Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческое развитие и основные направления мировой психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и разработала собственный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность психики связано с решением основного вопроса философии — о соотношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением. В первобытном обществе люди верили, что внутри человека находится другое существо, временно выходящее из него во время сна и покидающее тело через рот после смерти. Демокрит (V—IV вв. до н.э.) постулировал идею, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. При этом душа — материальное, движущее начало. ВIV в. до н. э. греческие философы высказали мысль, что существует дух — нечто нематериальное, похожее на пламя или дуновение, ответственное за поведение человека. Платон (472—348 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, которому противостоит материя. Посредник между этими мирами —душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в виде гнева и совести; разумная часть помещается в голове человека. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, переносится «в мир идей». Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал трактат «О душе», который считается первым трудом по вопросам психологии. В своих работах Аристотель использовал такие понятия, как «ощущение», «память», «чувства», «произвольные и непроизвольные движения». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать ее нельзя, поскольку это знание лежит за пределами человеческих возможностей. По мнению Аристотеля, душа — внутренний движитель, позволяющий человеку реализовывать себя. Центр ее находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств, где они накапливаются и объединяются в результате рассудочного мышления и в конечном итоге определяют поведение. Проявлениями души являются мышление, знание, мудрость. Аристотель полагал, что одна часть души смертна, как у животных, а другая принадлежит вечному разуму, и поэтому бессмертна и духовна. Всего он выделял три составляющие души человека: 1) душа растительная, которая ведает функциями питания, 2) душа чувствующая, животная, обеспечивающая чувства осязания, боли, удовольствия; 3) душа разумная. У растений, по мнению Аристотеля, имеется только растительная душа, у животных — растительная и чувствующая, но все, что растет и развивается, полагал он, имеет душу. Аристотель придерживался позиции, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Идеи философов Древней Греции господствовали до V в. н. э. Средние века характеризовались демонологическим пониманием психических болезней. Близкие к научным воззрения в области психологии стали формироваться в эпоху Возрождения, в XV—XVI вв., когда появилось представление о том, что мышление есть свойство материи. Следующий этап развития психологии связан с развитием механики, математики и естественных наук. Р.Декарт (1595—1650) ввел понятия рефлекса и сознания, а также создал механистическую модель человека, согласно которой раздражения от органов чувств по чувствительным нервам идут к отверстиям в головном мозге, «животные души» вытекают из мозга по трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются и двигаются; в головном мозге находится «разумная душа», управляющая страстями. Декарт противопоставлял душу и тело, т.е. был представителем дуализма, предполагавшего существование двух независимых субстанций: материи и духа. Начиная с этого времени психология стала наукой не о душе, а о сознании. Душа начинает пониматься как сознание, связанное с работой мозга: способность думать, чувствовать, желать. Таким образом, доминировала интроспективная трактовка сознания, для которой был характерен отрыв психического начала от объективного бытия. Психическая жизнь рассматривалась как субъективный мир, познаваемый лишь путем самонаблюдения. Основным методом психологии сознания стала интроспекция («заглядывание внутрь»). Почти все теории конца XIX и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Это вело к ограничению предмета исследований областью осознаваемых переживаний, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и деятельности человека. Доминировал описательный, а не объяснительный подход к изучению психики. Эволюционное учение Ч.Дарвина (1809—1882) утвердило ведущее значение окружающей среды в динамике эволюционного развития психических процессов. Благодаря концепции Дарвина психическую жизнь стали рассматривать как результат биологической эволюции. Его последователь Э.Геккель (1834—1919) утверждал, что основы психологии нужно искать исключительно в физиологии нервной системы. В этот же период активно развивалась физиология органов чувств. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Г.Фритче и Ф.Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а П. Брока и К. Вернике — моторный и сенсорный центры речи). Большое значение также имело изменение статуса психиатрии и отношения к душевнобольным в обществе. Принятие положения о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, положило начало сравнительным исследованиям психики в норме и при патологии. Знания о психической деятельности, накопленные в медицине, явились основой для создания научной психологии, возникновение которой было связано с проникновением в нее экспериментальных методов. Первое психологическое исследование заключалось в изучении зависимости между силой действующего раздражителя и величиной вызываемой им реакции, что легло в основу структуралистического подхода. Так же как в физике и химии, где свойства вещества определяются по составляющим его элементам, структуралисты старались выявить и описать психические элементы, каковыми, по их мнению, являются ощущения, образы и чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать наиболее детальное описание этих элементов. Для достижения этой цели структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции: испытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просили описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. Исследования, посвященные общим закономерностям развития чувствительности и функционированию отдельных органов чувств, имели огромное значение для становления психологической науки. С работ Г. Гельмгольца по психофизиологии органов чувств началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Труды Э. Вебера, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека, позволили определить соотношение между силой стимула и величиной ощущения, т.