенка, а того, что эротическое беспокойство он примет за высокое чувство. Боятся они и сексуального опыта, что этим их дочь или сын обеднит свою судьбу. А поскольку и старшие, и младшие пользуются одним словом «любовь» и когда прославляют ее, и когда пугают ею себя и других, то и получается, что взрослые - вечные враги любви последующего поколения, хотя сами считают ее самым большим счастьем в жизни. В последнее время растет число подростков, еще со школьной скамьи узнавших вкус удовлетворения от проведения сексуального акта. Чаще всего к этому толкало бездумное любопытство. А то его и не было. «За компанию», «чтобы не выглядеть трусом», «не хотелось обижать отказом» - каких только объяснений не слышат те, кому приходится сталкиваться с последствиями: юристам, врачам, педагогам. И конечно - отчаявшимся родителям. Многие из них твердят: «Мы же предупреждали - остерегайся!» А чего и почему остерегаться, большинство пап и мам откровенно сказать боятся или не умеют. Намеки же и бессодержательные угрозы порой лишь провоцируют зло. Наслушавшись советов об осторожности в отношениях со сверстниками, дотоле чистые в помыслах юноши и девушки начинают искать и, естественно, находят в своих чувствах тот тайный зов крови, который только и ждет, чтобы его обнаружили. Тут он и вырвется на волю, и пойдет полыхать в сердце, сжигая на своем костре благоразумие и выдержку, а юноша и девушка тайком от взрослых уединяются, чтобы разобраться в своих ощущениях.[38]

 

 

Сексуальное воспитание

 

 

Традиционность сексуального воспитания, в первую очередь, проявляется в том, что подавляющее большинство субъектов, участвующих в формировании сексуальной культуры подрастающего поколения, действует ситуативно, т.е. когда ребенок показывает несоответствие тем ожиданиям, которые имеются у окружающих, то предпринимаются меры по формированию у него представлений о должном и способах его выполнения.

Семья в систематической форме на основе обоснованной программы, как правило, не занимается выработкой у ребенка отношения к обнаженному телу, реакции на те действия, которые могут предпринимать сверстники и старшие с его половыми органами. Поэтому многие дети в раннем возрасте не получают научных представлений о половой системе, ее устройстве и предназначении для продолжения рода. До сих пор многие родители испытывают большие трудности в объяснении детям 5-7 лет механизма зарождения жизни и участия в этом процессе мужчины и женщины.

Зная о необходимости подготовки ребенка к правильному восприятию тех изменений, которые с ним будут происходить в подростковом возрасте, родители не готовят его к тому, чтобы без страха, неприятных неожиданностей, элементов комплекса неполноценности реагировать на происходящие изменения с половыми органами. Традиционно не уделяется серьезного внимания формированию психических реакций человека на возникающие у него с 11-12 лет сексуальные потребности. Ребенок остается один на один с самим собой при переживании потребности в романтической влюбленности, сексуальных контактах, при случайном или намеренном использовании мастурбации при снятии сексуального напряжения. Самые большие трудности возникают как у взрослых, так и у подростков при обсуждении форм поведения в ситуации полового влечения, влюбленности. В лучшем случае взрослые, опасаясь негативных последствий непродуманных действий подростков, пытаются сформировать у них ту основную ценность, которая веками определяла сексуальное воспитание нового поколения. Речь идет о попытках предупредить незапланированную беременность в том возрасте, когда не только подростки, но и молодые люди не готовы обеспечить соответствующую самостоятельную семейную жизнь.

Данная проблема, как было нами показано, определяет сущность всей западной модели сексуального просвещения и воспитания. Это еще раз указывает на крайнюю ограниченность того традиционного сексуального воспитания, ценности которого воспроизводятся не только в нашей стране, но и во многих развитых государствах.[43]

Новым элементом является лишь появление такой ценности сексуального общения, как защита от ВИЧ-инфекции. Новое страшное заболевание оказало значительное влияние на изменение отношения к случайным половым связям, которые теперь стали опасны не только угрозой случайной незапланированной беременности, венерическими болезнями, последние в настоящее время достаточно успешно излечиваются, но и опасностью заразиться СПИДом. Именно он будет определять содержание сексуального просвещения и воспитания до тех пор, пока медицина не изобретет специальной вакцины, а также эффективных способов лечения.

Традиционно в социоподчиняющем сексуальном воспитании доминируем запугивание детей негативными последствиями нарушений запретов взрослых. Реализация сильных природных побуждений определяется ожиданием радости, удовольствия, наслаждения от полового общения и того, что ему предшествует, а распространенная среди взрослых культура все ещё отмечает в сексе только негативные стороны. Что же сильнее: телесное наслаждение, радость, восторг или страх, сформированный культурой? Воспитанием пытаются обеспечить торжество последней, вместо того, чтобы вырабатывать навык получения удовольствие без отрицательных последствий.

