Историческое развитие и основные направления мировой психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие и основные направления мировой психологии



Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от филосо­фии, сблизилась с естественными науками и разработала собствен­ный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность пси­хики связано с решением основного вопроса философии — о со­отношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением.

В первобытном обществе люди верили, что внутри человека находится другое существо, временно выходящее из него во вре­мя сна и покидающее тело через рот после смерти.

Демокрит (V—IV вв. до н.э.) постулировал идею, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. При этом душа — материальное, движущее начало.

ВIV в. до н. э. греческие философы высказали мысль, что суще­ствует дух — нечто нематериальное, похожее на пламя или дуно­вение, ответственное за поведение человека.

Платон (472—348 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ко­торому противостоит материя. Посредник между этими мирами —душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в виде гнева и совести; разумная часть помещается в голове челове­ка. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, пе­реносится «в мир идей».

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал трактат «О душе», который считается первым трудом по вопросам психологии. В сво­их работах Аристотель использовал такие понятия, как «ощуще­ние», «память», «чувства», «произвольные и непроизвольные дви­жения». Он считал, что душа может существовать вне всякой свя­зи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, сле­довательно, познать ее нельзя, поскольку это знание лежит за пределами человеческих возможностей. По мнению Аристотеля, душа — внутренний движитель, позволяющий человеку реализовывать себя. Центр ее находится в сердце, куда поступают впечат­ления от органов чувств, где они накапливаются и объединяются в результате рассудочного мышления и в конечном итоге определя­ют поведение. Проявлениями души являются мышление, знание, мудрость. Аристотель полагал, что одна часть души смертна, как у животных, а другая принадлежит вечному разуму, и поэтому бес­смертна и духовна. Всего он выделял три составляющие души человека:

1) душа растительная, которая ведает функциями питания,
размножения;

2) душа чувствующая, животная, обеспечивающая чувства ося­зания, боли, удовольствия;

3) душа разумная.

У растений, по мнению Аристотеля, имеется только расти­тельная душа, у животных — растительная и чувствующая, но все, что растет и развивается, полагал он, имеет душу. Аристотель придерживался позиции, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем.

Идеи философов Древней Греции господствовали до V в. н. э. Средние века характеризовались демонологическим понимани­ем психических болезней. Близкие к научным воззрения в обла­сти психологии стали формироваться в эпоху Возрождения, в XV—XVI вв., когда появилось представление о том, что мышле­ние есть свойство материи.

Следующий этап развития психологии связан с развитием ме­ханики, математики и естественных наук.

Р.Декарт (1595—1650) ввел понятия рефлекса и сознания, а также создал механистическую модель человека, согласно кото­рой раздражения от органов чувств по чувствительным нервам идут к отверстиям в головном мозге, «животные души» вытекают из мозга по трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются и двигаются; в головном мозге находится «ра­зумная душа», управляющая страстями. Декарт противопоставлял душу и тело, т.е. был представителем дуализма, предполагавшего существование двух независимых субстанций: материи и духа.

Начиная с этого времени психология стала наукой не о душе, а о сознании. Душа начинает пониматься как сознание, связанное с работой мозга: способность думать, чувствовать, желать. Таким образом, доминировала интроспективная трактовка сознания, для которой был характерен отрыв психического начала от объектив­ного бытия. Психическая жизнь рассматривалась как субъектив­ный мир, познаваемый лишь путем самонаблюдения. Основным методом психологии сознания стала интроспекция («заглядывание внутрь»). Почти все теории конца XIX и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Это вело к ограничению предмета исследований областью осо­знаваемых переживаний, рассматриваемых в отрыве от окружаю­щей действительности и деятельности человека. Доминировал описательный, а не объяснительный подход к изучению психики.

Эволюционное учение Ч.Дарвина (1809—1882) утвердило ве­дущее значение окружающей среды в динамике эволюционного развития психических процессов. Благодаря концепции Дарвина психическую жизнь стали рассматривать как результат биологи­ческой эволюции. Его последователь Э.Геккель (1834—1919) ут­верждал, что основы психологии нужно искать исключительно в физиологии нервной системы.