е. между приростом раздражения и ощущением. Впоследствии Г. Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером закономерности. Способы математической обработки и обобщение результатов этих исследований заложили основы экспериментального психофизиологического метода. Эксперимент быстро внедряется в психологию. В 1879 г. в Лейпциге В.Вундтом (1832—1920) создается первая экспериментальная психологическая лаборатория. В России подобная лаборатория была основана в 1885 г. В.М.Бехтеревым (1857—1927) при медицинском факультете Казанского университета. В 1896 г. С. С. Корсаков организовал такую же лабораторию в Москве на базе психиатрической клиники. Несколько позднее лаборатории экспериментальной психологии открылись при медицинских факультетах целого ряда университетов России: в Одессе, Киеве, Дерпте (Тарту). Начинает осуществляться интроспекция в специально созданных условиях. Экспериментальные исследования позволили изучать память, внимание, эмоционально-волевую сферу. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистической позиции. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях. Описывались психические элементы (ощущения, образы, чувства). Естественно, что у разных испытуемых они очень редко совпадали и даже у одного и того же человека в разное время проявлялись по-разному. Поэтому дальнейшее изучение психической деятельности стало базироваться на наблюдении поведения человека со стороны. В начале XX в. сформировалась единая концепция управления поведения человека нервной системой и в то же время наступил кризис интроспективной психологии, причинами которого явились отрыв ее теории от практики и отсутствие объективного научного подхода в этой области. Кризис психологии сознания был предопределен успехами неврологии и психологии, особенно во Франции, где широко развивалось учение о подсознательном начале в психической жизни человека. Как следствие кризиса, в психологии стали складываться новые направления: бихевиоризм, экзистенциализм, психоанализ, гештальт-психология. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) как новое психологическое течение возник во втором десятилетии XX в. Предметом изучения стало поведение человека, а не его сознание. Психика теперь рассматривалась как функция мозга — отражение, т. е. психология начала базироваться на философии диалектического материализма. Бихевиоризм выступал в качестве альтернативы интроспективной психологии и исключил из объектов рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие объективному исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку именно оно является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно воздействовать, а следовательно, изучать их так же, как это принято в естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм отождествляет психику и поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, фиксируемые стимулы. Человек при этом рассматривается как носитель определенных форм поведения, образующихся по принципу «стимул — реакция». Все психологические феномены, опосредующие реакции человека, долгое время игнорировались как ненаблюдаемые. Однако в дальнейшем появляется понятие промежуточных переменных (медиаторов, посредников) — процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека. Усложнение традиционной бихевиористской модели «стимул — реакция» за счет введения промежуточных переменных знаменует переход к необихевиоризму. Основная формула поведения приобретает вид «стимул—промежуточные переменные—реакция» (S—г—s—R). В соответствии с этим стимулы стали обозначать как независимые переменные, а реакции — как зависимые. В настоящее время понятие промежуточных переменных трактуется довольно широко. В качестве их рассматриваются внимание, представления, мотивы, установки, отношения и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии на современном этапе. В становлении бихевиоризма огромную роль сыграли работы И.М. Сеченова (1829—1905) и И.П.Павлова (1849—1936), поскольку ими были заложены основы материалистического понимания принципов работы нервной системы. И. М. Сеченов полагал, что внешнее воздействие лишь в результате опосредования сложными внутренними психическими процессами рождает в конечном итоге образы, мысли, идеи. И. П. Павлов на основе теоретических высказываний И.М.Сеченова о рефлекторной природе деятельности мозга разработал экспериментально обоснованное учение. Созданная им условно-рефлекторная теория выделяла роль сигнала, внешней среды. Был доказан динамический характер локализации функций в коре головного мозга, а также внесена ясность в понимание физиологической сущности типов нервной системы. В рамках бихевиоризма были разработаны теории научения — приобретения опыта, умений и навыков. Один из вариантов научения — классическое обусловливание — связан с именем И. П. Павлова. В классической павловской схеме условного рефлекса S —R, где S — стимул, R — реакция (поведение), реакция возникает в ответ на воздействие какого-либо стимула (раздражителя). Павлов впервые объяснил, как нейтральный стимул может вызвать ту же, что и безусловный раздражитель, реакцию, которая протекает автоматически, на врожденной основе, без предшествующего опыта индивида (т.