Новой чувственно-формирующей сексуальной культурой должны быть сформированы способы конструирования сексуальной радости путем особого саморегулирования личности. Человек тогда перестанет опасаться, что называется, "вредных последствий полового общения", а также чисто механического удовлетворения сексуальной потребности. Он сможет регулировать те психические и физические реакции, которые возникают под влиянием полового рефлекса. Механизм его реализации, данный природой, ведет к такому поведению индивида, которое почти не отличается от животного. Утверждение в процессе воспитания культуры проявления и удовлетворения сексуальных побуждений предполагает не только овладение совокупностью запретов на случайные половые связи, а также, на наш взгляд, должны регулироваться культурой получения высшего наслаждения только с постоянным партнером.

Когда с раннего детства ребенка начнут обучать получению радости не только от простого удовлетворения природных желаний о вкусной пище, тепле, получении каких-то понравившихся вещей, а и от самостоятельного регулирования психических побуждений, создания чего-то нового, тогда он сможет получить необходимую базу для управления сексуальными желаниями. Они всегда возникают на основе природных потребностей в то время, когда современная жизнь не позволяет их реализовывать открыто в рамках брачной пары. Поэтому главной задачей воспитания является формирование ценности управления половым инстинктом таким образом, чтобы сексуальное общение было составной частью целостного взаимодействия двух индивидов. Восприятие нравственных, эстетических достоинств понравившегося человека должно стать обязательной частью влюбленности в него.

Необходимо специальное обучение по насыщения этого чувства теми социальными ценностями человека, на основе которых может реализоваться природное влечение к нему. Выработка умения соединять в восприятии любимого его природные и социальные достоинства является важнейшим условием перехода сексуального воспитания на качественно новый уровень. Оно должно начинаться не с просвещения по поводу различий в физиологии мужчины и женщины, а с обучения способам целостного восприятия любого человека.

Учить детей методам познания внутренних качеств человека, которые выражаются не только в поступках, но и проявляются в определенной мере в его внешности необходимо с 3-4 лет. Тогда создается возможность для преодоления одной типичной проблемы сексуального воспитания, которая заключается в том, что половое поведение строится на основе выделения лишь внешних достоинств, определенных природой. Только в результате больших разочарований человек постепенно убеждается в том, что понравившийся ему индивид приносит в основном разочарования и неприятности. В этом заключается причина того, что многие люди только с помощью "пробного брака" узнают те социальные характеристики партнера, которые могли выяснить значительно раньше в процессе умелого распознавания особенностей его внутреннего мира.

Следующим условием становления качественно нового сексуального воспитания является постоянное развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время эта задача решается в первую очередь с помощью искусства. Оно призвано научить ребенка радоваться природе, тем людям, которые созданы воображением поэта, писателя, художника. В значительно меньшей степени развиваются сильные положительные чувства на основе личного опыта общения с разными людьми. Человек может сильно переживать похождения героя художественного произведения, а к ситуациям, в которых оказываются известные и даже близкие ему люди, оставаться равнодушным. Детей с раннего возраста не учат воспринимать и глубоко переживать радость от общения с какими-то людьми. Ребенок значительно сильнее воспринимает огорчения и обиды, осуждения со стороны взрослых и сверстников, а не то удовольствие, которое возникает при обычном повседневном общении с ними. Если отсутствуют неприятности, то в лучшем случае господствует среднее по силе, практически не регулируемое удовлетворение. Ребенка не учат культивировать, взращивать в себе радость от того, что другой человек сделал для него что-то приятное, сумел учесть его индивидуальность.

В результате чего в подростковом возрасте возникают трудности с чувственным восприятием реальных психических состояний понравившегося человека. В состоянии влюбленности человек переживает радость от тех достоинств, которые он приписывает объекту влечения. Реального познания внутренних качеств индивида, позволяющего пережить радость от тонкого восприятия его реальных психических переживаний, не происходит. К этому ребенка не готовили, его сексуальное воспитание не включало в себя постоянные усилия по развитию чувственности, способности к сильным положительным переживаниям нравственных, эстетических, трудовых и иных социальных достоинств того человека, который понравился ему своей внешностью. Это ведет к тому, что, руководствуясь лишь внешней привлекательностью, подросток оказывается готовым к половому общению фактически только на уровне природных побуждений. В результате возникают случайные половые контакты с достаточно частой сменой половых партнеров. Такой человек оказывается не готовым к любви как состоянию, в котором только и может реализоваться зрелая сексуальная культура.

Таким образом в настоящее время, когда речь идет о сексуальном воспитании, очень часто имеется в виду изложение данных из области анатомии, физиологии зачатия, деторождения и др. Фиксация делается именно на этих аспектах, что также сопровождается значительными затруднениями, связанными как со стыдливостью, так и страхом попасть в смешное положение.