В этот же период активно развивалась физиология органов чувств. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Г.Фритче и Ф.Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а П. Брока и К. Вернике — моторный и сенсорный центры речи).

Большое значение также имело изменение статуса психиатрии и отношения к душевнобольным в обществе. Принятие положе­ния о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, положило начало сравнительным исследованиям психи­ки в норме и при патологии. Знания о психической деятельности, накопленные в медицине, явились основой для создания научной психологии, возникновение которой было связано с проникно­вением в нее экспериментальных методов.

Первое психологическое исследование заключалось в изучении зависимости между силой действующего раздражителя и величи­ной вызываемой им реакции, что легло в основу структуралистического подхода. Так же как в физике и химии, где свойства вещества определяются по составляющим его элементам, струк­туралисты старались выявить и описать психические элементы, каковыми, по их мнению, являются ощущения, образы и чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать наиболее детальное описание этих элементов. Для достижения этой цели структу­ралисты применяли метод экспериментальной интроспекции: ис­пытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просили описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.

Исследования, посвященные общим закономерностям разви­тия чувствительности и функционированию отдельных органов чувств, имели огромное значение для становления психологиче­ской науки. С работ Г. Гельмгольца по психофизиологии органов чувств началось систематическое изучение ощущений, восприя­тия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Труды Э. Вебера, по­священные экспериментальному исследованию чувствительности человека, позволили определить соотношение между силой сти­мула и величиной ощущения, т.е. между приростом раздражения и ощущением. Впоследствии Г. Фехнер дал математическую интер­претацию найденной Вебером закономерности. Способы матема­тической обработки и обобщение результатов этих исследований заложили основы экспериментального психофизиологического метода.

Эксперимент быстро внедряется в психологию. В 1879 г. в Лейп­циге В.Вундтом (1832—1920) создается первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. В России подобная лаборатория была основана в 1885 г. В.М.Бехтеревым (1857—1927) при меди­цинском факультете Казанского университета. В 1896 г. С. С. Корса­ков организовал такую же лабораторию в Москве на базе психи­атрической клиники. Несколько позднее лаборатории эксперимен­тальной психологии открылись при медицинских факультетах це­лого ряда университетов России: в Одессе, Киеве, Дерпте (Тарту). Начинает осуществляться интроспекция в специально созданных условиях. Экспериментальные исследования позволили изучать память, внимание, эмоционально-волевую сферу. Однако, при­меняя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистической позиции. Основным источни­ком знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях. Описыва­лись психические элементы (ощущения, образы, чувства). Есте­ственно, что у разных испытуемых они очень редко совпадали и даже у одного и того же человека в разное время проявлялись по-разному. Поэтому дальнейшее изучение психической деятель­ности стало базироваться на наблюдении поведения человека со стороны.

В начале XX в. сформировалась единая концепция управления поведения человека нервной системой и в то же время наступил кризис интроспективной психологии, причинами которого яви­лись отрыв ее теории от практики и отсутствие объективного научного подхода в этой области. Кризис психологии сознания был предопределен успехами неврологии и психологии, особенно во Франции, где широко развивалось учение о подсознатель­ном начале в психической жизни человека. Как следствие кризи­са, в психологии стали складываться новые направления: бихе­виоризм, экзистенциализм, психоанализ, гештальт-психология.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) как новое психо­логическое течение возник во втором десятилетии XX в. Предме­том изучения стало поведение человека, а не его сознание. Пси­хика теперь рассматривалась как функция мозга — отражение, т. е. психология начала базироваться на философии диалектического материализма. Бихевиоризм выступал в качестве альтернативы ин­троспективной психологии и исключил из объектов рассмотре­ния все психологические феномены, не подлежащие объективно­му исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения пред­ставителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку именно оно является единственной пси­хологической реальностью, доступной непосредственному наблю­дению и обладающей параметрами, которые можно непосредствен­но измерить и на которые можно воздействовать, а следователь­но, изучать их так же, как это принято в естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм отождествляет психику и поведе­ние, понимаемое как совокупность реакций организма на воздей­ствия внешней среды, фиксируемые стимулы. Человек при этом рассматривается как носитель определенных форм поведения, об­разующихся по принципу «стимул — реакция». Все психологиче­ские феномены, опосредующие реакции человека, долгое время игнорировались как ненаблюдаемые. Однако в дальнейшем появ­ляется понятие промежуточных переменных (медиаторов, посред­ников) — процессов, опосредующих влияние внешних раздражи­телей на поведение человека. Усложнение традиционной бихеви­ористской модели «стимул — реакция» за счет введения проме­жуточных переменных знаменует переход к необихевиоризму. Ос­новная формула поведения приобретает вид «стимул—промежу­точные переменные—реакция» (S—г—s—R). В соответствии с этим стимулы стали обозначать как независимые переменные, а реак­ции — как зависимые. В настоящее время понятие промежуточных переменных трактуется довольно широко. В качестве их рассмат­риваются внимание, представления, мотивы, установки, отно­шения и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии на современном этапе.