е. как нейтральный стимул становится условным раздражителем). Это происходит при смежности (совпадении по времени) безусловного и нейтрального раздражителей, с некоторым опережением последнего, а также при повторении — многократном сочетании нейтрального и безусловного раздражителей. Основатель бихевиоризма Дж.Б.Уотсон считал, что каждой ситуации или стимулу соответствует определенное поведение, или реакция, и поэтому любую деятельность человека можно объяснить по вышеупомянутой схеме S —R («стимул — реакция»). Его последователь Б. Скиннер (1938) высказал мысль, что поведение определяется своими последствиями. На организм воздействуют условным раздражителем и подкрепляют его безусловным, стимул следует после поведенческой реакции. Результатом научения является оперант (отсюда — оперантное научение). В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий эффект, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное, или инструментальное, поведение — поведение типа R — это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное поведение вызвано стимулом, который предшествует поведению, а оперантное поведение — стимулом, следующим за поведением. Другими словами, в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, а в оперантном — следует за ней. Позитивное или негативное подкрепление усиливает поведение. Позитивное подкрепление основано на применении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет негативных стимулов. Наказание отличается от негативного подкрепления тем, что направлено на ослабление поведенческой реакции. Наказание также подразделяют на позитивное и негативное: первое основано на лишении индивида позитивного подкрепления, а второе — на предъявлении негативного (аверсивного) стимула. Например, при позитивном наказании родители за плохую успеваемость лишают ребенка какого-то подарка, а при негативном — ругают за плохую успеваемость. Если бихевиористы и основоположники условно-рефлекторной теории в объяснении поведения человека отдавали предпочтение факторам внешней среды, сигналам, идущим извне, то ученик и последователь И.П.Павлова П.К.Анохин (1979) показал, что не менее важную роль в отборе полезных приспособительных действий играет работа самого мозга. Представители экзистенциализма (идеалистического направления) М.Хайдеггер и К.Ясперс занимались проблемой существования (экзистенции) человека, которое трактовали как чисто индивидуальное «бытие для смерти», изолированное от общества. Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных, подсознательных процессов, которые имеют характер влечений и составляют ядро личности. Глубинная психология включает три направления: 1) психоанализ Фрейда; 2) индивидуальная психология Адлера; 3) аналитическая психология Юнга. Психоанализ З.Фрейда (1856—1939) вначале применялся для лечения неврозов, и особенно истерии, затем стал научно-исследовательским методом и, наконец, самостоятельной дисциплиной, которая попыталась дать философское истолкование феномена человеческой культуры и смысла жизни вообще. Развитие метода описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Большое влияние на него оказали результаты исследовании Ж. М. Шарко (изучение связей между гипнозом и неврозом), а также случай из врачебной практики выдающегося венского врача И.Брейера, лечившего в 1880—1882 гг. с помощью гипноза одну больную, страдавшую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне пациентка находила взаимосвязи между симптомами своего заболевания и травмирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в подсознание и неосознаваемыми в состоянии бодрствования. При этом больная реагировала на психотравмирующие факты бурным аффектом, «завершала подавленный психический процесс», в результате чего произошел «катарсис». После предварительного сообщения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и опубликования книги «Исследования истерии» в 1895 г. Брейер и Фрейд прекратили совместные исследования. В процессе дальнейшего развития своего учения Фрейд пришел к убеждению, что невротические явления вызываются, как правило, возбуждениями сексуального характера, актуальными сексуальными конфликтами или возникают под влиянием ранее пережитых сексуальных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстройства половой функции. Фрейд создал метод свободных ассоциаций, которые больной воспроизводил, лежа на кушетке с закрытыми глазами. Позднее Фрейд предложил метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою символику, отражающую подавленные желания, как правило, сексуального характера. Фрейд называл сновидения «королевской дорогой в подсознание». В процессе психоанализа пациент оказывает психологическое сопротивление, иногда даже переносит на врача свою ненависть (transfer — перенос). Это противодействие пропорционально силе подавляемых влечений, которые Фрейд относил к периоду детской сексуальности. Половая функция, вначале аутоэротическая, проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, садистическо-анальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд обозначил термином «либидо». Психоанализ переоценил роль сексуальности в жизни человека, за что Фрейда упрекают в пансексуа-лизме. Согласно психоаналитической концепции большинство психических процессов происходит в области бессознательного, и лишь незначительная их часть осознается. Между бессознательной и сознательной областью имеется предсознание, в которое поступают только те мысли, представления и стремления, которые были пропущены цензурой «Я». Психоанализ Фрейда игнорирует историко-общественное развитие и экономические, общественные отношения. Большое значение для развития психологической науки имеют следующие аспекты учения Фрейда: - создание динамической и глубинной концепции личности в противовес дедуктивной и статической психологии; - акцент на значение подсознательных компонентов психической жизни и их связи с сознанием; - подчеркивание важности ранних детских впечатлений; - выделение роли биологических потребностей; - исследование механизма неврозов; - изучение сновидений, их символики и так называемых ошибочных действий (описки, оговорки и т.