Во многих семьях сексуальные вопросы, с одной стороны, считаются крайне значимыми, с другой – представляют совершенно запретную зону, о которой не принято ничего говорить. Внимание детей, естественно, привлекается к запретной теме с большой силой, интерес к «уличной» информации становится одной из главных мотиваций. В таких случаях возникает также реальная угроза оказаться под влиянием лиц с различного рода сексуальными отклонениями с далеко идущими отрицательными последствиями.

Вопросы пола и его значения должны интегрироваться в сознании ребенка задолго до пробуждения сексуальных желаний. Эти знания способствуют, по данным ряда исследователей, будущей адаптации к новой реальности. Психологические исследования показывают, что в настоящее время даже в странах со сравнительно либеральными подходами к сексуальным проблемам в обществе во многих случаях дети в достаточной степени не защищены перед неблагоприятными воздействиями среды, становятся жертвами плохого воспитания. Результатом этого является возникновение упрощенных и к тому же неправильных представлений механистического характера. Добавим, что анатомические знания нередко носят «опережающий» характер, что может способствовать нарушению развития. Сведения об анатомической стороне проблемы и чувственности должны восприниматься на подготовленной психологической почве, как дополнение психологического осознания пола.[43]

Культура как совокупность образцов норм, ценностей и значений, присущих тем или иным социальным группам, затрагивает различные сферы индивидуальной и коллективной жизни. В связи с чем, исследователями выделяются виды и типы культуры по различным критериям, в частности по сферам жизни, в том числе для сферы сексуальных взаимодействий сексуальная культура. Таким образом, она является частью общей культуры, затрагивающей преимущественно эмоционально-сексуальные аспекты человеческой жизни.

Так, Чеботарева И.И. определяет сексуальную культуру как «совокупность знаний ценностей и действий, особым образом регулирующих поведение людей при реализации полового влечения». Через описание структуры дает свое определение и И.С. Кон, определяя ее как «отношение к сексуальности, сексуально-эротические ценности и соответствующие им формы поведения». Основными компонентами сексуальной культуры И.С. Кон называет «сексуальный символизм, знаки и символы, в которых осмысливается сексуальность, включая представления о природе гендерных различий, любви, деторождении, сущности полового акта и т.п.; установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают, оценивают и конструируют свое сексуальное поведение; социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь, например формы брака и семьи; нормативные запреты и предписания, регулирующие сексуальное поведение; обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргастические праздники) и от которых зависит их значение для участников; структуры и формы (паттерны) типичных сексуальных практик, отношений и действий. Все эти элементы взаимосвязаны, но относительно автономны». Указанные элементы, с одной стороны, образуют культуру как единую систему, закрепленную и транслируемую через социальные институты, а с другой стороны, составляют и определяют повседневные представления и практики социальных субъектов.

Таким образом, сексуальная культура, согласно устоявшейся традиционной трактовке, включает основные структурные блоки: аксеологический (ценности, на основе которых люди интерпретируют и конструируют свои сексуальные практики), символический (знаки и символы, через которые принято осмыслять сексуальность в культуре), когнитивный (знания и способы их получения о сексуальности), институциональный (социальные институты, регулирующие и обеспечивающие реализацию сексуальных отношений), нормативный (правила и предписания в отношении сексуальных связей, важное значение имеют табу), обряды и обычаи, праксеологический или поведенческий (типичные образцы, паттерны и формы сексуальных отношений и практик). Все указанные элементы, аспекты сексуальности образуют единую систему сексуальную культуру.

Сексуальная культура любого общества складывается в процессе нормативно-ценностного урегулирования сексуальности, которая включает в себя четыре основных взаимосвязанных компонента: чувственность (психо-эмоциональный аспект), интимность, эротичность, телесность, обусловленные половым влечением. Понятие сексуальной культуры, таким образом, отражает ключевые признаки структуры разноуровневых социальных отношений в сфере интимных, эротико-эмоциональных отношений.

Развитие сексуальной культуры осуществляется двойственно: одновременно стихийно (как естественно-исторический процесс) и целенаправленно различными социальными агентами. С одной стороны, оно разворачивается как спонтанный, незапланированный, объективированный процесс, обусловленный спецификой индивидуального опыта и культурных практик, а, с другой — как целенаправленный, «социально управляемый» процесс.

Успешность разнообразных способов, средств формирования сексуальной культуры молодежи зависит от методов, механизмов и технологий конструирования, распространения и закрепления эротико-эмоциональных представлений, образцов интимности и сексуального поведения.

Ядром сексуальной культуры является совокупность развивающихся у индивида качеств интимности, эротичности, чувственности, телесности на основе полового влечения.

Прежде всего, остановимся на выделении основных социальных субъектов, агентов, принимающих участие в процессе формирования сексуальной культуры молодежи: СМИ; Интернет; семья; ближний социальный круг (друзья, родственники, коллеги); церковь; молодежные организации; школа, учебные заведения; государство в лице правительства; сама личность или социальная группа; специализированная литература; произведения литературы и искусства; эксперты в области медицины, психологии, сексологии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.015 с.)