В становлении бихевиоризма огромную роль сыграли работы И.М. Сеченова (1829—1905) и И.П.Павлова (1849—1936), посколь­ку ими были заложены основы материалистического понимания принципов работы нервной системы. И. М. Сеченов полагал, что внешнее воздействие лишь в результате опосредования сложными внутренними психическими процессами рождает в конечном итоге образы, мысли, идеи. И. П. Павлов на основе теоретических вы­сказываний И.М.Сеченова о рефлекторной природе деятельно­сти мозга разработал экспериментально обоснованное учение. Со­зданная им условно-рефлекторная теория выделяла роль сигнала, внешней среды. Был доказан динамический характер локализа­ции функций в коре головного мозга, а также внесена ясность в понимание физиологической сущности типов нервной системы.

В рамках бихевиоризма были разработаны теории научения — приобретения опыта, умений и навыков.

Один из вариантов научения — классическое обусловливание — связан с именем И. П. Павлова. В классической павловской схеме условного рефлекса S —R, где S — стимул, R — реакция (поведе­ние), реакция возникает в ответ на воздействие какого-либо сти­мула (раздражителя). Павлов впервые объяснил, как нейтральный стимул может вызвать ту же, что и безусловный раздражитель, реакцию, которая протекает автоматически, на врожденной ос­нове, без предшествующего опыта индивида (т.е. как нейтраль­ный стимул становится условным раздражителем). Это происхо­дит при смежности (совпадении по времени) безусловного и ней­трального раздражителей, с некоторым опережением последне­го, а также при повторении — многократном сочетании нейт­рального и безусловного раздражителей.

Основатель бихевиоризма Дж.Б.Уотсон считал, что каждой ситуации или стимулу соответствует определенное поведение, или реакция, и поэтому любую деятельность человека можно объяс­нить по вышеупомянутой схеме S —R («стимул — реакция»).

Его последователь Б. Скиннер (1938) высказал мысль, что по­ведение определяется своими последствиями. На организм воз­действуют условным раздражителем и подкрепляют его безуслов­ным, стимул следует после поведенческой реакции. Результатом научения является оперант (отсюда — оперантное научение). В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий эффект, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное, или инструмен­тальное, поведение — поведение типа R — это поведение, выз­ванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, под­черкивая различия между респондентным и оперантным поведе­нием, указывает, что респондентное поведение вызвано стиму­лом, который предшествует поведению, а оперантное поведе­ние — стимулом, следующим за поведением. Другими словами, в классическом обусловливании стимул предшествует поведенче­ской реакции, а в оперантном — следует за ней. Позитивное или негативное подкрепление усиливает поведение. Позитивное под­крепление основано на применении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление за­ключается в усилении поведения за счет негативных стимулов. Наказание отличается от негативного подкрепления тем, что направ­лено на ослабление поведенческой реакции.

Наказание также подразделяют на позитивное и негативное: первое основано на лишении индивида позитивного подкрепле­ния, а второе — на предъявлении негативного (аверсивного) сти­мула.

Например, при позитивном наказании родители за плохую успеваемость лишают ребенка какого-то подарка, а при негатив­ном — ругают за плохую успеваемость.