п.). Индивидуальная психология Адлера сформировалась на основе теорий Фрейда и изучения неврозов, но избежала свойственных психоанализу генерализаций и стала самостоятельным направлением, уделяющим много внимания общественной детерминации психического развития. Адлер разработал понятие так называемой неполноценности органов и распространил его на любую недостаточно или дефектно-развитую функцию (задаток), как соматическую, так и психическую: конституциональная слабость, сердечные дефекты, горб, заикание, «леворукость» и т.п. Психические процессы находятся в гармонии там, где имеется равновесие между потребностью в самоутверждении и потребностями общества. Неполноценность органов может привести к возникновению повышенного чувства недостаточности, проявляющегося в избегании людей, потере уверенности в себе, отчуждении, утрате смелости. Противоположной реакцией является гиперкомпенсация: человек не только компенсирует свою неполноценность, но и гипертрофированно развивает функцию пораженного органа. Возможен и иной путь — замещение дефекта другим видом интенсивной деятельности в доступной области, в которой индивид старается выделиться. Например, человек с физическим недостатком стремится к достижению в области культуры или политики. Адлер подчеркивает значение социальной среды, особенно семейной. По его мнению, необходимы правильная жизненная линия, хорошее воспитание или психотерапия, направленная на формирование жизненной смелости. Работы Адлера важны, поскольку в них содержатся описания продуманных мероприятий и теории, относящиеся к исправительной педагогике и психотерапии. В аналитической психологии психиатра К. Г. Юнга фрейдовский термин «либидо» используется для обозначения жизненной энергии, проявляющейся не только как сексуальность, но и как творчество. Юнг видит в индивидуальном и коллективное бессознательное, в котором заключены архетипы — прообразы, определяющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной сферы жизни. Их создавал опыт человечества в течение тысячелетий. К ним относятся, например: anima — символ женского естества в подсознании мужчины и противоположный ему animus — естество мужчин в коллективном обессознательном женщины. Гештальт-психология сформировалась при господстве идеалистической философии в Германии в начале XX в. В ней мир рассматривается как совокупность организованных форм (гешталь-тов). В основе этого направления лежит мысль Эренфельса о качестве формы: мелодия остается мелодией, несмотря на перенесение (транспортировку) ее в любую тональность, так же как и копии картины, нарисованные разными красками и разного размера. Следовательно, формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементом, а представляют собой новую структуру. Гештальт — это целостное образование, имеющее собственное свойство, которое не исчерпывается свойствами отдельных его частей. Хотя части и целое взаимообусловливают друг друга, свойства целого всегда превалируют, доминируют над свойствами частей, иными словами, наблюдается фено-минальная и функциональная доминантность целого над частями. Образ рассматривается как самостоятельный феномен. Константность, т. е. постоянство образа при меняющихся условиях восприятия, является основным свойством гештальта. Оно нарушается, если образ воспринимается изолированно от целостного зрительного поля. В этом заключается феномен «фигуры и поля». Фигура — это замкнутое, выступающее на передний план целое, отделенное от фона контуром. Фон — то, что находится позади фигуры. Реверсибильная фигура «ваза-лицо» демонстрирует основные положения данного феномена (рис. 1). В гештальт-психологии интеллект трактовался как поведение, направленное на решение проблем. Гуманистическая психология сформировалась как альтернатива бихевиоризму в 50-е годы XX в. Один из ведущих представителей этого направления Р.Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Целостный подход к личности является фундаментальным принципом гуманистической психологии, которая основывается на вере в возможность реализации способностей каждого человека при условии предоставления ему свободы выбора своей судьбы. В качестве детерминанты поведения и развития личности рассматривают потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Основной стержень гуманистической психологии — оптимистический взгляд на природу человека. Американский психолог К.Роджерс (1902—1987), один из основоположников гуманистической психологии, считал, что в каждом человеке заложено стремление полностью проявить себя, и он наделен побуждениями, необходимыми для развития всех своих возможностей. Общественные нормы и воспитание принуждают его в ущерб собственным чувствам и потребностям принимать ценности, навязанные другими, что служит источником неудовлетворенности и нарушения поведения. Терапевтический метод Роджерса основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно реализовать свои способности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.014 с.) |