Если бихевиористы и основоположники условно-рефлектор­ной теории в объяснении поведения человека отдавали предпоч­тение факторам внешней среды, сигналам, идущим извне, то уче­ник и последователь И.П.Павлова П.К.Анохин (1979) показал, что не менее важную роль в отборе полезных приспособительных действий играет работа самого мозга.

Представители экзистенциализма (идеалистического направле­ния) М.Хайдеггер и К.Ясперс занимались проблемой существова­ния (экзистенции) человека, которое трактовали как чисто ин­дивидуальное «бытие для смерти», изолированное от общества.

Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных, подсознательных процессов, которые имеют характер влечений и составляют ядро личности.

Глубинная психология включает три направления:

1) психоанализ Фрейда;

2) индивидуальная психология Адлера;

3) аналитическая психология Юнга.

Психоанализ З.Фрейда (1856—1939) вначале применялся для лечения неврозов, и особенно истерии, затем стал научно-иссле­довательским методом и, наконец, самостоятельной дисципли­ной, которая попыталась дать философское истолкование фено­мена человеческой культуры и смысла жизни вообще. Развитие метода описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Большое влияние на него оказа­ли результаты исследовании Ж. М. Шарко (изучение связей между гипнозом и неврозом), а также случай из врачебной практики вы­дающегося венского врача И.Брейера, лечившего в 1880—1882 гг. с помощью гипноза одну больную, страдавшую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне пациентка на­ходила взаимосвязи между симптомами своего заболевания и трав­мирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в под­сознание и неосознаваемыми в состоянии бодрствования. При этом больная реагировала на психотравмирующие факты бурным аф­фектом, «завершала подавленный психический процесс», в ре­зультате чего произошел «катарсис». После предварительного со­общения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и опубликования книги «Исследования истерии» в 1895 г. Брейер и Фрейд прекратили совместные исследования. В процессе даль­нейшего развития своего учения Фрейд пришел к убеждению, что невротические явления вызываются, как правило, возбужде­ниями сексуального характера, актуальными сексуальными кон­фликтами или возникают под влиянием ранее пережитых сексу­альных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстрой­ства половой функции. Фрейд создал метод свободных ассоциаций, которые больной воспроизводил, лежа на кушетке с закрытыми глазами. Позднее Фрейд предложил метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою символику, отражающую подавленные желания, как правило, сексуального характера. Фрейд называл сновидения «королевской дорогой в подсознание». В про­цессе психоанализа пациент оказывает психологическое сопротив­ление, иногда даже переносит на врача свою ненависть (transfer — перенос). Это противодействие пропорционально силе подавляе­мых влечений, которые Фрейд относил к периоду детской сексу­альности. Половая функция, вначале аутоэротическая, проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, садистическо-анальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд обо­значил термином «либидо». Психоанализ переоценил роль сексу­альности в жизни человека, за что Фрейда упрекают в пансексуа-лизме.

Согласно психоаналитической концепции большинство пси­хических процессов происходит в области бессознательного, и лишь незначительная их часть осознается. Между бессознатель­ной и сознательной областью имеется предсознание, в которое поступают только те мысли, представления и стремления, кото­рые были пропущены цензурой «Я». Психоанализ Фрейда игнори­рует историко-общественное развитие и экономические, обще­ственные отношения.

Большое значение для развития психологической науки имеют следующие аспекты учения Фрейда:

- создание динамической и глубинной концепции личности в противовес дедуктивной и статической психологии;

- акцент на значение подсознательных компонентов психической жизни и их связи с сознанием;

- подчеркивание важности ранних детских впечатлений;

- выделение роли биологических потребностей;

- исследование механизма неврозов;

- изучение сновидений, их символики и так называемых ошибочных действий (описки, оговорки и т.п.).

Индивидуальная психология Адлера сформировалась на основе теорий Фрейда и изучения неврозов, но избежала свойственных психоанализу генерализаций и стала самостоятельным направле­нием, уделяющим много внимания общественной детерминации психического развития. Адлер разработал понятие так называемой неполноценности органов и распространил его на любую недостаточно или дефектно-развитую функцию (задаток), как со­матическую, так и психическую: конституциональная слабость, сердечные дефекты, горб, заикание, «леворукость» и т.п. Психи­ческие процессы находятся в гармонии там, где имеется равнове­сие между потребностью в самоутверждении и потребностями об­щества. Неполноценность органов может привести к возникнове­нию повышенного чувства недостаточности, проявляющегося в избегании людей, потере уверенности в себе, отчуждении, утрате смелости. Противоположной реакцией является гиперкомпенса­ция: человек не только компенсирует свою неполноценность, но и гипертрофированно развивает функцию пораженного органа. Воз­можен и иной путь — замещение дефекта другим видом интен­сивной деятельности в доступной области, в которой индивид старается выделиться. Например, человек с физическим недостат­ком стремится к достижению в области культуры или политики. Адлер подчеркивает значение социальной среды, особенно се­мейной. По его мнению, необходимы правильная жизненная ли­ния, хорошее воспитание или психотерапия, направленная на фор­мирование жизненной смелости. Работы Адлера важны, поскольку в них содержатся описания продуманных мероприятий и теории, относящиеся к исправительной педагогике и психотерапии.

В аналитической психологии психиатра К. Г. Юнга фрейдовский термин «либидо» используется для обозначения жизненной энер­гии, проявляющейся не только как сексуальность, но и как твор­чество. Юнг видит в индивидуальном и коллективное бессозна­тельное, в котором заключены архетипы — прообразы, опре­деляющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной сферы жизни. Их создавал опыт человечества в тече­ние тысячелетий. К ним относятся, например: anima — символ женского естества в подсознании мужчины и противоположный ему animus — естество мужчин в коллективном обессознательном женщины.

Гештальт-психология сформировалась при господстве идеали­стической философии в Германии в начале XX в. В ней мир рас­сматривается как совокупность организованных форм (гешталь-тов). В основе этого направления лежит мысль Эренфельса о каче­стве формы: мелодия остается мелодией, несмотря на перенесе­ние (транспортировку) ее в любую тональность, так же как и ко­пии картины, нарисованные разными красками и разного размера. Следовательно, формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементом, а представляют собой новую структуру. Гештальт — это целостное образование, имеющее собственное свойство, которое не исчерпывается свойствами отдельных его частей. Хотя час­ти и целое взаимообусловлива­ют друг друга, свойства целого всегда превалируют, доминиру­ют над свойствами частей, ины­ми словами, наблюдается фено-минальная и функциональная доминантность целого над час­тями. Образ рассматривается как самостоятельный феномен. Кон­стантность, т. е. постоянство об­раза при меняющихся условиях восприятия, является основным свойством гештальта.

Оно нару­шается, если образ воспринимается изолированно от целостно­го зрительного поля. В этом заключается феномен «фигуры и поля». Фигура — это замкнутое, выступающее на передний план це­лое, отделенное от фона контуром. Фон — то, что находится позади фигуры. Реверсибильная фигура «ваза-лицо» демонстри­рует основные положения данного феномена (рис. 1). В гештальт-психологии интеллект трактовался как поведение, направленное на решение проблем.

Гуманистическая психология сформировалась как альтернатива бихевиоризму в 50-е годы XX в. Один из ведущих представителей этого направления Р.Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Целостный подход к личности является фундаментальным принципом гуманистической психо­логии, которая основывается на вере в возможность реализации способностей каждого человека при условии предоставления ему свободы выбора своей судьбы. В качестве детерминанты поведения и развития личности рассматривают потребность в самоактуали­зации, стремление к развитию и осуществлению своих потенци­альных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Основной стержень гуманистической психологии — опти­мистический взгляд на природу человека. Американский психолог К.Роджерс (1902—1987), один из основоположников гуманисти­ческой психологии, считал, что в каждом человеке заложено стрем­ление полностью проявить себя, и он наделен побуждениями, необходимыми для развития всех своих возможностей. Обществен­ные нормы и воспитание принуждают его в ущерб собственным чувствам и потребностям принимать ценности, навязанные дру­гими, что служит источником неудовлетворенности и нарушения поведения. Терапевтический метод Роджерса основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно реализовать свои способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.033 с.)